Зарождение предприятия нефтяников в 1960-е годы. Пик уровня нефтедобычи в 1970-е и его естественное снижение в дальнейшем. Последствия чернобыльской трагедии и, наконец, турбулентные 1990-е. За свою историю «Белоруснефть» преодолела множество испытаний. И на рубеже веков — в самый сложный социально-экономический период — выстоять помогли трудолюбивая команда профессионалов, а также государство во главе с сильным лидером — Президентом, который не отдал родные недра зарубежным корпорациям и позволил белорусам с умом ими распоряжаться на благо своей страны.
Вектор развития отрасли, установленный Александром Лукашенко десятилетия назад, помог сформироваться феномену «Белоруснефти» — международному, многопрофильному, инновационному, высокотехнологичному. Журналистам ведущих республиканских и региональных СМИ предложили ознакомиться с достижениями компании.
ТАЙНЫ НЕДР
Геологоразведка и бурение скважин в любой точке страны (если это целесообразно), самые современные технологии в освоении новых площадей… На своей земле у белорусских нефтяников нет границ — и в этом прямая заслуга Президента, принявшего соответствующие указы. Своеобразный карт-бланш от Первого — мотивация приносить экономике страны максимальную пользу и реализовывать амбициозные цели. В их числе — Майско-Макеевско-Днепровская площадь. Это крупнейший объект в истории отечественной сейсморазведки.
По мнению заместителя генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» по геологии Петра Повжика, эта площадь уникальная. Она охватывает Гомельский, Лоевский и Речицкий районы и занимает более 1 200 км².
— Это самый большой сейсмический объект за всю историю компании «Белоруснефть» и вообще за всю историю нашей республики, — уточнил Петр Повжик.
По его словам, сложности с выполнением сейсмических работ связаны с рядом причин:
— Конечно же, это сложные поверхностные условия, которые здесь доставляют определенные трудности геофизикам. Это пойменные участки двух основных наших водных артерий — рек Днепр и Сож, это заболоченность территорий.
Работы на данной территории начали в сентябре 2023 года, полевые работы заканчивают в середине 2025-го.
— Уникальность этой съемки еще и в том, что мы выполняем и полевые, и камеральные работы параллельно. То есть к моменту окончания в целом работ мы уже на левом берегу Днепра будем намечать строительство первых поисково-разведочных скважин. В начале 2026 года приступим к строительству первых скважин непосредственно на этом участке, — поделился планами Петр Повжик. — Недра хранят свою тайну. Наша задача — эти тайны и загадки разгадать. С геологической точки зрения мы в достаточной степени сохраняем оптимизм по поиску на этой территории ловушек углеводородов.
«Белоруснефть» постоянно поддерживает тренд роста годовых объемов добычи нефти. Это достигается двумя основными направлениями. Первое — поиск и разведка месторождений, второе — внедрение самых современных технологий.
— Технологии, которые мы применяем сегодня для освоения трудноизвлекаемых запасов, в основном связаны с бурением длинных протяженных горизонтальных стволов (не менее 2 км каждая горизонтальная скважина) и выполнением многообъемных гидравлических разрывов пласта, — рассказал заместитель генерального директора «Белоруснефти».
Он подчеркнул, что в Беларуси создан баланс взаимоотношений между государством и недропользователем:
— Поддержка в плане выделения геологических отводов, горных отводов, территорий для проведения поисков и разведки — в этом плане для нашей компании всегда зеленый свет. Кроме того, необходимо отметить положительное решение Главы государства об изменении нормативной правовой документации по выделению земель и сокращению сроков выделения земель для строительства поисковых и эксплуатационных скважин. Это очень важный элемент. Потому что от этапа идеи до реализации проходит много времени. Сокращая период выделения земли для бурения скважин, мы ускоряем срок получения продукции из скважин.
В 2024 году «Белоруснефть» планирует добыть не менее 1 млн 920 тыс. тонн нефти. И, соответственно, прирастить не менее 2,5 млн тонн извлекаемых запасов.
АЗС
Фирменная сбытовая сеть предприятия с ее первоклассным сервисом — это та самая грань «Белоруснефти», которая во многом определила ее имидж «народной» компании. В становлении этого блока также не обошлось без ключевых решений Президента.
В 2006 году все государственные предприятия нефтепродуктообеспечения, не входившие в состав производственного объединения, стали его частью. Заместитель генерального директора «Белоруснефти» по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции Сергей Каморников рассказал, что за эти 18 лет количество автозаправочных станций выросло почти на 200 объектов: с 377 в 2006 году до 575 в 2024-м. Выросло и число магазинов на АЗС — 470, это около 30 тыс. м² торговых площадей. Появилось отдельное направление — общественное питание. Ранее это были единичные кафе на трассе. Сегодня у «Белоруснефти» 500 объектов, которые предлагают продукцию общественного питания.
Повсеместно заправки реконструируются в многофункциональные комплексы. Они аккумулируют все виды услуг, которые предлагает блок торговли «Белоруснефти».
— Основная цель направлена на модернизацию. Около 20—25 объектов в год мы приводим под новые стандарты. Зачастую модернизация равноценна новому строительству. Есть объекты, которые функционировали более 20 лет. И чтобы реконструировать, их надо практически снести, заменить все сети, поменять резервуары. Это целый технологический цикл. На выходе мы получаем новые объекты, — отметил Сергей Каморников.
В сети АЗС многое сделано в плане автоматизации, цифровизации. Например, если раньше бензовоз приезжал на АЗС и оператор должен был измерять объем, отбирать пробы, контролировать качество вручную, а в это время блокировать заправочную станцию, то сегодня ничего подобного нет. Операторы АЗС максимально занимаются обслуживанием клиентов, торговлей. Все остальное взяли на себя система автоматизации и транспортное предприятие «Белоруснефть-Транс».
— Шагнули вперед и в вопросах экологии. Выбросы вредных веществ, допустим испарения бензинов, раньше просто уходили в атмосферу, сегодня же бензовоз, который привозит топливо, собирает накопленные пары бензинов, отвозит их на нефтебазу, и там они перерабатываются. Это еще и экономика, — подчеркнул Сергей Каморников.
При этом все движение нефтепродуктов диспетчеризировано. Это касается и электронных товарно-транспортных накладных, и электронных путевых листов, и электронной пломбировки цистерн. В итоге повышаются качество и скорость обслуживания.
MALANKA
Глава государства дал мощный импульс и электрификации транспорта в стране. Заняться этим новым сверхперспективным направлением было поручено «Белоруснефти».
Первые шаги к развитию сети ЭЗС компания начала делать еще в 2014 году. В 2018-м положениями Указа Президента Республики Беларусь № 273 «О стимулировании использования электромобилей» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» определено государственным оператором по созданию и развитию государственной зарядной сети, в том же году постановлением Совета Министров № 731 утверждена Программа создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, а в 2020-м создан бренд MALANKA.
Начальник управления «Маланка» Алексей Никитенко отметил:
— Время показало, что решение Президента было абсолютно правильным. Сегодня у нас более 720 зарядных станций, и мы не планируем на этом останавливаться. Работаем в тесной связке с Министерством энергетики. В планах в 2025, 2026 и 2027 годах устанавливать по 200 — 250 зарядных станций, и в 2028 году мы планируем обустроить еще около 300. Важно отметить, что эти станции будут быстрые и супербыстрые. В частности, на 2025 год запланированы станции на 120 кВт, но уже дальше мы смотрим только на 175 кВт и выше. Сейчас у нас есть геоинформационная модель, и с помощью многофакторного анализа мы выявляем наиболее преференциальные места для размещения зарядных станций. По трассам, городам, райцентрам — станции будут располагаться там, где необходимо потребителю. Рынок электротранспорта находится в стадии роста, и мы будем продолжать в том числе тарифными методами стимулировать его развитие.
Сегодня Malanka — крупнейшая зарядная инфраструктура на территории Евразийского экономического союза. В 2022-м — победитель ежегодного конкурса «Лидеры цифровой экономики — 2022» в номинации «Программный продукт года», в 2023-м — признана лучшим климатическим проектом в сфере низкоуглеродного транспорта в ЕАЭС.
Кроме того, зарядная инфраструктура Malanka неоднократно получала премию по энергоэффективности и энергосбережению «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» за инновации, технический прогресс, прорывные технологии и значимость проекта в республиканском масштабе.
Путь от бензозаправок до многофункциональных АЗС-комплексов и быстрозарядных ЭЗС для «Белоруснефти» был непростым. Но впереди у компании новые достижения и успехи во благо родной страны.
ФОТО Вячеслав Суходольский