«Зеленая» экономика в действии: экологизация экономики будущего

  • Зеленая_экономика
  • Матусевич_зам министра экономики
  • 20

Что такое «зеленая» экономика? Классическое определение сформулировано в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП): «зеленая» экономика повышает благосостояние людей, обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднения.

Схожими по смыслу понятиями являются «устойчивое развитие» и «зеленый, устойчивый рост». На вопросы журнала отвечает заместитель Министра экономики Дмитрий МАТУСЕВИЧ.

— Дмитрий Феофанович, почему и когда мир пришел к идее «зеленой» экономики?

— За последнее десятилетие многие государства мира пришли к пониманию необходимости пересмотра образа жизни людей и перехода от моделей развития, ведущих к неустойчивому потреблению ресурсов и деградации экосистем, к более эффективному управлению ограниченными ресурсами: природными, финансовыми, трудовыми и т.д.

Дмитрий МАТУСЕВИЧ - заместитель Министра экономики

Дмитрий МАТУСЕВИЧ — заместитель Министра экономики

Важной объединяющей точкой в этом процессе стал Саммит Земли «Рио+20», который состоялся в 2012 году. На нем был утвержден 10-летний рамочный пакет программ в сфере устойчивого потребления и производства — платформа в поддержку выполнения аналогичных региональных и национальных программ.

В международных документах, принятых в ходе процесса, связанного с саммитом, отражена приверженность принципам «зеленой» экономики.

Суть понятия более конкретно можно выразить через следующие принципы и задачи:

  1. признание ценности природного капитала, его адекватное финансирование за счет разумной государственной политики и инновационных методов развития;
  2. создание рабочих мест и повышение социальной справедливости;
  3. развитие технологий с пониженным уровнем выбросов углерода;
  4. эффективное использование природных ресурсов и энергии, снижение использования ископаемого топлива;
  5. создание условий для устойчивого развития городов, уменьшения загрязнения и выбросов углерода в атмосферу;
  6. приоритет государственных инвестиций в «зеленые» технологии в различных секторах экономики, а также мобилизацию частного капитала на эти цели, а также ограничение государственных расходов в областях, истощающих природный капитал.

— В настоящий момент «зеленая» экономика становится глобальным курсом во многих странах и регионах мира. Какие «зеленые» преобразования можно отметить в Беларуси?

— Сейчас в мире реализуются сразу несколько глобальных инициатив для внедрения «зеленой» экономики.

Лидерами по внедрению принципов «зеленой» экономики являются страны Европейского союза. Придавая большое значение важности перехода к новой форме развития в своих государствах-членах, ЕС инициировал и финансирует программы для продвижения соответствующих принципов в странах-соседях. В частности, в странах Восточного партнерства, куда входит и Беларусь. Важнейшим документом стала Декларация Варшавского саммита Восточного партнерства 2011 года.

В ней закреплены обязательства, аналогичные «Рио+20».

При этом все понимают, что переход на принципы «зеленой» экономики будет происходить по-разному, поскольку зависит от специфики природного и человеческого капитала каждой страны, относительного уровня ее развития.

Несмотря на то, что принципы «зеленой» экономики являются для нас относительно новыми, Республика Беларусь рассматривает ее как важный инструмент обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности и уже принимает последовательные меры по внедрению «зеленых» (экологических) принципов в национальную экономику.

Так, принципы «зеленой» экономики интегрированы в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года (НСУР-2030). НСУР-2030 отражает три компонента устойчивого развития, акцентируя внимание на триаде «человек — экономика — окружающая среда». К ключевым мерам относятся использование экономической политики и инструментов, образование для «зеленой» экономики, наука и инновации. Впервые в истории Беларуси меры по внедрению принципов «зеленой» экономики закреплены в Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3, Программе социально-экономического развития Республики Беларусь и Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016—2020 годы, системе мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики.

Кроме того, наша страна является участником многих международных экологических инициатив.

Во-первых, завершающаяся в 2018 году программа «Экологизация экономики в странах Восточного партнерства» (EaP GREEN)», которая имеет следующие цели:

  1. интеграция концепции устойчивого потребления и производства в национальные планы развития, законодательные и
  2. регуляторные системы для создания эффективных стимулов развития в соответствии с задачами государственной политики и надлежащей международной практикой, включая подходы, поддерживаемые ЕС;
  3. более широкое использование стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду в качестве ключевых инструментов планирования;
  4. содействие экологизации таких экономических секторов, как промышленное производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительство.

Программа EaP GREEN, работающая на двух уровнях — региональном и национальном, направлена на взаимодействие с правительствами и частным сектором стран Восточного партнерства. В Республике Беларусь координаторами программы являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство экономики.

Зеленая экономика Беларуси

Программа поддерживается Европейской Комиссией и другими донорами и совместно выполняется международными организациями — Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), ЮНЕП и Организацией объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Общая координация программы возложена на ЮНИДО.

В настоящее время в ЕС рассматривается возможность реализации следующего 5-летнего проекта EaP GREEN.

Во-вторых, с 2015 года у нас реализуется проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», осуществляемый ПРООН и финансируемый ЕС (в объеме 5 млн евро) в рамках Годовой программы действий ЕС для Беларуси. Проект направлен на дальнейшее развитие и практическое применение принципов «зеленой» экономики в стране и оказание целенаправленной поддержки Правительству в его деятельности в этой области.

В рамках проекта реализованы следующие пилотные инициативы:

  1. «Организация производства офисной бумаги из вторичных ресурсов» (УП «Бумажная фабрика Гознака», г. Борисов);
  2. «Устойчивое использование и коммерциализация биологических ресурсов» (республиканский ландшафтный заказник «Налибокский»);
  3. «Создание комплекса по переработке древесных отходов в биотопливо» (ПКУП «Коммунальник», г. Брест);
  4. «Получение высокоэффективных органических удобрений путем глубокой переработки сапропеля»
    (ОАО «Житковичихимсервис»).

Также в рамках проекта проводится информационная кампания по поддержке внедрения принципов и идей «зеленой» экономики, изменению поведения людей и отношения к принципам «зеленого» потребления, развитию «зеленого» производства.

Третий проект — «Техническая помощь для поддержки развития «зеленой» экономики в Беларуси» также финансируется ЕС (в объеме 1,6 млн евро) и реализуется консорциумом во главе с Hulla & Co. Human Dynamics. Он направлен на определение механизмов и оказание организационно-правовой поддержки в развитии «зеленой» экономики, развитие потенциала сотрудников в сфере государственного управления, а также разработку Программы действий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, охватываемых Гетеборгским протоколом по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Это не исчерпывающий список проектов, названы лишь магистральные. Есть и многие другие, цели и задачи которых лежат также в плоскости принципов «зеленой» экономики (например, реализуемый совместно с Всемирным банком проект «Развитие системы водоснабжения и водоотведения»). Все эти проекты помогают нам делать практические шаги по повышению потенциала для внедрения подходов «зеленой» экономики, а в конечном итоге — улучшению качества жизни нынешнего и будущих поколений. И результаты уже есть.

Так, в Беларуси в основное и дополнительное образование внедряются элементы экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, проводится экологическое просвещение.

Согласно Стратегии в области охраны окружающей среды Беларуси на период до 2025 года наша государственная политика в этой области системно направлена на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду как основное условие устойчивого социально-экономического развития страны.

Приоритетной задачей по снижению вредных воздействий на окружающую среду и восстановлению природных комплексов в республике является достижение устойчивого снижения вредных воздействий на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности путем:

  1. использования наилучших доступных технических методов, передовых технологий, достижений науки и техники при возведении новых и реконструкции действующих производств, а также выводе из эксплуатации объектов в промышленности, сельском, лесном, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и на транспорте;
  2. широкого внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, снижения материалоемкости и энергоемкости производимой продукции.

Одно из условий реализации комплекса мер по снижению вредных воздействий на окружающую среду и восстановлению природных комплексов — повышение осведомленности и информированности населения.

В этом контексте важной задачей является дальнейшее развитие конструктивного взаимодействия государственных органов и общественных экологических объединений в решении насущных природоохранных проблем.

В соответствии со Стратегией развитию «зеленой» экономики должны способствовать запуск новых производств с низким уровнем выбросов и использование инновационных технологий — альтернативных и ресурсосберегающих. Поскольку Беларусь не располагает в полной мере такими технологиями, нам необходимо привлекать иностранных инвесторов, а также осуществлять международное техническое сотрудничество. Это позволит внедрить ноу-хау в данную сферу, оказать реальную поддержку Правительству.

К сожалению, проекты в сфере «зеленой» экономики зачастую локальны и, можно сказать, «непрезентабельны», но суммарный вклад в улучшение благосостояния граждан от их реализации достаточно велик.

— В 2012 году Министерство экономики представило Национальный доклад об устойчивом развитии Республики Беларусь, который определил белорусскую модель устойчивого развития. Что подразумевает белорусская модель «озеленения» экономики? Что изменилось за пять лет?

— Важнейший среднесрочный документ для внедрения механизмов «зеленой» экономики в Республике Беларусь — Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года, утвержденный в 2016 году. Беларусь стала второй страной в СНГ (после Казахстана), которая приняла такой документ на высоком уровне.

Национальный план — это согласованный набор четко определенных приоритетов, охватывающих различные виды экономической деятельности. Это четкая, выраженная в количественной форме оценка сложившейся в Республике Беларусь ситуации в сравнении с мировыми тенденциями в развитии «зеленой» экономики — определены 40 мероприятий по развитию «зеленой» экономики в различных сферах. А также это механизмы оценки, основанные на признанных во всем мире критериях.

Развитие «зеленой» экономики в Беларуси требует формирования системы оценки, которая позволит определить соответствие экономической деятельности принципам «зеленой» экономики.

Но в связи с тем, что в настоящее время информационная база, необходимая для обеспечения полноценной и всесторонней оценки эффективности внедрения принципов «зеленой» экономики, недостаточно систематизирована, определенные в Национальном плане критерии оценки будут в будущем совершенствоваться по мере создания нормативной базы и систематизации информации. Думается, что в ближайшем будущем мы будем составлять прогнозы социально-экономического развития страны и отдельных регионов именно через цели устойчивого развития.

Реальные результаты движения страны по пути внедрения принципов «зеленой» экономики по основным ее секторам:

  1. обращение с отходами — внедряется система раздельного сбора бытовых отходов, создаются мощности по их переработке и дальнейшему использованию в качестве сырья для других производств
  2. «зеленая» энергетика — ведется строительство энергоустановок, вырабатывающих тепловую и электрическую энергию из возобновляемых источников. Даже проблему по избытку мощностей Белорусской атомной электростанции можно трансформировать в «зеленое» русло — расширение использования электрической энергии в стране также приведет к снижению применения углеродного топлива
  3. «зеленый» транспорт — ведутся работы по производству и внедрению, а заодно и экспорту нового электротранспорта, как автомобильного так и железнодорожного
  4. органическое сельское хозяйство — разработан проект Закона Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции». Документом будут закреплены правовые основы производства и обращения органической продукции, принципы и методы органического земледелия и животноводства, способы обработки почвы, борьбы с болезнями и вредителями, виды удобрений, условия содержания животных, а также требования к сертификации и маркировке данной продукции
  5. экологически безопасная химико-биологическая промышленность — создаются производства, использующие в производственном процессе промышленного производства продукции экологически безопасные технологии
  6. «зеленый» дом — применение в строительстве энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, строительство пилотных многоквартирных домов с их использованием
  7. образование для устойчивого развития — использование в образовательном процессе современных технологий и внедрение в образовательные программы принципов «зеленой» экономики
  8. экотуризм — развитие сети агроусадеб во всех регионах страны, возможность предоставления таких услуг национальными парками, лесохозяйственными учреждениями и другими организациями.

— Какие есть возможности «озеленения» белорусской нефтехимической отрасли? Как они реализуются?

— Такие же возможности, как и у других субъектов хозяйствования. Их реализация должна быть направлена в первую очередь на ресурсосбережение и более чистое производство. Это внедрение современных технологий в производство продукции, основанных на экономии ресурсов, снижении вредных выбросов в атмосферу, уменьшении вредного воздействия на окружающую среду. В первую очередь хотелось бы отметить строительство объединением «Белоруснефть» фотоэлектрической станции с годовым производством до 55 млн кВт*час.

На других предприятиях концерна «Белнефтехим»: расширено производство мягких разовых контейнеров типа «биг-бег» для обеспечения субъектов хозяйствования республики полипропиленовой упаковочной тарой, а также реализованы проекты по снижению затрат за счет:

  1. вовлечения в производство отработанного ацетона (повторное использование) — «Организация регенерации отходов ацетона»
  2. использования вторичных энергоресурсов — «Техническое перевооружение производства фталевого ангидрида с увеличением мощности до 48 тыс. т в год»
  3. экономии электроэнергии на транспортировку фосфатного сырья — «Реконструкция цеха фосфорной кислоты. Перевод пневмотранспорта на механическую подачу фосфатного сырья»

— Какие есть возможности «озеленения» белорусской нефтехимической отрасли? Как они реализуются?

— Такие же возможности, как и у других субъектов хозяйствования. Их реализация должна быть направлена в первую очередь на ресурсосбережение и более чистое производство. Это внедрение современных технологий в производство продукции, основанных на экономии ресурсов, снижении вредных выбросов в атмосферу, уменьшении вредного воздействия на окружающую среду.

В первую очередь хотелось бы отметить строительство объединением «Белоруснефть» фотоэлектрической станции с годовым производством до 55 млн кВт*час. На других предприятиях концерна «Белнефтехим»расширено производство мягких разовых контейнеров типа «биг-бег» для обеспечения субъектов хозяйствования республики полипропиленовой упаковочной тарой, а также реализованы проекты по снижению затрат за счет:

  1. вовлечения в производство отработанного ацетона (повторное использование) — «Организация регенерации отходов ацетона»
  2. использования вторичных энергоресурсов — «Техническое перевооружение производства фталевого ангидрида с увеличением мощности до 48 тыс. тонн в год»
  3. экономии электроэнергии на транспортировку фосфатного сырья — «Реконструкция цеха фосфорной кислоты»
  4. Перевод пневмотранспорта на механическую подачу фосфатного сырья»

Естественно, что на каждом предприятии на постоянной основе разрабатываются и внедряются локальные мероприятия по энергосбережению, а также снижению всех видов затрат. Но таких проектов может быть и больше. Главное — приемлемые сроки их окупаемости и устойчивость финансово-экономической модели на предприятии, недопущение возникновения фискальных рисков.

Следует отметить, что определенные достижения уже есть и они положительно влияют на динамику отрасли. Так, по итогам 2017 года концерн обеспечил выполнение доведенного задания по индексу промышленного производства в базисных ценах на уровне 101% (при задании 100%) к уровню 2016 года, показатель по энергосбережению выполнен и составил минус 4,5%.

Полагаю, что в дальнейшем количество проектов в сфере «зеленой» экономики будет увеличиваться как во всем мире, так и в нашей стране.

ТЕКСТ Ольга Долгая
ФОТО предоставлено Министерством экономики, greenbelarus.info

Facebook Comments
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: