НАУКА ПОБЕЖДАТЬ ПО-БЕЛОРУССКИ

Наш собеседник — генеральный директор СООО «ЛЛК-НАФТАН» Михаил Бабушкин

  • MAK_6751_гендиректор ЛЛК Михаил Олегович Бабушкин
  • DSC01504
  • DSC01514 коррекция
  • MAK_6508_
  • лаборант

pdf - НАУКА ПОБЕЖДАТЬ ПО-БЕЛОРУССКИ  31-35_07_2016
(275,6 KiB, скачали - 151)

Белорусские нефтехимики в содружестве с россиянами производят продукцию, ставшую мировым промышленным эталоном

СООО «ЛЛК-НАФТАН», отметившее в июне свое 10-летие, стало, пожалуй, одним из самых успешных примеров белорусско-российского сотрудничества в промышленности и нефтехимическом комплексе нашей страны. За столь короткий срок предприятие не только вошло в мировую элиту по производству присадок для масел, но и стало эталоном работы по мировым стандартам. О высокотехнологичной науке побеждать нашему изданию рассказал генеральный директор СООО «ЛЛК-НАФТАН» Михаил БАБУШКИН.

— Михаил Олегович, как известно, большое видится на расстоянии. Июнь 2006 года — время создания предприятия по производству присадок, а в 2016-м СООО «ЛЛК-НАФТАН» не просто в «высшей лиге» мировых производителей, но и занимает в ней лидирующие позиции. Предполагалось ли в момент создания предприятия покорение таких высоких рубежей в недалекой перспективе?

— Скажу честно, тогда сложно было представить, что за столь короткий срок предприятие достигнет нынешнего технологического уровня. Не секрет, что мы начинали с производства пакетов присадок для самых простых масел. Это масла по ГОСТу для старой советской техники. Мы вынуждены были делать это, потому что в портфеле предприятия не было конкурентоспособных присадок. Мы внедрили новую технологию на тот момент самого массового сектора масел. И это был трамплин в наше настоящее. Тот технологический уровень, который был на заре создания, предполагал поставку присадок в ближнее зарубежье — в основном в Россию.

Чтобы двигаться вперед, мы начали закладывать технический фундамент, основу которого составили принципиально новые присадочные компоненты. Ведь устаревшие присадки-сульфанаты, которые создавались на нефтяной основе, уже не позволяли вырабатывать продукцию с эксплуатационными свойствами более высокого уровня. Поэтому в первую очередь были внедрены технологии производства продукции нового поколения: синтетических сульфанатных, высокомолекулярных алкилфенольных, высокомолекулярных сукцинимидных присадок. Эти высокотехнологичные компоненты послужили основой для нашего продвижения на международный рынок и стали толчком в развитии автомобильных, судовых программ, которые вывели нас на лидирующие позиции. В 2012 году «ЛУКОЙЛ» на присадке «ЛЛК-НАФТАН» выпустил уникальное судовое масло «ЛУКОЙЛ НАВИГО», ставшее эталонным продуктом в мире.

Свое десятилетие «ЛЛК-НАФТАН» встречает в статусе мирового лидера по производству присадок к смазочным материалам. За прошедшие годы предприятие освоило самые передовые технологии и поставило на производство около 30 наименований присадок и столько же пакетов присадок, а также разработало более 100 новых рецептур моторных масел для потребителей. В прошлом году прирост промышленной продукции «ЛЛК-НАФТАН» составил 137% к уровню 2014 года, а операционный доход на 724% превышает доход 2006-го. Чистая прибыль зафиксирована на уровне 9,6 млн долларов (почти 15-кратный рост по сравнению с 2006 годом). За прошедшее десятилетие объем продаж присадок увеличился ровно в три раза и составил 20 тыс. т.

— В Беларуси создали такую присадку, которая дает международное эталонное качество судовым маслам. Как «ЛЛК-НАФТАН» удалось стать мировым инновационным присадочным лидером?

— Это была совместная работа с «ЛУКОЙЛ Марин Лубрикантс», от которой шли все технические требования, предъявляемые к тем или иным свойствам судовых масел. Работа была кропотливая, начиналась она тяжело. Но в конечном итоге появилась формуляция, которая постоянно совершенствовалась. Судовая тема — особая, ведь на кон ставится большой двигатель, размером с трехэтажное здание, его «здоровье» и долговечность. Поэтому испытания проходят в течение года с различного рода промежуточными инспекциями на судне, с визуальным осмотром через специальные смотровые окна. После определенного пробега судно останавливается, и работа мотора исследуется более тщательно. В результате серьезнейших испытаний наши партнеры получили одобрение ведущих мировых производителей двигателей, что послужило пропуском к началу массового производства нашего пакета присадок для судовых цилиндровых двигателей. Таким образом, «ЛУКОЙЛ Марин Лубрикантс» вывел на рынок масло, производимое на основе пакета присадок «ЛЛК-НАФТАН», которое стало стандартом для всех других производителей масел. И во многом благодаря присадкам «ЛЛК-НАФТАН» сегодня «ЛУКОЙЛ» занимает около 10% мирового рынка судовых масел.

 А это правда, что этот белорусско-российский продукт начали, скажем так, копировать?

— Действительно, все остальные производители масел и присадок начали копировать нашу продукцию. Перед нами теперь стоит задача не упустить технологическое преимущество в этом направлении. Поэтому проект постоянно совершенствуется.

— На международном рынке присадок десятилетиями условия диктовали американские компании. И тут новообразованное белорусско-российское СП буквально врывается в международную мировую присадочную элиту. Выходит, «мировые акулы» присадочного бизнеса дремали?

— «Акулы» мирового присадочного бизнеса поначалу просто не восприняли нас всерьез. Как я уже говорил, главным этапом выхода на мировой рынок было внедрение новых инновационных присадочных компонентов, на основании которых стали создаваться высокотехнологичные пакеты присадок. Новые технологии невозможно применять на старом оборудовании, поэтому наше предприятие начало активно модернизироваться, ведь основное оборудование было введено в конце 1960-х — 1970-х годах. Мы начали реконструировать основные технологические узлы, которые в первую очередь ответственны за качество выпускаемой продукции. Большое внимание было уделено дозированию сырьевых компонентов, ведь присадочное производство сродни фармацевтическому и здесь ошибки быть не может. Поэтому мы оснастили основные реакторные блоки в первом и третьем цехах весовыми терминалами, системами отсекающих клапанов, работающими по загрузке программами и исключающими ошибки при дозировке сырьевых компонентов. Был реализован и ряд других серьезных модернизационных проектов. В результате мы не просто обеспечили выпуск новых компонентов, но и стабилизировали качество. Высокие технологический уровень и качество продукции обеспечили нам высокую конкурентоспособность.

Следующий важнейший критерий конкурентоспособности — это цена на продукцию. Поэтому мы серьезно поработали с затратами и за последние два года снизили средневзвешенную себестоимость продукции на 30% в долларовом эквиваленте. Этому способствовало внедрение современного оборудования по очистке присадок. Были применены более эффективные сырьевые компоненты. Дозагрузили производство, исключили различного рода простои, стали проводить жесточайше тендерные процедуры… В целом проведена большая комплексная работа, которая дала такой большой экономический эффект. Высокая технологичность, качество и оптимизированные затраты дали нам возможность выйти на те рынки, о которых мы и не мечтали.

— Американские корпорации, безраздельно владевшие мировым рынком присадок, наверняка не ждали белорусско-российских конкурентов с распростертыми объятиями?

— А мы и не спрашивали ни у кого разрешения, входить или не входить на тот или иной рынок. Мы ведем жесткую рыночную борьбу с конкурентами и побеждаем. При продвижении продукции используются все возможности, которые только могут представиться. В свое время американские компании, можно сказать, вероломно захватили российский рынок. Но сегодня мы в значительной степени уже отвоевали его и ведем контрнаступление на дальнее зарубежье. С одной стороны, у нас совместные проекты с «ЛУКОЙЛ», с другой — мы развиваем собственную маркетинговую деятельность. Последние наши вхождения на рынок Египта, Нигерии, Судана (как и многие другие) — уже результат наших усилий.

— А какое нынче место у СООО «ЛЛК-НАФТАН» в мировом табели о рангах?

— Основная доля в мировом производстве присадок для масел приходится на четыре компании, специализирующиеся на этом поприще: Infineum, Lubrizol, Chevron и Afton Chemical. Эта «Большая четверка» за многие десятилетия работы накопила колоссальный опыт и мощнейшую научную базу, позволяющую им доминировать на рынке. Безусловно, конкуренты встречают нас жестким ценовым демпингом, с которым приходится справляться.

Сегодня у нас мировая известность, и СООО «ЛЛК-НАФТАН» уверенно входит в пятерку основных мировых производителей присадок. 95% нашей продукции поставляется более чем в 20 стран Европы, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии… И мы буквально ежемесячно наращиваем объемы продаж. Так, в настоящий момент идет отгрузка нашей продукции в Судан. В целом же мы значительно сместили вектор экспорта и теперь более 50% присадок отгружаем в дальнее зарубежье.

— Создание СООО «ЛЛК-НАФТАН» — один из самых эффективных в Беларуси совместных проектов. Организованное с нуля белорусско-российское предприятие вышло на передовые мировые рубежи. В чем секрет успеха?

— Подписанию в 2006 году учредительных документов о создании СООО «ЛЛК-НАФТАН» предшествовала встреча главы государства Александра Лукашенко с президентом нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым. Ее результатом явилось то, что в рекордно короткие сроки были объединены потенциалы двух акционерных обществ — ОАО «Нафтан» и дочерней структуры «ЛУКОЙЛа» ООО «ЛЛК-Интернешнл». Таким образом, в Беларуси было не только сохранено производство стратегического назначения, но и создана высокотехнологичная компания мирового уровня.

Секрет успеха — в объединении усилий. Этот белорусско-российский проект стал промышленно-технологической синергией двух стран. Вклад «ЛУКОЙЛа» — технологии, финансы и мощная коммерческая составляющая, лепта «ЛЛК-НАФТАН» — оборудование и уникальные квалифицированные кадры сильнейшей в СНГ команды производственников-присадочников. «ЛУКОЙЛ» является ведущим в мире производителем смазочных материалов и ориентирует нас на конкретные технические, технологические цели. Та же судовая программа исходила от «ЛУКОЙЛА», который являлся двигателем этого проекта. И все современные присадочные компоненты внедряются под конкретные проекты: судовой, автомобильный… Кроме того, у «ЛУКОЙЛа» имеются серьезные финансовые возможности по реализации проектов. Белорусское предприятие не смогло бы найти средств для испытания своих присадок на судовых маслах у ведущих мировых производителей двигателей, ведь это стоит миллионы долларов. Сотрудничество с «ЛУКОЙЛом» — это серьезнейшие коммерческие возможности для работы. Сегодня люди, занимающиеся продвижением судового проекта, — одни из лучших специалистов. Это команда, которая собиралась по всему миру.

Таким образом, «ЛУКОЙЛ» оказался именно тем партнером, который был кровно заинтересован в развитии отечественного производства масел и присадок, импортозамещении. Если бы, допустим, пришел партнер из дальнего зарубежья, то наши возможности для развития были бы ограничены. А белорусско-российская компания работает в духе сотрудничества обоих государств, развития экономических отношений и движения вперед.

Уверен, что подобные перспективы есть во многих отраслях. В нашем случае во многом совпали интересы белорусов и россиян. СООО «ЛЛК-НАФТАН» было кровно заинтересовано сохранить производственные мощности по выпуску присадок, рабочие места. «ЛУКОЙЛ» хотел получить надежного отечественного производителя и успешно развивать свой бизнес. Важнейшим фактором успеха инновационного высокотехнологичного проекта явилась поддержка государства и лично Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Способствовало высокопродуктивной работе и то, что команда сложилась с обеих сторон. Со стороны Москвы — генеральный директор ООО «ЛЛК Интернешнл» Максим Донде, который стоял у истоков образования СООО «ЛЛК-НАФТАН» и уделял пристальное внимание работе предприятия. С белорусской стороны подобрались люди, которые сумели направить работу предприятия в нужное русло и соблюсти баланс интересов. Это и тогдашний руководитель «ЛЛК-НАФТАН» Вячеслав Якушев, который в 2006 году подписывал учредительные документы, и нынешний генеральный директор Владимир Третьяков, чью поддержку совместному предприятию трудно переоценить. Не могу не отметить и созидательную работу первого генерального директора СООО «ЛЛК-НАФТАН» Петра Катульского, который не щадил сил, развивая предприятие.

— Давайте поговорим о перспективах. Заместитель премьер-министра Наталья Кочанова курирует в СООО «ЛЛК-НАФТАН» модернизацию реакторного блока и узла очистки регенерированного бензина цеха № 3 по производству сульфонатных присадок. Какие еще крупные инвестпроекты реализуются на предприятии и каковы планы на будущее?

— Под контролем правительства и конкретно вице-премьера Натальи Кочановой на предприятии реализовывалось несколько инвестиционных проектов. Проект по строительству узла фасовки готовой продукции успешно завершен в запланированные сроки, и объект введен в эксплуатацию. Модернизация же реакторного блока и узла очистки регенерированного бензина цеха № 3 по производству сульфонатных присадок находится в стадии реализации. Она позволит нарастить мощности и послужить дальнейшей стабилизации качества продукции. Идет работа над осуществлением проектов по модернизации блока очистки присадок, расширению мощностей по компаундированию присадок.

Среди новой продукции — современные пакеты присадок для судовых и автомобильных масел, некоторые продукты, не связанные с темой смазочных масел. Но об этом позже: до выхода на рынок это коммерческая тайна.

Совместные коммерческие усилия с «ЛУКОЙЛом» приносят плоды, и мы видим возможность реализации большего обема продукции, чем можем произвести сегодня. Поэтому в планах СООО «ЛЛК-НАФТАН» в ближайшие три года поднять выработку и реализацию присадок на 10 тыс. т — до 30 тыс. т в год.

Александр РУДКОВСКИЙ,

фото из архива предприятия

Facebook Comments
printfriendly button nobg - НАУКА ПОБЕЖДАТЬ ПО-БЕЛОРУССКИ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: