Поиск

Поток

ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ

10 Июня 2022
Алексей Михальченко

Алексей Михальченко

Обозреватель

Весной 2022 года компания «Белоруснефть» сообщила об открытии новых запасов черного золота в нескольких зонах Припятского прогиба. Петр Повжик, заместитель генерального директора по геологии, рассказал, что по предварительным оценкам ресурсная база углеводородов страны увеличилась на шесть с нелишним миллионов тонн. СМИ наперегонки уже сообщили «подземную» новость.

Город Ишимбай в Башкирии, возле которого в 1931 году обнаружили
и начали добывать нефть, стали называть «Второй Баку»

Но это только предпосылка для поверхностного информационного соревнования. В любой день, а особенно 9 мая, есть повод взглянуть на очередное открытие и предыдущие достижения Беларуси в добыче нефти через объективную призму истории.

ВТОРАЯ В ЭТОЙ БИТВЕ ПЕРВАЯ

Двенадцать маршалов, сотни генералов, тысячи офицеров, десятки тысяч солдат и сержантов — в прославленном Параде Победы 24 июня 1945 года приняли участие 35 325 человек. В знаменательный день на Красную площадь Москвы вышли 1 400 военных музыкантов и 1 850 единиц техники. Те немногие, кто знает хронику Второй мировой войны в деталях, глядя на торжественную колонну армейских тягачей, грузовиков и танков, пролетающие над площадью самолеты, могут подумать, что чего-то в этом историческом шествии не хватало.  Разделение возможностей участия организаторы заложили в названии. Это был Парад войск Красной армии. Без всяких сомнений — заслуженное шествие вооруженных людей плечом к плечу по известной на весь мир площади. Единство шеренг, строгость колонн и четкость каждого строевого шага были закалены в многолетнем жестоком и самом кошмарном в истории человечества горниле войны. Их парад для потомков запечатлели на цветную кинопленку.

Однако в момент съемки исторической поступи за кадром находились еще миллионы советских граждан, о чьей роли в достижении Победы, прекращении синтеза безумия с немецким педантизмом, итальянским темпераментом и японским упорством надо помнить всегда. Они вкладывали свой самоотверженный труд в каждую битву, придавали Красной армии силы, преодолевающие любые угрозы, круглосуточно добывали Победу в прямом смысле из-под земли. Есть много убедительных доказательств незаменимого вклада нефтехимиков в июньский Парад войск на Красной площади 1945-го года.

Работники отрасли сражались, не притрагиваясь к оружию. Вторая мировая война стала первой планетарной битвой за нефть и ее возможности. Глобальная накачка авторитарных мускулов ископаемыми, которые в данном контексте лучше не называть полезными, началась задолго до 1 сентября 1939 года. А выплеснувшийся на поля сражений энергетический вампиризм довел планету до ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Боевая роль нефтепродуктов начала набирать обороты еще во время Первой мировой войны. Аэропланы и танки стали вытеснять с полей сражений кавалерию. Однако в сравнении с последующими событиями эта топливная потребность выглядит скромно. Даже на пике технического развития во время Первой мировой стороны за месяц потребляли горючего, как за сутки Второй.

СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫЙ СИНТЕЗ

Тридцатые годы двадцатого века.

Опустим пересказ, как к власти в Германии пришли фашисты. Примем это как исторический факт с небольшим уточнением, что их лидера Адольфа Гитлера с приспешниками на этом поприще опередил по времени Бенито Муссолини в Италии. Однако фюрер превзошел дуче в манипуляции сознанием сограждан. Гитлер убедил слишком многих немцев в своей способности предсказывать успешное будущее. А вот топливо для его достижения по дороге, устеленной телами людей других национальностей, германские фашисты почерпнули из прошлого. Еще в 1913 году немецкий химик Фридрих Бергиус разработал метод деструктивной гидрогенизации угля и тяжелых масел. Широкое использование этого способа получения моторного топлива сдерживала дороговизна подобного синтеза. Однако Бергиус в 1915 году добился возведения первого опытного завода в Рейнау (близ города Мангейма) и продолжал совершенствовать свою методику, получившую впоследствии название «бергинизация». Химик опирался на фундамент в недрах Германии.

Германия. Установка для производства синтетического топлива Лойна-Верке

Для гидрогенизации лучше всего подходил бурый уголь, месторождениями которого особо богата страна. Процесс термического растворения пастообразной смеси из пыли распространенного ископаемого и каменноугольной смолы происходил в водородной среде при давлении 250—300 атмосфер и температуре 400—600 ºС. В качестве катализатора использовали отходы бокситного производства — красный шлам.

К середине 20-х годов Бергиус добился непрерывности химического процесса,  получив тем самым возможность контролировать температуру в ходе реакции, а также открыл эффективный источник получения водорода путем сжигания смеси метана и кислорода. Параллельно у изобретательного химика в Германии появились конкуренты в поисках альтернативы нефти.

Другой метод получения синтетического топлива разработан Францем Фишером и Хансом Тропшем.

К 1926 году дуэт получил заменитель горючего из нефти уже в промышленных масштабах. Их способ был поэтапным.

 Уголь без доступа воздуха и при высокой температуре разлагался на угарный газ и водород. При низком давлении и катализаторе (железо или кобальт) смесь этих газов превращалась в бензин, солярку, мазут, горючие пропан и бутан. Последняя пара после получения сжигалась для обеспечения нужной процессу температуры — от 190 до 350 ºС. А желанное топливо, наоборот, впоследствии остывало и конденсировалось.

Метод Фишера-Тропша не помешал Нобелевскому комитету в 1931 году вручить Фридриху Бергиусу половину премии имени изобретателя динамита. Вторую часть награды за достижения в области химии тогда отдали Карлу Бошу, президенту немецкого мега-концерна IG Farbenindustrie. Кстати, это объединение шести химических гигантов (BASF, Bayer, Agfa, Hoechst, Weiler-ter-Meer и Griesheim-Elektron) к началу Второй мировой войны давало 90% валютных поступлений Германии.

DEROP

СССР тоже была нужна валюта. В 1920-е годы советское государство искало средства для закупки за рубежом промышленного оборудования и технологий. Одним из каналов поступления иностранных денег стало акционерное общество DEROP (Deutsche Vertriebsgesellschaft für Russische Oel-Produkt — «Немецкое общество по сбыту русских нефтепродуктов»). Его основало торговое представительство СССР в Германии. Это предприятие материализовало план советского руководства по экспорту 60% отечественного моторного топлива. Вскоре на немецкой территории более 2 500 заправок продавали сделанные в СССР бензин и керосин под вывесками DEROP.

Уроженец Витебска Аркадий Розенгольц (на фото — в центре) — в 1930—1937 годах нарком Народного комиссариата внешней торговли СССР

Параллельно производились прямые оптовые поставки крупным фирмам и государственным учреждениям. У компании в Берлине было крупное хранилище нефтепродуктов. Руководство акционерного общества состояло преимущественно из граждан СССР, на менее важные должности, а также для работы на заправках нанимали местных жителей.

Стартовавший в 1929 году советский проект разбился о пришедших к власти в Германии фашистов. Штурмовики стали нападать на заправочные станции и офисы общества, полиция проводила там обыски и арестовывала сотрудников с любыми паспортами. Поводом для нападок стали обвинения со стороны власти в коммунистической пропаганде. В 1934 году Германия вынудила СССР продать компанию немецкой Benzol-Verband. За все имущество советская сторона выручила 5 миллионов рублей. Сомнительным с современной точки зрения бонусом к этой сделке стало разрешение Союзнефтеэкспорту ежегодно поставлять в Третий рейх 175 тысяч тонн бензина. Цистерны вереницей шли из СССР в Германию с 1935 по 1937 год. Впрочем, на то время альтернативы получению необходимой для развития промышленности валюты у страны-поставщика не было. У покупателей дефицит был обратный. Гитлер и его приспешники стремились превратить свое государство в автаркию. А отсутствие запасов нефти на его территории было слабым звеном в амбициозном плане нацистов.  Они возлагали надежды на синтетическое топливо. 

Германия. Заправочная станция DEROP

В 1937 году Фишер совместно с Гельмутом Пихлером (Тропш умер в 1935-м) поднял уровень своей технологии до небес (в прямом смысле слова). Они синтезировали бензин с высоким октановым числом для заправки самолетов — на верхушке Третьего рейха в это время больше думали о боевых. В 1938 году в Германии начали осуществлять программу развития топливного производства. Руководил ею рейхсминистр авиации Герман Геринг. Для существенного увеличения объемов переработки бурого угля в моторное топливо и смазочные масла в том же году в разных уголках страны запустили семь заводов бергинизации, в следующем — семь предприятий, работающих по методу Фишера-Тропша. Новостройки быстро вышли на запланированную мощность. По технологии нобелевского лауреата в первый же год в немецкие баки перетекло 1,6 миллиона тонн топлива. В 1940-м синтетика обеспечила более трети потребности всей Германии в ГСМ. В милитаристских отсеках доля немецких химиков была еще больше. Они изготавливали 90% необходимого авиационного бензина и более двух третей топлива для сухопутных сил. Отставали в производстве мазута (корабельного и топочного) — Германия могла обеспечить им себя только на 15%.

В 1940 году едва не разгорелся конфликт между двумя странами, в недрах которых скрывалась сила, необходимая для ведения боевых действий. 

БЕССАРАБИЯ

В августе 1939 года СССР и Германия заключили договор о ненападении (пакт Молотова — Риббентропа). У этого открытого документа был секретный дополнительный протокол. Три пункта, касающиеся территориальных вопросов, и четвертый, предписывающий держать все в строгой тайне. Под цифрой три было соглашение о территории, которую в 1918 году аннексировала Румыния:

Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

Москва не стала сразу предъявлять Бухаресту требование вернуть Бессарабию. У Румынии был гарантийный военный договор с Францией. Кремль же, наоборот, искал повод для сотрудничества с Парижем, чтобы вместе противостоять Германии. Пакт Молотова — Риббентропа подписан 23 августа 1939 года — за неделю до начала Второй мировой войны. Уже в сентябре мир узнал о немецкой стратегии блицкрига («молниеносная война»). Начальник немецкого Генерального штаба генерал Альфред фон Шлиффен еще в 1905 году разработал план быстрой победы над Францией. Автор был уже в отставке, когда немцы попробовали применить его идею. В 1914-м на это не хватило лошадиных сил. Тех самых, в которых измеряется мощность двигателей. Фон Шлиффен в этой стратегии опередил время.

В 1939-м все было иначе. Моторизованному вермахту хватило 36 суток для захвата Польской Республики. 10 мая 1940-го блицкриг обрушился на Нидерланды, Бельгию и Францию. Вскоре Парижу было уже совсем не до защиты Румынии — французскую столицу без боя сдали оккупантам 14 июня. 26 июня 1940-го последовала нота румынскому послу в Москве относительно передачи Советскому Союзу Бессарабии, а также Северной Буковины. Красная армия была готова применить силу в случае несогласия Бухареста. Другая часть Румынии была нужна Германии.

В недрах этой европейской страны содержались стратегически важные запасы нефти — необходимого сырья для получения топлива для блицкрига. Поэтому в 1940-м там обошлись без сражений. Бессарабию и Северную Буковину молча вернули Советскому Союзу.

Советский плакат времен Второй мировой войны

Еще за месяц до того дня, когда Красная армия заняла эти территории, 28 мая между Румынией и Германией был заключен «нефтяной пакт». Королевство обязалось снабжать Третий рейх важнейшим сырьем и продуктами из него. Вскоре к власти в Бухаресте пришел кондукэтор Йон Антонеску, а немецкие войска взяли в плотное оборонительное кольцо нефтяные вышки.  Добывающие компании, работавшие на территории Румынии (англо-голландская Astro-Romana, американская Romano-Americana, франко-бельгийская Concordia), оказались под немецко-румынским контролем. Насколько это было важно для Третьего рейха, можно понять, изучив глобальную статистику добычи нефти в 1938 году.

Девять стран получали в то время более 90% мировой добычи. Германия была в этом списке на 16-м месте, ее доля составляла всего 0,2%.

В руках союзников Третьего рейха черного золота оказывалось еще меньше.

У Японии 0,1%, у Италии 0,005% извлеченных из недр ресурсов. Важно также вспомнить, что Великобритания контролировала добычу нефти в Иране и частично в Венесуэле. На южноамериканском «Клондайке» Лондон соседствовал с Вашингтоном. Отсюда и особое отношение Германии к запасам Румынии — поставки оттуда росли. За 1940 год они составили 1,5 миллиона тонн. Но для Третьего рейха с его амбициозными замыслами даже предельных возможностей Румынии было мало. И Берлин начал точить зубы и буры на самую мощную нефтяную державу евразийского континента.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

22 июня 1941 года Германия и ее союзники коварно напали на Советский Союз. Полностью застать СССР врасплох им не удалось. Так, уже в июне советская авиация начала бомбить Румынию. Вылеты производились с крымских площадок (в основном с аэродрома Саки) и продолжались в течение двух месяцев.

Среди уничтоженных или поврежденных румынских объектов в отчетах Главного штаба ВВС Красной армии значится нефтехранилище в Констанце — крупнейшем черноморском порту. До нефтяных вышек и нефтеперерабатывающих заводов в окрестностях города Плоешти советские бомбардировщики не добрались. Немецкое кольцо ПВО не позволило лишить рейх горючего и английским военным пилотам. Вдобавок инженеры Третьего рейха для обмана бомбометателей возвели в районе Плоешти несколько фальшивых НПЗ. Уже к концу лета 1941-го Лондон и Москва вынужденно отказались от налетов на Румынию.

При этом в Советском Союзе предпринимали серьезные меры для непрерывного снабжения Красной армии горючим. Иногда не хватало опыта и знаний. Надежда возлагалась на необыкновенных людей. Ярчайшим примером такого человека стала Нина Соколова.

Нина Васильевна Соколова

Уроженка Череповца в 1936 году получила в Ленинградском институте инженеров водного транспорта диплом инженера-гидротехника. Вскоре она применяла свои знания в Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при строительстве порта в Сочи. Нина Соколова там руководила работой водолазов. В 1938 году для контроля за ходом работ молодая женщина решилась на смелый и рискованный шаг: осуществила спуск под воду в водолазном снаряжении, хотя его вес почти вдвое превышал ее собственный. За этот поступок ей объявили выговор, однако при этом руководство предложило первой женщине-водолазу пройти специальные курсы повышения квалификации в Ленинграде.

Тогда никто и подумать не мог, что смелость и знания Нины Соколовой будут незаменимы при обороне города на Неве. Его блокада началась 8 сентября 1941 года. В то время наша героиня служила инженером-гидротехником 27-го отряда подводно-технических работ в аварийно-спасательной службе Краснознаменного Балтийского флота. У подразделения с первого дня блокады работы было в избытке. Занимались восстановлением поврежденных подводных коммуникаций, подъемом затонувшей техники, оружия, продуктов, зерна с затопленных барж и грузовиков. Осенью 1941 года Соколова помогала прокладывать по дну Ладожского озера многокилометровый бронированный телефонный кабель для связи командования Ленинградского фронта с Генеральным штабом Красной армии. Весной 1942-го по этой линии из блокадного города с тревогой сообщили, что топлива у защитников осталось на 100 дней. Его доставка по «дороге жизни» была ограниченной.

На помощь защитникам города снова пришла Нина Соколова. Она выдвинула идею о прокладке трубопровода через Ладогу. Сейчас такая магистраль — обычное дело. А тогда ничего подобного в мире еще не делали. Надо было герметично смонтировать и установить под водой 29 километров труб. Соколова лично трудилась над этим. Она и ее коллеги справились со сложнейшей задачей за 43 дня (5 мая — 16 июня 1942 года). Защитники Ленинграда получили необходимое им топливо, а Нина Соколова — свой первый орден Красной Звезды.

Из 872 дней блокады эта смелая женщина 27 провела под водой Ладожского озера. Участвовала и в прокладке через него «кабеля жизни» для энергетической подпитки осажденного города. Потом была ранена и контужена. После госпиталя снова вернулась к сложной работе и ежедневно подтверждала глубину своих знаний. Имя инженера-полковника Нины Соколовой внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

Простые работники нефтяной отрасли СССР ежедневно и еженощно вносили свой вклад в Победу. Их труд был в результатах Курской битвы и сражения за Сталинград. Гитлеровский блицкриг забуксовал на подступах к Москве, и Третий рейх ради топлива устремился на Кавказ. За их авангардом из подготовленных альпинистов следовал караван с нефтедобывающим оборудованием. Верные фюреру егеря взобрались на самый высокий в Европе Эльбрус, но к самому богатому в то время нефтью Баку красноармейцы их не подпустили. 

Для вывоза из Азербайджана черного золота понадобилось вновь опередить весь мир идейно. Железнодорожные цистерны с нефтью пересекали Каспийское море вплавь. Вереницу емкостей (15—20 штук) до берега доставляли по рельсам, а затем по воде буксир тащил ее около 300 километров (на фото). Чтобы цистерны держались на плаву, их заполняли нефтью на две трети. Кстати, при средней норме налива в железнодорожную емкость два часа работники Каспийского нефтяного терминала (женщины) укладывались в 45 минут. Они понимали, что на войне дорого и каждое мгновение, и каждый миллилитр. В книге «Нефть СССР (1917—1987 гг.)» (издательство «Недра», 1987) приводится цитата наливщицы нефти в цистерны О. Магаловой: «Я нефтепродукты наливаю осторожно, как духи. Ни одной капли не пролью». Авторы книги сократили до одной буквы имя этой женщины, однако сохранили главное — из черного золота слова.

По маршруту, который в военное время для безопасности пришлось увеличить в четыре раза — до 5 тысячи километров, нефть из Азербайджана чаще всего везли в Саратов. Там находился крупнейший НПЗ в Европе. Завод имени С.М. Кирова в 1942 году перерабатывал до 5 тысяч тонн сырья в сутки. Для сравнения: в боях за Сталинград Красная армия расходовала за сутки тысячу тонн топлива. Многие знают о «дороге жизни» в блокадный Ленинград. «Дорогу смерти» вспоминают реже. А это была трасса между Саратовом и Сталинградом. По ней в ключевую советскую цитадель доставлялись подкрепление, боеприпасы и топливо. А за ними буквально охотились немецкие летчики на самолетах, заправленных синтетическим авиационным бензином.

Красная армия отстояла Сталинград, и советские труженики тыла начали свою операцию. Всего за пять месяцев (с апреля по ноябрь 1943 года) для нефтепродуктов был построен трубопровод Астрахань — Саратов протяженностью 655 километров. НПЗ имени С.М. Кирова уже наполнял мощью Курскую дугу.

Строительство бензопровода в Ленинград через Ладожское озеро

До войны в СССР не было опыта применения полевых магистральных (сборно-разборных) трубопроводов. Именно на пути к Победе была разработана и внедрена вся необходимая для мобильности техника — трубомонтажные машины, автомобильные перекачивающие станции, мотонасосные установки, топливозаправщики, передвижные резервуары. Каждый такой шаг можно назвать ценным и важным.

Всего за годы Великой Отечественной войны советскими войсками было израсходовано почти 17 миллионов тонн нефтепродуктов. Их значение с каждым днем полководцы понимали все лучше. Когда Красная армия защищала Москву, за сутки расходовала в среднем 1,1 тысячи тонн. При взятии Берлина этот показатель вырос в восемь (!) раз — до 8,8 тысячи тонн в сутки. А сроки проведения успешных операций при этом сильно сократились.

ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ

Еще в 1919 году Анри Беранже (Henry Berenger), генеральный комиссар по нефти и снабжению нефтепродуктами Франции, в своей книге La politique du pétrole («Нефтяная политика») написал: «Кто владеет нефтью, будет владеть миром, потому что благодаря мазуту он будет господствовать на море, благодаря авиационному бензину — в воздухе, благодаря автомобильному бензину и осветительному керосину — на суше. И в дополнение он будет править своими собратьями в экономическом отношении, обладая фантастическим богатством, которое он извлечет из нефти — этого удивительного вещества, за которым охотятся больше, чем за золотом. И которое гораздо ценнее, чем само золото».

Запасы черного золота на Полесье абвер не смог обнаружить.

Переправка железнодорожных цистерн через Каспийское море

В Беларуси добыча нефти началась в 1965 году. С тех пор из недр на переработку отправлено 140 миллионов тонн. Построены и круглосуточно работают два крупных НПЗ. Те, кто знает трагическую часть истории отрасли, умеют ценить каждый мирный день работы и благодарить за этот шанс героев труда, которые, не притронувшись к оружию, сражались за Победу каждый день.

ФОТО из открытых источников

Белоруснефть
10 Июня 2022
2589
Рейтинг: 4