-->

МОДЕРНИЗАЦИЯ НПЗ: ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ ТРАТИТЬ БОЛЬШЕ

На вопросы журнала отвечает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий Павлов

  • IMG_0760

  14-16_08_2016
(71,8 KiB, скачали - 112)

Накануне Дня нефтяника на вопросы журнала ответил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий ПАВЛОВ

 — Недавно СМИ сообщили, что Мозырский НПЗ построил установки «адсорбционной очистки бутановой фракции С4», «производства высокооктановых компонентов бензина»… Даже человеку, знающему химию в объеме школьной программы, непонятно, что это такое. Гидрокрекинг, алкилирование, замедленное коксование — эти названия технологических процессов, которые уже освоены или планируются к освоению белорусскими НПЗ, большинству населения также ни о чем не говорят.

Виталий Петрович, расскажите, пожалуйста, зачем нефтеперерабатывающим заводам нужно строить эти установки? Для чего нужна модернизация НПЗ, в которую вкладываются даже не миллионы — миллиарды долларов? Что от этого получат государство, общество, рядовой гражданин?

— Начнем с того, что модернизация, обновление нужны в любой отрасли и любой сфере. У общества постоянно возникают новые знания, потребности и требования. Мы переходим от телеги к автомобилю, от автомобиля к поезду и самолету, от дерева как материала к пластмассе, от печки как источника энергии к электростанции и т.д.

Нефтепереработка — сложная технологичная отрасль. И отставать от мировых тенденций нельзя, иначе догнать лидеров будет очень сложно, несмотря на огромные вложения.

В течение первого полугодия 2016 года Мозырский НПЗ завершил строительство трех новых производственных объектов общей стоимостью почти 500 млн долларов.

«Нафтан» завершает реконструкцию установки первичной переработки нефти АТ-8 и строительство установки производства элементарной серы.

В активной стадии реализации находятся крупнейшие проекты — комплекс замедленного коксования на «Нафтане» и комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ. В эти проекты уже инвестировано более 1,8 млрд долларов. Кстати, эти деньги не из госбюджета, они заработаны заводами или взяты в кредит на коммерческих основаниях.

Вас не должны пугать сложные названия технологических установок. Цель любой модернизации — прежде всего повышение эффективности работы: получение большей прибыли и снижение затрат.

Это выгодно не только предприятию. Например, НПЗ благодаря огромным оборотам своих денежных потоков являются одними из самых весомых плательщиков налогов в бюджет страны.

Достаточное количество денег в бюджете страны — это хорошие детские сады и школы, бесплатная медицина, пособия на детей и много других социальных льгот для каждого гражданина страны.

Новое производство — это и новые рабочие места. Например, в Мозыре новые производственные объекты НПЗ в первом полугодии 2016 года дали работу 99 специалистам, а до конца года коллектив предприятия прирастет еще на 120 человек.

А как важны чистота воздуха, воды, всей окружающей среды для человека! Это один из самых главных факторов сохранения здоровья.

Мы же не едим сейчас, как первобытные люди, немытое яблоко с кожурой — знаем о последствиях. Так же стремимся поступать и с моторным топливом, которое выпускают НПЗ. Благодаря новым технологиям, внедренным в производство с помощью модернизации, «Нафтан» и Мозырский НПЗ производят и реализуют в Беларуси бензин и дизельное топливо только ультравысокой степени очистки — по стандарту «Евро-5». Кстати, первыми в СНГ. Уже с 2015 года все моторное топливо, которое продается на белорусских АЗС, соответствует этому экологическому стандарту.

Применяя такое топливо, человек может быть уверен: выбросы отходов топлива из его автомобиля минимальны — в сотни раз меньше, чем, например, в 1990-е годы. Воздух стал чище.

Этот эффект модернизации сложно пересчитать в денежном выражении, но он очень важен.

— Наверное, следует упомянуть и то, что «нефтянка» дает сырье для многих других отраслей экономики…

— Безусловно, наши НПЗ отгружают значительные объемы нефтехимического сырья предприятиям химического профиля — ОАО «Лакокраска», ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Завод горного воска» и другим.

В полном объеме удовлетворяется потребность белорусских предприятий в жидком углеводородном сырье, ортоксилоле, толуоле, нефрасе, параксилоле, капролактаме, полиэтилене высокого давления, серной кислоте, олеуме и т.д. Вся эта продукция — сырье для дальнейшей переработки.

Например, бензол, который «Нафтан» и Мозырский НПЗ поставляют на переработку в ОАО «Гродно Азот», является сырьем для выработки капролактама, который, в свою очередь, используется при производстве кордной ткани и нитей — одного из сырьевых ресурсов для производства шин в ОАО «Белшина».

С использованием поставляемого с «Нафтана» параксилола в ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Светлогорск-Химволокно» осуществляется выпуск полиэфирных волокон и нитей, которые затем используются в костюмных и плательных тканях. Из полиэтилентерефталата производят бутылки для воды, из ортоксилола — компоненты красок и лаков… И этот список можно продолжать.

Предприятия нефтехимической отрасли, в свою очередь, поставляют произведенную продукцию предприятиям смежных отраслей — концернам «Беллегпром», «Беллесбумпром», Минпрому.

— Обновление НПЗ идет уже 10 лет. Есть ли уже сейчас эффект от построенных объектов? Каковы итоги модернизации? В текущей пятилетке модернизация НПЗ должна завершиться?

— Главный эффект — в сохранении конкурентоспособности белорусских НПЗ на мировом рынке. Их продукция стабильно высокого качества и пользуется спросом. Более того, белорусские нефтепродукты уже стали брендом в соседних странах.

Итоги модернизации я бы назвал достижениями НПЗ.

Прежде всего, как уже сказано, с 1 января 2015 года потребители на территории Республики Беларусь первыми среди стран ЕАЭС обеспечиваются моторным топливом только пятого экологического класса. Объем его выпуска значительно увеличен.

Налажено производство автомобильного бензина для высокофорсированных двигателей АИ-98-К5, дизельного топлива «Арктика» с улучшенными низкотемпературными характеристиками.

Освоен выпуск нового вида авиационного топлива Jet А1, которое пользуется высоким спросом у зарубежных потребителей.

Начат выпуск расширенной линейки современных моторных масел.

Освоено производство дорожных битумов в полном соответствии с требованиями европейских нормативов.

Обеспечиваются стабильные поставки ароматических углеводородов химическим предприятиям отрасли.

Немаловажно, что цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке Беларуси поддерживаются на более низком уровне, чем в сопредельных странах, за исключением добывающей нефть России.

Не секрет, что в последнее время НПЗ работают в непростых кризисных условиях, характеризующихся резким падением котировок на нефть и нефтепродукты, а также введением российской стороной с января 2015 года «налогового маневра».

В сложившейся ситуации потребность модернизации НПЗ становится наиболее очевидной, хотя даже в Российской Федерации многие инвестиционные проекты останавливаются.

Мы видим, что проведенная модернизация белорусских заводов позволила им в столь сложное время удержаться на плаву.

Только благодаря проведенной модернизации белорусские НПЗ находятся среди лидеров отрасли в Европе и СНГ по технологической оснащенности, качеству выпускаемой продукции и выходу наиболее востребованных рынком светлых нефтепродуктов.

— Вы упомянули, что в России при всех ее ресурсах некоторые проекты модернизации приостановлены. А как в других странах? Мы движемся в одном направлении по модернизации?

— Нефтеперерабатывающая отрасль нашей республики в большей степени, чем другие, интегрирована в мировую экономику, которая оказывает существенное влияние на отраслевой экономический потенциал.

Это выражается в полном приобретении по импорту всех ресурсов, абсолютного большинства оборудования и технологий, а также в поставках за пределы Беларуси более половины продукции НПЗ.

Поэтому естественно, что модернизация наших НПЗ осуществляется в строгом соответствии с мировыми тенденциями. Она направлена на увеличение глубины переработки нефти для повышения отбора светлых нефтепродуктов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции до требований не только ныне действующих, но и перспективных мировых стандартов качества.

По выходу наиболее высоколиквидных светлых нефтепродуктов Мозырский НПЗ и «Нафтан» находятся на втором и третьем местах в рейтинге почти трех десятков НПЗ России и Беларуси, уступая только Омскому НПЗ, входящему в состав ОАО «Газпром нефть».

Достигнутая технологическая оснащенность белорусских НПЗ позволяет говорить о сложности применяемых процессов, которая характеризуется индексом Нельсона.

Проведенный нами анализ показал: при текущем индексе Нельсона у «Нафтана», равном 9,2, и Мозырского НПЗ — 7,7 средний уровень индекса Нельсона российских НПЗ составляет 5,1, европейских НПЗ — 6,6, НПЗ Северной Америки — 10,23, среднемировой — 6,7.

По итогам анализа международных трендов развития нефтеперерабатывающей отрасли можно утверждать, что ее модернизацию нельзя останавливать. Промедление будет чревато отставанием и впоследствии еще большими затратами.

В наших планах — продолжать поэтапную модернизацию белорусских НПЗ, ориентируясь на лучшие мировые достижения.

Планы модернизации в настоящее время просматриваются до 2025 года.

Вложения велики, но они окупаемы. Повторюсь, инвестиционные затраты несут сами заводы, используя собственную прибыль и банковские кредиты, не «напрягая» бюджет государства.

— Над какими проектами работают НПЗ в 2016 году? Удастся ли уложиться в сроки? Есть ли деньги?

— Работа ведется в соответствии с программами развития НПЗ, которые утверждает и строго контролирует не только концерн, но и правительство.

На Мозырском НПЗ в прошедшей пятилетке реализовано 13 проектов. В первом полугодии 2016 года введены в эксплуатацию установки адсорбционной очистки бутановой фракции С4, по производству высокооктановых компонентов бензина и утилизации сероводородсодержащего газа.

ОАО «Нафтан» реализовало 16 проектов. В текущем году планируется завершить строительство установки первичной переработки нефти мощностью 6 млн т в год, установок по производству водорода и серы, а также закончить реконструкцию гидроочистки № 2.

В активной стадии строительства находятся крупнейшие масштабные проекты: комплекс замедленного коксования нефтяных остатков на «Нафтане» и комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ. Их планируется реализовать в текущей пятилетке.

В результате глубина переработки нефти достигнет 88—89%, отбор светлых нефтепродуктов — на уровне 63%.

Прирастет производство светлых нефтепродуктов по европейскому стандарту. По такому же стандарту будет производиться и весь топочный мазут (с содержанием серы до 1%). Уменьшится общее количество товарного мазута с 3 млн т в год в 2015 году до 700 тыс. т после реализации проекта в Мозыре. В ОАО «Нафтан» будет организован выпуск новых продуктов: нефтяного кокса и элементарной серы.

Таким образом, заводы смогут выпускать более конкурентоспособную продукцию и эффективнее ее реализовывать.

Потребность в финансировании проектов в 2016—2020 годах для завершения программ модернизации для Мозырского НПЗ составляет почти 1 млрд долларов, для «Нафтана» — около 426 млн.

Безусловно, финансовая ситуация в отрасли сейчас не самая лучшая. Для продолжения модернизации не хватает собственных денежных поступлений. Хотя в натуральном выражении экспорт нефтепродуктов вырос, его стоимость значительно снизилась из-за падения цен на нефть и нефтепродукты.

Найти 1 млрд долларов, например, Мозырскому НПЗ для продолжения модернизации весьма непросто. Заводами проводится работа по привлечению иностранных кредитных линий, а также средств белорусских банков. В таких условиях проекты реализуются более продолжительное время, чем хотелось бы.

Особо отмечу, что для успешного завершения начатой модернизации заводов также требуется надлежащее исполнение обязательств белорусскими подрядными организациями в соответствии с договорами подряда. Пока с этим были проблемы.

— А что дальше, до 2025 года?

— Важно завершить нынешний этап реконструкции. Планы до 2025 года прорабатываются: как технические решения, так и финансирование возможных проектов.

Скажу только, что планируется максимально вовлекать в переработку низкодоходные темные нефтепродукты и получать высококачественные моторные топлива. Важнейшей целью технологического развития нефтеперерабатывающей отрасли являетсяи обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции перспективным требованиям стран ЕС.

Будем работать и над выводом из эксплуатации физически и морально изношенных установок.

При всех сложностях текущего периода мы сделаем все возможное, чтобы нефтехимическая отрасль республики была эффективной и производила конкурентоспособную продукцию.

Подготовила Марина КОСТЮЧЕНКО,

пресс-секретарь концерна «Белнефтехим»,

фото предоставлены пресс-службой концерна

и из архива предприятия

Читайте также: