Сравнение экспортных и внутренних цен на белорусское моторное топливо
Белорусский рынок моторного топлива, объем которого составляет более 3,5 млн. тонн, приносит нефтеперерабатывающим заводам убытки, которые не компенсируются даже за счет экспорта.
Таблица 1. Соотношение оптовых цен реализации моторного топлива на внутренний рынок и на экспорт в марте 2018 года.
Вид топлива | Цена экспорта без таможенной пошлины, долл/т | Внутренний рынок без налогов, долл/т | Разница, долл/т |
Бензин АИ-92 | 537 | 456 | 81 |
ДТ | 569 | 531 | 38 |

График 2. НДС (1) и акциз (2) составляют до 39% в цене при продаже моторного на внутреннем рынке. Они перечисляются в бюджет и не остаются в распоряжении нефтеперерабатывающего завода.
Таблица 3. Цены продаж моторного топлива на внутреннем рынке в марте 2018 года (без налоговой составляющей).
Вид топлива | Цена с налогами | НДС долл/т | Акциз, долл/т | Цена без налогов долл/т |
бензин | 744 | 124 | 164 | 456 |
ДТ | 745 | 124 | 90 | 531 |
Таблица 4. Цены продаж моторного топлива на экспорт в марте 2018 года (без таможенной пошлины).
Вид топлива | Цена долл/т
с таможенными пошлинами |
Экспортная пошлина долл/т | Цена без пошлины, долл/т |
бензин | 572 | 36 | 536 |
ДТ | 605 | 36 | 569 |
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что в настоящее время белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям выгоднее экспортировать автомобильное топливо, чем продавать его на внутреннем рынке.
Даже после приведения внутренних цен на топливо к уровню российских, без учета налогов по ДТ они всего лишь приблизятся к уровню экспортных, а по бензину останутся ниже экспортных.
Данные предоставлены концерном «Белнефтехим»