ТРЕТИЙ ГОД В УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА

О новых условиях хозяйствования рассказывает директор ТУП «АзотСпецТранс» Виктор СКИБА

  • фото 1 В М Скиба
  • фото 2 С А Антонов
  • фото 3 М Ю Циунчик
  • фото 4 комната приема пищи на уч-ке авт пер-к
  • фото 5 И И Габец
  • фото 6 комната пр пищи уч по благ-ву
  • фото 7 М К Шлапакова
  • фото 8 Н И Гаврилик
  • фото 9 А. В. Чабас и ...

pdf - ТРЕТИЙ ГОД В УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА  38-41_02_2016
(258,2 KiB, скачали - 290)

Открытое акционерное общество «Гродно Азот» одним из первых среди промышленных предприятий республики начало экономическую модернизацию в форме аутсорсинга — 1 декабря 2013 года унитарными стали пять структур ОАО «Гродно Азот», в числе которых и транспортное унитарное предприятие «АзотСпецТранс», созданное на базе двух автотранспортных и одного железнодорожного цехов.

Практика аутсорсинга или делегирования полномочий не новая и хорошо известна в развитых странах. Возрастающая потребность в ней объясняется стремлением повысить эффективность производства и оперативного реагирования на изменения среды ведения бизнеса. Но одно дело — изучить теорию, все выглядит совсем иначе, когда сталкиваешься с этим в реальности.

О том, как прожиты два года в новых условиях хозяйствования, рассказывает директор ТУП «АзотСпецТранс» Виктор СКИБА.

— Виктор Михайлович, быть первопроходцем всегда сложно, но интересно. Тем более с вашим огромным опытом, ведь вы много лет возглавляли одну из служб гродненского «Химволокна», руководили транспортным цехом в ту пору, когда это было самостоятельное предприятие. Потом, после объединения ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Гродно Химволокно», встали во главе транспортной службы ОАО «Гродно Азот». И вот уже третий год возглавляете ТУП «АзотСпецТранс», объединившее транспортные подразделения «Азота» и площадки «Химволокна». Что было самым сложным на начальном этапе перехода? С какими трудностями столкнулись и как их преодолевали?

1 В М Скиба 300x247 - ТРЕТИЙ ГОД В УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА— Вывод транспорта на аутсорсинг — непростой процесс. Нужно «оторвать кусочек» от действующего механизма и создать условия, при которых он будет работать автономно, но более эффективно на благо материнского предприятия.

Передавая свой транспорт на аутсорсинг, головная компания ждет сокращения расходов и избавления от проблем, отвлекающих от основного дела — производства. При этом необходимо минимизировать затраты времени и денег на переходный период. Это способны осуществить только объединенные в слаженный механизм с четким руководством специалисты высокой квалификации, обладающие большим практическим опытом.

Для достижения поставленных целей необходимо не просто сократить расходы, но и улучшить качество обслуживания клиентов, планировать транспортный бюджет на год вперед. Оптимизация расходов с увеличением рисков срыва перевозок для клиентов никому не нужна. В данном случае нашими клиентами выступают не только заказчики продукции ОАО «Гродно Азот».

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие — автоматизацию, обновление активов за счет получаемого экономического эффекта — без привлечения дополнительных инвестиций.

Начальная процедура запуска работы предприятия, выводимого на аутсорсинг, — наиболее ответственный этап для успешной работы и скорейшего развития компании в целом. Она подразумевает решение юридических и организационных вопросов, связанных с началом оказания услуг. А это прежде всего создание необходимой распорядительной документации, оформление договорных отношений в первую очередь с материнским предприятием и поиск новых клиентов, проработка необходимых для работы предприятия активов и согласование условий их передачи для управления с материнским предприятием.

В то же время персонал должен быть обеспечен необходимым оборудованием и рабочими местами, соответствующим образом обучен и морально готов к новым условиям работы. Также должны быть разработаны регламенты и процедуры, внедрены необходимые информационные системы.

На практике всплывают многие проблемы логистического процесса, которым раньше не уделялось должного внимания. Теперь же такие факты мгновенно вскрываются и требуют определенных решений.

При переходе на аутсорсинг приоритетным становится управление «по показателям». Это позволяет использовать новые подходы к мотивации управленческого персонала. Ведь она здесь принципиально иная по сравнению с тем, когда транспорт находится в руках производственников.

Правильно выстроенные отношения внутри самого предприятия, а также грамотный и взаимовыгодный подход в отношениях с материнским предприятием помогают экономить деньги, затрачиваемые на транспорт, стимулируют рачительное его использование.

— Форма, в которой вы начали действовать, повлекла за собой определенные модификации в структуре предприятия. Насколько она изменилась? Какие новые службы созданы?

— Конечно, структура предприятия претерпела определенные изменения. Появились новые отделы (юридической и кадровой работы), произошло переподчинение и объединение работников внутри служб. К примеру, в службе главного инженера — заместителя директора появился участок по ремонту зданий и сооружений. Также специфика работы предприятия и необходимость усиления контроля за работниками службы автомобильных перевозок привели к введению должности инженера-программиста для обслуживания установленной на предприятии навигационной системы, а также вводимого в эксплуатацию нового программного обеспечения — «1С: Бухгалтерия».

— ТУП «АзотСпецТранс» состоит из служб автомобильных и железнодорожных перевозок, участка по благоустройству, станции технического обслуживания. Расскажите об их функциях и задачах.

— Главным направлением работы нашего предприятия остается материнская компания — ОАО «Гродно Азот». А основная задача — обеспечение выполнения заявок структурных подразделений двух производственных площадок.

В регионе работает много организаций, имеющих большие парки различных машин для использования в междугороднем и международном направлениях. Но такой уникальной техники, как у нас, довольно мало. А потребность в ней только растет. Это автовышки, краны, подметальные, уборочные и другие машины.

Например, наши службы автомобильных и железнодорожных перевозок доставляют грузы как по республике, так и за ее пределами, в том числе транспортируют негабаритные, опасные (ADR) и наливные. Также мы выполняем и перевозку пассажиров.

Вообще, наш автопарк богат на технику (самосвалы, автовышки, фронтальные погрузчики, автокраны, бульдозеры, экскаваторы), которую мы сдаем в аренду. С недавних пор по этой же схеме предлагаем клиентам аммиачные и метанольные железнодорожные цистерны. Также занимаемся экспедированием грузов.

Необходимо отметить, что вся наша техника отвечает российским и международным стандартам, предъявляемым к грузоперевозкам, а работают на ней профессионалы.

При организации международных перевозок работники ТУП «АзотСпецТранс» создают план доставки с учетом расстояний и времени прохождения пути; участвуют в подготовке классификационного решения, которое оформляют брокер и получатель в таможенных органах; планируют разбивку грузов на партии и оптимальное размещение груза в полуприцепе; согласовывают сроки и особенности загрузки со всеми отправителями; оформляют документы (экспортные декларации (EX-1, T-1), CMR, инвойсы, спецификации). А при необходимости организуют доставку грузов не только автомобильным, но и морским, и железнодорожным транспортом, а также осуществляют контроль за движением груза в пути.

— Появились ли у предприятия новые возможности для собственного развития с переходом на аутсорсинг?

— За 2015 год ТУП «АзотСпецТранс» за счет выполненных работ и оказанных услуг заработало более 177 млрд рублей. В том числе по службе автомобильных перевозок — почти 98 млрд, по службе железнодорожных перевозок — 60,5 млрд, по участку благоустройства — свыше 16 млрд; СТО — около 3 млрд рублей.

За период с 1 января 2014-го по 31 декабря 2015 года работники отдела материально-технического снабжения выполнили две инвестиционные программы.

В 2014 году, согласно инвестпрограмме и календарному плану закупок на приобретение оборудования, приспособлений, техоснастки, автомобильной техники, было израсходовано около 2 млрд рублей; запасных частей к автотракторной, железнодорожной технике и бензокосам — более 3 млрд. В 2015 году приобретено оборудования, приспособлений, техоснастки, автомобильной техники на сумму свыше 8 млрд рублей; запасных частей к автотракторной, железнодорожной технике и бензокосам — почти на 5 млрд.

В 2015 году на предприятии введен в эксплуатацию строительный объект — контейнерная заправочная станция. Она имеет четыре поста, что позволяет производить заправку тепловозов и специализированной автотракторной техники дизельным топливом, моторным маслом и бензином.

— Виктор Михайлович, согласитесь, залог поддержания финансовой стабильности предприятия — отлаженный бухгалтерский учет. Что для этого потребовалось?

— ТУП «АзотСпецТранс» создавалось в период, когда экономия средств была остро необходима. Для успешной работы требовалось правильно обозначить цели. Наша бухгалтерская служба совместно с руководителями структурных подразделений спланировала работу предприятия на год, основываясь на показателях прошлых лет. В процессе деятельности проводили анализ, устраняли недочеты.

Бухгалтерская служба предприятия состоит из шести человек (главный бухгалтер, его заместитель и четыре штатных бухгалтера). Для ведения учета предприятие использует программу «1С: Бухгалтерия», но частично используется корпоративная информационная система собственной разработки отдела информационных технологий (ОИТ) ОАО «Гродно Азот» на базе СУБД Oracle. В 2014 году была внедрена программа «1С: Бухгалтерия 8». Сегодня уже можно говорить о том, что автоматизированный бухгалтерский учет в большей степени отрегулирован.

Два года мы налаживали работу службы, подстраивались под специфику предприятия. Итогом работы явилась тесная взаимосвязь между структурными подразделениями, что позволяет четко ставить задачи и выполнять их в срок.

— Как формировался кадровый состав и был ли сложным для коллектива переход на новые условия деятельности?

— У нас создана служба заместителя директора по управлению персоналом, социальным вопросам, идеологической работе и режиму, которому непосредственно подчиняется начальник отдела юридической и кадровой работы.

Работа с человеческими ресурсами требует не только высокой квалификации и опыта, но и знаний в области психологии. Хочу особо подчеркнуть, что кадровая политика нашего предприятия открыта для сотрудников любого уровня — каждый работник, независимо от занимаемой должности, может прийти и выяснить возникшие вопросы, решить проблемы.

Основой кадрового состава ТУП «АзотСпецТранс» стали бывшие работники подразделений ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Гродно Химволокно». А поскольку наше предприятие было выведено на аутсорсинг одним из первых, это сказалось и на общем морального климата в коллективе. Некоторая напряженность, их волнение за свою судьбу на новом предприятии были логичными и объяснимыми.

Многие бизнес-процессы нам потребовалось прописывать с учетом новой структуры, произошло расширение круга должностных обязанностей работников, также пришлось осваивать специфические сферы деятельности, которыми в ОАО «Гродно Азот» занимаются отдельные службы.

Тем не менее мы развиваемся. Внедренное в отделе юридической и кадровой работы программное обеспечение «1С: Бухгалтерия» позволяет вести не только компьютерную регистрацию договоров, но и совершенствовать автоматизацию кадрового делопроизводства. При этом состав отдела, учитывая немалый перечень основных задач, не самый многочисленный: начальник отдела, старший инспектор по кадрам, инспектор по кадрам, табельщик и секретарь приемной руководителя.

— Виктор Михайлович, одна из служб ТУП «АзотСпецТранс» занимается благоустройством территории. Как происходит поддержание порядка на обеих площадках — в ОАО «Гродно Азот» и филиале «Завод Химволокно»?

— В составе «АзотСпецТранса» имеется участок по благоустройству, работники которого отвечают за организацию и эксплуатацию азотовских дорог и эстетический вид территории. У нас образовался коллектив, благодаря которому «Азот» с каждым годом только хорошеет и расцветает по весне. Наша служба занимается устройством газонов и цветников, посадкой деревьев, кустарников и обслуживанием зеленых насаждений.

Каждый год озеленители высаживают около 90 тыс. единиц рассады цветов, оформляют цветочные клумбы. Усилиями работников участка не только поддерживается эстетический вид материнского предприятия в целом, но и создаются безопасные условия труда для работников, особенно зимой, а также ликвидируются последствия неблагоприятной погоды.

— Какие мероприятия проводит руководство предприятия для организации условий труда и быта работников?

— Мы проводим по текущий ремонт помещений для организации рабочих мест сотрудников, приобретаем офисную технику и мебель. Покупаем новую спецодежду для летнего и зимнего периодов. В каждом структурном подразделении предприятия оборудованы комнаты приема пищи с максимально комфортными условиями для отдыха.

Много внимания уделяется и социальной жизни предприятия. Работники ТУП «АзотСпецТранс» принимают активное участие в спортивных мероприятиях. Так, в 2014 году мы заняли первое место в спартакиаде ОАО «Гродно Азот», в 2015-м были вторыми. При активном участии профсоюзного комитета предприятия, который возглавляет Анжела Чабас, для работников организуются туристические поездки и мероприятия, направленные на оздоровление. Нами в полной мере обеспечено выполнение всех социальных гарантий и льгот, предусмотренных Коллективным договором.

Возникающие трудности мы успешно преодолеваем. Все, что было обещано при переходе на аутсорсинг, выполнено: условия труда хорошие, заработная плата и бытовые условия достойные, социальный пакет соблюдается.

Вообще, сейчас мы четче видим свои перспективы и знаем, что и как делать в дальнейшем для достижения лучшего результата. Поэтому и очередной год своей деятельности мы начали с оптимизмом.

Елена КЛОКОВА, фото автора

 

 

Facebook Comments
printfriendly button nobg - ТРЕТИЙ ГОД В УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: