Поиск

Поток

Депутат-нефтяник белорусского парламента раскрывает паритетный принцип законотворчества

27 Июня 2023
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

Сергей Стельмашок — депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. В состав белорусского Парламента избран большинством голосов жителей Речицкого избирательного округа № 44. Уроженец Речицы. Профессиональный нефтяник — окончил в Москве Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», позже — в Минске Академию управления при Президенте Республики Беларусь, где получил знания в области государственного управления национальной экономикой. Практически вся допарламентская деятельность Сергея Стельмашка связана с РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»: в нефтегазодобывающем управлении «Речицанефть» прошел путь от оператора обессоливающей и обезвоживающей установки до высшей ступени — должности начальника всего НГДУ.  

Избирался депутатом Речицкого районного и Гомельского областного Советов депутатов. В Палате представителей входит в состав Постоянной комиссии по бюджету и финансам.

ОСНОВА НАШЕЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

— Сергей Петрович, в прошлом году белорусы решили важнейшую стратегическую задачу — провели республиканский референдум и проголосовали за обновленную Конституцию Республики Беларусь. Какое участие в подготовительной работе принимали вы? В чем сила белорусского Основного Закона?

— Вопрос о том, чтобы модернизировать Конституцию, поднимался еще в 2016-м. Неоднократно его озвучивал Президент страны, парламентарии выдвигали такие предложения, гражданское общество… И вот этот момент назрел.

Работа по подготовке изменений в Основной Закон шла повсеместно. Возможность высказать свое мнение, выдвинуть конструктивные идеи, проявить неравнодушие к судьбе Родины была у каждого. С конца 2020 года для жителей страны регулярно проводились встречи с представителями органов всех ветвей власти, предприятий, организаций, а также тематические круглые столы, деловые площадки, форумы, диспуты — таким образом формирование будущей модели Конституции получило широкий общественный резонанс и позволило узнать, каким видят Основной Закон все слои населения.

Обсуждение было беспрецедентно открытым. Я сам неоднократно участвовал в подобных мероприятиях в Минске и, конечно, в Речице и Гомеле. Практически ежедневно предложения по внесению изменений и дополнений в главный документ страны поступали на сайт Палаты представителей. Многие из них рассматривались на заседаниях Конституционной комиссии и позже нашли отражение в опубликованном проекте. Депутатский парламентский корпус активно отработал эту тему.

Референдум проведен на должном уровне, что еще раз подтверждает эффективность совместных действий во благо страны. А высокая явка — свидетельство зрелости нашего общества.

В чем сила Конституции? Ее обновление нацелено в первую очередь на сохранение государства и его самобытности, и мы идем этим путем. Документ подчеркивает традиции белорусов, в том числе значимость памяти о Великой Отечественной войне, повышает роль института традиционной семьи. Определено, что постоянно действующим органом, который имеет высшую юридическую силу народовластия, будет Всебелорусское народное собрание…

Конституция Республики Беларусь — закон нашей идентичности, и в этом ее главная сила.    

— В чем в целом особенность прошлого депутатского года? Какие направления работы Постоянной комиссии по бюджету и финансам вы бы выделили?

— Одним из основных направлений в деятельности депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь является участие в законотворческом процессе. В 2022 году мы провели две сессии. По новой Конституции, кстати, теперь будет одна. То есть если раньше предусматривались так называемые каникулы — небольшой межсессионный перерыв, то сейчас сессия длится практически целый год, за исключением летнего периода.

В компетенцию Постоянной комиссии по бюджету и финансам входят такие вопросы, как бюджетное и налоговое законодательство, декларирование доходов и имущества, нормативные акты о финансовой деятельности, банковское законодательство и другие. За прошлый год мы рассмотрели 153 вопроса, приняли 22 законопроекта в первом чтении, 52 — во втором. Это достаточно много, особенно с учетом того, что ни один документ не одобряется формально. Над каждым работает группа специалистов, каждый детально обсуждается — вплоть до споров, тщательно выверяется и согласовывается и только потом получает (или не получает) одобрение. 

В прошлом году я отвечал, например, за подготовку изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Цель точечных корректировок — приведение отдельных статей документа в соответствие с уже действующим законодательством, что позволит в складывающихся экономических условиях обеспечить устойчивое и сбалансированное исполнение бюджета. Уже сейчас, кстати, мы работаем над республиканским бюджетом 2024 года. Это достаточно длительный процесс. К ноябрю все должно быть готово. 

Кроме того, я был ответственным за подготовку законопроекта «О государственной статистике», в итоге принятого Палатой представителей 20 декабря 2022 года. В числе новелл отмечу приведение принципов государственной статистики Республики Беларусь к мировым стандартам, а также переход на безбумажные формы формирования первичных статистических данных в нашей стране, то есть мы полностью переходим на цифровое обеспечение. Интересный момент: документом введено понятие «иная информация». Это возможность для органов статистики собирать информацию с автоматизированных ресурсов других организаций и учреждений Беларуси, если, конечно, они имеют право доступа к ней. В то же время ужесточены требования к работе с официальной статистической информацией. Если она будет распространяться незаконно, то за это предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Кроме того, в прошлом году наша комиссия завершила работу над рядом других документов, в том числе касающихся ратификации договоров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а также государствами — участниками СНГ, соглашений в рамках Евразийского экономического союза.

БЮДЖЕТ

— Нефтехимическая — одна из бюджетообразующих отраслей страны. Формируя госбюджет на очередной год, обращаете внимание на «родную» сферу деятельности?

— При законотворчестве я, как и все депутаты, должен соблюдать паритет. При разработке и обсуждении законопроекта в первую очередь обращаю внимание на доступность в его понимании и целесообразность действия, а также на соблюдение прав и интересов граждан нашей страны.

В то же время, несмотря на то, что кардинально сменил сферу деятельности — с нефтяной на законотворческую, я по-прежнему хорошо ориентируюсь в делах отрасли. Регулярно участвую в заседаниях совета концерна «Белнефтехим, где рассматриваются итоги работы организаций, приоритетные задачи, перспективы выполнения показателей прогноза социально-экономического развития. Я знаком со спецификой всех нефтехимических предприятий страны, на многих бывал, в первую очередь, конечно, в гомельском регионе — в ОАО «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «СветлогорскХимволокно», на Гомельском химзаводе, Мозырском нефтеперерабатывающем заводе и, конечно, в подразделениях «Белоруснефти». Общаюсь с руководителями и специалистами. Наблюдаю за достижениями, горжусь успехами родной нефтехимии.

Учитывая определенную статусность отрасли и ее потенциал, считаю, что при реализации долгосрочных программ развития и решении текущих задач именно она обеспечивает будущее не только промышленного комплекса, но и всей страны, укрепляет экономическую безопасность Республики Беларусь. 

— Одна из особенностей республиканского бюджета 2023 года — новые субвенции на поддержку сельского хозяйства, в том числе имеются в виду средства на закупку минеральных удобрений. Что это означает для производителей удобрений?

— Рынок в условиях санкций трансформируется, ломается привычный устой, экономические связи ослабевают, но наше государство всегда старается поддерживать отечественных производителей. В контексте новых субвенций речь идет о средствах не только на закупку минеральных удобрений, но и проведение культуртехнических мероприятий, приобретение мелиоративной и иной сельскохозяйственной техники неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям. Всего на эти цели в течение года запланировано направить 190 миллионов рублей из республиканского бюджета. То, что преференции для важной для страны отрасли включены в бюджет, — огромный плюс. Повышаются и объемы, и качество сельхозпродукции. Значит, вырастут и объемы использования удобрений, а их производители могут быть спокойны за то, что с ними рассчитаются.

 ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ  

— Тема импортозамещения вам, несомненно, знакома по работе на ведущих должностях в НГДУ «Речицанефть». Сегодня ваши полномочия гораздо шире, чем руководство отдельно взятым наукоемким предприятием. Как оцениваете результаты и перспективы импортозамещения в нефтехимической сфере и в других отраслях промышленности? На чем, по-вашему, надо делать акцент?

— Акцент — на экономической составляющей. По какому направлению мы бы ни работали, во главу угла в первую очередь ставится экономический эффект: любая деятельность должна приносить прибыль. 

Значимость темы импортозамещения никто не умаляет. Но в то же время это очень тонкая материя. Если взять нефтедобычу и переработку, то в мировом масштабе лидерами здесь выступают мощные корпорации — их можно сосчитать на пальцах. У этих корпораций свои технологии, оборудование, которые они продают с сопутствующими продуктами, техническим и программным сопровождением. Будем откровенны, конкурировать с ними практически невозможно. Для того, чтобы разработать, например, собственную технологию глубокой переработки нефти, нужны не только ресурсы — и финансовые, и интеллектуальные, но и время. Или возьмем автомобилестроение. Когда китайцы ввели у себя локдаун и поставили на паузу производства микросхем, автомобильная промышленность по всему миру остановилась из-за того, что не было комплектующих. И никто их не заменил.

Но если говорить об импортозамещении точечном, то это приветствовалось всегда, а в условиях ужесточения санкций работа заметно активизировалась. В нашей стране на данный момент определено почти три тысячи позиций для импортозамещения, в выпуске которых могут участвовать предприятия всех форм собственности, в том числе научные учреждения. Нам всем необходимо реально оценить свои силы и сосредоточить усилия на разработке и выпуске продукции, которая будет востребована не только на внутреннем рынке, но и на экспортных. 

Если говорить, например, про «Белоруснефть», то у компании есть интересный проект. На юге Беларуси практикуется такой метод интенсификации нефтяных скважин, как гидроразрыв пласта. Он достаточно эффективный. В качестве одного из компонентов для ГРП используется кварцевый песок, который всегда закупался за рубежом. Когда мы начали проводить исследования, преследуя цель в том числе снизить себестоимость добычи нефти, оказалось, что на территории Беларуси такой песок имеется — на Полесье, и по качеству он соответствует требуемым параметрам для проведения ГРП. Таким образом, один из серьезных проектов импортозамещения в нефтехимической отрасли основан на природных ресурсах нашей страны.

С учетом того, что в Беларуси действует сильная научная школа, работают авторитетные в мировом масштабе ученые, надо активнее привлекать их к работе, укрепляя тем самым производственный потенциал. Опыт той же «Белоруснефти», которая в свое время создала собственный БелНИПИнефть — отличное тому доказательство.

ИЗБИРАТЕЛИ

— Как вы строите работу с избирателями? Как часто приходится решать вопросы нефтяников?  

— Для связи со мной есть номер телефона, который указан на сайте. Мои помощники всегда внимательны к каждому заявителю, фиксируют каждое обращение и передают мне. Ни одно не остается без ответа. Кроме того, я регулярно провожу личные встречи с избирателями — согласно рабочему графику депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на деятельность в округе отводится одна неделя в месяц, а также выездные приемы граждан, прямые телефонные линии. Выступаю на предприятиях региона перед трудовыми коллективами, часто меня приглашают в школы, лицеи, другие учебные заведения для бесед с молодежью. Участвую в заседаниях Речицких районных органов власти и Гомельских областных, в других общественно-политических мероприятиях, проводимых в пределах моего избирательного округа.

А когда приезжаю в Речицу на выходные, например, то случается и внеплановое общение с горожанами. Меня же многие знают в лицо и, увидев на улице или в магазине, могут остановить и поговорить «за жизнь». Даже в этом случае я всегда беру на заметку озвученные пожелания как по улучшению инфраструктуры города или района, так и личные.

Если говорить про род занятий заявителей, то нефтяников — работников «Белоруснефти» и ее подразделений не так уж и много. Часто за советом к депутату идут люди пенсионного возраста.  

В структуре обращений почти 90% — это вопросы, связанные с проблемами в ЖКХ, поступают также нарекания на качество дорог и просьбы о ямочных ремонтах, кто-то интересуется обеспечением и обновлением ассортимента товаров в магазинах, других волнует собственное здоровье и варианты получения медицинской помощи, трудоустройство — тоже в числе больных тем.

Но тут надо понимать, что депутат — не волшебник, и ресурсы у него ограничены. У меня нет собственного «депутатского» бюджета, но я могу на законных основаниях передать вопросы и пожелания избирателей по инстанции в соответствующие службы. 

— Как выполняется ваша предвыборная программа?

— Самое главное — как и обещал, в Речице завершено проектирование трехкилометровой лыжероллерной и беговой трассы для круглогодичных занятий спортом в лесном массиве в районе спорткомплекса «Надежда». В ближайшее время начнется строительства. А пару лет назад в Речицком лицее обустроили спортивную площадку на открытом воздухе. Это десять современных тренажеров, возможность заниматься на которых получили не только лицеисты, но и все жители города — приверженцы здорового образа жизни. 

Хочу подчеркнуть, что все проекты во благо родному городу реализуются при поддержке члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Александра Ляхова — генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».

ЭКОНОМИКА

— Какой из законопроектов, принятых в последнее время вашей комиссией, считаете важным?

— В нашей работе мелочей не бывает, равно как и значимых или незначимых законопроектов. Например, в связи с тем, что с 1 мая 2022 года в Беларуси введен сбор за размещение (распространение) рекламы, Бюджетный кодекс дополнен нормами о включении этого сбора в состав налоговых доходов республиканского бюджета. Для урегулирования ряда правовых вопросов, связанных с развитием цифровых технологий и информационного общества, а также для обеспечения непрерывности функционирования и сохранения устойчивости информационных систем и ресурсов Министерства финансов кодекс дополняется термином «автоматизированная система финансовых расчетов». Сейчас готовим Банковский кодекс.

— Итак, главная задача на 2023 год?

— Повторю: экономика. Нам всем предстоит выполнить доведенные показатели социально-экономического развития, обеспечить рост ВВП, увеличить экспорт. От этого зависит, каким образом будет развиваться страна, как — наполняться бюджет, насколько благосостояние наших людей станет лучше. Парламент, депутаты определяют пути решения этих вопросов совместно с Правительством, в том числе вырабатываем меры для создания определенных налоговых преференций не только для государственных предприятий, но и для частного бизнеса, тщательно готовим законопроекты, которые необходимы для поддержания экономики.

Также важный момент — дальнейшее укрепление национальной безопасности. В Парламенте готовится к рассмотрению законопроект о Концепции национальной безопасности.

Но самое главное — это мир и созидание! 

ФОТО Елизавета Лукашун, Вячеслав Суходольский

 

Сергей Стельмашок Парламент «Белоруснефть» «Речицанефть» Год мира и созидания
27 Июня 2023
1628
Рейтинг: 4