Поиск

Поток

Мировая финансовая трансформация: возможности для Беларуси

09 Октября 2025
Виталий Демиров

Виталий Демиров

аналитик БИСИ

Кризис 2008—2009 годов показал, что сложившегося механизма регулирования финансовой системы миру явно не достаточно. Европейские фонды беспрепятственно участвовали в скупке деривативов на американские ипотечные ценные бумаги, и массовость этих операций осталась без внимания рейтинговых агентств и регулирующих органов. В существенной координации на международном уровне нуждалась и деятельность национальных регулирующих органов. Например, регулирующие органы США должны были знать об открытой кредитной позиции у американских банков, а швейцарские — отслеживать кредиты местных банков. Но ни те ни другие не располагали полной информацией и не смогли оценить степень риска для глобальной мировой валютной системы.

Таким образом, начали формироваться различные региональные и межрегиональные блоки, концентрирующие внутри себя самостоятельные расчетно-платежную, торговую, страховую, инвестиционную и другие инфраструктуры в целях создания региональных финансовых супермаркетов, а также усиления их автономности и независимости.

В связи с этим фрагментация финансовых рынков становится закономерным шагом по подготовке их цифровизации и созданию (вместо перечня рекомендательных международных норм) пространства технически гарантированной юрисдикции в финансовой сфере. Создание финансовых супермаркетов было попыткой решить проблему доверия централизованно. Примечательно, что в 2009 году появилась и первая математическая модель на основе децентрализованных технологий. Так на мировой арене появился биткоин — не просто криптовалюта, а полноценная платежная система, не зависящая от участия сторонних организаций и институтов.

В последние годы криптовалюта стала неотъемлемой частью глобальной финансовой системы, все больше белорусов интересуются цифровыми валютами, рассматривая их как средство заработка и инвестиций. Однако эффективная инфраструктура для легального и всестороннего использования таких активов в нашей стране находится в процессе становления.

Совещание по вопросам развития сферы цифровых знаков, где в том числе был поставлен вопрос о перспективах создания отечественного криптобанка, провел 5 сентября Президент Беларуси Александр Лукашенко. По мнению участников совещания, данный институт позволит вывести рынок цифровых активов из тени, создать необходимую правовую инфраструктуру и сократить объем нелегальных операций в стране.

Криптобанк напоминает традиционной банк, особенно в возможности предоставления услуг депозитов, кредитования и расчетно-кассового обслуживания, но с фокусом на криптовалютные транзакции, обслуживание физлиц и таких игроков крипторынка, как криптобиржи и финтехкомпании. В отличие от банков второго уровня, которые взаимодействуют с криптобиржами преимущественно в рамках классических рассчетно-кассовых операций, криптобанк обладает более расширенным функционалом. Кроме того, к одной из его важнейших функций относится то, что он может сам участвовать в проверке цифровых кошельков.

Текущая практика заключается в том, что банки второго уровня не смотрят на цифровые кошельки, а запрашивают у биржи регламенты и документы по соблюдению процедур KYC (Know Your Customer) и AML (Anti-Money Laundering) как политики по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Полноценный криптобанк в этом случае способен самостоятельно участвовать в оценке криптовалютных транзакций, запрашивать цифровой кошелек клиента, анализировать движения активов в блокчейне, проводить скоринг и оценивать уровень риска операций. Все это направлено на обеспечение более высокого контроля и безопасности. Кроме того, криптобанк может предоставлять дополнительные услуги в виде кредитования в стейблкоинах, организации торговой платформы для покупки и продажи цифровых активов и кастодиального хранения криптовалютных активов, то есть через сторонний сервис или компанию.

Однако необходимо отметить, что реализация данной концепции и описанного функционала на практике сталкивается с проблемой обеспечения комплаенса. Криптовалюты по своей природе создают значительные сложности для соблюдения требований по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Проверка транзакций в блокчейне требует огромных ресурсов — стоимость расследования даже нескольких цепочек может достигать десятков тысяч долларов.

Мировая практика показывает, что полноценных криптобанков, интегрированных в традиционную финансовую систему, сегодня не существует. Главная причина лежит в плоскости регуляторных ограничений: большинство юрисдикций не допускают использования криптовалют в качестве законного средства для расчета. Это происходит в силу отсутствия страхования вкладов в крипте, а также высокой волатильности, которая делает проблемными кредитование или депозитные криптовалютные продукты. Ближе всего к модели криптобанка подошли некоторые банки второго уровня в Швейцарии, Сингапуре, Германии и США, совмещающие классические банковские услуги с ограниченным криптовалютным функционалом.

Наиболее реалистичным сценарием для Беларуси видится не создание отдельного криптобанка «с нуля», а постепенная интеграция криптосервисов в деятельность существующих банков второго уровня через партнерство с лицензированными криптоброкерами и торговыми платформами, чтобы они могли предоставить инструмент для купли/продажи цифровых активов. Это позволило бы начать с отдельных услуг. Например, с организации криптоторговой платформы в партнерстве с действующей биржей или кастодиального хранения, что потребует меньших инвестиций и даст время для формирования необходимой экспертизы и нормативной базы.

Появление криптобанка будет выгодно финансовым организациям, в то время как на отрасль майнинга это не окажет особого влияния. В рамках традиционной банковской системы майнеры не являются типичными банковскими клиентами. Так, если сегодня майнер придет в обычный банк и предложит в залог свое оборудование, то велик шанс, что его работники просто не поймут, с чем имеют дело. В криптобанке, где сотрудники понимают технологический цикл, ситуация скорее всего будет другой. Данное оборудование может быть принято в залог, а значит, майнер сможет получить финансирование, например, на обновление парка. То есть криптобанк упростит доступ майнинговых компаний к финансовым инструментам и стимулирует их развитие. Но в целом целевой аудиторией скорее всего станут криптобиржи, криптоброкеры, финтехкомпании — те, кто активно работает с цифровыми активами. Обслуживание именно этих клиентов и позволит криптобанку выйти на траекторию роста.

Успех любого из этих сценариев зависит от позиции регулятора в лице Нацбанка и от разработки четких правил игры: критериев выбора технологических партнеров; перечня требований к кастодиальным провайдерам; стандартов безопасности и киберзащиты; порядка интеграции торговых платформ.

Таким образом, хотя создание полноценного криптобанка в Беларуси связано со значительными трудностями, сам тренд на интеграцию традиционной финансовой системы с цифровыми активами выглядит неизбежным. Наиболее вероятным представляется эволюционный путь, который начнется с точечных пилотных проектов и партнерств, что позволит нарастить необходимые компетенции и создать сбалансированную регуляторную среду.

С учетом данных обстоятельств магистральной линией развития денежной системы в среднесрочной перспективе будут гибридные решения банковской системы и финтеха без использования (или с частичным использованием) распределенных реестров (англ. distributed ledger technology, DLT), но при активном применении функций, «вдохновленных» криптовалютами. В частности, речь идет о таких сложных функциях, как криптографические конструкции для обеспечения конфиденциальности и возможности аудита, программируемости и самостоятельного хранения. Примером можно назвать совместный проект Федерального резервного банка Бостона и Инициативы в области цифровой валюты Массачусетского технологического института — Project Hamilton, который продемонстрировал техническую возможность Цифровой валюты Центрального банка (CBDC) обрабатывать 1,7 млн транзакций в секунду. 

Если посмотреть на криптовалюты без каких-либо встроенных механизмов стабилизации курса с точки зрения теории финансовой системы, то в первую очередь следует отметить, что децентрализованные криптовалюты типа биткоина не являются обязательством кого-либо. CBDC, напротив, — это цифровой платежный инструмент, выраженный в национальной расчетной единице, который стал прямым обязательством Центрального банка (ЦБ). Если говорить о краткосрочной перспективе начального выпуска CBDC, можно отметить, что они будут представлять собой лишь дополнительную, третью, форму денег, которая будет также выпускаться ЦБ, но в цифровом виде с использованием распределенных реестров и криптографии. При этом по мере укрепления роли CBDC и увеличения их доли в структуре денежной массы они смогут стать переходом от платежной системы на базе учетной записи к системе, основанной на стоимости или токене. Узкое место в данном случае — проверка стоимости или подлинности объекта платежа независимо от доверия к посреднику или контрагенту.

Указанный переход представляет собой не просто изменение способа создания денег, а нечто более масштабное и сопоставимое с изменением сущности денег — от кредитных денег к товарным деньгам. В результате полномасштабный выпуск CBDC окажет глубокое влияние на операционную процедуру и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики, а также условия и порядок проведения операций с банками в рамках достижения целей денежно-кредитной политики.

Беларусь активно прорабатывает вопрос о запуске цифрового рубля или национального CBDC. Его парадигма с высокой вероятностью будет тяготеть к централизации — разрешенным сетям DLT, используемым в основном предприятиями, правительствами, финансовыми учреждениями и консорциумами, которые жертвуют некоторой степенью децентрализации и анонимности, чтобы лучше соответствовать потребностям бизнеса и достигать более высокой скорости и эффективности сети.

Одно из преимуществ оптовых CBDC (используемых для обеспечения транзакций между финансовыми учреждениями и организациями, имеющими счета в центральных банках) заключается в том, что они могут быть доступны более широкому кругу посредников, чем только отечественные коммерческие банки. Разрешение небанковским поставщикам платежных сервисов (от англ. payment service provider, PSP) совершать транзакции в CBDC способно привести к гораздо большей конкуренции и динамичности. 

Будучи эмитентами базовой расчетной валюты (оптовых CBDC), ЦБ cмогут поддерживать токенизацию таких регулируемых финансовых инструментов, как розничные депозиты. Токенизированные депозиты — это цифровое представление депозитов коммерческих банков на платформе DLT. Вкладчики смогут конвертировать свои депозиты в токены и обратно, а также обменивать их на товары, услуги или другие активы. Токенизированные депозиты также могут быть защищены страхованием депозитов, но в отличие от традиционных депозитов будут программируемыми и всегда активными (24/7), что позволит более широко использовать их в розничных платежах, например в автономных экосистемах. Таким образом, они облегчат токенизацию других финансовых активов, например акций или облигаций. 

Одна из возможных систем с токенизированными депозитами может включать в себя разрешенную платформу DLT, которая записывает все транзакции в токенах, выпущенных участвующими учреждениями, например коммерческими банками (представляющими депозиты), небанковскими PSP (представляющими электронные деньги) и ЦБ (представляющим деньги ЦБ). Розничные инвесторы (вкладчики) будут хранить токены в цифровых кошельках и осуществлять платежи, переводя токены между кошельками. Расчеты по транзакциям между финансовыми учреждениями на платформе DLT будут основаны на использовании оптовых CBDC в качестве расчетной валюты.

Атомарная транзакция, выполняемая посредством смарт-контракта

Чтобы понять эти механизмы, рассмотрим вкладчика, который владеет токенами банка и желает произвести платеж держателю небанковских токенов PSP, представляющих собой электронные деньги, например, для оплаты дома. Обе стороны могут договориться о том, что оплата (зеленая стрелка) должна произойти одновременно с передачей права собственности на дом. На «заднем плане» для урегулирования транзакции банк переведет оптовую продажу CBDC на платформе DLT небанковской PSP (синие стрелки). Небанковская PSP переведет соответствующее количество новых токенов на кошелек своего клиента. Все эти шаги могут происходить одновременно как часть одной атомарной транзакции, выполняемой посредством смарт-контрактов.

В этой системе оптовые CBDC помогают совершать транзакции и гарантировать конвертируемость и единообразие различных представлений денег. Та же система могла бы обеспечить и цифровое представление акций и облигаций. Это позволит конечным пользователям легко получать доступ (части) к этим активам небольших номиналов круглосуточно и без выходных от регулируемых поставщиков, а также мгновенно производить расчеты по транзакциям.

Для Беларуси как индустриальной страны наибольшая отдача от цифровизации лежит в плоскости не финансового сектора самого по себе, а достижения сквозной автоматизации взаимодействий с помощью CBDC. В связи с этим программируемые CBDC смогут поддерживать межмашинные платежи в автономных экосистемах. В этом случае процессы все чаще будут выполняться без вмешательства человека через Интернет вещей (IoT) — сеть подключенных устройств. То есть речь идет не о простой автоматизации производства, а о такой форме отношений, когда машины смогут напрямую покупать товары и услуги друг у друга и управлять своим собственным бюджетом. При этом работа топ-менеджмента сместится с поиска заказов на локальном участке создания ценностей в сторону поиска заказов на продукцию, которая производится всей цепочкой создания ценности. То же самое касается генерирования инноваций в рамках всей цепочки активов. Мотивацией для подобного рода активности должны стать торговая комиссия и приоритет в использовании активов, идей и подходов конкретной фирмы при выстраивании целостной цепочки создания ценности.

Поскольку Беларусь официально стала партнером БРИКС и членом ШОС, для нее крайне важно развивать трансграничную систему цифровых валют центральных банков. Ключевым моментом для системы с несколькими CBDC должны стать самоисполняющиеся смарт-контракты, которые позволяют участникам программировать свои транзакции.

В этом случае ожидается возврат к парадигме децентрализации, поскольку смарт-контракты, выполняемые на множестве узлов, защищены от отмены, а транзакции рассчитываются только при выполнении заранее определенных условий. В торговле ценными бумагами такая автоматизация может обеспечить механизмы «оплата против платежа» и «доставка против платежа». Это означает, что платежи и доставка ценных бумаг производятся только вместе или не производятся вообще. Ускорение расчетов и снижение риска контрагента — крайне важные свойства для международной финансовой и платежной системы. Это и будет началом той самой технически гарантированной международной юрисдикции, позволяющей таким странам, как Беларусь, более активно раскрыть свой научный и индустриально-промышленный потенциал.

ФОТО открытые источники

Криптобанк Цифровизация Криптовалюты Финтех CBDC
09 Октября 2025
95
Рейтинг: 4