ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • график

Модернизация: итоги 2014 года и перспективы на 2015 год  

pdf - ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ  8_01_2015
(317,0 KiB, скачали - 667)

 Основные инвестиционные проекты концерна «Белнефтехим» реализуются в соответствии с программой развития нефтехимического комплекса Беларуси до 2015 года с перспективой до 2020 года. В 2014 году в модернизацию отрасли инвестировано около 17 трлн рублей. В концерне и в трудовых коллективах хорошо осознают масштабность и значимость действий, от которых зависит развитие промышленного комплекса и экономики нашей страны в целом.

Сегодня перед белорусскими нефтехимиками стоит несколько задач, от решения которых зависит результат дальнейшей работы и успешной реализации программы.

Обеспечение сырьем и доступ к финансовым ресурсам — эти задачи стали крайне актуальными. Для их решения в нынешних условиях необходимо сотрудничество с транснациональными корпорациями, которые могут обеспечить сырьем как действующие производственные мощности, так и новые производства, а также предоставить финансирование для крупных инвестиционных проектов. Из-за отсутствия или недостаточного количества в республике базового химического сырья возможности в химической промышленности по наращиванию мощностей и созданию принципиально новых производств ограничены. Природный газ, нефть, фосфорсодержащее сырье, технический углерод, каучуки закупаются по импорту.

По мнению, сложившемуся в концерне, возможность организации новых производств необходимо рассматривать с позиции двух важных критериев. Во-первых, критерий перспективности: наибольший эффект даст сосредоточение ресурсов на наиболее значимых позициях критического импорта. Во-вторых, важно на основе крупных импортозамещающих проектов создавать кооперационные или вспомогательные производства для увеличения локализации производимой продукции, обслуживания процессов ее производства и реализации. То есть, мы должны идти по пути увеличения добавленной стоимости нашей продукции и создания отечественной высокотехнологичной инфраструктуры.

Над этими задачами сейчас активно работают все организации нефтехимического комплекса.

 

ПРОЕКТЫ 2014 ГОДА: ХИМИЯ

В 2014 году завершена реализация следующих важнейших инвестиционных проектов:

В ОАО «Гродно Азот» — реконструкция цехов Аммиак-3 и Аммиак-4, что позволило увеличить суммарные мощности по производству аммиака на 54 тыс. т в год. Также завершен проект по увеличению объемов производства композиционных материалов на 3 тыс. т в год.

В ОАО «Белшина» — первый и третий пусковые комплексы проекта по освоению производства легковых шин с посадочным диаметром до 20 дюймов, что позволит организовать выпуск новой линейки легковых и легкогрузовых шин с посадочным диаметром 15—20 дюймов мощностью 1,4 млн штук в год. В частности, недавно освоено производство востребованных на рынке шин диаметром 17 и 18 дюймов.

Год для бобруйских шинников завершился последним этапом модернизации производственного потока по выпуску шин для легковых и коммерческих автомобилей общей массой до 3,5 т. Только за 2014 год специалисты инженерно-технического центра предприятия разработали 22 технических проекта на новые шины, 36 типоразмеров шин были поставлены на серийное производство и 6 типоразмеров — в опытно-промышленные партии. Новая продукция соответствует требованиям мирового рынка по своей номенклатуре, техническим характеристикам и качеству. Выход на проектные мощности — почти 1,5 млн штук в год — предусмотрен в 2016 году. До этого в сборочном цехе выпускали ежегодно 300 тыс. шин. Уже сейчас большинство процессов осуществляется на совершенно новых высокопроизводительных сборочных комплексах, где человеческий фактор исключен полностью. Как результат — значительное улучшение качества продукции по таким характеристикам, как силовая однородность, радиальное биение и динамический дисбаланс. Это подтверждают испытания на европейском сертификационном испытательном полигоне и, что не менее важно, положительные отзывы покупателей и работни­ков сервисных шиномонтажных станций в Беларуси и за рубежом.

В ОАО «Полоцк-Стекловолокно» начал работу участок по производству конструкционного стекломата. Организован выпуск новой для Беларуси продукции — конструкционных стекломатов из рубленого волокна мощностью 6 тыс. т в год. Стекломаты применяют при изготовлении различного рода композиционных материалов типа стеклопластиков. По прочностным показателям стеклопластик близок к алюминию, стоек к атмосферным воздействиям, влиянию влаги и агрессивных сред, трудносгораем в случае пожара. Материал практически вечен, поэтому в мире его потребление растет. Из стеклокомпозитов производят практически все: от кузовов автомобилей и фюзеляжей самолетов до строительных материалов и приборов электроники. Таким образом, эта новинка полностью отвечает мировым тенденциям.
К тому же, около 80% продукции ОАО «Полоцк-Стекловолокно» экспортируется.

В ОАО «Могилевхимволокно» завершен «проект «Организация производства многокруточных нитей». Начинается производство экспортоориентированной продукции — полиэфирных технических нитей более широкого диапазона сложений (до 6) и кручений мощностью 1,9 тыс. т в год.

Также в ОАО «Гомельский химический завод» завершается реконструкция второго отделения цеха фосфорной кислоты, что позволит выпускать фосфорные удобрения мощностью не менее 220 тыс. т в год с возможностью работы на разных видах сырья.

 

2015 ГОД: ХИМИЯ. КЛЮЧЕВЫЕ ОБЪЕКТЫ

2015 год будет ознаменован вводом ряда ключевых объектов как в химической, так и в нефтеперерабатывающей и нефтяной отраслях.

Необходимо завершить строительство производства высокоочищенного парафина, масел, смазок, СОЖ, модельных составов с реконструкцией энергокомплекса в ОАО «Завод горного воска».

Предстоит реализовать проект технического перевооружения завода крупногабаритных шин ОАО «Белшина».

Предполагается увеличить ассортимент и объем изготовления широкопрофильных сельскохозяйственных шин радиальной конструкции с низким удельным давлением на почву для самоходной энергонасыщенной техники отечественного и импортного производства. Проект планируется завершить в 2015 году, выход на проектную мощность в 84 тыс. штук в год предусмотрен в 2017 году. Параллельно с закупками импортного оборудования силами предприятия изготовлены новые сборочные комплексы для выпуска широкопрофильных сельскохозяйственных шин с посадочным диаметром 38 и 42 дюйма для энергонасыщенных тракторов типа МТЗ 3022 и 3522 и их зарубежных аналогов. Освоение таких шин позволит полностью обеспечить потребности Минского трак­торного завода и успешно конкурировать на вторичном рынке с импортными аналогами.

Впрочем, на «Белшине» в повестке дня остаются сразу три масштабных проекта модернизации: кроме завода КГШ. Это также создание производства сверхкрупногабаритных цельнометаллокордных (ЦМК) шин с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма, и доведение до проектной мощности производства легковых шин с посадочным диаметром до 20 дюймов на заводе массовых шин.

Расширить гамму и объем производства сверхкрупногабаритных цельнометаллокордных шин на «Белшине» планируют для комплектации самосвалов повышенной грузоподъемности БелАЗ и карьерной техники иностранного производства. Проект будет осуществлен в две очереди: в 2013—2016 годах на действующих площадях завода сверхкруп­ногабаритных шин, а в 2014—2017 годах со строительством нового производственного комплекса. После этого мощность производства ЦМК шин с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма будет доведена до 8,19 тыс. штук в год. Изготовление опытных партий новых шин начнется с 2016 года.

Кроме того, «Белшина» обновляет процесс резиносмешения — основу любого шинного производства. Оборудование последнего поколения позволит предприятию ускорить процесс, значительно сократить энерго- и трудозатраты, расширить модельный ряд шин и производить продукцию высокого качества на уровне лучших мировых стандартов. Применение интеллектуальной технологии повысит два самых важных параметра: сцепление шин с дорожным покрытием и их надежность в эксплуатации.

Учитывая масштабность техперевооружения, за 2010—2013 годы «Белшина» освоила более 1,07 трлн рублей инвестиций в основной капитал. В 2014 году на реа­лизацию инвестиционной программы согласно бизнес-плану было направлено около 2,3 трлн рублей.

Хорошо иллюстрирует эффект этих инвестиций простой пример. Если ранее для создания, к примеру, легковой покрышки требовалось участие трех сотрудников и около 10 минут, то сегодня на новом оборудовании достаточно одного специалиста, при этом затрачивается в среднем всего 50 секунд.

Конечно, мировой кризис и непростая макроэкономическая ситуация внесли свои коррективы в деятельность экспортно ориентированного комбината. Поставки в страны СНГ и дальнего зарубежья в последние два года существенно снизились. Основная причина — упали закупки сверхкрупногабаритных шин, так как во всем мире из-за кризиса сократились объемы в горнодобывающей промышленности. Кроме того, предприятия Минпрома в 2014 году заметно снизили объем закупок, сформировалась большая задолженность тракторо- и машиностроителей перед «Белшиной». Учитывая эти факторы, особенно важно завершить модернизацию трех основных производств «Белшины» в установленные сроки.

Основными целями технического перевооружения являются выпуск новых типоразмеров шин, сохранение и расширение рынков сбыта, внедрение новых перспективных технологий и материалов, а также снижение затрат на производство. Повышение качества, расширение модельных и размерных рядов шин увеличит конкурентоспособность предприятия, позволит ему нарастить присутствие на внешнем рынке, завоевать новых потребителей.

После модернизации у белорусского производителя шин появятся неплохие шансы выйти на уровень мировых лидеров шинной индустрии. Основным преимуществом может стать более привлекательная цена при одинаковом уровне качества продукции. «Белшина» — одно из крупнейших предприятий в Европе по выпуску автомобильных шин. В сентябре ОАО было удостоено звания «Экспортер года 2014» и получило сертификат от Международного рейтингового союза национальных бизнесрейтингов.

 

2014—2015 ГОДЫ: НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА. МОДЕРНИЗАЦИЯ УСКОРЯЕТСЯ

Значительные объекты планируются к вводу в нефтяной отрасли. Среди них — модернизация резервуарного парка ЛПДС «Мозырь» в ОАО «Гомельтранснефть Дружба», комплексная реконструкция Белорусского газоперерабатывающего завода в ПО «Белоруснефть».

В ОАО «Нафтан» завершится реконструкция (а по сути — строительство заново) установки первичной переработки нефти АТ-8, одной из основных установок предприятия. Будет также реконструирован вакуумный блок установки АВТ-2 для переработки остатка мазута установки АТ-8, завершится строительство установки производства элементарной серы.

Именно благодаря реализации на НПЗ инвестиционных программ, стал возможен переход к новому экологическому стандарту автомобильного топлива. Автомобильное топливо улучшенного экологического качества ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан» начали производить в последние годы. Оно маркируется по европейскому стандарту Евро-5, а по классификации, принятой на территории Таможенного союза, как класс К5. Уровень технической оснащенности НПЗ позволяет не только в пол­ном объеме обеспечивать моторным топливом качества Евро-5 потребности белорусского рынка, но и экспортировать его, в том числе в Россию, Украину, Молдову, Эстонию.

Применение автомобильного топлива более высокого экологического класса обеспечивает сокращение вредных выбросов в атмосферу и способствует оздоровлению экологической обстановки в стране.

По требованиям класса К5 (по стандарту Евро-5) производится автомобильный бензин, а следующим шагом в этом направлении стал переход АЗС республики с 1 января 2015 года на реализа­цию дизельного топлива исключительно экологического класса К5 (Евро-5) с более низким по срав­нению с классом К4 содержанием серы, не превышающим 10 ppm. Применение низкосернистого топлива существенно увеличивает ресурс двигателя автомобиля за счет снижения кислотной сернистой коррозии. Кроме того, в ДТ класса К5 намного меньше полициклических ароматических углеводородов, что повышает его цетановое число и благоприятно влияет на пусковые свойства в холодный период, а также коэффициент полезного действия двигателя.

ОАО «Нафтан» осуществляет два блока программ модернизации — до 2015 года и до 2020 года. Основной эффект будет достигнут за счет строительства установки по первичной переработке нефти АТ-8, комплекса глубокой переработки нефти в составе установки замедленного коксования, установки по производству водорода и установки производства серы. Во время второго блока программ модернизации будет возведен еще один  комплекс гидрокрекинга. В итоге уже с 2016 года предприятие сможет перерабатывать 12 млн т нефти, удвоит выработку высокооктанового бензина, полностью перейдет на выпуск ДТ с низким содержанием серы, уменьшит производство топочного мазута. Будет налажен выпуск новой продукции, среди которой нефтяной кокс для энергетики и промышленности, а также гранулированная сера для производства серной кислоты и минеральных удобрений.

Модернизация НПЗ — дорогостоящий процесс, и вся программа развития «Нафтана» стоит более 2 млрд долларов. Однако она должна оправдать себя. Увеличится глубина переработки нефти, выход светлых нефтепродуктов, а значит — улучшится эффективность работы, финансовые показатели предприятия.

ОАО «Мозырский нефтеперерабаты­вающий завод» продолжает реализовывать программу развития. Среди значимых проектов — строительство комбинированной установки по производству высокооктановых компонентов бензина, пуск которой запланирован на 4-й квартал 2015 года. Кислородосодержащие соединения, используемые в качестве добавок в бензине, повышают экономичность двигателя и уменьшают содержание в выхлопе продуктов неполного сгорания. Запуск установки позволит предприятию производить весь автобензин по стандарту Евро-5. Кроме того, завод откажется от импорта дорогостоящих высокооктановых компонентов бензина. Также ОАО «Мозырский НПЗ» в конце 2015 года должно ввести установки утилизации сероводородсодержащего газа (Сера-2) и адсорбционной очистки бутановой фракции.

Самый масштабный в истории Мозырского НПЗ проект — строительство комплекса гидрокре­кинга тяжелых нефтяных остатков стоимостью около 1,5 млрд долларов. В состав комплекса войдут комбинированная установка гидрокрекинга, а также установки производства водорода и серы. Предприятие сможет увеличить глубину переработки нефти. Сократится количество выпускаемого мазута и гудрона  (тяжелых низкорентабельных нефтепродуктов) и вырастет объем светлых нефтепродуктов, имеющих более высокую добавленную стоимость при реализации.

Реализация столь масштабных инвестиционных проектов позволит белорусским НПЗ идти в ногу с мировыми тенденциями переработки нефти. Учитывая рост поставок сырья и налоговый маневр российской стороны, крайне важно как можно быстрее увеличить мощность предприятий и эффективность процесса переработки. Это позволит НПЗ быть конкурентоспособными независимо от уровня цен на сырье. Поэтому сроки модернизации выходят на первый план.

В целом ключевыми факторами, которые обеспечивают стабильную и успешную работу концерна «Белнефтехим» и его организаций, остаются присущие нефтехимическому комплексу профессионализм трудовых коллективов, а также приверженность перманентной модернизации и техническому перевооружению производств, нацеленность на инновационные решения в технологическом процессе и в управлении.

Игорь БОБЫРЬ,

заместитель председателя концерна «Белнефтехим»

Facebook Comments
printfriendly button nobg - ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: