НА СТРОЙПЛОЩАДКАХ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ РАБОТА

Там предопределяется будущее «Нафтана»: рост объемов и углубление переработки нефти.

  • После реконструкции  Строительство УЗК - февраль 2015 года
  • После реконструкции _Нафтан_ войдет в ряды мировых лидеров по нефтепереработке- март 2014

pdf - НА СТРОЙПЛОЩАДКАХ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ РАБОТА  37-39_04_2015
(293,8 KiB, скачали - 713)

В ОАО «Нафтан» продолжается реализация программы инвестиционного развития, запланированная на 2010—2015 годы. Этот процесс находится под самым пристальным вниманием не только заводской администрации, руководства концерна, но и правительства. Ведь после реконструкции предприятие выйдет на новые рубежи в технологии и экономике, а его продукция станет соответствовать не только техническим регламентам Таможенного союза и директивам Евросоюза, но и перспективным требованиям евростандартов. Работа на главных строительных площадках не останавливается. О ее ходе и связанных с нею проблемах нашему корреспонденту рассказал глава дирекции по инвестиционным проектам, строительству и ремонту  ОАО «Нафтан» Сергей КУЗНЕЦОВ.

— Сергей Николаевич, какое направление на пути модернизации выбрал для себя «Нафтан»?

— Все проекты программы инвестиционного развития нашего предприятия следует поделить на два комплекса. Первый направлен на увеличение объемов производства, второй — на углубление переработки нефти. Так выглядит общий горизонт развития «Нафтана». А в ближайшей перспективе — получение максимального количества полезных продуктов. Наша задача привести этот показатель к 90%. В зависимости от качества сырья, рынков сбыта, востребованности того или иного продукта данное число может меняться в пределах 1—2%.

Первый комплекс, куда входят АТ-8 и вакуумный блок АВТ-2, направлен на увеличение объемов переработки нефти. Реконструкция АТ-8 — это фактически стройка с нулевой отметки.

Сегодня это объекты-острова. Они находятся на территории завода, но никак не связаны друг с другом, не соединены технологической цепочкой, не подключены к энергетическим ресурсам, необходимым для их работы.

Детальная проработка проекта обнажила ряд проблем. Одна из них — нехватка мощностей заводского водоблока. Подготовка к вводу в эксплуатацию АТ-8 веером раскинула перед нами список новых задач, включая реконструкцию водоблока № 4 и азотно-кислородных установок. Последнее проектирование еще не закончено, как и комплектация. Работы ведут наш проектно-конструкторский отдел и ОАО ГИАП. Естественно, изменился и первоначальный бюджет.

Комплекс объектов, которые позволят увеличить глубину переработки нефти, в мировой практике выделяют в отдельное предприятие, полноценный завод. Мы пошли по пути экономии и строим на заводской территории, интегрируем в технологическую схему «Нафтана», реконструируем старые мощности.

Центровой объект — установка замедленного коксования. Сероводород — побочный продукт в процессах глубокой переработки нефти. Для его утилизации строится установка производства элементарной серы методом Клауса. В процессах также необходим водород, которого «Нафтану» не хватает уже сегодня. Поэтому параллельно возводится установка по производству водорода. На УЗК из тяжелого нефтяного остатка мы сможем получить дополнительное количество дизельного топлива и бензина. Но, как говорят технологи, это будут еще нестабильные продукты. Довести их до товарных свойств помогут «Гидроочистки» № 2 и 3. Их мощности мы также реконструируем. А основная сложность возведения комплекса заключается в одномоментном строительстве.

— Реализацию инвестпрограммы «Нафтана» контролирует лично заместитель премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко. Как он оценивает в этом году работу заводчан и подрядчиков?

— Владимир Ильич уже посетил головные установки комплексов УЗК и АТ-8, ряд других объектов. Не секрет, что 2015 год очень тяжело начался для «Нафтана». Несмотря на это нужно продолжать реконструкцию.

Что касается УЗК, то это реальная, четкая, понятная экономика и ближайшая перспектива.

АТ-8 рассматривается как условная замена старой «первичке» АВТ-2. Ее строительная готовность высока — около 70%. Мы обсудили, что при сегодняшней экономике, ценах на нефть и налоговом маневре России «Нафтан» заинтересован больше вкладывать в глубину переработки, чем в объем. Поэтому УЗК — наше ближайшее будущее. Но нельзя сбрасывать со счетов долгосрочные перспективы, которые открывает АТ-8. И мы просили содействия и помощи в финансировании, чтобы продолжать работы.

— Как изменятся облик «Нафтана» и его возможности после завершения реконструкции, ввода новых объектов?

— «Нафтан» выйдет на новые рубежи в технологии и будет получать из сырья около 90% полезных продуктов, что, несомненно, улучшит экономические показатели. У нас нет другого пути и другого выбора, кроме развития, движения вперед. С учетом нынешних тенденций и стоимости нефти без новых установок завод просто не выживет на рынке после 2017 года, когда нам придется покупать сырье по мировым ценам. Удорожание черного золота снижает рентабельность. Исправит положение углубление переработки. Это позволит работать с прибылью, быть конкурентоспособными на рынке не только России, но и Европы.

— Два белорусских НПЗ обычно сравнивают. В своем развитии «Нафтан» догоняет или опережает коллег?

— Не стоит нас сравнивать, поскольку заводы имеют разную специфику в своих технологических схемах. Мозыряне идут в другом направлении. Их завод ориентирован на выработку качественных бензинов. А профиль «Нафтана» — дизельное топливо. Реконструкции на обоих НПЗ ведутся хоть и параллельно, но в разных стратегических направлениях. К тому же, наше предприятие — это комплекс четырех производств по выпуску топлива, масел, ароматики и продуктов нефтехимии.

— Реализация проекта по УЗК начиналась за счет собственных средств. А сегодня заводу не обойтись без кредитов. Как этот факт повлиял на ситуацию? В чем специфика строительства в кредит?

— Денежных средств не хватает, но мы должны выполнить намеченную программу, в том числе — ради будущего предприятия и его большого трудового коллектива. Поэтому продолжаем строительство и обратились к кредитам. Хочется, чтобы заводчане отнеслись к этому с пониманием. Ведь в любой семье бывают трудности, которые просто необходимо пережить.

В основном наши кредиты взяты на покупку оборудования. В зарубежном банке нам помогли с приобретением оборудования для вакуумного блока АВТ-2. «Беларусбанк» финансирует реконструкцию «гидроочисток». Еще один импортный транш выделен на закупку оборудования для АТ-8, а также на увеличение мощностей комплекса «Гидрокрекинг». Причем кредиты экспортного финансирования связывают нас определенными обязательствами. Минимум 50% суммы получатель расходует на закупку оборудования, которое произвели в стране банка, выдавшего кредит. Впрочем, нас устраивают зарубежные ассортимент и качество.

— Ветераны завода вспоминают легендарную стройку комплекса «Гидрокрекинг», который при непростых обстоятельствах строился быстро и результативно. Опишите специфику реализации нынешней инвестпрограммы в реалиях времени.

— Я был участником строительства упомянутого вами комплекса и могу провести объективное сравнение. Действительно, объекты «Гидрокрекинга» возводились за короткое время, и этому способствовало законодательство в строительной сфере. Сегодня условия поменялись. Но, поверьте, с учетом количества объектов на нынешней строительной площадке скорость нашей работы ничуть не меньше. За 2014 год набран хороший темп, который важно сохранить. По всем направлениям мы трудимся ритмично: продолжаются поставки оборудования, подрядчики справляются с объемами, рабочей силы в принципе хватает.

Изначально предполагалось, что объекты будут строиться каскадом, один за другим. Смещение в сроках произошло по понятным причинам: кризис в 2007-м, сложная финансовая ситуация в 2008-м, девальвация в 2011-м. Лишь в 2012 году у «Нафтана» появилась реальная прибыль, которая инвестировалась в развитие предприятия. А теперь нам приходится возводить объекты одномоментно, что, безусловно, осложняет работу.

— Что сегодня происходит на строительных площадках? Какие объекты финишируют в инвестиционной эстафете первыми?

— Львиная доля проектной документации к нам уже поступила. В настоящее время на строительных площадках одновременно трудятся полторы тысячи человек. Большим потоком на завод поставляется новое оборудование. Ритмичность нашей работы видна даже на уровне перемен в пейзаже стройплощадки. А главная сложность — внедрение новых объектов в межцеховые коммуникации. На этой задаче мы сейчас и концентрируем свое внимание.

Раньше всех планируем сдать установку по производству водорода. Ввести ее в эксплуатацию сможем в начале следующего года, но пока не на полную мощность. В конце 2015 года необходимо завершить строительство установки по переработке элементарной серы и АТ-8. Вообще, весь нынешний год пройдет в строительно-монтажных работах. Важно удерживать набранный темп и понимать, что у «Нафтана» сегодня только один путь — путь модернизации и реконструкции.

Беседовала Татьяна ЗЕНЬКО,

фото Любови Дорогуш

 

Facebook Comments
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: