Поиск

Поток

ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

02 Ноября 2020
Валентина Цилибина

Валентина Цилибина

Кандидат технических наук, Институт экономики Национальной академии наук Беларуси

 Обеспечение минерально-сырьевой безопасности Беларуси

Минерально-сырьевые ресурсы на всех континентах всегда были одним из ведущих геополитических факторов успешного развития экономики. Несмотря на то, что в последние годы в связи с вступлением ряда стран в стадию инновационного развития в их валовом внутреннем продукте отмечается рост доли отраслей, производящих интеллектуально-информационные продукты, тенденции к снижению потребности в минеральном сырье и минерально-сырьевой продукции не наблюдается. Учитывая стратегическую важность проблемы минерально-сырьевого обеспечения, правительства многих стран придают ее решению государственное значение как одному из основных условий укрепления национальной безопасности и определения места в международном сообществе.

Наличие собственных природных ресурсов — не обязательное условие развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, в которых отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам — их обладателям дополнительные преимущества.

 

Особенности Беларуси

 

Минерально-сырьевая база (МСБ) Республики Беларусь не в состоянии удовлетворить текущие и перспективные потребности народного хозяйства страны во многих видах минерального сырья, в том числе стратегических (нефть, газ, драгоценные металлы и камни). Поэтому по минерально-сырьевой обеспеченности страна относится к импортозависимым государствам со значительным дисбалансом между потребностями в минеральном сырье и возможностями их удовлетворения за счет собственной МСБ.

В то же время минерально-сырьевая база Беларуси располагает в достаточном количестве ресурсами для удовлетворения, в частности, потребностей при производстве строительных материалов, располагает значительными запасами калийной и каменной соли, доломитов (таблица 1).

Минерально-сырьевые ресурсы играют доминирующую роль в товарной структуре внешней торговли Республики Беларусь (таблица 2). Так, доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта колеблется от 2% до 36%, а импорта — от 25% до 42%.

 

Динамика производства некоторых видов продукции в Республике Беларусь на базе отечественного минерального сырья

Таблица 1.
  Динамика производства некоторых видов продукции в Республике Беларусь на базе отечественного минерального сырья

 

Таблица 2. Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь, процентов

Таблица 2.
Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь, процентов

 

Динамика экспорта и импорта важнейших минеральных продуктов с указанием стоимости и ее доли в ВВП представлена в таблицах 3 и 4.

 

Таблица 3. Экспорт нефтепродуктов, азотных и калийных удобрений

Таблица 3.
Экспорт нефтепродуктов, азотных и калийных удобрений

 

Таблица 4. Импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа

Таблица 4.
Импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа

 

Национальная безопасность

Система национальной безопасности любого государства должна обеспечивать его устойчивое, длительное и эффективное функционирование в окружении других государств, действующих, прежде всего, в своих интересах. Важное место в системе занимает национальная минерально-сырьевая безопасность, так как недра являются одним из главных достояний и национальным богатством любого государства, а минерально-сырьевая база — важнейший элемент обеспечения национальной безопасности страны.

Следует отметить, что дефиниция «минерально-сырьевая безопасность» не является устоявшейся. Ряд исследователей в качестве синонимов рассматриваемого понятия употребляют такие дефиниции, как «энергетическая безопасность», «сырьевая безопасность». Под минерально-сырьевой безопасностью будем понимать деятельность в сфере минерально-сырьевого комплекса личности, общества и государства по защите национальных интересов от внутренних и внешних угроз, а также закономерности, принципы и механизмы обеспечения национальной безопасности. 

Для оценки состояния минерально-сырьевой безопасности предлагается использовать индикативный подход, суть которого состоит в том, что минерально-сырьевая безопасность реализуется в системе показателей-индикаторов. Сопоставляя значения индикаторов с заранее определенными пороговыми уровнями (индикаторами пороговых ситуаций), можно устанавливать характер ситуации: нормальная, предкризис, кризис. Пороговые значения индикаторов — это границы, определяющие ситуацию, в которой находится минерально-сырьевая безопасность. 

