Прообраз современного электромобиля появился в XIX столетии, причем раньше, чем авто с двигателем внутреннего сгорания. Уже тогда электрокары впечатляли своими скоростями: электромотор позволял передвигаться быстрее ветра — со скоростью 60 и даже 100 км/ч, как, например, автомобиль La Jamais Contente. Сначала в таких средствах передвижения использовалась одноразовая батарея, затем — перезаряжаемая. А первый гибрид с бензиновым и электрическим двигателями создан в 1916 году. Однако постепенно «электрички» потеряли актуальность. Своего рода забвение длилось до середины XX века, а в 1990-х наступил ренессанс.
О нынешних тенденциях на глобальном рынке электромобилей и развитии электротранспорта в Беларуси рассказывает кандидат экономических наук заведующий сектором эколого-экономических исследований Института экономики Национальной академии наук Беларуси Надежда БАТОВА.
— По оценкам экспертов, на начало 2022 года в мире насчитывалось около 16,5 миллиона электромобилей и подзаряжаемых гибридов, которые в сумме потребляли 30 тераватт-часов электроэнергии в год.
Объем реализации электрифицированных машин в 2021 году превысил 6,75 миллиона единиц, что более чем вдвое выше уровня 2020-го, а доля рынка, занимаемая такими авто, достигла 8,6%. Несмотря на напряженность глобальных цепочек поставок, данные тенденции сохранились и в текущем году. Как сообщило Международное энергетическое агентство (International Energy Agency), в 2012 году в мире продано 130 тысяч электромобилей. В настоящее время такое количество реализуется примерно за неделю. В 2021-м электрокары впервые стали самыми продаваемыми автомобилями в европейских странах и Китае.
Мировые продажи электромобилей и подзаряжаемых гибридов в 2010 - 2021годах (данные IEA)
— Надежда Николаевна, на ваш взгляд, с чем связана такая тенденция и кто сегодня в лидерах?
— Рост продаж во многом обусловлен не только расширением модельного ряда, развитием инфраструктуры в виде зарядных станций, но и предоставлением устойчивой государственной поддержки, в том числе в виде субсидий, стимулирующих отказ от двигателей внутреннего сгорания. По оценкам экспертов, общие государственные расходы на это возросли в 2021 году вдвое и составили почти 30 миллиардов долларов.
Главный потребитель электромобилей — Китай. В рамках реализации национальной политики по достижению климатической нейтральности к 2060 году правительство КНР выделяет субсидии и освобождает от налогов покупателей электромобилей, а также активно строит соответствующую инфраструктуру. Стимулирует рост продаж и доступность электромобилей. В 2021 году самой популярной моделью на внутреннем рынке стал бюджетный Wuling Hongguang Mini стоимостью 4,5 тысячи долларов. Кроме того, Китай наращивает экспорт электромобилей и даже стал их крупнейшим производителем, обогнав Германию и США.
Второй по объему рынок для электромобилей и подзаряжаемых гибридов — Европа. По оценкам экспертов, в 2021 году реализовано 2,3 миллиона электрокаров, внутренний рынок вырос на 70%, его доля достигла 17%. Росту реализации также способствует государственная политика. Более того, ожидается, что к 2035-му в странах ЕС вступит в действие запрет на продажи бензиновых и гибридных автомобилей.
В США в 2021 году продано около 700 тысяч электрифицированных авто. Из них 450 тысяч — чистых электромобилей, в том числе 361 тысяча — марки Tesla. В стране наблюдается тенденция роста цен на электромобили, что обусловлено не только внутренним спросом, но и крупными производственными расходами. Средняя цена электромобиля в США в середине 2022 года превысила 60 тысяч долларов.
В остальных регионах мира электромобили пока не получили настолько широкое распространение. Объем их реализации в 2021 году находился на уровне примерно 300 тысяч.
Несомненным лидером среди производителей является компания Tesla, которая в 2021-м реализовала 936 тысяч электромобилей, на второй позиции — концерн Volkswagen (763 тысячи), на третьей — китайский производитель BYD (598 тысяч), затем следуют концерны General Motors (517 тысяч) и Stellantis (385 тысяч). Самым продаваемым электромобилем в 2021 году стал седан Tesla Model 3.
Эксперты компании Canalys прогнозируют дальнейший рост реализации электромобилей, доля которых к 2030 году будет составлять почти половину всех проданных легковых автомобилей в мире.
Динамика продаж электромобилей в мире (данные Canalys estimates, 2021 год)
СПРАВКА
В Беларуси 60% в общем объеме валовых выбросов в воздух (в Минске — 85%) составляют загрязнения от мобильных источников (от всех видов транспортных средств, за исключением приводимых в движение электродвигателями), в то время как в мире этот показатель в среднем не превышает 20%.
— Какими темпами электротранспорт развивается в Беларуси?
— Процесс в полной мере соответствует основным целям государственной экологической политики.
Одними из результатов реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы определены создание легкового и коммерческого отечественного производства электротранспорта и автокомпонентов к нему, увеличение выпуска электробусов, в том числе с динамической и ночной подзарядкой. Ожидается, что к 2025 году доля «электричек» в общем объеме производства пассажирских транспортных средств увеличится не менее чем на 30%.
Развитие электротранспортной инфраструктуры и городской мобильности выделено в качестве приоритетного направления Национального плана действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь на 2021—2025 годы.
Конкретные мероприятия заложены в различных государственных пятилетних программах, а также в Комплексной программе развития электротранспорта на 2021—2025 годы, утвержденной в апреле 2021 года. Планируется решить задачи по организации производства электротранспорта, его базовых компонентов, элементов инфраструктуры и их максимальной локализации, а также по формированию комплекса институциональных условий для развития электротранспорта, координации действий государственных органов, оптимизации инвестиций в производство и приобретение электротранспорта. Предусмотрены формирование и реализация мер по стимулированию развития электротранспорта, минимизации экономических, экологических, социальных и иных рисков.
— В чем суть основных мер, направленных на привлечение инвестиций для развития отечественного рынка электротранспорта?
— В нашей стране последовательно принимаются нормативные правовые акты, содержащие меры по стимулированию приобретения электромобилей и развитию соответствующей инфраструктуры. Впервые они были изложены в Указе Президента Республики Беларусь «О стимулировании использования электромобилей», подписанном в июле2018 года. В октябре 2018-го утверждена Программа создания государственной сети зарядки электромобилей. В 2020-м принят Указ Президента Республики Беларусь «О стимулировании использования электромобилей», который предусматривал нулевую ставку НДС при ввозе электромобилей из-за границы либо возврат НДС при покупке электромобиля внутри страны при условии его приобретения физическим лицом для личного пользования.
С декабря 2021 года Указ стал действовать в новой редакции. Были введены дополнительные преференции на все категории электромобилей для увеличения использования электротранспорта и развития зарядной инфраструктуры. В частности, предусмотрена отмена НДС по всей цепочке от производства до ввоза и приобретения электромобилей. Льготы по налогу на добавленную стоимость получили юридические лица при ввозе в Беларусь электромобилей не старше пяти лет как для собственных нужд, так и в целях продажи. Кроме того, по договорам, заключенным до 1 декабря 2021 года, физические лица могли получить возврат НДС в размере не более 500 базовых величин. Введены дополнительные льготы в виде освобождения юридических лиц от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе электромобилей на территорию Беларуси и их реализации, а также организаций — производителей электромобилей при ввозе автокомпонентов для них. Также до 1 января 2026 года предусмотрено освобождение участников дорожного движения на электромобилях от взимания платы за пользование автомобильными парковками, находящимися в коммунальной собственности.
Динамика и перспективы развития рынка электромобилей в Беларуси (факт 2017-2020 годов, прогноз на 2021-2025 годы)
В феврале 2022 года внесены изменения в Программу создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей. В частности, в городах областного подчинения и Минске, на основных автомагистралях предполагается установить более 80 супербыстрых электрозарядных комплексов.
В перспективе планируется сохранить стимулирующие меры государственной политики в сфере как выпуска, так и реализации электромобилей. Увеличение производительности и расширение инфраструктуры зарядных станций также должны способствовать росту числа покупателей.
— Какие результаты дают эти меры?
— Об их эффективности свидетельствует динамичный рост численности электротранспорта. Например, в 2017 году в ГАИ МВД на учете состояло всего 40 электромобилей, в 2020-м их количество возросло до 1,6 тысячи, а по итогам первого полугодия 2022 года — превысило 10 тысяч. В настоящее время в Беларуси представлены электромобили импортного производства. Наибольший удельный вес занимает Tesla — около 40% в общей численности ежегодно регистрируемых.
Наряду с развитием рынка легковых электромобилей расширяется и парк общественного электротранспорта: на городских маршрутах сегодня курсирует более 100 электробусов. По оценкам, на 1 января 2018 года их было всего 20 единиц.
С ростом количества электромобилей на белорусских дорогах постепенно увеличивается и потребление электроэнергии зарядными электростанциями. Если в 2019 году этот показатель составлял 3,8 миллиона кВт*ч, то в 2021-м он увеличился до 10 миллионов кВт*ч.
В соответствии со сложившимися и прогнозными темпами роста парка электромобилей развивается инфраструктура. Если в 2018 году насчитывалось 85 заправочных станций, в 2020-м — около 400, то в 2022-м — 680.
— Что можете сказать про производственный потенциал Беларуси в сфере электротранспорта и его инфраструктуры?
— Республика Беларусь обладает достаточным промышленным потенциалом для производства и сборки электромобилей, тяговых электродвигателей и зарядных станций.
В 2017 году состоялась презентация экспериментального образца первого белорусского электромобиля, который создан НАН Беларуси на базе серийной машины Geely SC7 отечественной сборки. Вся его электросистема разработана учеными нашей страны. В настоящее время в НАН Беларуси продолжают создавать сразу несколько моделей отечественных электромобилей. Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси в 2020 году выпустил каталог инновационных разработок в области электротранспорта, где представлены пассажирский минивэн OYLONG EF5 ELECTRIC 3, каркасно-панельный электромобиль ACADEMIC ELECTRO 4, электромобиль ELECTRO ROADSTER 5, электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ 6, комбайн льдозаливочный КЛ-418 с электроприводом.
В сентябре 2022 года на республиканском полигоне для испытаний мобильных машин в рамках II электроралли Minsk Electro-2022 был презентован первый спортивный электромобиль отечественного производства. Основная задача сейчас заключается в организации выпуска автомобиля, полностью состоящего из отечественных комплектующих.
В 2021 году СЗАО «БЕЛДЖИ» анонсировало выпуск около тысячи автомобилей на электротяге под маркой Geely Geometry C. Однако, по данным на сентябрь 2022 года, все реализованные автомобили этой модели (по разным оценкам, от 50 до 200 единиц) — китайской сборки.
А вот производством электробусов в стране занимаются два предприятия. ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» первые электробусы произвело в 2017 году и сегодня выпускает четыре модели: Е420 Vitovt Electro, Е433 Vitovt Max Electro, Е 321 и E 490, а также разрабатывает новый вид электробуса, соответствующий требованиям ЕС и обладающий потенциалом для экспорта в другие страны.
В 2021 году ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» разработало и поставило в Минск и областные центры первую опытно-промышленную партию из десяти низкопольных электробусов МАЗ 303Е10.
Кроме того, в стране налажено производство электрозарядных станций как для промышленного, так и для индивидуального применения. В частности, ЧТУП «ААМ» и ООО «Энергопромис» разработали под брендом E-cars четыре варианта станции: на один кабель, на один кабель с несколькими разъемами, только с разъемами либо на два кабеля.
ОАО «Витязь» создало и внедрило в серийное производство стационарные ЭЗС с зарядкой стандартов Mode 3 и Mode 4.
— Каков прогноз количественного роста электромобилей в нашей стране?
— Эксперты национального оператора по развитию в Беларуси сети электрозаправочных станций — РУП «ПО «Белоруснефть», опираясь на данные BloombergNEF и Международного энергетического агентства по базовому варианту, прогнозируют, что в Беларуси в 2022 году будет около 25 тысяч электрокаров, 2023-м — 54 тысячи, 2024-м — около 83 тысяч, а в 2025-м — свыше 110 тысяч. При оптимистичном сценарии количество электромобилей к 2025 году может даже превысить 230 тысяч единиц.
Очевидно, что развитие электротранспорта в Беларуси находится в начале своего становления. Рост экономической доступности электромобилей, улучшение их технических характеристик, расширение модельного ряда и ускоренные темпы развития зарядной инфраструктуры позволяют высоко оценивать перспективы дальнейшего становления этого рынка. Разумеется, принятые меры должны способствовать расширению производственного и экспортного потенциала автомобильной промышленности, более интенсивному внедрению зеленой экономики устойчивому развитию страны.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Наталья Нияковская