ОДНА КАФЕДРА, ТРИ ГОДА И ТРИ ИТОГА

  • IMG_1841
  • IMG_1842
  • в кулуарах-1
  • Кудряшов-3
  • Липский-2

pdf - ОДНА КАФЕДРА, ТРИ ГОДА И ТРИ ИТОГА  48-51_12_2014
(151,3 KiB, скачали - 459)

В конце ноября в Полоцком государственном университете прошла VIII международная научно-техническая конференция «Надежность и безопасность трубопроводного транспорта»

 Александр Кудряшов: «Надзор не дремлет!»

Самим фактом своего проведения конференция во многом обязана авторитету и творческой энергии заведующего кафедрой трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики УО «ПГУ», доктору технических наук, профессору Владимиру Липскому. И было бы вполне логично, если бы именно он и открыл работу форума. Однако Владимир Константинович предоставил право сделать это своему коллеге по сопредседательству — начальнику департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Александру Кудряшову:

— Эта традиционная конференция, — отметил Александр Николаевич, — объединяет всех специалистов, которые связаны с такой важной отраслью народного хозяйства, как трубопроводный транспорт. И его безопасность, соблюдение всех условий, начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией — очень важный вопрос, который влияет на экономику не только нашего государства, но и сопредельных стран.

Далее Александр Кудряшов подробно рассказал о взаимодействии возглавляемого им департамента с предприятиями, занятыми в сфере трубопроводного транспорта. Основными задачами деятельности департамента Госпромнадзор МЧС Республики Беларусь его начальник назвал обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах, снижение риска возможных аварий, повышение противоаварийной устойчивости, безопасности при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов и связанных с ними видов деятельности, разрешительные, надзорные и другие функции.

В числе важнейших аспектов в этой сфере докладчик особо выделил совершенствование нормативно-правовой базы. Со времени предыдущей, VII-й конференции, законодательство в области промышленной безопасности и безопасности при перевозке опасных грузов претерпело некоторые изменения. В прошлом году был принят Закон о перевозке опасных грузов — очень важный документ, регулирующий отношения органов госуправления и субъектов хозяйствования, ведущих означенную деятельность. С принятием этого Закона было переработано около 30 нормативно-правовых документов.

В 2012 году рассмотрена и согласована окончательная редакция девяти технических кодексов установившейся практики (ТКП) взамен устаревших аналогичных документов времен СССР, касающихся строительства магистральных нефтепроводов. В частности, очистки внутренних полостей и испытаний, сварки, контроля качества и приемки работ, технологии и организации строительства, конструкции и балансировки, противокоррозийной и тепловой изоляции, подводных переходов, средств и установок электрохимзащиты. Данные ТКП Приказом по концерну «Белнефтехим» введены в действие с 1 января 2013 года. С того же времени действуют и нормы технологического проектирования магистральных трубопроводов.

Также Александр Кудряшов отметил, что разветвленная сеть магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, газопроводов, эксплуатируемых такими операторами трубопроводного транспорта, как «Газпром трансгаз Беларусь», «Гомельтранснефть Дружба», «Полоцктранснефть Дружба», «Запад-Транснефтепродукт», охватывает все области нашей страны. Общая протяженность трубопроводов в Беларуси — свыше 12 тыс. км. Уровень безопасности объектов закладывается на этапах проектирования, изготовления технических устройств, строительства, проведения неразрушающих видов контроля и испытаний на прочность и герметичность, подготовки персонала. При этом в процессе регистрации проектно-сметной документации каждый третий проект возвращается на доработку, что указывает на недостаточно высокий уровень подготовки разработчиков — специалистов проектных институтов. При осуществлении преднадзора за ходом строительства, модернизацией, реконструкцией и приемкой в эксплуатацию построенных объектов специалисты Госпромнадзора выявляют отступления от требований технических нормативно-правовых актов, действующих в Республике Беларусь. Случается, что бракуются сварные соединения, соединительные детали, запорная арматура, что указывает на низкую квалификацию специалистов строительных организаций, а также тех, кто осуществляет технический надзор на стройплощадке. А, кроме того, это свидетельствует и об отсутствии принципиальных подходов со стороны заказчиков. Между тем проведенный анализ дефектов трубопроводов, вызвавших аварии или другие инциденты в Беларуси, показал, что около 30% дефектов были допущены именно при строительстве…

Качественно изменить ситуацию, повысив уровень промышленной безопасности на опасных производственных объектах, как считает глава Госпромнадзора, можно только путем реконструкции, технического перевооружения, введения новых технологий, внедрения механизмов поддержки научно-исследовательских работ отечественных ученых.

Владимир Липский: «За кадры ручаемся головой!»

Как бы перекликаясь с руководителем Госпромнадзора, Владимир Липский посвятил свой доклад «Опыт взаимодействия кафедры трубопроводного транспорта Полоцкого государственного университета с предприятиями отрасли» проблеме подготовки квалифицированных кадров и их рационального использования. И, хотя название доклада звучит вполне нейтрально, он оказался, пожалуй, настоящим «гвоздем программы», вызвав множество откликов и дискуссий в кулуарах конференции.

Развитая система магистрального трубопроводного транспорта в Беларуси, как отметил в начале своего выступления профессор Липский, силами четырех операторов обеспечивает значимый даже по мировым меркам объем транспортирования всех видов углеводородных энергоносителей. Это делает магистральные трубопроводы очень важным элементом национальной экономики, функционирование которого направлено на обеспечение энергетической, ресурсо-сырьевой, экономической и финансовой независимости нашей страны. Для успешного выполнения этой стратегической роли инжнерно-технологические комплексы проходящих по Беларуси трубопроводов постоянно обновляются, в них используются передовые технологии. Обеспечивается их конкурентоспособность и экономическая целесообразность функционирования. А в целом — и привлекательность белорусского транзитного коридора.

Для обеспечения требуемого технологического уровня наших нефтяных и газовых магистралей и его дальнейшего роста необходимо соблюдение двух условий: реализовать весь спектр производственных процессов с использованием передовых технологий, основанных на новейших научных достижениях, и комплектовать персонал предприятий высококвалифицированными специалистами, обладающими компетенцией на уровне современных требований и способными решать инновационные задачи. Беларусь, получив в начале 1990-х годов в наследство от Советского Союза мощную сеть магистральных трубопроводов, располагала ограниченной системой обеспечения научно-технического и кадрового сопровождения ее деятельности. Это было исторически обусловлено распределением по территории СССР научных, проектных и учебных учреждений трубопроводного профиля. В то время в нашей стране не было специализированных научно-исследовательских и проектных организаций, а в университетах не готовили инженеров трубопроводного транспорта. Такая ситуация создавала угрозы для эффективности и безопасности функционирования предприятий отрасли. Если недостаток национальных проектных и научно-исследовательских сил компенсируется за счет импорта и привлечения зарубежных подрядчиков, то кадровое обеспечение предприятий подобным образом невозможно. Одним из первых и очень важных шагов стала организация в 1995 году подготовки инженеров по трубопроводному транспорту — впервые в Беларуси. Это дело было поручено кафедре гидравлики Полоцкого госуниверситета, созданной еще в 1977 году. Впрочем, еще с первых дней своего существования кафедра начала активное сотрудничество с научными и проектными организациями, трубопроводными предприятиями и нефтяными вузами Москвы, Уфы, Баку и других городов СССР. Это позволило уже к середине 90-х сформировать на кафедре группу специалистов, компетентных в области магистрального трубопроводного транспорта, способных осуществлять подготовку инженеров для отрасли. Сразу после открытия специальности начался процесс позиционирования кафедры в отрасли, который включил в себя формирование ее статуса. Ключевую роль в этом сыграл Госпромнадзор — тогда еще Проматомнадзор. Руководство и специалисты этого органа госуправления рассматривали кафедру как элемент интеллектуальной инфраструктуры отрасли. Первым шагом стало присвоение кафедре статуса головной организации в части подготовки и повышения квалификации инженерных кадров для магистрального трубопроводного транспорта, разработки отраслевых нормативных документов и унификации их с нормативно-технической базой сопредельных государств, выполнение функций научно-информационного центра с выпуском отраслевого информационно-технического бюллетеня, координация НИОКР по проблемам трубопроводного транспорта.

За прошедшие годы, сказал далее Владимир Липский, на кафедре были решены основные фундаментальные задачи, обеспечивающие результативность ее деятельности, а именно: сформировался квалифицированный и работоспособный научно-педагогический коллектив, члены которого подготовили и защитили по тематике трубопроводного транспорта 7 кандидатских диссертаций и 1 докторскую; четверо преподавателей сейчас готовят свои диссертации к защите, а двое очно учатся в аспирантуре Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. При кафедре активно действуют магистратура, аспирантура, Институт повышения квалификации…

— Я остановился на истории кафедры и ее эволюции, — отметил докладчик, — для того, чтобы яснее стал генезис проблем, которые существуют в настоящее время. На самом деле все выглядит не так празднично, как было представлено в этой части моего сообщения. Да, кафедра способна на необходимом уровне обеспечить подготовку инженерных кадров по нашей специальности. Дневным отделением у нас выпущено 306 инженеров, и мы не получили практически ни одной претензии от работодателей по качеству подготовленных специалистов. В то же время, несмотря на то, что суммарное число рабочих мест, которые должны занимать инженеры по трубопроводному транспорту в четырех трубопроводных организациях, по нашим грубым оценкам, существенно превышает тысячу, а, может, и две тысячи по стране; вместе с тем количество выпускников, которые ежегодно приглашаются на работу, очень мало. И это является главной проблемой в отношениях кафедры и трубопроводных организаций. Основная масса выпускников нашей специальности направляется на работу в так называемые «инфраструктурные организации», то есть смежные трубопроводным. Подавляющее большинство молодых специалистов не имеют возможности начать свою профессиональную деятельность на трубопроводных предприятиях. Думаю, что в перспективе это в определенной мере приведет к снижению кадрового потенциала в нашей отрасли. Такое положение не способствует тому, чтобы на предприятиях формировались корпоративные инженерные школы, в которых бы действовали и регулировались перспективы профессионального и карьерного роста инженерных кадров.

 На стыке интересов

К слову, несколько после выступления Владимира Липского один из участников конференции, российских коллег, представлявший российскую фирму, связанную с трубопроводным транспортом, во всеуслышание объявил о намерении пригласить на работу выпускников полоцкой кафедры. Один из преподавателей, ответственный за распределение студентов, в ближайшем же перерыве побеседовал с россиянином в кулуарах. Результат переговоров, как потом стало известно, особого оптимизма не внушил…

Большой интерес участников и гостей конференции вызвало выступление г-жи Кристины Стульбергер из Брюсселя, представителя экологической сети Zoi Environment Network. Эта структура со штаб-квартирой в Женеве выступает от имени Организации объединенных наций и реализует проект по безопасности трубопроводов совместно с Программой ООН по окружающей среде, Программой развития ООН, чье представительство есть в Минске, и Европейской экономической комиссией ООН, которая также отвечает и за Конвенцию о трансграничных промышленных авариях. Как раз сейчас Zoi Environment Network при поддержке правительства Швеции начинает реализацию нового проекта по сотрудничеству в сфере окружающей среды и устойчивости в Республике Беларусь. Один из компонентов проекта касается экологической безопасности газо- и нефтепроводов. Цель и задача этой работы — укрепление и усиление обмена опытом между белорусскими и международными специалистами, а также налаживание в Беларуси системы экологической оценки на основании руководящих принципов по безопасности трубопроводов, разработанных в 2006 году в рамках Конвенции (ее членом является Республика Беларусь). Проект направлен на то, чтобы определить, каковы потребности страны в области обеспечения безопасности трубопроводов и как международное сообщество может в этом деле помочь.

Владимир Константинович Липский любезно согласился подвести итоги очередной конференции по безопасности трубопроводного транспорта:

— Сразу хочу сказать, что интервал в три года между конференциями оптимален: надо же ученым и практикам накопить опыт и материалы, которыми можно было бы поделиться с коллегами. Конечно, 15-минутного доклада на пленарном заседании недостаточно, чтобы поделиться всей собранной информацией, для этого надо проводить семинары. А некоторые наши гости схитрили, занявшись рекламой своих услуг в формате научной конференции. Они, конечно, молодцы, некоторые их сообщения были интересными, даже, я бы сказал, блестящими, но, повторю, более подходящими для формата семинара.

Участие в нашей конференции приняли более 160 гостей из многих стран. Приехали представители крупнейших научных центров, таких, как Российский государственный университет нефти и газа имени
И.М. Губкина. К сожалению, извинился и не смог приехать академик Асхат Гумеров из Уфы, генеральный директор головного Института транспорта нефти и газа России, главного научного учреждения отрасли.

Основной итог прошедшей конференции состоит в том, что специалисты предприятий познакомились с новыми результатами, появившимися на рынке научно-технических услуг трубопроводного транспорта. Получили информацию о новейших разработках и технологиях.

Второе: совместная работа специалистов отрасли выявила целый ряд проблем. Похоже, их важность дошла до тех, перед кем они были поставлены. И направления, в которых их надо решать, определены.

Третий итог заключается в том, что разработчики имели возможность представить свои результаты на апробацию практикам. Собственно, на этих трех китах и зиждется успех конференции.

Павел ВЛАДИМИРОВ

 

Facebook Comments
printfriendly button nobg - ОДНА КАФЕДРА, ТРИ ГОДА И ТРИ ИТОГА
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: