НАИВЫСШИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

  • IMG_2022
  • 3
  • 1

pdf - НАИВЫСШИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ  62-64_02_2017
(185,9 KiB, скачали - 88)

Высшая школа Республики Беларусь активно готовится к переходу на двухступенчатую систему образования. Министерство образования уже разрабатывает новые классификаторы специальностей. Следующим этапом будет подготовка новых стандартов специальностей и учебных планов. На наш взгляд, на всех стадиях перестройки высшего образования к обсуждению имеющихся проблем следует привлечь максимально широкий круг экспертов из реального сектора экономики, поскольку от принятых сейчас решений будут зависеть уровень и направленность подготовки молодых специалистов, а также их соответствие ожиданиям отрасли.

Держа руку на пульсе

Каждая выпускающая кафедра по каждой специальности должна организовать процесс перехода на новую систему высшего образования таким образом, чтобы минимизировать потери, не утратить завоеванных позиций и сохранить качество своей продукции — уровень подготовки выпускаемых специалистов.

В Полоцком государственном университете целенаправленно готовят специалистов для нефтехимической отрасли две кафедры, в том числе кафедра химической техники и охраны труда.

Эта кафедра более 45 лет обеспечивает подготовку студентов по специальности «машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» со специализацией «машины и аппараты нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств». В учебном плане специализации сбалансированно представлены дисциплины, которые позволяют выпускнику освоить знания, связанные как с химической технологией, так и с основами химического машиностроения.

Процесс подготовки специалистов на кафедре шлифовался и оптимизировался десятилетиями с учетом требований времени и в тесном контакте с базовым предприятием — ОАО «Нафтан». Косвенным подтверждением правильности и оптимальности выбранных подходов в подготовке инженеров-механиков нефтехимического профиля является весьма высокий спрос на наших выпускников. В последние пять лет большая их часть направлялась на работу в ОАО «Нафтан», являющееся одним из наиболее престижных работодателей страны. В непростое для белорусской промышленности время многие позавидуют такому старту в профессиональной деятельности. Более того, в последние годы число поступающих заявок на молодых специалистов регулярно превышало количество выпускников.

Неудовлетворенный спрос на кадры побудил кафедру к открытию подготовки специалистов по сокращенной форме обучения с опорой на кадровый ресурс выпускников колледжей. Фактом является и то, что при общем сокращении набора в вузы страны Министерство образования в 2016 году существенно (более чем на 30%) увеличило прием на бюджетную форму обучения по специальности на дневное и заочное отделения.

Итак, выпускники по специальности «машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов» востребованы и даже дефицитны, уровень их подготовки хороший, однако сейчас все это надо будет менять. Причем так, чтобы сохранить достижения традиционного обучения при подготовке механиков-эксплуатационников и создать новые направления более высокого уровня (второй ступени высшего образования) подготовки.

Новый уровень

Важным моментом сегодняшней ситуации является перераспределение уровней подготовки между ступенями образования и, возможно, включение новых направлений, ранее не имевших места в Республике Беларусь.

В настоящее время Министерство образования предложило для обсуждения проект классификатора, в соответствии с которым бакалавров должны готовить по специальности «оборудование для производства химических продуктов и силикатных материалов», а магистров — по специальности «проектирование и производство оборудования для изготовления химических продуктов и силикатных строительных материалов».

В смене названия преподаватели видят определенные риски.

Новая формулировка совершенно не отражает направления подготовки по нашей специализации «машины и аппараты нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств», под которую адаптирован учебный процесс, создана лабораторная база, отработано взаимодействие с базами практик. Если уж смена названия специальности необходима, то правильнее и логичнее оно звучало бы как «оборудование нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств». В этом вопросе крайне важна позиция заказчика кадров — предприятий концерна.

Для преподавателей кафедры химической техники очевидно, что подготовка инженеров-механиков для нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли при переходе на двухступенчатую систему образования должна предусматривать различные акценты и направленность обучения.

Напрашивается вариант: бакалавр — механик-эксплуатационник или специалист по монтажу оборудования, а магистр — проектировщик или специалист по диагностике и ремонту оборудования.

Что касается подготовки будущих бакалавров, то преподаватели в этом деле не ожидают проблем. Речь пойдет о грамотной корректировке учебных планов в связи с сокращением общего срока обучения.

Приобретение практического опыта — важная часть обучения при переходе на бакалавриат, а при сокращении сроков это становится еще важнее и сложнее. Тут уместна уже опробованная в других вузах практика раннего начала работы студентов в совместных структурах вуза и базового предприятия. Кафедра химической техники и охраны труда Полоцкого государственного университета пока не имеет такой возможности, однако для облегчения вхождения наших выпускников в специальность уже сейчас реализован ряд успешных мероприятий совместно с ОАО «Нафтан». Среди таких дел — опыт трудоустройства студентов пятого курса на рабочие специальности во время заключительной стадии обучения — дипломного проектирования. Благодаря такому решению наши выпускники, получив диплом, приходят на знакомое рабочее место, в знакомый коллектив полноценными работниками, а не стажерами. Для учебного заведения преимущество такого подхода выражается в повышении качества выполнения дипломных проектов.

Что касается подготовки магистров, то здесь многое надо начинать практически с чистого листа, полагая, что выпускник магистратуры должен уметь заниматься инженерным трудом, в процессе которого появляются новые технические решения.

Определенный задел у кафедры есть только в сфере подготовки проектировщиков. Прежде всего в процессе обучения по курсу «САПР машин и оборудования», который в целом направлен и на подготовку инженеров-конструкторов. Также усилены аспект организации проектного дела и конкретное изучение вопросов, связанных с выполнением монтажной части проекта: компоновки оборудования, обвязки оборудования трубопроводами, выполнения изометрических чертежей и т.д. Введено обучение специальным разделам трехмерного проектирования, связанное с проектированием трубопроводов.

Для студентов, желающих работать проектировщиками, организуется прохождение практики и дипломного проектирования в проектных организациях. При этом выпускники также достаточно часто начинают работу в проектной организации еще до получения диплома, что формирует их представление о профессии.

Несколько огорчает лишь то обстоятельство, что такой положительный опыт мы имеем с работающими в Новополоцке авторитетными крупными иностранными проектными предприятиями. Отечественные же проектные организации проявляют инертность, и наши лучшие кадры (а это штучный товар) утекают в иностранные компании или их представительства в Республике Беларусь.

О накопленном кафедрой опыте подготовки специалистов для проектных организаций — по сути, уровня будущих магистров — мы докладывали на семинаре, организованном ОАО «ГИАП» в Гродно. За прошедший после семинара год, к сожалению, не последовало развития отношений в этом направлении со стороны предприятий концерна. В связи с этим возникает вопрос: а не ошибочно ли выбрано направление, не надо ли изменить или диверсифицировать подготовку?

Если в силу ограниченности спроса на проектировщиков необходим запасной вариант целевой подготовки магистров-механиков, то, опираясь на имеющиеся задел и опыт, прорабатывается вариант подготовки магистров — специалистов по технической диагностике и ремонту оборудования. Целевым получателем таких кадров могли бы быть отделы технической диагностики и ремонта белорусских предприятий. Конкурентным преимуществом нашего вуза при организации такого рода подготовки специалистов является наличие аккредитованной лаборатории технической диагностики, активно сотрудничающей с кафедрой химической техники и охраны труда.

В любом случае определяющим в деле выбора направления подготовки магистров должен быть заказчик кадров. В переломный для системы высшего образования момент необходимы консолидация позиций предприятий отрасли и усиление координирующей роли концерна «Белнефтехим».

Не вместо, а вместе

Сейчас уже недостаточно диспетчеризации заявок от предприятий, необходима разработка совместной с вузами программы действий. Пока же мы наблюдаем, как более активные рекрутинговые службы иностранных компаний «снимают сливки». Наши лучшие выпускники, обычно это готовые работники достойного уровня, не попадают на наши предприятия. А мы за бюджетные деньги готовим кадры для иностранных предприятий, которые часто конкурентны отечественным.

Очевидно, что при двухступенчатой системе высшего образования необходим либо целевой набор, либо заказ, либо предварительное ангажирование наиболее перспективных студентов.

Есть и другие вопросы, требующие обсуждения и согласования со всеми заинтересованными сторонами процесса подготовки кадров для нефтехимической отрасли, а также для более плотного сотрудничества вузов с предприятиями в профессиональной плоскости.

Удобной площадкой для обсуждения затронутых вопросов могли бы стать специальные семинары по профессиональным интересам. У Полоцкого университета есть опыт проведения такого рода семинаров. На рубеже веков на нашей площадке регулярно проводились с еминары главных механиков концерна «Белнефтехим». Возникшая насущная проблема подготовки кадров для отрасли могла бы быть хорошим поводом для возобновления этой традиции и темой очередного семинара. Специалистам отрасли и высшей школы есть что обсудить, есть чем поделиться, и мы призываем к более плотному сотрудничеству.

Елена САФРОНОВА, заведующий кафедрой химической техники и охраны труда Полоцкого государственного университета

Фото автора и Дарьи Хачирашвили

Facebook Comments
printfriendly button nobg - НАИВЫСШИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: