Поиск

Поток

Десять лет эффективной логистики ГП «Белоруснефть-Транс»

25 Ноября 2025
Александр Говейко

Александр Говейко

Анастасия Лашкевич

Анастасия Лашкевич

Около 75% нефтепродуктов страны перевозят автомобили предприятия «Белоруснефть-Транс». Крупнейшей отечественной компании по транспортировке нефтеналивных грузов в этом году исполнилось 10 лет. О том, какие подходы в работе за это время претерпели трансформацию и что лежит в основе эффективной логистики, — в интервью с директором ГП «Белоруснефть-Транс» Олегом Лебецким.

— Олег Игоревич, в компании наблюдается тенденция планомерного перехода от железнодорожных перевозок нефтепродуктов к автомобильным. Чем это обусловлено?

— Ключевое преимущество автоперевозок заключается в оперативности. Наша страна не очень большая, поэтому мы можем доставить любые нефтепродукты из точки А в точку Б в течение одного рабочего дня. Причем неважно, между какими областями и по какому маршруту идет движение. С железной дорогой такой скорости достичь практически невозможно: даже самый короткий маршрут в удаленный регион займет три-четыре дня. Один железнодорожный вагон — это 60 тонн. Чтобы доставка топлива по железной дороге шла оперативнее и эффективнее, необходимо заказывать крупные партии. Чем больше партия, тем быстрее движется состав. Но за всем этим стоят дополнительные расходы.

— Как сегодня выглядит эффективная логистика «Белоруснефть-Транса»?

— Наши три ключевые нефтебазы расположены в Новополоцке, Фаниполе и Мозыре. По большому счету, они делят территорию страны сверху вниз на три составляющие. Эти нефтебазы получают топливо по трубопроводам, а уже оттуда мы развозим его по всей республике на автотранспорте. То есть Новополоцкой нефтебазой мы «закрываем» Витебскую область, а также север Гродненской и Могилевской областей. Из Фаниполя можем возить топливо в любом направлении — это логистически выгодно и экономически целесообразно. Мозырская нефтебаза «питает» восточную часть Брестской и Гомельской областей, а также юго-восток Могилевщины.

— В автопарке предприятия около 430 единиц техники. Как часто обновляете его? 

— К концу года планируем довести это количество до 442. По законам рынка каждый перевозчик должен раз в пять лет на 85% менять технику. Мы составляем инвестиционную программу таким образом, чтобы ежегодно обновлять хотя бы 15% автопарка, будь то тягачи, прицепы, полуприцепы или что-то другое.

— «Белоруснефть-Транс» первым в стране внедрил электронные товарные накладные. Что это дало?

— Процесс начался в 2018 году, на опытную эксплуатацию мы вышли в 2019-м. Раньше было гораздо сложнее: водителю нужно было лично получить у оператора на нефтебазе четыре бумажных экземпляра ТТН, подписанных материально ответственным лицом. После загрузки он вез эти документы на АЗС, где оператор вручную сверял данные, вводил их в систему и только потом разрешал начинать слив. После перехода на электронные ТТН временные затраты сократились кардинально. Теперь диспетчер удаленно передает оператору задание нефтебазы, тот его активирует, и на табло высвечивается номер машины. Водитель сразу подъезжает к нужному стояку и начинает загрузку без лишних контактов и бумаг.

— Цифровизация процессов коснулась и опломбировки грузов. Как это работает?

— Это новшество мы внедрили в прошлом году и к декабрю уже вышли на опытную эксплуатацию. Если раньше использовались «ручные» пломбы, то сейчас на каждой секции и боковых ящиках бензовозов установлены специальные датчики. Они мгновенно фиксируют изменения: при открытии крышки происходят пеленгование и блокировка электронного путевого листа. В первую очередь это вопрос безопасности. Заказчик ждет, что груз будет доставлен из точки А в точку Б вовремя, по оптимальной стоимости и, что критически важно, в полной сохранности. Электронная опломбировка — ключевой элемент для достижения такой цели.

— И еще на тему цифровизации: чем полезны водителю электронный путевой лист и мобильное приложение «БНТ-путь»?

— Они значительно упрощают работу. Электронные товарно-транспортные накладные, NFC-метки, установленные на нефтебазовом хозяйстве и АЗС, маршруты слива — сейчас все оцифровано и переведено в электронный вид. Мобильное приложение водители используют для подключения и осуществления слива, а также для того, чтобы уточнять маршрут и следовать ему.

Для наглядности я готов продемонстрировать, как работает это приложение. У меня есть расширенный доступ, который позволяет видеть все гаражи и водителей по всей республике. Давайте откроем данные любого из работников. Вот, например, указано разрешение на выезд. Его выдает механик, но только после того, как водитель пройдет обязательный медицинский осмотр. Далее работник отмечает в системе начало рейса. После выполнения задания при закрытии смены он фиксирует возвращение. Механик, в свою очередь, подтверждает прием автомобиля. В дальнейшем операторы совместно с бухгалтерией используют эти данные в том числе для точного расчета зарплаты, так как система фиксирует отработанное время и выполненные рейсы.

— Еще сравнительно недавно одновременные отпуск и слив топлива на АЗС были невозможны. Что изменилось? 

— До 2019 года ответственность за слив, контроль и проверку наличия остатка в цистерне нес оператор заправочной станции. Если приезжал бензовоз, то одну кассу на АЗС закрывали, чтобы принять топливо. «Белоруснефть-Транс» стало первым в стране предприятием, которое поручило сливоналивные работы водителям бензовоза. С конца 2019 года началась активная стадия обучения водителей по профессии «Сливщик-разливщик III разряда». По большому счету, это уже не просто водитель, а специалист широкого профиля. После обучения и присвоения квалификации мы устанавливаем доплату в 10%. Но здесь важно даже не это. Водители получают возможность работать оперативнее, что напрямую влияет на их общий заработок. В среднем бензовоз сливает топливо от 40 минут до часа. В масштабах республики, если умножить этот показатель более чем на 550 объектов, мы увидим экономию времени. А время — деньги, плюс комфорт для посетителей АЗС. Ее работники больше не отвлечены от реализации топлива и сопутствующих товаров.

— На каких специалистов сегодня спрос в «Белоруснефть-Трансе»?

— В первую очередь важен водительский состав. Однако стоит помнить, что для перевозки опасных грузов необходим трехлетний стаж вождения, официально подтвержденный записью в трудовой книжке. Также требуются специалисты по перевозке пассажиров и сопутствующих товаров, а еще технические специалисты — механики, контролеры, которые выпускают транспорт на линию. Это основа.

— Сегодня основные заказчики «Белоруснефть-Транса» — дочерние предприятия «Белоруснефти». А кто входит в пул деловых партнеров за пределами компании? Планируете ли осваивать экспортные направления?

— Да, мы стремимся работать со сторонними заказчиками. Портфель заказов от других операторов рынка растет. Когда обновляем технику, то закупаем малотоннажный транспорт, который позволяет работать с предприятиями Минсельхозпрода, других министерств и ведомств. Предполагаю, что в ближайшие пару-тройку лет увеличим эти объемы в три-четыре раза.

Что касается перспектив выхода за пределы страны, в первую очередь рассматриваем Российскую Федерацию. Наша основная специфика — перевозка нефтепродуктов и автомобильного пропан-бутана. Совместно с отделом логистики центрального аппарата компании просчитываем возможный выход и доставку пропановозами газа на АГЗС сопредельных областей России — Брянскую, Орловскую, Смоленскую. Надеюсь, получится.

— Вы возглавили «Белоруснефть-Транс» в 34 года, переехав из Гродно в Гомель. Какую личную трансформацию прошли с тех пор?

— Вопрос неожиданный, но интересный. Я решил рискнуть и воспользоваться предоставленной возможностью встать на новую профессиональную стезю. Семья меня поддержала. Признаюсь, это был определенный стресс-тест, который хотелось пройти и понять, на что я способен. Сегодня о своем решении не жалею.

Прошло почти два года с того момента, как я возглавил «Белоруснефть-Транс». Первое время было трудно с точки зрения как вхождения в состав нового предприятия, так и знакомства с бизнес-процессами, специалистами, водительским составом по всей стране. Но сейчас по себе чувствую, что в части трансформации личных качеств стал опытнее и мудрее.

Подчеркну, «Белоруснефть» — это система возможностей. Если хочешь развиваться, добиваться, обучаться, то здесь есть все необходимое. Если этим грамотно и рационально воспользоваться, то достичь можно многого.

ФОТО Кирилл Дробышевский, Дмитрий Сапов

«Белоруснефть-Транс» Олег Лебецкий АЗС «Белоруснефть»
25 Ноября 2025
57
Рейтинг: 4