ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ

  • ходоркин федор николаевич
  • 4
  • 1
  • 5
  • 2
  • 3

pdf - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ  47-49_06_2016
(113,7 KiB, скачали - 159)

В июне по традиции отмечается День изобретателя и рационализатора. Полагаю, читателям будет небезынтересно оценить уровень развития научно-технического и инновационного потенциала в системе концерна «Белнефтехим» и сопоставить его с аналогичными результатами в других отраслях и сферах экономики нашей страны.

В качестве источника сопоставлений возьмем узкоспециализированную офиц иальную статистику Национального статистического комитета Республики Беларусь. Результаты нашей отрасли будем сравнивать с данными 20 республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству.

По данным статистики, концерн «Белнефтехим» входит в пятерку лидеров среди указанных государственных органов и организаций по количеству списочной численности работников, выполняющих научные исследования и разработки (без лиц, работавших по совместительству и гражданско-правовым договорам).

Численность таких работников по системе организаций концерна составляет 480 человек (Академия наук Беларуси — 8 316; Минпром — 6 396; Госкомвоенпром — 3 407; Минстройархитектуры — 493).

По структуре источников финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки концерн также находится среди пяти лидеров, которые перешагнули 40-процентный рубеж обеспечения данных затрат за счет собственных средств. Он занимает четвертую позицию по данному показателю (по концерну — 46%; остальную долю составляют средства других организаций — 36,2%, бюджетные средства — 14,1%, средства иностранных инвесторов — 3,7%). Для сравнения: в Минжилкомхозе собственные средства составляют 100%; Минэнерго — 68,1%; концерне «Беллегпром» — 62,4%; Минпроме — 50,3%.

А в части минимизации финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет бюджетных средств концерн «Белнефтехим» занимает уверенное первое место в стране (бюджетные средства составляют только 14,1% всего финансирования научных исследований). При этом следует отметить, что средства бюджета направляются на софинансирование государст-
венных научно-технических программ.

Второе, третье и последующие места с точки зрения нагрузки на бюджет занимают научные исследования Госкомвоенпрома (15,7% доли финансирования из бюджета), Минпрома (22,7%), Минтранса (30,3%) и Минобороны (31,6%).

При рассмотрении структуры финансирования важно также проанализировать, на какие цели в основном направлялись деньги.

В целом по республике 41,7% внутренних затрат приходилось на оплату труда исследователей и лишь 1,1% — на приобретение специального научно-технического оборудования. Остальное пошло на соответствующие материалы и другие текущие затраты.

Сопоставление затрат на оплату труда и закупку специального оборудования указывает на тот факт, что в целом по республике наблюдается довольно тревожная тенденция «проедания» средств на науку. Понятно, что приборы 30-летней давности дадут нам и результаты на уровне того периода.

По республиканским государственным органам лидерами по затратам на специальное научное оборудование являются МЧС (7,8%), Минжилкомхоз (3,4%), Госимущество (3,3%) Госкомвоенпром (1,8%), Минобороны (1,6%), Минпром (1,3%), концерн «Белнефтехим» (1,1%) и Минздрав (1,1%). А, к примеру, в Академии наук Беларуси данные затраты составляют 0,8%, Минобразования и Минздраве — по 0,5%, Минэнерго — 0,4%, а в Минстройархитектуры — отсутствуют.

В то же время самые высокие доли затрат на оплату труда в расходах на научные исследования имеются у Минобороны (60,1%), Минстройархитектуры (58,5%), концерна «Белнефтехим» (57,5%), Минжилкомхоза (54,0%), Минобразования (53,4%), Минздрава (52,8%) и концерна «Беллегпром» (51,9%).

Важный показатель эффективности научно-технической деятельности — поступление денежных средств юридическим лицам от коммерциализации результатов работы. Концерн в этом вопросе занимает седьмую позицию из 20 республиканских госорганов (8,2 млрд рублей в год). Лидерами же являются Минсвязи (31,1 млрд), Минобразования (27,5 млрд), Минпром (27,3 млрд), Минэнерго (21,3 млрд), Академия наук Беларуси (14,9 млрд), Госкомвоенпром (9,3 млрд).

Вместе с тем анализ поступления указанных средств по видам интеллектуальной собственности (изобретениям, полезным моделям, ноу-хау, инжиниринговым услугам, компьютерным программам и т.п.) отмечает безусловное лидерство концерна среди 20 других госорганов по поступлению средств от инжиниринговых услуг (8 млрд рублей). Такие услуги — комп-лексный и потому наиболее сложный вид интеллектуальной деятельности. На втором месте с большим отрывом следуют Минстройархитектуры (0,9 млрд руб-лей), Минпром (0,1 млрд) и Госкомвоенпром (0,1 млрд).

Анализ развития научно-исследовательской деятельности нашей отрасли логично дополнить рассмотрением динамики инновационного и технологического развития организаций концерна.

Как известно, удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы в 2015-м должен был достигнуть значения 20—21% в целом по Республике Беларусь. Фактически по стране этот показатель по итогам прошлого года сложился в размере 12,9%. Но в целом по концерну он перевыполнен и в 2015 году составил 22,1%.

Вместе с тем высокое значение показателя инновационного развития концерна по итогам 2015 года — лишь вершина пирамиды инновационного развития отрасли. Оно не раскрывает особенностей его формирования и структуры.

В структуре инновационной активности организаций промышленности затраты на инновации делятся на три группы:

технологические инновации (продуктовые (внедрение продукции или услуги) и процессные (улучшенный способ производства) инновации);

организационные инновации (внедрение нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест);

маркетинговые инновации (внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, продвижение на рынок или использование новых стратегий ценообразования).

Согласно официальным данным, по технологическим инновациям почти все промышленные республиканские госорганы (включая концерн «Белнефтехим») обеспечивают 100-процентное их применение в подведомственных организациях (за исключением организаций Минпрома — 96,3%, концерна «Беллесбумпром» — 84,6%). Примечательно, что в технологических инновациях доля продуктовых инноваций по концерну преобладает и составляет 52,6% (доля процессных инноваций — 47,4%).

По применению организационных инноваций концерн занимает второе место — 45,5% организаций осуществляют затраты на этот вид инноваций. Впереди нас только Минтранс (100% применения; такой вид инноваций — единственный в данной отрасли). За концерном «Белнефтехим» следуют концерны «Беллесбумпром» (15,4%) и «Беллегпром» (10,3%), Минстройархитектуры и Минсвязи (по 9,1%).

В части внедрения маркетинговых инноваций среди госорганов концерн занимает первое место (45,5% организаций применяют их), опережая концерны «Белгоспищепром» (42,1%) и «Беллесбумпром» (23,1%), Госкомвоенпром (16,7%) и Минпром (11,1% организаций, осуществляющих затраты на маркетинговые инновации).

Такие факты позволяют сделать вывод о том, что если технологические инновации являются почти нормой для всех промышленных организаций республики, то по совершенствованию процессов менеджмента и маркетинга наш концерн находится в числе явных лидеров отечественной промышленности.

В части новизны инновационной продукции для внутреннего и внешнего рынков необходимо отметить, что доля впервые освоенной инновационной продукции концерна для внутреннего рынка составляет 46,8% в общем объеме производимой инновационной продукции, и это средний показатель среди госорганов. Здесь лидируют Госкомвоенпром (79,4%), департамент фармацевтической промышленности (65,3%), Минпром (53,7%).

Удельный вес новой для мирового рынка инновационной продукции по концерну составляет 2%. Это второе место среди госорганов после Госкомвоенпрома (14,6%). На третьем месте находится Минпром (0,5%). В этой связи важно отметить, что новую для мирового рынка инновационную продукцию среди всех республиканских госорганов выпускают только три вышеназванные государственные организации, в число которых входит и «Белнефтехим».

Таким образом, представленная краткая характеристика малоизвестных, но интересных фактов о научно-техническом и инновационном развитии нашего концерна позволяет сделать несколько основных выводов.

Первое. Основной костяк научно-технического потенциала белорусской промышленности, по сути, сосредоточен в четырех республиканских ведомствах: Госкомвоенпроме, Минпроме, Минстройархитектуры и концерне «Белнефтехим».

Второе. Результаты научно-технической деятельности концерна «Белнефтехим» (наравне с Госкомвоенпромом и Минпромом) имеют высокий конечный коммерческий результат. Он выражается в получении прибыли, достаточной для того, чтобы находить собственные средства на исследования и минимально нагружать бюджет страны при поиске источников финансирования.

Особым положительным фактом следует признать безусловное лидерство концерна в части получения доходов от инжиниринговых услуг, по сути, высшего уровня научно-технической и инновационной деятельности.

Третье. «Белнефтехим» находится в общереспубликанском русле тенденции низких затрат на приобретение специального оборудования при проведении научных исследований. И хотя концерн входит в тройку лидеров промышленности по наиболее высоким затратам на данное оборудование (вместе с Госкомвоенпромом и Минпромом), указанный факт побуждает ставить четкие задачи по ускоренному обновлению основных фондов, используемых в исследовательской работе.

Другими словами, какое мы будем иметь научно-исследовательское оборудование, такой будет и отраслевая наука с соответствующими результатами. Высокие зарплаты для исследователей — хорошо, но одними теоретическими умозаключениями без практической их апробации на современном оборудовании не достигнешь конкурентоспособного на мировом рынке результата.

Четвертое. Хороший научно-технический потенциал «Белнефтехима» обусловил положительное инновационное развитие. Ключевым показателем тут выступает 2-процентная доля новой для мирового рынка инновационной продукции концерна. И если не брать в расчет Госкомвоенпром с его специфичной продукцией, то среди традиционных отраслей промышленности наш концерн в лидерах. Следовательно, можно говорить о том, что «Белнефтехим» уже включен в процесс активной инновационной конкуренции с мировыми нефтехимическими лидерами и, соответственно, поблажек от них нам ждать не придется.

Пятое и главное. Все отмеченные факты и выводы сводятся к одному — без ядра творческой и инициативной части инженерно-технических работников, активно реализующих свои замыслы, в том числе через рационализаторские предложения и внедряемые в производство изобретения, невозможно было бы удерживать приличный уровень научно-технического и инновационного развития, на котором сейчас находится концерн «Белнефтехим». И перед нами стоит задача не только сохранить это интеллектуальное ядро на каждом предприятии и в отрасли в целом, но и увеличить его, чтобы уже в близком 2020 году мы, основываясь на официальных данных, могли говорить о том, что в концерне доля инновационной продукции, которая является новой для мирового рынка, достигла 4—5%.

Уважаемые коллеги, позвольте поздравить вас и других работников организаций, способствующих внедрению предлагаемых вами технологических новшеств, с Днем изобретателя и рационализатора и пожелать крепкого здоровья, семейного благополучия, успеха и счастья, новых изобретений и новаторских идей, направленных на технологическое превосходство наших предприятий и повышение конкурентоспособности производимой продукции.

Фёдор ХОДОРКИН,

начальник отдела НИиОКР

главного управления перспективного развития и инвестиций

 концерна «Белнефтехим»,

фото Дарьи Хачирашвили

 

Facebook Comments
printfriendly button nobg - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также: