-->

ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ МОНТАЖ

Главное ремонтное событие 2016 года для новополоцких нефтепереработчиков

  • na-naftane-vypolnen-vstrecha-dvux-apppartov-wsa-gorizontalnoe-foto

  50-51_12.2016
(101,3 KiB, скачали - 92)

Вместе с календарным завершается и ремонтный год. Одно из главных ремонтных событий 2016 года для новополоцких нефтепереработчиков — уникальные монтажные работы по замене основной 83-тонной части аппарата WSA (конденсатора). Они были выполнены на установке получения серной кислоты ОАО «Нафтан». Анализируя итоги этой работы, теперь трудно определиться, что было сложнее: решиться или выполнить такой опасный производственный трюк?

О проведенных работах рассказали заместитель главного механика ОАО «Нафтан» Игорь ПИСКУН,
начальник участка 4/3 ОАО «Нефтезаводмонтаж» (НЗМ) Александр ПАХИЛКО и ведущий инженер-механик ООО «Хальдор Топсе» (Москва) Михаил МАКСИМОВ

— Выполненный на «Нафтане» монтаж можно, без преувеличения, причислить к уникальному мировому опыту. Поясните почему?

Игорь Пискун (И.П.): Прежний аппарат WSA отслужил свой срок, и на сентябрь 2016 года была запланирована его замена. Доставить конденсатор в собранном виде невозможно, а на досборку требуется огромное время. По сути, это как конструктор Lego — тысячи деталей. Кроме того, требуется не менее 65 суток для нанесения кислотоупорной футеровки, которая состоит из множества слоев и выполняется строго по технологии и при определенной температуре. Но мы не можем позволить себе почти полгода платить экологический налог (во время простоя установки сероводород сжигается в факеле, при этом образуется диоксид серы). Было принято решение монтировать аппарат в собранном виде с футеровкой. Прежде такие работы выполнялись только в Саудовской Аравии и Канаде. Рискованно, но временная и денежная экономия того стоит!

Трудностей было много, а главная состояла в том, чтобы переместить груз, не повредив целостности кирпичной кладки, которую может нарушить малейший перекос или деформация. Все вышеперечисленные работы мы заблаговременно выполнили на производственной площадке установки получения серной кислоты. Каждая сторона понимала степень ответственности.

Руководство производства «Нефтяные топлива и ароматика» (НТиА) своевременно подготовило заявку на закупку всей необходимой такелажной оснастки и грузоподъемной рамы для выполнения этой работы. А компания-лицензиар и поставщик оборудования «Хальдор Топсе» сумела в сжатые сроки разработать и поставить соответствующее грузоподъемное оборудование. Особенность приспособлений — возможность выполнения замеров усилия натяжения в каждой из восьми точек для индивидуального контроля нагрузки. Был установлен компьютер с монитором, на котором отображались данные тензодатчиков с каждой оси. Совместно с «Хальдор Топсе» и НЗМ в несколько этапов мы выполнили предварительную регулировку. Была составлена схема расчета процентной нагрузки на каждую ось.

— Какими единицами измерения лучше оперировать, чтобы понимать степень точности распределения груза?

Михаил Максимов (М.М.): У нас было восемь подвесов. Между ними распределили 83-тонную нагрузку с разницей не более одной тонны. Смещения, перекоса в несколько миллиметров было бы достаточно, чтобы футеровка треснула.

И.П.: Также было важно поставить аппарат на идеально ровную поверхность. По плану производственных работ, разработанному специалистами НЗМ, опорные поверхности были отрегулированы до миллиметра. Выполнить это можно было только с помощью современного геодезического оборудования.

Слаженная работа «Нафтана» со своим постоянным партнером — генподрядчиком ОАО «Нефтезаводмонтаж», а также тщательная подготовка к монтажу надзорной организации «Хальдор Топсе» позволили нам успешно справиться с этой непростой задачей.

— Как «Нафтан» решился на этот монтаж? Ведь в случае неудачи грозили полугодовой простой установки, миллионы рублей экологического налога. Да и стоимость аппарата добавляет нули к сумме риска…

И.П.: Жизнь заставила. Штрафы не позволяют нам останавливать установку получения серной кислоты более чем на 20 дней. Это экологический объект, важный для города и региона. На летнем ремонте второй очереди удалось сэкономить четыре дня. Они нам пригодятся сейчас.

— Какая подготовительная работа проделана специалистами каждой из сторон-участниц проекта и как в целом была воспринята его идея?

И.П.: Потрудиться пришлось многим заводским службам, особенно проектировщикам. Представьте: вспомогательное оборудование, контрольно-измерительные приборы, освещение, газоходы, воздуховоды, технологические трубопроводы — все опиралось на прежний аппарат WSA. Демонтировав все, можно было очистить площадку и провести монтаж в более комфортных условиях. Но сколько времени пришлось бы потратить на восстановление?

Заблаговременно вокруг аппарата WSA были смонтированы комплекс опор, подвесные системы, пространственные рамы. Они позволили на действующей установке, на ходу, перенести нагрузку всех технологических линий, высоковольтных кабелей. Словом, фокус получился таким: ствол этого технологического дерева мы вытащили, а ветки закрепили во временном пространстве. Все рабочие чертежи выполнила заводская проектно-конструкторская служба.

Также много работы было у механической службы производства НТиА. Не подвела и материально-техническая служба завода. Сложные договоры на поставку оборудования, переговоры, сжатые сроки — все удалось реализовать!

Александр Пахилко (А.П.): С «Нафтаном» мы работаем давно, и если нашему партнеру нужна помощь — никогда не откажем. Были четко поставлены задача, сроки, и мы понимали их объективную необходимость. Сотрудничество с «Хальдор Топсе» не вызывает проблем. Поставка оборудования была четкой, согласно графику. Все пришло своевременно и в нужной комплектации.

Траверсу с датчиками мы получили уже испытанной. Коэффициент сомнения в успехе дела был невелик. С такими надежными и десятилетиями проверенными партнерами не страшно. Прежде мы не сталкивались с такой комплектацией груза, но работали и с большим весом. Максимально возможные работы мы постарались провести до начала ремонта. Собрали аппарат WSA. Сделали для него опорные рамы. Рассчитали траекторию перемещения аппарата при демонтаже старого и монтаже нового.

М.М.: Для нас было важно своевременно поставить траверсу. Причем следовало учитывать особенности законодательства единого таможенного пространства. Потребовалось получение соответствующих разрешительных документов. На аналогичных установках НПЗ разных стран мы неоднократно предлагали нашим заказчикам провести такой же сложный монтаж. Но те, оценив свои силы и возможности, отказывались, до полугода растягивая временные рамки ремонтных кампаний. Приятно, что «Нафтан» и НЗМ располагают квалифицированными специалистами и вместе мы смогли реализовать такой уникальный перенос. Этот опыт мы сможем использовать в работе с нашими заказчиками по всему миру.

— А белорусский гимн, звучавший после завершения самых ответственных этапов монтажа, — традиция НЗМ?

А.П.: Такое музыкальное сопровождение — местная инициатива. Но оно соответствовало общему настроению на площадке. Все понимали значимость момента и в душе торжествовали, когда все прошло на ура!

— В качестве резюме попрошу представителей всех участников монтажа назвать главную сложность в работе для своей стороны.

И.П.: Самым сложным для «Нафтана» было решиться на монтаж. Это стало возможным благодаря недавно приобретенной современной технике — крану «Либхер» грузоподъемностью 750 т. Без него мы бы даже не рассматривали проведение этой операции собственными силами. Благодаря уникальному крану, на котором работают наши опытные крановщики, мы смогли сэкономить время и внушительные финансовые средства.

Очень важно сохранить в составе предприятия и ремонтный персонал, и спецтехнику. Сторонняя организация, понимая степень риска, никогда не взялась бы за такой монтаж. Объективно оценивая свои силы и способности, мы решились на этот шаг — и все получилось.

А.П.: А нам комфортно работать плna-naftane-vypolnen-vstrecha-dvux-apppartov-wsa-gorizontalnoe-fotoечом к плечу с такими высококвалифицированными специалистами. На площадке люди понимают друг друга с полуслова. Самым сложным для нас был, конечно же, монтаж аппарата. Мы тщательно готовились, ведь нельзя было допустить даже легкого касания. Во время монтажа было несколько узких мест, когда с каждой стороны оставалось по 5—10 мм. Все было просчитано, продумано и оговорено, но переживания были сильными.

М.М.: Для нас отчасти это тоже новый опыт. Отмечу высокую мотивированность и профессиональный интерес работников «Нафтана» и НЗМ. Это отличает наше сотрудничество, результатом которого стал общий успех!

Татьяна ЗЕНЬКО, фото автора

 

Читайте также: