ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Стратегия развития ОАО «Мозырский НПЗ» обсуждена на международной конференции в Мозыре

  • 17 0524_6177 Крот Сергей разное МН конференция дк
  • 17 0524_6150 Тукач Сергей разное МН конференция дк
  • 17 0524_6381 Лясович Максим Пётр разное МН конференция дк

(Окончание. Начало в № 6, 2017)

pdf - ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ  40-42_07.2017
(170,9 KiB, скачали - 53)

Стратегия развития ОАО «Мозырский НПЗ» — это поэтапная модернизация, когда предыдущая стадия дает возможность создать технологическую и финансовую базу для реализации следующей. Вопросы стратегического планирования и техперевооружения предприятия стали лейтмотивом производственного блока выступлений в рамках Международной научно-технической конференции «Модернизация. Инновации. Перспективы развития», на которую собрались 220 специалистов из 14 стран.

Как отметил главный инженер — первый заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Сергей Тукач, прежде программа развития завода была направлена на увеличение переработки нефти до 8 млн т в год, а затем скорректирована до 12 млн т. Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу удалось реализовать 29 проектов: с 1997 по 2003 год — 9,  с 2004-го по 2010-й — 7, с 2011 по 2016 годы — 13!

— За последние пять лет строительство и ввод в эксплуатацию технологических объектов позволили организовать производство всего объема автомобильного топлива по стандарту «Евро-5», увеличить объем переработки нефти до 12 млн т в год, снизить выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, расширить резервуарный парк для хранения бензина АИ-92 и дизельного топлива, — сообщил Сергей Тукач. — Организовано производство новых видов товарной продукции — бензина неэтилированного АИ-98-К-5-Евро и газа углеводородного сжиженного топливного марки ПБА.

Говоря о самом глобальном проекте завода — строительстве комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-oil), главный инженер открыто подтвердил, что процесс сложный, но команда специалистов справляется как со строительством, так и с освоением новых технологий. Поскольку на конференции присутствовали поставщики катализаторных систем, представители лицензиара, у мозырян появилась дополнительная возможность обсудить различные нюансы, чтобы более тщательно разобраться в технологическом процессе. Кроме того, для сотрудников завода планируется организовать стажировку на аналогичном производстве в Бургасе (Болгария).

В начале реализации находится и строительство установки каталитического риформинга CCR с непрерывной регенерацией катализатора (лицензиар — Axens). Ввод в эксплуатацию этого объекта позволит увеличить октановое число продукта каталитического риформинга, получить больший выход бензина и водорода. На данном этапе идет детальное проектирование и осуществляется заказ критического оборудования.

Главный инженер ОАО «Мозырский НПЗ» уточнил, что после реализации всех проектов выпуск мазута составит не более 7% с содержанием серы менее 1%. Остальные продукты будут соответствовать всем требованиям качества мирового уровня. При мощности 12 млн т в год глубина переработки достигнет более 90%, коэффициент сложности по индексу Нельсона — 11,9, соотношение вторичных и первичных процессов — 181%.

Сергей Тукач продемонстрировал схему технологических процессов завода и отметил, что предприятие в последнее время увеличилось примерно в три-четыре раза. И самое главное, реализованные проекты окупились раньше срока!

Важно, что модернизация проводится непрерывно с привлечением всего заводского персонала. Отзывы о высоком профессионализме мозырян многократно звучали в ходе конференции из уст зарубежных экспертов.

25 лет успешного сотрудничества

Директор проекта ЗАО «Нефтехимпроект» (Россия) Валерий Козлов представил обзор проектов, сделанных для Мозырского НПЗ за 25 лет сотрудничества и деятельности этой проектной организации. Оказывается, она спроектировала для завода 27 технических объектов, из которых 26 введены в эксплуатацию.

— Все проекты оказались экономически успешными. В этом, безусловно, заслуга завода, который выбирал технологии и лицензиара, обеспечивал финансирование, комплектовал строительство, оборудование, материалы, — отметил Валерий Козлов. — Это большая удача и большая ответственность — иметь такого заказчика, как Мозырский НПЗ!

Докладчик уточнил, что ЗАО «Нефтехимпроект» при проектировании для ОАО «Мозырский НПЗ» сотрудничает с ОАО «ГИАП», который и подготовил все объекты общезаводского хозяйства.

Источники финансирования

Заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Мозырский НПЗ» Сергей Крот проанализировал организацию финансирования инвестиционных проектов.

— За последние 10 лет реализованы инвестпроекты на сумму примерно 1,5 млрд долларов. Значительную долю финансирования составили собственные источники, доля кредитных ресурсов достигает почти 12%, или 183 млн долларов, — сообщил руководитель предприятия.

Разумеется, любой источник финансирования проектов имеет свои преимущества и недостатки. Собственные средства предприятия позволяют избегать дополнительных расходов, связанных с увеличением капитала, но этот источник напрямую зависит от эффективности работы предприятия.

Продажа акций на фондовом рынке помогает привлечь капитал на основании спроса и предложения, но при этом необходимо решение собственника. Существует также опасность потерять контроль над управляемостью предприятия.

Банковские инвестиционные кредиты дают возможность привлечь финансовые ресурсы на срок от трех до семи лет, но необходимо выполнение определенных экономических требований, которые способны ограничить деятельность работы предприятия.

Можно использовать подход, когда собственные оборотные средства направляются на финансирование строительства. Их возмещение обеспечивается краткосрочными банковскими кредитами. Такое кредитование текущей деятельности позволяет привлекать ресурсы по низким процентным ставкам, но требует значительного текущего денежного потока. Применение этого механизма бывает ограничено финансовым состоянием и экономическими результатами работы предприятия.

Еще один доступный источник — комплексное финансирование каким-либо банком с принятием его монополии обслуживания. Один из главных недостатков такого варианта — большие предынвестиционные затраты для разработки и подачи заявки банку. Кроме этого, долгий период принятия решения о финансировании связан с оценкой банком проекта, работами по организации финансирования. Предприятие также ожидают жесткий контроль за деятельностью со стороны банка и определенная потеря независимости в работе.

Как же выглядит стандартная практика привлечения финансов для строительства объектов в ОАО «Мозырский НПЗ»? Завод осуществляет поэтапное финансирование проекта, исходя из потребностей в финсредствах, по мере реализации затрат на поставку оборудования и строительно-монтажных работ. Затем определяется перечень потенциальных поставщиков оборудования в разрезе стран-производителей. Информация направляется в адрес обслуживающих банков для предварительного анализа возможности открытия аккредитива и привлечения кредитных ресурсов для финансирования контракта. Следующие этапы — получение информации от поставщиков оборудования о требованиях к аккредитиву; направление в адрес обслуживающих банков запроса на привлечение кредитных средств; анализ предложений банков по возможности осуществления финансирования. Затем, исходя из экономической целесообразности, определяются способ финансирования и сопровождающий сделку банк.

Еще одно из направлений — привлечение кредитных ресурсов за счет страховок экспортно-кредитных агентств Западной Европы и России.

Сегодня предполагается рассмотреть и возможность использования способов финансирования, не относящихся к прямому кредитованию. А именно: выпуск заводских облигаций и осуществление операций возвратного лизинга. Уже изучается техническая возможность выпуска корпоративных облигаций Мозырского НПЗ сроком до пяти лет с последующим выкупом облигаций банком, который будет определяться на конкурсной основе.

Докладчик также отметил, что завод для финансирования строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков использует как собственные средства, так и кредитные ресурсы.

Учитывая масштабы строительства новых установок, именно собственные источники являются основными финансовыми ресурсами завода. Однако при реализации инвестпроектов изучаются все возможные варианты.

Сложный, но самый привлекательный

О проекте строительства H-oil подробно рассказал заместитель начальника нефтехимического производства ОАО «Мозырский НПЗ» Максим Лясович. Он подчеркнул, что проектирование и строительство установки ведутся параллельно. Строительно-монтажные работы были начаты в январе 2014 года. Окончание строительства запланировано на декабрь 2018-го, ввод в эксплуатацию — на июнь 2019 года.

Производительность установки составит 3 млн т в год. По проекту, в качестве сырья может выступать как чистый гудрон, так и гудрон в смеси с мазутом. Конверсия фракции 538 градусов составит 70%, а остаток H-oil будет представлять собой мазут с содержанием серы менее 1% масс.

Максим Лясович рассказал об особенностях технологической схемы установки: о реакторах с взвешенным слоем катализатора, межступенчатых сепараторах, секции фракционирования с атмосферной и вакуумной колоннами, об аминовой, мембранной и PSA-очистке водорода, а также об интегрированной очистке дизельной и бензиновой фракций.

Была указана специфика аппаратурного оформления, позволяющая повысить надежность установки. Например, на трубопроводах с жесткими условиями эксплуатации предусмотрена арматура с плавающим шаром. Для уменьшения отложений используется новая конструкция внутренних устройств вакуумной и атмосферной колонн. Учитывая опыт эксплуатации предыдущих установок, в мозырской улучшена конфигурация трубопроводов в обвязке фильтров, колонн и теплообменников на коксующихся средах — в частности, минимизированы количество поворотов и длина трубопроводов.

Заместитель начальника нефтехимического производства также отметил, что проект резервуарного парка для установки H-oil является самым масштабным в истории завода и в то же время одним из самых коммерчески привлекательных.

Каталитический риформинг

Участники конференции узнали подробности о развитии производства за счет модернизации действующих и строительства новых технологических объектов — в частности, установки каталитического риформинга CCR с непрерывной регенерацией катализатора с блоком предварительной гидроочистки. Заместитель главного инженера ОАО «Мозырский НПЗ» Антон Гугалинский сообщил, что для замены морально и физически устаревших установок каталитического риформинга в составе комбинированных ЛК-6У планируется оснащение новым оборудованием по технологии Axens. Его производительность составит 2 млн т в год по сырью. Преимущества состоят в том, что произойдет увеличение выхода риформата, его октанового числа, а также водородсодержащего газа (ВСГ).

В результате строительства этой установки существенно улучшаются показатели производства товарных бензинов. И, что немаловажно, проект является окупаемым для предприятия.

Жизненно важно

Вице-президент компании Amec Foster Wheeler Стив Бистон считает, что стратегия по сокращению производства мазута жизненно важна для экономики НПЗ. Вот его рекомендации:

— Если вы хотите двигаться вперед, у вас должна быть высокая сложность конфигурации НПЗ. Необходимо перерабатывать тяжелые остатки и минимизировать производство мазута. Сегодня существует ряд различных вариантов, предлагается огромное количество технологий. Мне бы хотелось отметить, что коксование — это одна из немногих технологий, которая позволяет вообще не производить мазут. Если вы добавите еще и деасфальтизацию растворителем, то способ становится очень привлекательным, особенно при модернизации НПЗ. Думаю, что представители ОАО «Мозырский НПЗ» и других нефтеперерабатывающих заводов должны рассмотреть все возможные варианты.

Светлана САБИЛО,

фото Игоря МАЛАЩЕНКО

 

 

Facebook Comments
printfriendly button nobg - ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте также: