ДВИЖЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ: общий рынок нефти и нефтепродуктов будет создан на территории государств-членов ЕЭС

  • резервуарный парк мозырь
  • Игорь Фомин

Общий рынок нефти и нефтепродуктов будет создан на территории государств — членов Евразийского экономического союза.

В странах-партнерах имеется огромный совокупный запас энергоресурсов. При этом около 7% мировых запасов нефти сосредоточены в России и Казахстане. Беларусь же не располагает столь значимыми ресурсами углеводородов.

Начальник отдела по координации взаимодействия с Евразийской экономической комиссией Главного управления ВЭС концерна «Белнефтехим» Игорь Фомин

Начальник отдела по координации взаимодействия с Евразийской экономической комиссией Главного управления ВЭС концерна «Белнефтехим» Игорь Фомин

Не скажется ли это негативно на белорусских интересах и какая идет работа по созданию общего нефтерынка, нашему изданию рассказал начальник отдела по координации взаимодействия с Евразийской экономической комиссией Главного управления ВЭС концерна «Белнефтехим» Игорь Фомин.

— Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено создание общего рынка нефти и нефтепродуктов до 1 января 2025 года. «Дорожная» карта по его реализации подразумевает утверждение концепции по созданию общего рынка нефти и нефтепродуктов.

Этот этап уже завершен: концепция согласована главами государств.

Сейчас идет второй этап — утверждение программы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов.

Она уже согласована Советом Евразийской экономической комиссии. Теперь предстоит ее утверждение Высшим Евразийским экономическим советом в лице глав государств.

В свою очередь реализация программы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов предусматривает три этапа.

Первый  этап — с 2018 по 2021 год — создание информационной и методической основы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов, гармонизация законодательств государств — членов ЕАЭС в соответствии с «дорожной» картой.

Для этого необходимо создать перечень информации, которой должны обмениваться субъекты рынка и органы регулирования. В этот же период предусматривается сравнительный анализ законодательства государств — членов Евразийского экономического союза, а также разработка плана по его гармонизации.

Второй этап — срок реализации с 2021 по 2024 год — подготовка и согласование уполномоченными органами государств проекта международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов.

В процессе работы предусмотрена подготовка правил торговли и биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами. Кроме того, будут рассматриваться вопросы доступа к трубопроводному транспорту (нефть, нефтепродукты) по субъектам естественных монополий.

Планируется разработать критерии для межгосударственных документов. Этот процесс будет осуществляться в рамках Консультационного комитета по нефти и газу при Коллегии Евразийской экономической комиссии, а также рабочей группы, которую планируется создать при нем. Координатором выступит ЕЭК. В части разработки правил торговли приоритет за Казахстаном, биржевой торговлей вплотную займется Россия. Беларусь же станет полноправным участником всего процесса.

И третий этап — с 1 января 2025 года — вступление в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов.

— Какая работа ведется в концерне?

— Для понимания ответственности и компетенций в создании общего рынка нефти и нефтепродуктов госорганов, структурных подразделений концерна, других организаций при реализации «дорожной» карты разрабатывается план мероприятий. Он предусматривает предварительную проработку при реализации конкретных мероприятий. Наша задача — максимально предусмотреть и нормативно закрепить создание благоприятных экономических условий для эффективной работы предприятий белорусской нефтяной отрасли.

Резервуарный парк ЛПДС «Мозырь» ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

Резервуарный парк ЛПДС «Мозырь» ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

Поэтому в состав наших рабочих групп входят не только специалисты концерна, но и представители организаций, которые непосредственно добывают нефть (РУП «ПО «Белоруснефть»), участвуют в ее транспортировке (ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и ОАО «Полоцктранснефть Дружба»), переработке (ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Нафтан») и реализации (ЗАО «Белорусская нефтяная компания»).

— У каждой из стран-участниц есть свои экономические интересы и нюансы. Не скажется ли это на нормативной подготовке к общему рынку?

— Белорусы выступают за принцип свободного обращения товаров. И реализация этой программы позволит обеспечить их свободное перемещение, привлекать инвестиции в добычу нефти, ее транспортировку и переработку. Но мы понимаем, что ничто не должно толковаться как препятствие для любого государства-члена принимать любые меры, которые оно считает необходимыми для защиты важнейших интересов обороны страны или своей безопасности.

В Договоре о Евразийском экономическом союзе эта норма есть. Интеграционные процессы не должны наносить ущерб или ухудшать условия стран-участниц. В международном договоре о создании общих рынков нефти и нефтепродуктов должны быть прописаны такие условия, которые обеспечат развитие каждой страны-участницы. Соответственно, необходимо предусмотреть механизмы, которые защитят как граждан Беларуси, так и субъекты хозяйствования.

— Запасы нефти России, Казахстана и Беларуси не сопоставимы. Не окажется ли белорусская отрасль в худших условиях в ЕАЭС?

— Для этого должны быть обеспечены условия равного доступа к ресурсам, свободное обращение нефти и нефтепродуктов, включая условия транспортировки. Если в отношении белорусских субъектов будут приниматься дискриминационные решения — это нарушение законодательства о конкуренции, и на них сразу же отреагируют антимонопольные органы стран и Евразийская экономическая комиссия. Для анализа и мониторинга рынков планируется создание систем информационного обмена, которые в том числе создадут возможность для оперативного реагирования на ситуацию.

— Важнейший вопрос… О справедливых и прозрачных ценах.

— Вопрос о справедливых ценовых индикаторах и ценах должен решаться при помощи биржевой торговли. Следует отметить, что биржевая торговля — это лицензируемый вид деятельности. Биржевые сделки заключаются в электронном виде, они находятся под контролем регуляторов и имеют обеспечение. Поэтому вместе с регистрацией сделки клиринговая компания обеспечивает ведение этой сделки, ее исполнение.

В рамках подготовки к реализации программы была организована поездка в Российскую Федерацию для изучения опыта по созданию организованного рынка нефти и нефтепродуктов и прозрачного механизма формирования цен на них. На площадке Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи состоялась встреча с участием представителей Федеральной антимонопольной службы России, в ходе которой был продемонстрирован механизм торгов, мониторинга и анализа рынков.

Кроме того, нам предложили посетить Биржевой комитет, где представляется аналитическая информация по сделкам в разрезе видов нефтепродуктов — объемах производства, реализации на внутренний рынок и на экспорт, запасах. А также информация о количестве договоров, их структуре, динамике изменения биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов, маржинальности автозаправочных станций и др. Эти данные позволяют прогнозировать ситуацию на рынке и при необходимости принимать оперативные решения по ее изменению.

— Не станут ли крупные компании-монополисты диктовать свои ценовые условия на общем рынке ЕАЭС?

— Не так давно в России возникла ситуация, когда с учетом конъюнктуры мировых нефтяных рынков стали резко изменяться цены на нефтепродукты. Это явилось следствием нарушения крупными компаниями антимонопольного законодательства, которое выражалось в установлении монопольно высоких цен, изъятиях из обращения товаров, приведших к росту цен, создании дискриминационных условий по отношению к собственным дочерним компаниям и независимым организациям.

По результатам этих дел состоялись судебные разбирательства. На виновных наложен штраф в размере около 25 млрд российских рублей. Таким образом, был создан прецедент, когда антимонопольный орган задал правила игры на этом рынке. По результатам рассмотрения данных антимонопольных дел создана нормативная база и разработаны правила работы на рынках. Так, в Российской Федерации принят закон об организованных торгах, на уровне правительства были разработаны и утверждены критерии, которые обеспечивают прозрачность рынка и формирования цен.

— Предусмотрен ли равный и свободный доступ к инновационным технологиям?

— Консультационным комитетом по нефти и газу при Коллегии Евразийской экономической комиссии рассматривался в том числе вопрос о предоставлении информации о развитии отрасли. Мы предварительно договорились, что в рамках информирования нам будет интересно, как развивается отрасль в России и Казахстане. Исходя из этого мы сможем планировать развитие отечественной отрасли, понимать, что происходит. Предусмотрены обмен технологиями, создание условий для развития инвестиций и инноваций. Будет выстроен не только технологический процесс, но и созданы специализированные информационные системы, которые позволят обмениваться необходимой информацией.

— Наш разговор мы вели с позиции государственного интереса. А теперь хотелось бы узнать, что даст общий рынок рядовому потребителю в Беларуси. Например, к чему готовиться белорусским автомобилистам?

— Сегодня цены на нефтепродукты в Беларуси поддерживаются на социальном уровне, но с другой стороны, и требования рынка нельзя игнорировать. С созданием общего рынка будет больше свободного ценообразования. Это закономерно и справедливо. В настоящее время в Беларуси одни из самых низких в Европе цен на моторное топливо. Но оправдано ли это экономически?

Сегодня семья с низкими и средними доходами тратит на услуги связи больше, чем на содержание личного транспорта, включая расходы на заправку автомобиля. Экономика — живой организм, и в ней чудес не бывает. И если мы выстраиваем прозрачный механизм организованного рынка и формирования цен, то должны опираться на экономические законы.

— Представим, что сегодня 1 января 2025 года. Общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС начал свою работу. Что это дает Беларуси?

— Обеспечены свободные поставки нефти и нефтепродуктов, есть прозрачное ценообразование, выросла эффективность использования инвестиционного потенциала за счет консолидации финансовых ресурсов и расширения возможностей международной кооперации при экспорте в третьи страны.

С созданием общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС республика решает стратегические задачи по получению ресурсов в необходимых объемах и по конкурентоспособной цене. Технологичность переработки и транспортировки существенно влияет на экономику и способствует дальнейшему развитию Беларуси.

Текст Александр Рудковский
ФОТО Дарья Хачирашвили, архив журнала

Facebook Comments
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: