А вот необходимость дальнейшего углубления переработки аналитик поставил под сомнение. По мнению представителя компании EY Вадима Головача на Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница», эффективность будущих инвестиций в белорусские НПЗ необходимо рассчитывать с учетом последствий российского налогового маневра, ситуации на рынках сбыта и т.п.
Каковы же тенденции и перспективы мировой нефтепереработки? Несмотря на то, что встречаются даже полярные точки зрения, большинство прогнозов все же сходятся на том, что прирост потребления нефтепродуктов за ближайшие 10 лет составит 8—10%.
За счет чего это будет происходить? По мнению Вадима Головача, автотранспорт останется лидирующим сегментом потребления нефтепродуктов в связи с ростом коммерческих перевозок. В развитых странах автомобилизация уже находится на уровне насыщения. Прироста автопарка здесь ожидать не стоит. Разумеется, тенденции по замене части парка электромобилями будут иметь место и в дальнейшем, но именно по замене.
— Нужно учитывать, что в тени остается еще один фактор — повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания, т.е. сокращение потребления топлива именно по этой причине. За последние 10—20 лет оно уменьшилось почти в два раза! И потенциал еще не исчерпан. Поэтому ожидается противоречивая тенденция. С одной стороны, увеличение парка, с другой — сокращение потребления, — отметил Вадим Головач. — Часто звучат оптимистичные прогнозы по поводу развития электромобилей, мол, они убьют производство моторных топлив. Мы не разделяем большого оптимизма в этой области. На наш взгляд, динамичное развитие электромобилей обусловлено серьезной поддержкой как производителей, так и потребителей со стороны государства. В дальнейшем поддержка будет снижаться. Мы ожидаем, что к 2030 году доля электромобилей вряд ли составит больше 5—10% общего автопарка.
Эксперт напомнил также об очевидных трендах: благодаря развитию авиаперевозок увеличится потребление авиакеросинов. Ожидается также снижение потребления мазута, который будет вытесняться дизелем и природным газом.
Высокие темпы повышения уровня автомобилизации ожидаются в азиатском регионе. Сегодня здесь они еще низкие. Конечно, не обойдется и без электромобилей.
— Еще одна тенденция, которая существует в сегменте нефтепереработки и потребления нефтепродуктов, — это миграция спроса в Азию. Понятно, что в развитых странах потребление нефтепродуктов стагнирует или даже немного снижается, а в азиатских — сильно растет, — сообщил эксперт. — Соотношение спроса и потребления почти во всех регионах сбалансировано. Исключение составляют лишь страны Африки и СНГ. В Африке ситуация проще — там можно нарастить производство, и вопрос будет решен, а в СНГ мы видим превышение мощностей производства над спросом.
К чему это может привести? Например, в Европе спрос на нефтепродукты в последнее время немного снизился — она оказалась чувствительна к вводу мощностей на Ближнем Востоке и Азии, а также к импорту ДТ из России. Это привело к колебаниям загрузки НПЗ. Заводы стоят перед выбором: снизить мощность или закрыться. Но уменьшение загрузки имеет предел, после которого начинает снижаться конкурентоспособность нефтепродуктов.
— В результате наименее эффективные заводы просто закрываются и уходят с рынка. В совокупности за последние 10 лет в Европе «выпало» около 10% нефтеперерабатывающих мощностей, — уточнил представитель компании EY.
Что последует за смещением спроса в Азию? Поскольку у НПЗ существует логистический радиус, дальше которого снижается эффективность реализации товарной продукции, перерабатывающие мощности тоже будут следовать за спросом в Азию. В ближайшее время там ожидается ввод новых мощностей. По словам Вадима Головача, обнародован прогноз, согласно которому в Европе загрузка снизится до 70% и, возможно, останется на этом уровне какое-то время. Предположительно и в Азии она упадет до таких же значений, а затем вернется на уровень 80—85%. Дело в том, что растущий спрос «догонит» введенные мощности и загрузка более или менее стабилизируется.
В непростой ситуации компании обращаются к сегменту даунстрим. Понятна тенденция зарабатывать на крупных заправках, но есть еще перспективный сегмент — нефтехимия, поскольку цены на нее существенно выше, логистический радиус намного больше по сравнению с нефтепродуктами. Эксперт подчеркнул, что нефтехимия — это та сфера, в которую крупные нефтяные компании будут вкладывать инвестиции в ближайшее время.
— Мы видим, что в Китае есть растущий спрос, в США и на Ближнем Востоке — дешевый метан. Все это создает предпосылки для развития нефтехимии, в т.ч. крупнотоннажной, — отметил аналитик. — Но в Европе мы наблюдаем обратную тенденцию, потому что там нет предпосылок по растущим рынкам и дешевому сырью.
Какой же выход для компаний в этой области? По мнению Вадима Головача, если крупнотоннажная химия не работает, остается прибегнуть к малотоннажной. Тенденция, которая будет преобладать в этой области, — производство мелких продуктов с особыми свойствами, с кастомизацией ассортимента, подбором свойств продуктов под потребности потребителя.
— Это предполагает достаточно тесную работу между производителями и потребителями, — убежден эксперт. — У некоторых компаний уже меняется организационная структура, формируются отделы, которые целенаправленно таргетируют продукты, обсуждают с клиентами необходимые свойства. Мы видим устойчивое увеличение инвестиций в данную отрасль. Для НПЗ это означает, что в регионах, которые находятся в зоне риска по потреблению, невозможно будет планировать развитие без учета нефтехимии.
В целом в связи с колебанием маржинальности компании уделяют внимание операционной эффективности производства. Это особенно актуально для тех, у кого нет премиального рынка сбыта нефтепродуктов. Если он есть, то НПЗ имеет премию и может позволить себе неэффективность некоторых процессов. Если премии нет и маржа минимальна (нефтепереработка — это довольно низкомаржинальный бизнес), то выход только один — быть лидером по сокращению издержек.
— Сегодня ОАО «Мозырский НПЗ» соответствует уровню большинства европейских нефтеперерабатывающих предприятий. Соотношение вторичных процессов к первичным составляет более 180%, что значительно выше среднеевропейского уровня. Внедренные и модернизируемые объекты позволяют перерабатывать нефть достаточно широкого спектра качества и выпускать ассортимент товарной продукции, соответствующий самым жестким мировым требованиям, — сообщил заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Олег Протасов.
Мозырский НПЗ работает в постоянно меняющихся условиях, зависящих от внешних факторов. На вызовы он отвечает повышением конкурентоспособности, модернизацией. Реконструкция производства направлена на снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции. Каждый предыдущий этап — это база для следующего уровня развития. С учетом выгодного географического положения около 80% продукции Мозырского НПЗ поставляется на экспорт единственным экспортером — ЗАО «Белорусская нефтяная компания».
Как отметил заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергей Гриб, ключевой фактор, вызвавший во II квартале 2019 года снижение объемов экспортных поставок нефтепродуктов, — это сокращение переработки нефти на белорусских НПЗ, спровоцированное некачественным российским сырьем.
— К концу 2019-го мы наверстаем снижение, которое отмечалось в середине года. За рубеж планируется поставить около 11 млн т нефтепродуктов, — уточнил Сергей Гриб.
В этом году структура экспортируемых белорусских нефтепродуктов осталась прежней. Заводы находятся в процессе модернизации, работают на прежнем оборудовании, поэтому и корзина нефтепродуктов пока не меняется. Структура экспорта тоже осталась традиционной — около30% составляют поставки в Украину, часть идет в направлении балтийских портов. В марте 2019-го начались первые поставки белорусских нефтепродуктов в российские порты Балтийского моря.
В следующем году ЗАО «БНК» планирует увеличить объемы поставок через Литву. В первую очередь, это связано с привлекательной тарифной политикой. Соответственно, объемы поставок в направлении Латвии и Эстонии немного уменьшатся.
Сергей Гриб уточнил, что украинским потребителям понравился новый продукт ОАО «Мозырский НПЗ» — бензин АИ-100-К5-Евро. Он пользуется популярностью. Объемы поставок небольшие, но находятся в премиальном сегменте.
— Традиционно ЗАО «БНК» проводит в конце года конкурсы по реализации нефтепродуктов. Ряд из них у нас законтрактован, но основные продукты мы будем контрактовать в ноябре — декабре, — сообщил представитель ЗАО «БНК». — На мой взгляд, наибольший интерес у трейдеров вызовут масло смесевое и газойль гидроочищенный в связи с введением в январе 2020 года ограничений по содержанию серы в бункерном топливе. Эти продукты могут использоваться в качестве компонентов. У них низкое содержание серы, и, соответственно, спрос на них растет.
— По содержанию серы в бункерном топливе наш основной ответ — это ускорение и завершение модернизации, ввод в действие коксовой установки, после которого производство мазута сократится в пять раз, — уточнил заместитель генерального директора ОАО «Нафтан» Сергей Хомич. — Но мы ожидаем, что потенциал мазута как котельного топлива сохранится в сфере энергетики. Бункерное топливо — это лишь часть потребления данного продукта.
Прогнозируется, что после снижения цен на мазут в 2020—2021 годах они вновь начнут расти. Индекс экспортного паритета цен на мазут с содержанием серы 3,5% составит в среднем 361 доллар за тонну в 2025 году по сравнению со 176 долларами за тонну в 2020—2021 годах.
Сергей Хомич обратил внимание на прогноз о том, что ввод в действие установок вторичной переработки тяжелых нефтяных остатков (не только в Беларуси, но и других странах) может привести в ближайшем будущем к дефициту на рынке темных нефтепродуктов, в частности компонентов для производства битумов. Поэтому сейчас на заводе изучают «варианты ухода от привязки к мазуту при ценообразовании на битумы». К следующему сезону эта задача должна быть решена.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая