-->

ASTARTA ГОТОВА К СТАРТУ

В России прошли сертификационные испытания трех моделей легковых шин производства ОАО «Белшина»

  • P1200213
  • P1200115
  • P1200181
  • P1200176

  68-70_07.2017
(216,5 KiB, скачали - 28)

Своими впечатлениями от сертификационных испытаний трех моделей легковых шин производства ОАО «Белшина» на российском полигоне делится главный редактор газеты «Шинник» Валерий ЗИНОВСКИЙ.

В ожидании успеха

Прямые поставки на конвейер для комплектации первых белорусско-китайских легковых автомобилей семейства «Джили» — новый перспективный рынок для «Белшины». Именно поэтому было важно, чтобы шина размера 225/60R18 модели Bel-403 торговой марки Astarta прошла все испытания по программе Правил ЕЭК ООН № 117, показала хорошие результаты и получила сертификат качества. В том, что так и будет, мы не сомневались, однако это были первые испытания шины на шумность и сцепление с мокрым асфальтом, поэтому полностью исключать «сюрпризы» было нельзя.

Кроме этой позиции, планировалось испытание еще двух легковых шин массового потока — 175/65R14 модели Бел-264 и 185/60R14 модели Бел-256 на подтверждение сертификата, выданного им два года назад.

Не бывает лишних мелочей

Итак, мы на месте. Команда испытателей готовит машины и шины к тестовым заездам. Должны пройти два двойных «экзамена» на подтверждение сертификата для шин серийного производства и двойное сертификационное испытание для шин, предназначенных для кроссовера «Джили»: тесты на шумность на сухом покрытии, а также на сцепление с мокрым асфальтом в сравнении с шиной-эталоном.

Кстати, немногие знают, что эталонная шина — это специально разработанная по особой технологии уникальная модель, которая продается только специализированным испытательно-сертификационным центрам при предоставлении ими специальных гарантий, что она не будет передана третьим лицам или пущена в эксплуатацию. Эталон выпускается в ограниченном количестве всего тремя компаниями — в США, Канаде и Франции. По сути, это тот же лабораторный прибор, как, например, хронограф для анализа жидкостей.

В чем же заключалась подготовка шин и техники к испытательным заездам? Новые шины, только что вышедшие из форматоров-вулканизаторов, ни в коем случае испытывать нельзя. Ведь производители даже в быту рекомендуют автомобилистам при «обувании» новых шин соблюдать осторожность до пробега в 200—300 км. И бобруйские шины до их выхода на трек должны «прикататься». Для ускорения подготовительного этапа на одном комплекте мы ехали на полигон, второй уже заранее был «прикатан», а в шины Bel-403 для «Джили» «обули» пикап, который во время испытаний серийных «белок», обкатывал новые шины на трассе.

В это же время с Renault Logan, согласно методике, были сняты брызговики и все другие дополнительные обвесы, которые могут создавать шум или его экранировать, и автомобиль каждым колесом стал на отдельную весовую площадку с точностью измерения до грамма, чтобы загрузиться балластом до определенной нагрузки на каждое колесо. В зависимости от индекса несущей способности шины загрузка авто должна быть 75±5% индекса несущей нагрузки шины. Это что касается испытаний на уровень шума. А для определения индекса сцепления на мокром покрытии диапазон загрузки — от 60 до 90% индекса грузоподъемности. Эти процедуры проходят абсолютно все авто перед каждым испытанием.

Затем с точностью до десятой доли атмосферы определяется и устанавливается давление в шинах, рассчитанное по методике и специальной формуле в зависимости от весовой нагрузки. Все данные заносятся в протокол испытания. Выверял до грамма весовую нагрузку и рассчитывал давление инженер по сертификации и лабораторно-дорожным испытаниям АНО «Шинтест» Глеб Чекменев. Именно он отвечает за теоретический расчет, анализ и контролирует проведение испытаний.

Затем автомобиль оснастили специальной аппаратурой.

