«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» SMART-ТЕКСТИЛЯ

  • IMG_4950
  • Презентация PowerPoint
ОАО «СветлогорскХимволокно», лидер в странах СНГ и Европы по производству полиэфирных нитей, представило новый ассортимент полиэфирных нитей и трикотажных полотен на их основе, а также презентовало бренд Sohim Smart Yarns.
Запуск новой линейки «умного текстиля» расширяет рамки smart-продукции белорусского предприятия.

Технологический прогресс еще во второй половине XX века поставил перед текстилем невыполнимые, казалось бы, условия: этот материал должен обладать специфичными свойствами и быть способным изменять их под воздействием внешних факторов (т.е. вырабатывать ответную реакцию).

ОАО «СветлогорскХимволокно» производит полиэфирные нити с 1984 года. Предприятие меняется под меняющиеся запросы времени: две глобальные реконструкции позволили сегодня руководству направить политику в области качества на разработку и выпуск продукции, отвечающей запросам и ожиданиям рынка.

— Современный текстиль — это движение от стандартности к функциональности, а от функциональности — к управляемости свойствами, — поясняет заместитель генерального директора ОАО «СветлогорскХимволокно» Евгений Микулинский. — Нить привычных ассортиментов представляет собой commodity продукт, т.е. по сути — биржевой товар.  А на мировых рынках сейчас появляются новые сегменты потребления, где требуются изменения свойств нитей.  Так что мы готовы предлагать разнообразие как самого текстильного сырья, так и производства полиэфирных текстильных нитей.

Семимильными шагами

Путь длиной в сотни веков прошли волокна и различные виды тканей в своей модификации: от природных нерукотворных, известных еще 10—12 тыс. лет назад, до искусственных (химических), в том числе с приставкой «нано-». Области применения и тех, и других остаются практически неизменными. С одной лишь оговоркой: функциональные полиэфирные нити благодаря особым свойствам находят все более широкое применение в отраслях текстильной, легкой и медицинской промышленности. Ведь полотна, изготовленные на их основе, имеют массу достоинств: удерживают холод или тепло, эффективно поглощают влагу, нейтрализуют запахи… Перечень уникальных свойств постоянно расширяется.

— Евгений Валентинович, анализ рынка показывает, что основным текстильным сырьем сегодня является полиэфир (polyester): его мировое производство составляет 48 млн т в год, в то время как хлопка выпускается в 2 раза меньше, вискозы — в 9, полиамида — в 12 раз. И это при том, что лет 30—40 назад из выпускаемых 30 млн т волокон 47% приходилось на хлопок и только 17% — на полиэфир. Чем можно объяснить такой стремительный рост объемов «умного текстиля»?

— Позволю себе дополнение: к началу 2000-х производство волокон выросло в 1,7 раза — до 52,5 млн т, и доля полиэфира как текстильного сырья составила 37%.

За 15 последующих лет производство волокон выросло еще в 1,7 раза, и доля полиэфира достигла уже 55%, а хлопка — снизилась до 27%.  Так что полиэфир становится драйвером роста. Оптимистично выглядит и прогноз: годовое потребление полиэфирных волокон через 13 лет оценивается в 66 млн т. Для нас, производителей, эти данные свидетельствуют о большом потенциале синтетических нитей. И в большей мере — именно полиэфирных. Причин такой тенденции несколько. Во-первых, численность населения в странах, где культивируется хлопок (в Индии, Китае, Пакистане, Узбекистане), стремительно растет, чего нельзя сказать о посевных площадях. А так как людям в первую очередь нужна еда, правительства и инвесторы больше внимания уделяют выращиванию агрокультур пищевого назначения.

Прогноз роста потребления основных волоконВо-вторых, с 2000 годов наблюдается взрывной рост производства полиэфира по технологии прямого формования: единичные мощности установок выросли с 50 до 200 т/сут (хотя уже имеются модули по 600 и даже по 1000 т/сут). В-третьих, полиэфир прост в производстве по сравнению с натуральными и другими искусственными волокнами. Кроме того, он дешевле хлопка, шерсти, шелка и льна, а по качественным характеристикам уже приближается к ним. И в-четвертых, полиэфир хорошо поддается рециклингу. Мы, например, не продаем отходы, а используем их для производства сеновязального шпагата и иглопробивных полотен.

Инвестиции в знания

За последнее десятилетие ОАО «СветлогорскХимволокно» увеличило объем производства в 1,8 раза. В первую очередь, благодаря коренной модернизации заводов, входящих в состав акционерного общества, и освоению новых видов продукции.

— На предприятии создано 20 видов функциональных нитей и 12 видов полотен на их основе, — продолжает заместитель генерального директора. — Могу заверить, что мы способны освоить выпуск нитей с любыми свойствами. Например, косметических, изделия из которых будут длительное время сохранять заданный на предприятии аромат…

— Оправдано ли с финансовой точки зрения такое расширение ассортимента путем вариации товара?

— Это не потребовало от нас таких масштабных ресурсов, как в 2004 году, когда мы вводили мощности по производству мультифиламентных нитей и окрашенных в массе нитей. Кроме того, этап внедрения smart-специализации гораздо меньше по масштабам, чем реконструкция, проведенная в 2006—2011 годах, позволившая довести наши мощности до 40 тыс. т в год, установить новейшее оборудование немецких и японских производителей и освоить выпуск равновесных, равнодлинных, фасонных нитей и нитей КДК, FDY. Последние 2 года мы инвестировали в знания, в совершенствование технологии и в точечные проекты, которые легли в основу выпуска специальных нитей.

— Мы говорим о том, что на постсоветском пространстве конкурентов у ОАО «СветлогорскХимволокно» нет и предприятие — самый крупный производитель полиэфирных нитей в Европе. Это не преувеличение?

— Это правда! В мировых масштабах основным производителем полиэфирных нитей является Китай: его доля в общем производстве достигает 76%.

Индия занимает почти 10%, Европа — лишь 1,5%. И наше предприятие на данный момент действительно является самым крупным производителем полиэфирных нитей среди европейских стран. Кроме белорусского, на этом рынке действуют еще шесть игроков: по два в Италии и Германии, по одному — в Испании и России. Мы можем произвести гораздо больше продукции, чем нужно Беларуси. А потому почти 80% отправляем на экспорт! 43% наших нитей уходит в Россию, 23% — в 16 стран Евросоюза. Кроме того, продукция поставляется в Украину, Узбекистан, Турцию и Африку. Только 21% продается на внутреннем рынке.  В 2005 году белорусская полиэфирная нить тянулась всего в две страны мира — в Польшу и Словению. Сегодня эту продукцию покупают в 21 государстве.

Наталья Нияковская, фото предоставлено ОАО «СветлогорскХимволокно»

 

Facebook Comments
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте также: