Поиск

Поток

Туристические маршруты по нефтехимическим предприятиям

19 Апреля 2024
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Нынешний март в Союзном государстве Беларуси и России был объявлен месяцем промышленного туризма. Возможности, которые он открывает, обсудили представители министерств спорта и туризма, промышленности, а также эксперты Белорусского института стратегических исследований (БИСИ), специалисты туристической индустрии Беларуси и России на международном семинаре, состоявшемся на базе ОАО «Минский тракторный завод».

По итогам ХХI Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь — 2023» Минский тракторный завод победил в номинации «Лучший объект промышленного туризма»

Почему этой сфере сегодня уделяется такое внимание? Как отметил директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров, промышленный туризм — один из инструментов адаптации к меняющимся геополитическим условиям и тесного сотрудничества с дружественными странами и партнерами. Это весьма перспективное направление, которое позволяет углубить интеграционные процессы и запустить новые форматы коммуникаций в рамках Союзного государства. Такой вид туризма не только усиливает продвижение отечественных предприятий, но и становится точкой роста для регионов, положительно сказывается на вовлеченности молодежи в развитие стран.

По словам заместителя министра спорта и туризма Беларуси Олега Андрейчика, в нашей стране промышленный туризм интенсивно развивается. В этой сфере занято более 130 организаций, имеющих необходимую базу и самое главное — мотивацию. В 2023 году их объекты посетили более 200 тысяч человек, что почти на треть больше, чем в 2022-м.

Для цивилизованного развития промтуризма в Беларуси имеется необходимая законодательная база. 

Справка. Согласно постановлению Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 7 августа 2023 года № 36 «О ведении Единой классификации видов туризма в Республике Беларусь» определены 13 видов туризма: агроэкотуризм, активный, гастрономический, деловой, историко-культурный, лечебно-оздоровительный, медицинский, образовательный, охотничий, промышленный, религиозный, событийный, экологический.

В нашей стране утверждена Cтратегия развития туризма до 2035 года, где, как подчеркнул Олег Андрейчик, значимая роль отводится промышленному виду. Три года назад при Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь создана соответствующая национальная рабочая группа. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, согласно которому работникам организаций дается право вести экскурсионную деятельность на территории предприятия без аттестации.

— Уверен, именно промышленный туризм может придать дополнительный импульс развитию производственной базы страны, — отметил заместитель министра спорта и туризма. — Мы видим, что меняется структура, само отношение к этому виду туризма. Если раньше он носил в основном профориентационный характер, то сейчас подключились промоушен и познавательный аспект. Предприятия предлагают участие в мастер-классах, знакомство с технологиями производства, дегустацию выпускаемых продуктов питания и т.п. На мой взгляд, следующий шаг — создание совместных трансграничных проектов в сфере подготовки кадров, туристических маршрутов. 

Один из участников конференции — директор проектов дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (Россия) Ольга Шандуренко сообщила, что в 2023 году российские предприятия посетили 1,2 миллиона туристов. Год назад Агентство стратегических инициатив подписало меморандум о сотрудничестве с БИСИ. Одной из точек соприкосновения стал проект развития промышленного туризма. 

— Это системная работа. Мы хотим сформировать в рамках Союзного государства единое методологическое пространство для обмена опытом, внедрения решений, — уточнила Ольга Шандуренко. — В России создан профессиональный стандарт «Специалист по промышленному туризму», расписаны компетенции и навыки, которые требуются для такого работника. Мы приехали в Минск, чтобы поделиться своими наработками. Центр компетенции по промышленному туризму — это структурные площадки в регионах, на предприятиях, куда белорусские коллеги могут приехать, чтобы перенять наш опыт.

В программе семинара были не только круглый стол, пресс-конференция и мини-выставка туристических возможностей отечественных предприятий, но и экскурсии по музейно-промышленному центру трудовой славы МТЗ и производству. Собравшиеся смогли поучаствовать даже в сборке трактора Belarus.

ОПЫТ

На белорусских предприятиях можно увидеть, как получают стекловолокно, добывают нефть, собирают тракторы, делают шоколадные конфеты, создают ювелирные украшения, т.е. «пощупать» производство продукции широко известных белорусских брендов. О том, как это организовано, рассказывают участники форума.

Заместитель министра спорта и туризма Беларуси Олег Андрейчик:

— Предприятия концерна «Белнефтехим» — известные промышленные бренды нашей страны. Разумеется, у каждого завода свои особенности технологических процессов и соответствующие требования техники безопасности. Не везде разрешено проводить экскурсии для широкой аудитории, но можно оформлять специальные музейные помещения, создавать интерактивные макеты технологических процессов и т.п. Потенциал есть у всех.

Например, проект «Белоруснефти» предполагал развитие туризма через объекты придорожного сервиса, когда АЗС, в частности сеть придорожных кафе «Заўжды Цікава», становятся местом отдыха и туристическими информационными центрами, стартами многих маршрутов. Этот проект переживает второе дыхание, реализуется новая концепция. Наше министерство напрямую в нем не участвует, но, разумеется, помогает его продвигать.

Ведущий специалист по туризму ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович:

— Промышленный туризм на предприятии начали развивать в 2017 году. В то время мы проводили экскурсии один раз в день. Сейчас успешно действует музейно-промышленный центр ОАО «Минский тракторный завод», в котором работают пять человек. И сейчас экскурсии проходят с понедельника по субботу по четыре раза в день как для детей с 9-летнего возраста, так и для взрослых. Билеты стоят соответственно 10 и 20 рублей. Каждому гостю дарим брендированные сувениры.

В прошлом году предприятие посетило более 15 тысяч человек. Количество россиян, побывавших на МТЗ в качестве туристов, выросло за прошлый год на 199%.

Кроме того, разработаны дополнительные предложения — участие в сборке трактора, катание на технике по территории предприятия. Будем развивать эти и другие направления. Есть планы выйти с туристами за пределы завода, но для этого требуется аккредитация экскурсоводов.

Промышленный туризм для нас — популяризация бренда и рабочих профессий, а также повышение имиджа завода. То, что мы на этом еще и зарабатываем, — хороший бонус.

Специалист по экскурсионной работе ОАО «Стеклозавод «Неман» Елена Нагулевич:

— Мы были первыми, кто в 2021 году победил в номинации «Лучший объект промышленного туризма» на республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь». Промышленный туризм практикуется на стеклозаводе с 1980-х годов. Я, будучи инженером по образованию, занимаюсь им более десяти лет. Мы принимаем в неделю до 700 туристов по предварительной записи. В прошлом году на предприятии побывало больше 33,7 тысячи человек. Экскурсионные группы заезжают к нам, когда путешествуют по популярному маршруту Лида — Березовка — Новогрудок. У завода выгодное месторасположение — приграничная зона, где действует безвизовый режим для посещения нашей страны иностранцами.

За развитие промышленного туризма отвечают три человека, которые относятся к отделу кадров. Непосредственно я веду всю документацию, решаю организационные вопросы, работаю с группами. Кроме того, у нас есть специалист, который проводит только экскурсии, и тот, кто отвечает за финансовую сферу промышленного туризма на заводе. Стоимость детского билета 12 рублей, взрослого — 15 рублей. Посещение длится 1,5 часа. В магазине фирменной торговли при предприятии каждому гостю выдается подарок. Сегодня это конфетницы, деткам — сувениры в виде декоративных изделий, т.е. рыбок, цветочков и т.п.

Средства на них заложены в цену билета. После инструктажа по технике безопасности мы проводим группы по цеху хрусталя, показываем, как его выдувают, вырезают, все стадии обработки, потом перемещаемся в музей. Там рассказываем об истории завода, секреты мастеров.

Заведующий сектором туризма управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Игорь Назарчук:

— В Гомельской области таким видом туризма занимается около 20 предприятий. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Разумеется, у кондитерской фабрики «Спартак» экскурсии расписаны на два месяца вперед. Это предприятие в пятерке самых посещаемых объектов Гомельщины — более 12 тысяч туристов за год. На первом месте — Гомельский дворцово-парковый ансамбль, здесь бывает более 300 тысяч человек. В Речицком районе «Белоруснефть» проложила автобусно-пешеходный маршрут «Нефтяной». Это пример интересной, живой экскурсии, которая дает возможность побывать на площадке, где добывают нефть, пройти обряд посвящения в нефтяники и многое другое.

На мой взгляд, для организации такого вида туризма важно показать процесс производства, ведь это самая эффективная реклама выпускаемой продукции. Роль исполкома — поддержка и популяризация туризма. Например, мы разработали мобильное приложение gomel-travel.by, где собраны не только промпредприятия, оказывающие туруслуги, но и все туристические объекты и субъекты нашего региона. Приложение упрощает поиск и заказ услуг в этой сфере.

КАК У НАС

Начальник отдела информационной, культурно-массовой и спортивной работы ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Андрей Лазарев:

— В 2023 году мы провели 23 экскурсии. Предприятие посетили около 2,8 тысячи человек — школьники, учащиеся химико-технологического колледжа, гимназии, студенты Полоцкого государственного университета, ветераны производства, стоящие на учете в организации, специалисты близлежащих предприятий, дети заводчан, участники Молодежного форума, партнеры из Узбекистана. Экскурсии по заводу организует отдел информационной, культурно-массовой и спортивной работы. По сути, это общественная нагрузка, с которой справляются два-три человека. Кстати, я тоже провожу экскурсии. Они у нас бесплатные и организуются по согласованию с генеральным директором.

Начинаем мы с музея трудовой славы ОАО «ПСВ», рассказываем об истории и традициях предприятия, затем посещаем цеха. Показываем стекловаренную печь и демонстрируем технологическую цепочку: посетители видят, как рождается нить, создается полотно. По желанию гости заглядывают в магазин с нашей продукцией товаров народного потребления, в заводскую столовую.

В этом году мы провели уже несколько экскурсий для учащихся гимназии № 1 Новополоцка и работников культуры Полоцкого района. Традиционно ближе к лету поступают запросы от вузов, в начале учебного года — от школ. Обычно мы работаем со студентами университетов Полоцка, Витебска, Бреста, полоцкими и новополоцкими школьниками, представителями профсоюзов, высокопоставленными гостями, участниками форумов, а также с зарубежными делегациями, приезжающими в ОАО «Полоцк-Стекловолокно». На каникулах по просьбам наших работников проводим для их детей анимационную программу и экскурсию по предприятию.

Менеджер по организации мероприятий ДКиТ «Нефтяник» Евгений Бирилло:

— Компания «Белоруснефть» разработала и успешно внедрила промышленную туристическую программу. Маршрут «Нефтяной» — уникальный проект, который знакомит участников с историей и направлениями работы «Белоруснефти», с полным циклом добычи и переработки нефти. Экскурсия дарит возможность вживую увидеть буровую установку и насос-качалку, узнать, куда поступают нефть и газ для дальнейшей переработки, познакомиться с работой фотоэлектрической станции. Наш туристический маршрут — это и про комфорт, ведь, как любое яркое путешествие по любимой стране, он обязательно включает чашку бодрящего фирменного кофе на «зеленой» АЗС. Посещение музея, вкусный обед в баре «Черное золото», отдых в уютном санатории «Солнечный берег» на берегу Днепра — это лучшее завершение насыщенного и активного отдыха для белорусского туриста. Добавлю, что маршрут «Нефтяной» подбирается под запрос туриста — может быть как однодневным, так и более длительным, как с питанием, так и без. Корректировке поддаются все пункты путешествия. Нужно отметить и мощный профориентационный подтекст нашего проекта: участвовать в маршруте и знакомиться с нефтяными профессиями могут дети с 10-летнего возраста.

Туристические маршруты по нефтехимическим предприятиям
Туристические маршруты по нефтехимическим предприятиям
Туристические маршруты по нефтехимическим предприятиям
Туристические маршруты по нефтехимическим предприятиям

Начальник бюро по идеологической работе ОАО «Могилевхимволокно» Наталья Гончарова:

— В рамках промышленного туризма мы организуем посещение музейной экспозиции, посвященной истории создания и развития предприятия, а также выставочного зала с ассортиментом выпускаемой продукции, показываем видеофильм о «Могилевхимволокне» и знакомим с производством, на которое допускаем детей начиная с 7-го класса. Посетители могут увидеть технологии получения полиэфирного волокна, технических нитей, ПЭТ-преформ и т.д. Все услуги бесплатные.

На экскурсии к нам приезжают учащиеся учреждений образования не только Могилева, но и всего региона. Например, предприятие посещали участники экскурсионной республиканской акции «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». В ходе городского туристического проекта «Могилев индустриальный» в октябре — ноябре 2023 году мы провели 23 экскурсии для учеников школ, колледжей и университетов. Кроме того, организуем экскурсии для ветеранов предприятий нефтехимической отрасли, почетных гостей и делегаций.

Ведущий специалист по информационной работе отдела идеологической и социальной работы ОАО «Белшина» Ольга Рыжикова:

— Промышленный туризм начал развиваться в ОАО «Белшина» с осени 2017 года. Сегодня самые частые гости — бобруйчане. Много групп приезжает из Могилевской области. Были у нас туристы и из Минска, Бреста, Полоцка, Баранович, Гомеля.

Изначально мы ставили цель знакомить посетителей с предприятием, нашими достижениями и, конечно, с выпускаемой продукцией, что служит укреплению положительного имиджа бренда «Белшины». Сейчас в числе приоритетных задач промышленного туризма — и профориентация старшеклассников и учащихся колледжей. Юноши и девушки получают замечательную возможность увидеть производственный процесс изнутри, узнать подробности о профессиях, которые востребованы на заводе, и, возможно, выбрать одну из них для себя.

ФОТО Елизавета Лукашун, Марина Петраченко, Вячеслав Суходольский, Оксана Плесканёва, Маргарита Гацко

Беларусь Россия Промышленный туризм БИСИ Олег Макаров Олег Андрейчик «Белнефтехим» «Белоруснефть» «Полоцк-Стекловолокно» «Могилевхимволокно» «Белшина»
19 Апреля 2024
1348
Рейтинг: 4