При выборе индикаторов общепринятыми критериями являются достоверность — источник или методика показателей должна «внушать доверие»; компактность — показатели не требуют анализа больших объемов информации; репрезентативность — показатели в достаточной мере раскрывают состояние системы, характеризующее минерально-сырьевую безопасность; чувствительность — показатели адекватно отражают даже малые изменения в состоянии минерально-сырьевой безопасности; экономичность — применяемые показатели не требуют больших дополнительных затрат на их получение и оценку; универсальность — возможность применения к другим сферам экономической безопасности и сопоставления с данными других стран; своевременность — при необходимости показатели могут быть получены в самое короткое время; актуальность — соответствие индикатора международным стандартам, задачам предвидения глобальных проблем и смягчения последствий для государства мировых финансово-экономических кризисов. При оценке состояния минерально-сырьевой безопасности для каждого индикатора должны быть указаны пороговые значения. В случае, когда этого не удается сделать, можно использовать подход, основанный на анализе динамики индикаторов во времени или при сравнении с другими странами, экономическими структурами и технологиями.


СПРАВКА

При обосновании выбора индикаторов минерально-сырьевой безопасности Беларуси учитывались следующие требования:

  • возможность количественного выражения индикатора;
  • опора на имеющуюся систему национальной статистики и минимум издержек при сборе информации и расчетах;
  • возможность оценки в динамике;
  • репрезентативность для международных сопоставлений;
  • ограниченное число индикаторов.

Оценку состояния минерально-сырьевой безопасности Республики Беларусь предлагается проводить по индикаторам, сгруппированным в четыре блока:

  • экономический блок — удельные затраты минерально-сырьевых ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта;
  • экологический блок — удельные величины загрязнений в расчете на единицу ВВП;
  • социальный блок — удельные затраты минерально-сырьевых ресурсов в расчете на душу населения; удельные затраты минерально-сырьевых ресурсов в расчете на одного занятого в экономике; удельные величины загрязнений в расчете на душу населения;
  • правовой блок — степень соответствия нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере природопользования аналогичным документам в мировой практике.

 

Актуальность мониторинга

Для объективного и всестороннего анализа минерально-сырьевой безопасности необходимо проведение мониторинга, позволяющего постоянно отслеживать ситуацию, выявлять угрозы, определять направления и разрабатывать мероприятия по противодействию этим угрозам. Мониторинг минерально-сырьевой безопасности — это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на государственном, региональном, отраслевом уровнях. Таким образом, целью мониторинга должны стать экономическая оценка и контроль состояния минерально-сырьевой безопасности.

Организация системы мониторинга минерально-сырьевой безопасности должна быть одной из важнейших функций государства, так как именно в процессе мониторинга выявляются изменения, произошедшие в минерально-сырьевой безопасности и создающие угрозы национальным интересам Беларуси, а также причины и факторы, определившие эти угрозы.

Мониторинг имеет особое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных макроэкономических и межотраслевых диспропорций и достаточно сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. По сути дела, мониторинг факторов, определяющих угрозы минерально-сырьевой безопасности страны, представляет собой диагностику и выявление негативных, а подчас и кризисных явлений. В ходе мониторинга важно не только фиксировать уже имеющиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать угрозы, которые могут появиться в будущем.

Методическое обеспечение мониторинга факторов осуществляется путем оперирования индикаторами, поэтому прежде всего должна быть соблюдена сопоставимость данных при сравнении показателей (например, в начале и конце отчетного и прогнозируемого периодов, а также при сопоставлении фактических или прогнозных данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности).

Мониторинг факторов, вызывающих угрозы минерально-сырьевой безопасности, требует информационного обеспечения. Статистические органы страны на всех уровнях должны вести учет этих индикаторов с периодичностью, принятой в отечественном статистическом учете. Перечень этих индикаторов включает в основном обычные, учитываемые статистическими органами индикаторы. Вместе с тем для мониторинга минерально-сырьевой безопасности необходимо иметь и другие, пока не учитываемые в государственной статистике показатели.

Для организации мониторинга как важнейшего этапа выработки и реализации стратегических направлений государственной политики, обеспечивающей безопасность Беларуси в области минерально-сырьевой безопасности, необходимо:

  • определение и четкая фиксация в соответствующих документах функций и обязанностей отдельных республиканских органов государственного управления при осуществлении мониторинга;
  • создание механизма взаимодействия республиканских органов государственного управления в процессе мониторинга;
  • создание организационного механизма, обеспечивающего осуществление мониторинга в каждом республиканском органе государственного управления в соответствии с его функциями и обязанностями;
  • создание организационного механизма осуществления мониторинга по белорусским субъектам хозяйствования с последующим обобщением его результатов на республиканском уровне.

Для системного организационного обеспечения мониторинга необходимо:

  • признать диагностику и мониторинг важнейшими элементами государственной деятельности, осуществляемой как на республиканском, так и на местном уровне и направленной на предотвращение внешних и внутренних угроз минерально-сырьевой безопасности Беларуси;
  • определить один из республиканских органов исполнительной власти головным в осуществлении мониторинга и определяющим порядок и методику этой работы;
  • установить виды государственной экономической деятельности и государственные экономические документы, в процессе разработки которых должны осуществляться обязательные процедуры, обеспечивающие мониторинг и меры противодействия угрозам минерально-сырьевой безопасности страны, определить функции отдельных республиканских органов исполнительной власти в проведении мониторинга и противодействии угрозам минерально-сырьевой безопасности и обязанности по их выполнению.

Наиболее действенное организационное обеспечение мониторинга — органичное включение этой работы в процесс и во все процедуры разработки прогноза социально-экономического развития минерально-сырьевого комплекса страны.

 

Схема реализации

Для проведения мониторинга целесообразно разработать информационную систему, адаптированную для решения задач по диагностированию и анализу минерально-сырьевой безопасности. 

Порядок проведения мониторинга минерально-сырьевой безопасности должен регулироваться соответствующими актами законодательства. В целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в данной сфере следует разработать и принять комплекс законодательных актов, определяющих правовые основы деятельности государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

На рисунке приведена укрупненная структурная схема мониторинга минерально-сырьевой безопасности, состоящая из пяти основных блоков.

укрупненная структурная схема мониторинга минерально-сырьевой безопасности

 

Информационная база данных (блок 1), включающая входную и выходную информацию, является источником для анализа, обобщения и выполнения необходимых расчетов. Она содержит результаты прогнозирования, расчетов оценок минерально-сырьевой безопасности и т.д. Функции этого блока включают формирование базы данных, актуализацию информации, выдачу по запросу пользователя требуемых справок в различных разрезах (по территории, за период, на заданную дату), преобразование по необходимости информации. Структурно-информационная база должна состоять из нескольких файлов, содержащих информацию об количественных показателях, необходимых для расчета оценок кризисных ситуаций.

Блок 2 предназначен для проведения расчетов индикаторов состояния минерально-сырьевой безопасности. В этом же блоке предусмотрены процедуры составления всевозможных таблиц и графиков, характеризующих состояние минерально-сырьевой безопасности в стране. Полученные в результате расчетов данные либо помещаются в информационную базу, либо выдаются пользователю в виде таблиц, а также графиков или диаграмм для большей наглядности.

В блоке анализа и прогноза экономических показателей (блок 3) должна осуществляться статистическая обработка показателей. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность сопоставления показателей и индикаторов одного года с показателями и индикаторами предыдущего года (или ряда лет) в целях получения информации о тенденциях изменения показателей и индикаторов. Для определения взаимосвязей показателей между собой целесообразно предусмотреть построение корреляционной матрицы, анализ которой позволит сделать вывод о глубине связей между ними. В блок 3 также должны быть включены специальные программные средства, обеспечивающие получение прогнозных данных.

Основными компонентами блоков 4 и 5 должны быть экспертные системы, а также методы анализа и диагностики с использованием теории графов и комбинаторики, методы дискриминантного анализа и другие. Сопоставление текущих значений экономических показателей использования минерально-сырьевой базы Республики Беларусь с их пороговыми значениями позволяет оценить уровень «кризисности» минерально-сырьевой безопасности и разработать соответствующие мероприятия по упреждению или смягчению наиболее опасных внутренних и внешних угроз.

Дальнейшая государственная политика регулирования отношений в этой сфере должна осуществляться по следующим направлениям: укрепление государственной собственности на недра; конкретизация полномочий органов исполнительной власти по управлению государственным фондом недр и осуществлению государственного надзора за их рациональным использованием и охраной; совершенствование управленческого механизма в этой сфере.

Главной целью государственной политики в области использования минерального сырья должно быть укрепление социально-экономических и экологических основ жизни населения страны.

 

ФОТО из архива

 

 

Минерально-сырьевая безопасность Недра Мониторинг Национальная безопасность Минеральное сырье Природные ресурсы
02 Ноября 2020
569
Рейтинг: 4