В РУСЛЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

  • выбор сизова2
  • 18 0710_0413 НХП КГТНО
  • Второй после Севера-5

На вопросы журнала отвечает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир СИЗОВ.

ЭКОНОМИКА НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

— Основной способ увеличения маржинальности для любого НПЗ — это поиск оптимальных режимов технологических процессов и повышение производительности труда. За счет чего можно увеличить эти показатели?

На белорусских НПЗ оптимизация технологических процессов идет постоянно, вне зависимости от того, как складывается ситуация в экономике нефтеперерабатывающей отрасли. Кроме того, ежегодно выполняются мероприятия, направленные на снижение себестоимости производимой продукции, в структуре которой основной удельный вес занимают материальные затраты. В соответствии с планом на 2018 год суммарный эффект от таких мероприятий по двум нефтеперерабатывающим заводам должен составить около 97 млн рублей. Цифра значительная. Сэкономленные средства, в частности, позволят поддержать уровень зарплат и не допустить значительного снижения социального пакета работникам ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ».

— Уточните, пожалуйста, наиболее глобальные пути снижения себестоимости продукции НПЗ.

— Речь идет о комплексе мероприятий, которые касаются оптимизации технологических процессов, закупочной деятельности, рационального использования сырья и материалов, а также активной работы по продвижению продукции заводов, повышению маржинальности ее реализации.

РЫНКИ, ЦЕНЫ, СЫРЬЕ

— Какие успехи достигнуты при реализации белорусских нефтепродуктов на зарубежных рынках?
Считаю, что белорусским НПЗ совместно с ЗАО «Белорусская нефтяная компания» удалось выполнить важную задачу — сохранить долю рынка в близлежащих странах. Нам особенно интересен рынок Украины. На него традиционно поставляются светлые нефтепродукты с наибольшей маржой. Сегодня на этом рынке обостряется конкуренция в связи с возобновлением поставок дизтоплива трубопроводным транспортом, что создает логистическое преимущество. Тем не менее постоянная работа, проводимая нами и БНК, позволила удержать объемы поставок нефтепродуктов на украинский рынок в традиционной для белорусской нефтепереработки доле.
— Правительство РФ одобрило завершающую стадию налогового маневра в нефтяной отрасли, в рамках которой экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% на 5% ежегодно в течение шести лет начиная с 2019 года. Как белорусские НПЗ готовятся к последствиям налогового маневра?
сизова2 200x300 - В РУСЛЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Владимир Сизов

— Налоговый маневр фактически приведет к необходимости работы в условиях мировой конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты. Чтобы успешно конкурировать в таких условиях, белорусским НПЗ необходимо завершить модернизацию. Подчеркну, что отечественная нефтепереработка находится на приемлемом уровне развития. Сейчас по технологическим возможностям белорусские НПЗ — это «крепкие середняки». А завтра они должны выйти на один уровень с лучшими заводами Европы и мира. Для этого и осуществляются крупные проекты модернизации в ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ».

— Что кроме модернизации способно обеспечить прибыльную работу отечественной нефтепереработки?

 

Прибыльность во многом зависит от политики ценообразования. Еще десять лет назад доходность от поставок нефтепродуктов на экспорт позволяла компенсировать убыток НПЗ при отрицательной эффективности реализации автомобильного топлива на внутреннем рынке. Сейчас, когда цены на сырье для белорусских НПЗ выравниваются с мировой конъюнктурой, ведется работа, результатом которой должно стать формульное ценообразование на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть. Эти меры позволят обеспечить эффективные условия для работы белорусских НПЗ в новых рыночных условиях.
— Пока эта работа не завершена…

— Процесс идет, он непростой. Мы понимаем интересы государства, стремление сохранить социальную цену на один из важных продуктов для отечественных потребителей — автомобильное топливо. Со своей стороны мы ставим вопрос о том, что для поддержания нефтеперерабатывающей отрасли в работоспособном состоянии, для возможности проводить реконструкцию, развиваться, получать продукты, которые будут удовлетворять существующим и перспективным требованиям качества, должно быть четкое, прозрачное ценообразование внутри страны.

Цены на нефтепродукты должны отражать реальную стоимость сырья, из которого они получены. Согласно законам экономики любой завод должен получать обоснованную прибыль для того, чтобы поддерживать свое существование и направлять финансовые средства на дальнейшее развитие.

— На ваш взгляд, как будет складываться ситуация с мировыми ценами на нефть, а также на нефтепродукты за рубежом и внутри страны?

— Делать прогноз по ценам на нефть и нефтепродукты, на мой взгляд, — неблагодарное занятие. Волатильность на рынке нефти и нефтепродуктов — это объективная реальность, мы не можем на нее воздействовать. Существует много факторов, их влияние в последнее время не всегда предсказуемо. Например, если мы говорим о политической напряженности в нефтедобывающих регионах, то иногда она приводит не к ожидаемому росту, а к стабилизации или даже падению мировых цен на нефть.

С точки зрения нефтеперерабатывающей отрасли наилучшая ситуация, которая позволяет планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу, — это стабильность цены на нефть.

— Существуют ли эффективные варианты диверсификации поставок сырья для белорусских НПЗ?
— Безусловно, варианты существуют. Они изучены и отработаны на практике. Мы занимались диверсификацией и поставляли нефть на белорусские НПЗ из Венесуэлы, Азербайджана, Ирана. Мы отслеживаем эффективность различных вариантов поставок, поддерживаем контакты с транспортными операторами: теми, кто занимается транспортировкой морским путем, перевалкой в портах, доставкой от портов до белорусских предприятий. Даже несмотря на то, что существует трубопроводная инфраструктура и у нас подписаны долгосрочные контакты с нефтепроводным транспортом, вопрос, касающийся диверсификации, не снимается.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

— Как вы оцениваете конкуренцию автомобилям, заправляемым традиционным топливом, со стороны электромобилей? Какое влияние они оказывают на рынок продуктов нефтепереработки?

— Сегодня мировые концерны автопроизводителей начали массово анонсировать выпуск электромобилей. В том числе в Республике Беларусь отечественные предприятия приступят к организации производства электромобилей. Мы наблюдаем новую тенденцию — государственную поддержку развития электромобилестроения и эксплуатации электротранспорта в Беларуси. На государственном уровне приняты соответствующие законодательные акты. В частности, определены льготы для производителей электромобилей и зарядных станций, поставлена задача создать в Беларуси государственную зарядную сеть.

Мы идем в русле новых тенденций. Производственное объединение «Белоруснефть», владеющее крупнейшей в стране сетью автозаправочных станций с традиционными видами моторного топлива, определено оператором и государственной сети электрозарядных станций.

Предприятие приступило к активному развитию данного направления деятельности. Согласно имеющейся программе в Беларуси к концу 2018 года сеть электрозарядных станций должна вырасти до 100 таких станций, в последующие годы темпы строительства будут еще более быстрыми.

В дальнейшем, исходя из того, как будет использоваться эта инфраструктура, с какой интенсивностью будет прирастать электротранспорт, мы будем делать выводы о том, как встраивать нашу отрасль в формирующуюся новую реальность.

— Раз уж мы затронули РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», которое сосредоточило самые разнообразные виды деятельности — от геологоразведки до продажи топлива на АЗС, оцените сегодняшние успехи этой государственной вертикально-интегрированной нефтяной компании.
 РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» работает успешно. Мы видим сегодня удачную деятельность по поддержанию уровня добычи нефти в нашей стране. Если раньше добыча постепенно снижалась примерно на 20 тыс. т в год, то сегодня она стабилизировалась на уровне около 1 650 тыс. т. Такой уровень добычи будет стабильно осуществляться и в среднесрочной перспективе. На 2018 год поставлена и более амбициозная задача — достичь уровня в 1 670 тыс. т добычи нефти. Пока все идет по плану.
после Севера 5 740x489 - В РУСЛЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» работает успешно.

Не останавливается работа по совершенствованию сети автозаправочных станций. «Белоруснефть» уделяет большое внимание взаимодействию с потребителями на АЗС. Мы считаем, что это одни из главных задач — формирование безупречного имиджа предприятий концерна «Белнефтехим» и создание для потребителей условий, не уступающих мировым как в обслуживании, так и в качестве товаров, реализуемых на АЗС.

— Насколько успешно справляются со своими основными задачами организации трубопроводного транспорта?

— Оба предприятия — ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и ОАО «Полоцктранснефть Дружба» — выполняют планы по транспортировке нефти. Значительные инвестиции предприятия вкладывают в поддержание работоспособности трубопроводной системы. ОАО «Полоцктранснефть Дружба» осуществляет крупный инвестиционный проект по строительству нефтепродуктопровода от ОАО «Нафтан» до нефтебазы в Фаниполе, цель которого — обеспечение нефтепродуктами центрального региона страны. Изучается вопрос о целесообразности создания трубопроводной системы от Мозырского НПЗ в направлении брестского региона для снабжения нефтепродуктами внутреннего рынка, а также организации поставок в Польшу, западные регионы Украины.

— Назовите самые значимые события 2018 года для белорусской нефтепереработки.

— В этом году завершается реконструкция двух крупных объектов в ОАО «Нафтан» в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса замедленного коксования.

Реконструкция установки гидроочистки Л-24/7 мощностью 1,6 млн т в год уже находится в опытно-промышленной эксплуатации и уже сейчас позволяет выпускать весь объем дизтоплива в соответствии с экологическими стандартами К5/Евро5.

В 2018 году в ОАО «Нафтан» также должна быть запущена в эксплуатацию установка по производству водорода, предназначе  нного для использования в гидрогенизационных процессах при переработке тяжелых нефтяных остатков.
18 0710 0413 НХП КГТНО 494x740 - В РУСЛЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

ОАО «Мозырский НПЗ». Строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-Оil)

В ОАО «Мозырский НПЗ» продолжается работа по реализации крупнейшего проекта, который даст возможность заводу работать в ужесточающихся экономических условиях. Это комплекс установок по переработке тяжелых нефтяных остатков. Запуск его в работу позволит увеличить выпуск светлых нефтепродуктов и глубину переработки нефти, что положительно скажется на финансовых результатах предприятия.

— Как продвигается строительство этого грандиозного объекта?

— Принимаются все меры, чтобы соответствовать графику. Главное, чтобы нас не подводили со сроками строители. К сожалению, мы видим, что трудовых ресурсов у строительных организаций сейчас недостаточно. Надеюсь, Министерство архитектуры и строительства Беларуси будет солидарно с нами в решении возникающих задач.

— Что пожелаете коллегам накануне профессионального праздника нефтяной отрасли?

— Основное пожелание нефтепереработчикам: успешно и в срок завершить инвестиционные проекты на белорусских НПЗ, сохранить высокий имидж качества белорусских нефтепродуктов как у наших зарубежных покупателей, так и отечественных автомобилистов. Нефтедобывающей отрасли — удачной работы в поддержании и, желательно, наращивании объемов добываемой нефти. Коллективам трубопроводного транспорта — ясных перспектив в деятельности и полной загрузки имеющихся производственных мощностей. От души желаю всем руководителям и сотрудникам предприятий много сил и здоровья для достижения намеченных рубежей, благополучия в семьях и поддержки близких людей. С праздником!

ТЕКСТ Светлана Сабило

ФОТО Дарья Хачирашвили, Вячеслав Суходольский и Игорь Малащенко

Facebook Comments
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте также: