НЕФТЬ И ГАЗ АЗЕРБАЙДЖАНА: история и опыт нефтегазовой отрасли

  • азербайджан_нефть
  • neft_kaspi

Развитие нефтехимии и нефтепереработки является приоритетом экономического развития многих стран. Отрасль находится в зоне колоссальных инвестиций…

Комплекс нефтеперерабатывающих предприятий в Беларуси, как и в других странах, переживает модернизацию и глобальные преобразования. Как максимально задействовать все мощности в будущем, предвосхитить неизбежные изменения?

«Вестник Белнефтехима» обратился к истории и опыту Азербайджана. 

Чуть более 100 лет назад Азербайджан добывал половину всей нефти в мире. Сейчас Баку извлекает из своих недр только 1% общемировой добычи черного золота. Основной агент по добыче и продаже энергоносителей в Азербайджане — государственная компания SOСAR. Но на рынке энергетики работает еще более 10 иностранных энергетических компаний. Они привлекают в страну инвестиции и внедряют новые технологии.

«Нефтяная лихорадка»

История нефти Азербайджана началась в позапрошлом веке. Первыми предприятиями по переработке стали керосиновые заводы. Они активно строились в Баку начиная с 1859 года. В 1874-м азербайджанцы организовали первое отраслевое юридическое лицо в сфере нефти — Бакинское нефтяное общество. Оно взяло под свой контроль новую отрасль, стало заниматься ее системным развитием. Далее, к 1880 году, появилось несколько предприятий по производству смазочного масла. Первый нефтепровод был построен в то же время — его длина составила 12 км. Нить соединила месторождение Балаханы и перерабатывающий завод в Баку. Нефтепровод каждый год прирастал на 12—15 км, и к 1900-му его длина составила 230 км.

«Нефтяная лихорадка» в Баку привлекла внимание международных инвестиционных компаний. С активами стали работать «Дом Ротшильдов», англо-голландская компания Royal Dutch Shell. В итоге к ХХ веку в Азербайджане было добыто 82 млн баррелей нефти, что на то время составляло половину мировой добычи черного золота.

Поисково-разведочные работы не прекращались, в результате чего постоянно открывались и вводились в эксплуатацию новые нефтяные месторождения. Так, перед началом Великой Отечественной войны добыча достигла 172 млн баррелей в год, или 75% всей нефти в Советском Союзе.

Наиболее значимые месторождения, которые сейчас активно разрабатываются и составляют основу азербайджанской нефтяной экономики, были обнаружены в 1980-х годах. Речь идет о Чираг (разведано в 1985-м) и Азери (в 1988-м). Они расположены в 90 км от Баку на дне Каспийского моря на глубине до 500 м.

Азери-Чираг-Гюнешли (азерб. Azəri-Çıraq-Günəşli) — группа шельфовых нефтегазоконденсатных месторождений Азербайджана в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку. Глубина моря в районе месторождения колеблется от 110 до 450 метров. Гюнешли было открыто в 1981 году, Чираг — в 1985 году и Азери — в 1987 году. Относится к Южно-Каспийскому нефтегазоносному бассейну.

Азери-Чираг-Гюнешли (азерб. Azəri-Çıraq-Günəşli) — группа шельфовых нефтегазоконденсатных месторождений Азербайджана в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку. Глубина моря в районе месторождения колеблется от 110 до 450 метров. Гюнешли было открыто в 1981 году, Чираг — в 1985 году и Азери — в 1987 году. Относится к Южно-Каспийскому нефтегазоносному бассейну.

Начиная с XIX века на суше и морском шельфе в Азербайджане найдено более 70 нефтяных и газовых месторождений. Большая часть из них в настоящее время разрабатывается. Сейчас ежегодная добыча нефти в стране составляет 280 млн баррелей. Для сравнения, объем добычи нефти в Беларуси — 12,4 млн баррелей в год.

Газовый коридор

Основное месторождение газа в Азербайджане — Шах-Дэниз — было обнаружено в 1999 году. В 2017-м там было добыто 10,2 млрд м3 газа и 2,4 млн т конденсата. В настоящее время мощность производства месторождения составляет 30 млн м3 в день. Газ будет поступать в Европу по «Южному газовому коридору», работа над которым сейчас ведется. Данный коридор — проект расширения газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум, а также строительства газопровода TANAP в Турции.

Предполагаемая протяженность магистрали — 3500 км. Основная цель строительства — повышение безопасности поставок газа в ЕС. Подачу голубого топлива в Грецию по «Южному газовому коридору» планируется начать к июню 2019 года. Очевидно, что коридор изменит энергетическую карту региона: впервые газ из Каспийского моря сразу будет подаваться в Европу.

Привлечь инвестиции

В 1994 году, в начале обретения независимости, Азербайджан сделал ставку на разработку относительно новых месторождений — Чираг и Азери, а также глубоководного сектора Гюнешли. Эта группа шельфовых залежей получила устойчивое название «Азери — Чираг — Гюнешли», или сокращенно АЧГ. Общие запасы нефти здесь оцениваются почти в 7 млрд баррелей.

Активизация разработки нефтяных и газовых шельфов связана с подписанием «Контракта века» в том же 1994-м.

Документ в Баку подписали 13 крупных мировых компаний, которые специализируются на добыче нефти. «Контракт века» вошел в список самых крупных соглашений и по масштабам добычи, и по предполагаемым инвестициям. Подписи под договором поставили такие международные компании, как BP, ChevronTexaco, INPEX, Statoil и другие. Документ предусматривает совместную разработку месторождений АЧГ до 2050 года.

Доля государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики SOCAR в этом соглашении составляет 25%. С одной стороны, выглядит странно, что за госкомпанией закреплена только четверть пакета акций — нет полного контроля в управлении бизнесом. Но, с другой стороны, такой подход привлекает масштабные инвестиции, которые идут на развитие отрасли и всей экономики страны. Подписание этого контракта действительно привело в нефтяной сектор страны иностранные деньги, что позволяет азербайджанским нефтяникам все последние годы получать ощутимый результат и с оптимизмом смотреть в будущее.

Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (сокращённо ГНКАР, азерб. Azərbaycan Respublikası Dövlət Neft Şirkəti, сокращённо ARDNŞ, англ. State Oil Company of Azerbaijan Republic, сокращённо SOCAR) — азербайджанская нефтегазовая компания. Штаб-квартира — город Баку.

Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (англ. State Oil Company of Azerbaijan Republic, сокращённо SOCAR) — азербайджанская нефтегазовая компания. Штаб-квартира — город Баку.

Кстати, 50% поступлений в госбюджет — деньги нефтегазовой отрасли. Для своего развития SOCAR активно привлекает на только инвестиции, но и международные гранты. Например, безвозмездная поддержка азербайджанских нефтедобытчиков Агентством торговли и развития США (USTDA) составляет сотни тысяч долларов.

Ко всему прочему SOCAR на правах монополиста занимается разведкой нефтегазовых месторождений, добычей, переработкой и транспортировкой нефти, газа и газового конденсата. Вдобавок — маркетингом нефтепродуктов и нефтехимической продукции на внутреннем и международном рынках.

В качестве юридических лиц в консорциуме SOCAR работают два нефтеперерабатывающих завода, один — газоперерабатывающий, флот нефтеналивных танкеров, завод по производству глубоководных платформ и другие предприятия. SOCAR ведет бизнес по всему миру: в Турции, Румынии, Австрии, Швейцарии, Великобритании, Казахстане, Грузии, Украине и многих других странах.

Так, в Грузии дочерняя структура — SOCAR Energy Georgia — управляет сетью АЗС и является крупнейшим налогоплательщиком в стране. SOCAR Kaz Petroleum управляет нефтяным терминалом в Казахстане. SOCAR Energy Ukraine в Украине открыла сеть из 60 АЗС. К тому же в управлении украинской SOCAR два нефтеналивных бункеровщика: «Баку-1» в Киеве и «Гянджа» в Одессе.

Ставка на передовой опыт

SOCAR видит свою миссию в обеспечении энергетической безопасности Азербайджанской Республики, соблюдении стратегических интересов в развитии нефтегазовой и нефтехимической промышленности, поддержке роста научно-технического, экономического и интеллектуального потенциала страны. В идеале SOCAR должна стать вертикально интегрированной международной энергетической компанией.

В 2017 году SOCAR экспортировала 155,25 млн баррелей нефти, а также нефтепродукты в объеме 1,5 млн т.

Основная доля экспортируемой продукции пришлась на дизельное и авиационное топливо, полиэтилен высокой плотности, кокс, пропилен, сжиженный газ и другие продукты переработки. Для транспортировки черного золота построены нефтепроводы Баку — Супса, Баку — Тбилиси — Джейхан.

Однако роль только экспортера нефти и газа не устраивает Азербайджан. Республика желала бы стать транзитной страной для поставок газа из Средней Азии и Ближнего Востока в Европу. Эту концепцию призвана воплотить идея «Южного коридора». Основным проектом в концепции является трубопровод Набукко — из Эрзурума (Турция) в Баумгартен-ан-дер-Марх (Австрия). Проект позволит диверсифицировать поставки не только своего, но и импортируемого газа. Ведь, несмотря на значительные запасы нефти и газа, их подземные объемы ограничены.

Например, при таких темпах добычи нефти в Азербайджане она закончится через 21 год. И дальше инфраструктуру по доставке сырья нужно будет задействовать для транспортировки импорта. Чтобы энергетическая система по доставке энергоносителей работала десятилетиями независимо от того, есть свое сырье для поставок или нет, Азербайджан создает систему международных договоренностей в области энергетики, возводит перспективную инфраструктуру и отвечает на вызовы будущего.

ТЕКСТ Алексей Чубат

Facebook Comments
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте также: