УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ: IT-технологии в организации железнодорожной транспортировки на Мозырском НПЗ

  • МНПЗ_жд_пути
  • Оборудование передачи сигналов управления из «мозгового центра» на железнодорожные пути
  • Трунин_Сергей_Алексеевич
  • Начальник сливо-наливных эстакад цеха № 5 и дежурный по посту электроцентрализации БелЖД станции

В ОАО «Мозырский НПЗ» более полугода используются цифровые технологии для автоматизации управления движением железнодорожных составов, которые курсируют по путям цеха № 5 — товарно-сырьевого.

О преимуществе микропроцессорной централизации железнодорожных стрелок и сигналов, особенностях ее внедрения и эксплуатации рассказывает начальник цеха Сергей ТРУНИН.

— Сергей Алексеевич, что представляет собой микропроцессорная централизация и для чего она внедрена?

— Микропроцессорная централизация пришла на смену релейной, которая эксплуатировалась на предприятии более 30 лет. Управление стрелками и светофорами происходит дистанционно. Оно аналогично включению электрического светильника: нажали клавишу настенного выключателя — зажегся свет, например, в люстре. Так и у нас. Электрический сигнал по кабелю поступает к необходимой железнодорожной стрелке, приводя ее в действие.

Начальник товарно-сырьевого цеха № 5 Сергей Трунин

Начальник товарно-сырьевого цеха № 5 Сергей Трунин

Со временем релейная техника морально и физически устарела, материалы потеряли свои эксплуатационные свойства, прекратился выпуск запчастей. В 2004 году после проведения обследования было решено заменить устаревшую систему. Наши специалисты оценили затраты на приобретение и адаптацию нового оборудования, его техническое преимущество. Это был серьезный, продуманный шаг.

Как результат — установлена система микропроцессорной централизации Ebilock 950 компании Bombardier Transportation. По сравнению с релейной она обладает рядом преимуществ.

Оборудование передачи сигналов управления из «мозгового центра» на железнодорожные пути

Оборудование передачи сигналов управления из «мозгового центра» на железнодорожные пути

В частности, менее энергоемка, адаптирована к нашим условиям использования и в целом повышает уровень безопасности движения на заводских железнодорожных путях. Кстати, оборудование приобретено за средства предприятия. Сегодня оно, без преувеличения, самое лучшее в Беларуси. Нам могут позавидовать даже железнодорожники.

— Замена старой системы на новую — дело не одного дня и даже года?

— Действительно, это поэтапный процесс. Электронная централизация включает полную замену оборудования, коммуникаций, реконструкцию зданий и т.п. Для этого был разработан соответствующий проект.

Ввод в эксплуатацию первого этапа новой системы централизации состоялся в 2012 году, второго этапа — в октябре 2017-го. Дело в том, что наш товарно-сырьевой цех занимает более 25% площади предприятия и частично находится даже за территорией завода.

Согласно проекту, микропроцессорная централизация охватила все наше железнодорожное хозяйство. Сегодня это, в частности, 71 стрелка и более 140 светофоров, около 100 рельсовых цепей, 9 переездов и т.п.

Образно говоря, новое оборудование отличается от старого, как ЖК-телевизор от лампового. Ebilock 950 надежнее, проще в эксплуатации, а также обладает более широкими возможностями. У новой системы есть и существенный плюс — гораздо больший охват территории. До 2017 года у нас лишь 80% всех стрелочных переводов были оборудованы системой дистанционного переключения, сейчас — 100%. Кроме этого, установлены новые светофоры на тех переездах, где их раньше не было. Старая система не имела архивов сообщений, не могла себя диагностировать.

Ebilock 950 обладает этими функциями и способна на ранней стадии выявить возможную поломку. Это снижает затраты ручного труда и время на поиск неисправности в полевых условиях, то есть не на станции — пункте управления, а там, где проложено железнодорожное полотно. Если поломка все-таки произошла, архив сообщений дает возможность определить ее причину: скачок напряжения, повреждение изоляции кабелей управления и т.п. Однако с вводом в эксплуатацию микропроцессорной централизации создана многоуровневая защита, в том числе смонтирована современная грозозащита.

Повышение надежности достигается за счет команд управления и блокировок, которые не только включают световые сигналы светофоров, но и одновременно замыкают цепь и не дают стрелочному переводу в случае ошибки персонала открыть путь на запрещающий сигнал светофора.

Светофор, регулирующий движение ж/д составов в цехе № 5

Светофор, регулирующий движение ж/д составов в цехе № 5

Появилась система электрообогрева стрелочных переводов. Это принципиально важно. Стрелки расположены не только на территории завода, но и на расстоянии 500—600 метров за его пределами. В зоне нашей ответственности — более 20 км железнодорожных путей необщего пользования, сложные переплетения стрелочных переводов.

Зимой они забиваются снегом, их необходимо чистить для полного смыкания рельс. А сейчас все просто: снизилась температура — автоматически включился обогрев, снег растаял, и стрелки легко переводятся дистанционно.

В результате повышается безопасность перевозок, уменьшаются трудозатраты, снижается влияние человеческого фактора.

— Что представляет собой «мозговой центр» электронного управления движением поездов?

— В операторной находится ядро системы — центральный компьютер, который и осуществляет электрическую централизацию стрелок и сигналов, взаимодействует с автоматизированными рабочими местами операторов и системой объектных контроллеров. Они непосредственно управляют электроприводами стрелок, светофоров, контактами реле, считывающими информацию о состоянии рельсовых цепей и всех релейных систем.

Начальник сливо-наливных эстакад цеха № 5 Дмитрий Цыблиенко и дежурный по посту электроцентрализации БелЖД станции Барбаров Александра Шевченко

Начальник сливо-наливных эстакад цеха № 5 Дмитрий Цыблиенко и дежурный по посту электроцентрализации БелЖД станции Барбаров Александра Шевченко

Четыре монитора позволяют оператору контролировать ситуацию в режиме on-line. Создан архив сообщений, в котором можно найти необходимую информацию. Кстати, поскольку новая система более компактна, мы не строили дополнительных зданий и не вкладывали инвестиции, а в существующем помещении станции оборудовали операторную. А после демонтажа старого оборудования использовали освободившуюся площадь для более комфортного размещения персонала.

Система микропроцессорной централизации принадлежит заводу, а обслуживают ее работники Белорусской железной дороги. За долгие годы сотрудничества между нашими организациями сложились надежные партнерские отношения.

Управлять движением поездов с помощью микропроцессорной централизации легко. Дежурный диспетчер, который трудился на релейных станциях, обучается за неделю.

— Эксплуатация системы в зимнее время прошла успешно?

— Зимние условия подтвердили надежность системы. Не было нареканий ни на полевое оборудование, ни на работу диспетчерского пункта. Мы уверены, что и в жару все будет в норме.

— Можно ли подключать к микропроцессорной централизации новые объекты?

— Система не статична, она легко расширяется, интегрируется с новыми и существующими объектами. Недавно мы ввели в эксплуатацию железнодорожный путь к строящимся весам. Они оборудованы стрелками и включены в микропроцессорную систему централизации. Разумеется, к установке гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, которая сейчас строится, тоже будет организовано движение железнодорожных составов, а управлять ими мы будем с помощью микропроцессорной централизации.

ТЕКСТ Светлана Сабило
ФОТО Игорь Малащенко

Facebook Comments
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: