Поиск

Поток

Баланс нормальности

Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Почему термин «экономическая нормальность», возникший еще во времена Великой депрессии в 1930-е годы, вновь обретает актуальность? Какие признаки свидетельствуют о том, что турбулентность и глобальные вызовы стали новым нормальным состоянием мировой экономики? С такими вопросами мы обратились к кандидату экономических наук, доценту, заведующему кафедрой управления экономическими системами Академии управления при Президенте Республики Беларусь Александру Луцевичу.

— Сегодня термин «новая экономическая нормальность» (НЭН) становится особенно актуальным, потому что он лучше всего описывает сложную, многофакторную и по-настоящему измененную экономическую среду? 

— Нынешняя нормальность отличается сочетанием большого количества мощных, разнонаправленных и одновременно действующих факторов. В первую очередь это множественность шоков. В отличие от более однородных кризисов прошлого современные вызовы — это комплекс взаимосвязанных проблем: последствия пандемии, инфляция, геополитическая нестабильность и климатические изменения. Во-вторых, это непредсказуемость ситуации с точки зрения временнóго фактора, что делает экономические прогнозы более сложными, а будущее менее определенным. В-третьих, глобальность, когда большинство проблем носит всеобщий характер и требует скоординированных международных усилий, которых часто бывает недостаточно.

Новая экономическая нормальность — это не обязательно лучше или хуже, а, скорее, другое состояние, к которому организациям, государству, населению приходится адаптироваться. Причем ключевое — именно адаптироваться, а не пытаться изменить ситуацию.

В данном случае весьма актуальным будет пример с жирафом, у которого когда-то была короткая шея. Она выросла благодаря эволюции, то есть естественному отбору. Этот процесс происходил по определенной схеме: конкуренция за пищу — наследственность — выживание и размножение. Особям с более длинными шеями было легче добывать пищу, что давало им больше шансов выжить, быть здоровее и, соответственно, оставить хорошее потомство и так далее. При этом важно понимать, что эволюция — пассивный процесс, а не целенаправленное желание жирафа. Животные не стремятся отрастить себе определенную часть тела.

Для адаптации в условиях новой экономической нормальности необходим комплексный подход, учитывающий ее ключевые характеристики.

— Назовите их, пожалуйста.

— Характеристик много, но основных около десяти. В частности, низкий рост экономики или даже стагнация. Дело в том, что новая нормальность, которая приходит на смену периодам бурного роста, может означать более медленные темпы экономического развития, невысокую производительность и ограниченные возможности для быстрого обогащения.

Еще один признак — низкий уровень процентных ставок. Центральные банки могут удерживать их в течение длительного времени, чтобы стимулировать экономику. Такая ситуация меняет инвестиционные стратегии и стоимость самих инвестиций.

К характеристикам НЭН относится и высокая инфляция или ее возвращение. Поясню: вслед за периодом низкой инфляции следуют более высокие уровни. Это становится новой реальностью, требующей коррекции денежно-кредитной политики.

В ответ на вызовы государства увеличивают расходы, что ведет к росту госдолга, и это становится еще одной характеристикой новой нормальности.

Обращает на себя внимание и такой признак, как изменение форм глобализации. Она продолжается, но теперь в фокусе — регионализация, протекционизм и усложнение цепочек поставок. Новая экономическая нормальность — это еще и технологические сдвиги, то есть быстрое развитие искусственного интеллекта, автоматизации, цифровизации. В результате постоянно меняются бизнес-модели, рынок труда и структура потребления.

НЭН меняет и роль государства. Из пассивного наблюдателя или редкого интервента оно превращается в активного архитектора, стабилизатора, инвестора и регулятора. Его задача — создавать условия для адаптации экономики и общества к постоянным изменениям, обеспечивая при этом устойчивость, справедливость и безопасность.

— Как белорусским предприятиям, находящимся под санкциями, адаптироваться к новым условиям?

— Адаптация — это не признак слабости, а демонстрация силы, находчивости и стратегического мышления. Это долгий и трудный путь, требующий смелости, инноваций, упорства и готовности к изменениям, но именно он ведет к выживанию и дальнейшему развитию. Сейчас важно использовать имеющиеся возможности, например развитый промышленный потенциал, сельское хозяйство, членство в ЕАЭС и ШОС, в то же время активно работать над устранением слабых мест, таких как зависимость от импорта, недостаточная гибкость или медленное внедрение передовых технологий.

Белорусские предприятия, способные сочетать технологическую модернизацию, диверсификацию, развитие человеческого капитала и гибкость в управлении, получат конкурентные преимущества и смогут не только выстоять, но и успешно развиваться в условиях меняющегося мира.

— Насколько долговечна новая экономическая нормальность? Каковы ее временные горизонты?

— Новая экономическая нормальность вряд ли имеет четкую дату окончания. Скорее, это перманентный процесс трансформации мировой экономики, связанный с изменением ее фундаментальных основ. Мы живем в эпоху, когда стабильность больше не гарантируется прежними механизмами, а будущее определяется способностью обществ и государств адаптироваться к новым вызовам. В этом смысле нормальность становится не состоянием, а динамикой — постоянным поиском баланса между ростом, устойчивостью и справедливостью.

ФОТО Наталья Нияковская, открытые источники

Александр Луцевич НЭН
19 Декабря 2025
62
Рейтинг: 4