— Это британский прибор на основе GPS-навигатора, — поясняет Глеб Чекменев. — На крышу устанавливается антенна, в кабинке — блок с компьютером, на лобовое стекло — монитор, с которого водитель считывает показания. Система универсальная, она может снимать около 15 параметров. На этих испытаниях мы фиксируем по ней скорость прохождения на точке измерения шума шин, а при определении сцепления на мокром покрытии — точную дистанцию торможения.

На старт!

Наконец, когда автомобиль и шины скрупулезно подготовлены командой испытателей к заездам, наступает момент истины: Logan выезжает на трассу полигона. За рулем инженер-испытатель Артём Никитин. И пока готовится оборудование на площадке измерения уровня шума, он, нарезая километры кругов, разогревает шины.

Испытательная площадка — это идеально ровный отрезок трассы, покрытый специальным асфальтом и прошедший сертификацию в международном центре. По ее обеим сторонам устанавливаются и под наблюдением инженера по испытаниям шин ОИНШ УИТС ОАО «Белшина» Руслана Шинкоренко калибруются шумомеры. На своем месте и портативная метеостанция для считывания значений температуры воздуха и силы ветра, за показаниями которых следят Глеб Чекменев и руководитель испытательной лаборатории Андрей Фадеев, контролирующий также и температуру асфальта. За правильность всех измерений и занесение точных данных в протокол отвечает Руслан Шинкоренко. Все эти показатели, а на каждый из них есть свой допуск (например, скорость порывов ветра не должна быть более 5 м/с), влияют на результаты испытаний.

Всего для расчета контрольной скорости, которая по методике равна 80 км/ч, и создаваемому шинами уровню шума необходимо провести по четыре заезда в интервалах скорости 70—80 км/ч и 80—90 км/ч.

Сами испытания смотрятся не так эффектно, как лабораторно-дорожные, когда машины с визгом шин и тормозов проходят на скорости «змейку» и выполняют другие фигуры «высшего пилотажа». Здесь все более прозаично, особенно измерение уровня шума: просто между шумомерами на заданной скорости проезжает автомобиль, а Глеб Чекменев и Андрей Фадеев фиксируют в протоколе показатели приборов. И так раз за разом. Но бывают и незачетные заезды, когда случаются порывы ветра или автомобиль не выдерживает контрольную скорость. Итак, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой заезды… Приборы регистрируют скорость, децибелы, температуру асфальта и воздуха, силу ветра — все буднично. Но результаты  имеют решающее значение для дальнейшей судьбы шин.

И вот первая модель «сдала  свой экзамен» — автомобиль «переобувается», и все начинается сначала. А затем то же авто и те же шины, пройдя подготовку на испытания тормозных свойств, стартуют на мокрой площадке. Но перед этим Logan комплектуется эталонными шинами, на которых проводятся тес-
товые заезды. А затем это же действие повторяется на бобруйских шинах. Разгон — торможение, снова разгон — и снова резкое, «в пол», до срабатывания АВС, торможение с регистрацией результатов. И так по кругу раз за разом, после чего автомобиль снова «обувается» в эталонные шины и работает по той же схеме. На этот раз для подтверждения тестовых результатов. Порядок сохраняется при испытаниях всех моделей шин: эталонный заезд, испытательный и снова эталонный.

К этому времени свою обкатку закончили новые шины для «Джили» 225/60R18. Как отметил водитель-испытатель Андрей Юхарев, обкатывавший их на пикапе, шины ему понравились: «они мягкие и хорошо держат дорогу».

После подготовки шины Веl-403 прошли точно такой же круг испытаний, как и серийные. По предварительным расчетам, они показали хорошие результаты и по сцеплению с мокрой поверхностью, и по уровню шума.

Точно так же, по предварительным расчетам, подтвердили свои сертификаты по всем показателям шины 175/65R14 модели Бел-264 и 185/60R14 модели Бел-256.

Окончательные расчеты проведут и подведут итоги испытаний специалисты чешского международного сертификационного центра. Они же выдадут сертификаты и сообщение о подтверждении соответствия всех бобруйских шин, проходивших испытание, требованиям Правил ЕЭК ООН № 117.

Фото Валерия ЗИНОВСКОГО

Читайте также: