-->

«NOTHING PERSONAL. JUST BUSINESS»

Сергей Каморников — об американских реалиях

  • IMG_6628 (1)
  • IMG_7017

  70-72_06.2017
(204,1 KiB, скачали - 28)
                                                   Остальные фотографии на нашей странице в социальной сети 

Знаменитая фраза из эпической саги Френсиса Форда Копполы, вынесенная в заголовок, ассоциируется с непреклонностью законов бизнеса. И Америка в этом смысле была и остается неким эталоном их построения. А потому поездка заместителя генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции РУП «Белоруснефть» Сергея Каморникова в США не могла остаться за кадром. Ведь личный аккаунт в Facebook Сергей Сергеевич с завидным постоянством пополнял впечатлениями и фотографиями с маршрута.

— Продолжая тему вовлеченности руководящих работников в социальные сети, отмечаем яркое освещение вами своего отпуска… Вы становитесь авторитетным блогером отрасли?

— Считаю себя открытым человеком, в том числе и в части увлечений. Путешествия, открытия всегда меня привлекали, также интересуюсь организацией работы иностранных коллег. Ведь за время путешествий, особенно на автомобиле, мне удалось ознакомиться с работой более сотни объектов автозаправочного сервиса в разных странах. Впрочем, не думаю, что это приведет меня к блогерской популярности.

— Считаете ли вы, что частная жизнь достойна внимания многомиллионной аудитории Всемирной паутины?

— Глубоко убежден, что и предприятие, и его руководитель должны быть максимально открыты потребителям. Особенно это касается компаний, работающих в сфере ретейла и предоставления услуг физическим лицам. И в такой открытости ничего зазорного нет. Кроме того, я считаю, что отдельные советы или комментарии могут быть полезны тем, кто решит отправиться в путешествие. Сам, например, чаще доверюсь мнению друга, который побывал в каком-то интересном месте, чем рекламной брошюре.

— Путевые заметки человека в такой должности всегда несут некую профессиональную печать. Понятно, что в отпуске хочется отдыхать, но вы же не могли не использовать его с пользой для дела?

— Может, в рамках своего отпуска мне и не удалось установить рекорд посещаемости АЗС за короткий период, но я все-таки проехал несколько тысяч километров за рулем по просторам Соединенных Штатов. Сразу хочу сказать, что каких-то революционных аспектов для Беларуси в части развития сервиса я для себя не отметил.

Тем не менее есть определенные нюансы. Среди них я бы выделил конструкционную особенность топливораздаточной колонки (ТРК), в которой один заправочный пистолет работает при заправке разными видами топлива. То есть выбор топлива осуществляется не как у нас, использованием соответствующего заправочного пистолета, а лишь кнопкой.

Примечательно, что на ТРК постоянно транслируется реклама. Как только пользователь вставил пистолет в заправочную горловину, сразу включается видеомонитор, на котором демонстрируются видеоролики. Закончилась заправка — с установкой пистолета на место прекращается и реклама.

Конечно, используются и другие общепринятые методы информирования, которые применяются и в нашей стране. Другое дело, что этой рекламы на порядок больше, что в определенном смысле навязчиво. Однако это работает.

Отметил для себя, что на заправках в США нет постоплаты. А ведь именно за это приходится выслушивать критические выпады со стороны пользователей сети «Белоруснефть», ведь данный способ расчета часто используется в Европе. Американцы же свой выбор объясняют серьезным расслоением общества по экономическому принципу. И я готов с ними согласиться. Если есть целые районы городов, куда даже не заезжает полиция, то что же говорить об автозаправках? Кстати, стоимость топлива отличается, пусть и незначительно, от выбора способа оплаты: банковской картой или наличными. В пользу наличных.

В плане сервиса также отмечу, что практически каждая ТРК оборудована терминалами приема банковских карт или наличных денег. Следовательно, нет необходимости посещения непосредственно магазина в пределах АЗС. Из этого сделал для себя вывод, что сравнительная маржинальность от продажи сопутствующих товаров и топлива, в отличие от Беларуси, в США незначительна.

Если анализировать насыщенность американских АЗС пунктами подкачки шин, пылесосов, то и в этом аспекте наши коллеги не балуют пользователей. В основном таким сервисом наделены заправки на крупных автомагистралях, которые привлекают внимание также наличием по соседству торговых точек брендового фастфуда.

— Интересен опыт рекламного видеоряда на ТРК. Возможно ли использовать его и в Беларуси?

— Да, мы рассматриваем такую возможность. Более того, поставщики ТРК готовы предоставить нам соответствующее оборудование. Однако пока не могу сказать, насколько мы сможем компенсировать рекламными поступлениями потраченные на замену оборудования средства. В качестве эксперимента планируем установить несколько таких ТРК с видеомониторами в Минске, а затем примем решение исходя из конкретных финансовых показателей.

— Какова интенсивность движения на дорогах США и как она коррелирует с сетью АЗС?

— Трафик машин огромен. Правда, поток не так однообразен, как хотелось бы. Много ржавого, возрастного транспорта.

Вполне естественным считается, когда люди едут на работу за 150—200 км от жилья. Много трасс с пятью-шестью полосами для движения в одну сторону. На федеральных автомагистралях крайнюю левую полосу специально отводят для «зеленого» транспорта. Это авто, в которых находятся двое и более человек, а также электромобили. Такая дифференциация снижает экологическую нагрузку.

А по насыщенности АЗС на магистралях мы однозначно впереди.

— В США активно продвигают электромобили, развито автомобилестроение. Это сказывается на оснащенности АЗС соответствующими заправочными модулями? Как вы считаете, неужели настолько близок закат транспорта с двигателями внутреннего сгорания (ДВС)?

— Конечно, соответствующие производители сейчас активны, но я не увидел определяющей тенденции. Полагаю, что такие державы, как США и Россия, по-прежнему будут лоббировать интересы нефтяных компаний, а значит, автомобили с ДВС в ближайшее время будут доминировать. Да и на американских автозаправочных станциях очень редко встречаются терминалы электрозарядки. Специализированные зарядные брендовые станции видел, но и они, скорее, присущи мегаполисам.

— Насколько мы близки к Америке по цене на топливо?

— Очень близки. Но в США большое колебание цен в зависимости от региона. Каждый штат — это мини-государство со своими законами и, разумеется, ценами. Мне приходилось заправляться одним и тем же типом топлива по цене 2,5—3,5 доллара за галлон (1,22—1,7 рубля за 1 л. — Прим. ред.). И эти ценовые расхождения обусловлены сугубо рыночными условиями. Все решается спросом и предложением, а также конкуренцией. Никакой социальной задачи в этих разбросах нет.

Дороже позиционируются для потребителей брендовые производители с мировым именем. Но они более широко используют программы лояльности для привлечения клиентов. Механизмы и принципы этих программ схожи с нашими.

— А какая печатная продукция предлагается на американских заправках?

— В этом больше инициативы местных муниципальных органов и частных объединений: посредством АЗС рекламируются продукция и услуги регионального характера, которые в соседних регионах не представлены. Таким образом поддерживается общепринятый тренд «отстраивания» региональных товаров от продукции общепризнанных брендов.

Кроме того, на заправках распространяется информация о местах отдыха с сопутствующими картами. Причем заметно, что это целенаправленная политика вовлечения туристов, по крайней мере на уровне штата. Каждому доступны флаеры, буклеты с описанием достопримечательностей.

— Хочется увидеть что-то подобное и на заправках «Белоруснефти»…

— Уникальность нашей сети АЗС в том и заключается, что мы представлены в каждом уголке Беларуси. Причем наши объекты встречают туристов уже на границе и сопровождают по всем трассам. А это гарантированная востребованность информации о любой услуге, туристическом объекте и достопримечательностях страны, что заложено в возможностях проекта Belarus N.

Туризм — это отрасль, развиваемая и курируемая государством. Именно в информационном вовлечении клиентов видится наша дальнейшая плодотворная работа в туристической сфере. Мы модернизируем мобильное приложение, которое предназначено именно для туристов. Однако развитие сервиса и наполнение его необходимым контентом невозможно без должной инициативы со стороны поставщиков конечных услуг, а также обязательной внимательности, отзывчивости и открытости нашего персонала АЗС.

Наверное, еще должен пройти некоторый эволюционный процесс развития самосознания до формирования истиной гордости за все, что мы представляем и предлагаем.

— Америка для Вас — это любопытство или что-то большее?

— Скорее, любопытство. Там живут мои друзья. Они пригласили меня, уделили много личного времени и помогли увидеть все в естестве. Скажем так, мои ожидания были немного искусственно подогреты.

На самом деле в США живут обычные люди; там такая же, как у нас, инфраструктура, пусть и со своей спецификой; там происходят такие же бизнес-процессы, возможно, более интенсивные, особенно в мегаполисах. И я не могу сказать, что там другой мир.

В США много иммигрантов, масса асоциальных элементов, неблагополучных районов и достаточно своих проблем. Так что тем, кто ожидает приобрести там новую, лучшую жизнь, не стоит питать больших иллюзий. Возможности открываются для людей труда, для тех, кто верит в свои силы и стремится к успеху. Но ведь то же можно сказать и про Беларусь.

Не думаю, что поклонники Америки сочтут мои суждения предвзятыми. Ничего личного, только бизнес.

Игорь РУБАН,

фото Сергея КАМОРНИКОВА.  

 

Читайте также: