Поиск

Поток

СТРАТЕГИИ И ТРЕНДЫ

12 Ноября 2019
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

На международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» эксперт — старший консультант компании EY Вадим Головач, отвечая на вопрос об уровне развития белорусских НПЗ, заявил, что они идут в ногу со временем, существенно повышают глубину переработки. После завершения модернизации она достигнет достаточно высоких значений, соответствующих мировым показателями.

 

А вот необходимость дальнейшего углубления переработки аналитик поставил под сомнение. По мнению представителя компании EY Вадима Головача на Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница», эффективность будущих инвестиций в белорусские НПЗ необходимо рассчитывать с учетом последствий российского налогового маневра, ситуации на рынках сбыта и т.п.

Представитель компании EY Вадим Головач

Каковы же тенденции и перспективы мировой нефтепереработки? Несмотря на то, что встречаются даже полярные точки зрения, большинство прогнозов все же сходятся на том, что прирост потребления нефтепродуктов за ближайшие 10 лет составит 8—10%.

За счет чего это будет происходить? По мнению Вадима Головача, автотранспорт останется лидирующим сегментом потребления нефтепродуктов в связи с ростом коммерческих перевозок. В развитых странах автомобилизация уже находится на уровне насыщения. Прироста автопарка здесь ожидать не стоит. Разумеется, тенденции по замене части парка электромобилями будут иметь место и в дальнейшем, но именно по замене.


— Нужно учитывать, что в тени остается еще один фактор — повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания, т.е. сокращение потребления топлива именно по этой причине. За последние 10—20 лет оно уменьшилось почти в два раза! И потенциал еще не исчерпан. Поэтому ожидается противоречивая тенденция. С одной стороны, увеличение парка, с другой — сокращение потребления, — отметил Вадим Головач. — Часто звучат оптимистичные прогнозы по поводу развития электромобилей, мол, они убьют производство моторных топлив. Мы не разделяем большого оптимизма в этой области. На наш взгляд, динамичное развитие электромобилей обусловлено серьезной поддержкой как производителей, так и потребителей со стороны государства. В дальнейшем поддержка будет снижаться. Мы ожидаем, что к 2030 году доля электромобилей вряд ли составит больше 5—10% общего автопарка.

 

 

Эксперт напомнил также об очевидных трендах: благодаря развитию авиаперевозок увеличится потребление авиакеросинов. Ожидается также снижение потребления мазута, который будет вытесняться дизелем и природным газом.

Высокие темпы повышения уровня автомобилизации ожидаются в азиатском регионе. Сегодня здесь они еще низкие. Конечно, не обойдется и без электромобилей.

— Еще одна тенденция, которая существует в сегменте нефтепереработки и потребления нефтепродуктов, — это миграция спроса в Азию. Понятно, что в развитых странах потребление нефтепродуктов стагнирует или даже немного снижается, а в азиатских — сильно растет, — сообщил эксперт. — Соотношение спроса и потребления почти во всех регионах сбалансировано. Исключение составляют лишь страны Африки и СНГ. В Африке ситуация проще — там можно нарастить производство, и вопрос будет решен, а в СНГ мы видим превышение мощностей производства над спросом.

К чему это может привести? Например, в Европе спрос на нефтепродукты в последнее время немного снизился — она оказалась чувствительна к вводу мощностей на Ближнем Востоке и Азии, а также к импорту ДТ из России. Это привело к колебаниям загрузки НПЗ. Заводы стоят перед выбором: снизить мощность или закрыться. Но уменьшение загрузки имеет предел, после которого начинает снижаться конкурентоспособность нефтепродуктов.

цитата

— В результате наименее эффективные заводы просто закрываются и уходят с рынка. В совокупности за последние 10 лет в Европе «выпало» около 10% нефтеперерабатывающих мощностей, — уточнил представитель компании EY.

 

Что последует за смещением спроса в Азию? Поскольку у НПЗ существует логистический радиус, дальше которого снижается эффективность реализации товарной продукции, перерабатывающие мощности тоже будут следовать за спросом в Азию. В ближайшее время там ожидается ввод новых мощностей. По словам Вадима Головача, обнародован прогноз, согласно которому в Европе загрузка снизится до 70% и, возможно, останется на этом уровне какое-то время. Предположительно и в Азии она упадет до таких же значений, а затем вернется на уровень 80—85%. Дело в том, что растущий спрос «догонит» введенные мощности и загрузка более или менее стабилизируется.

В непростой ситуации компании обращаются к сегменту даунстрим. Понятна тенденция зарабатывать на крупных заправках, но есть еще перспективный сегмент — нефтехимия, поскольку цены на нее существенно выше, логистический радиус намного больше по сравнению с нефтепродуктами. Эксперт подчеркнул, что нефтехимия — это та сфера, в которую крупные нефтяные компании будут вкладывать инвестиции в ближайшее время.

Разумеется, для ее развития нужны предпосылки. По сути их две — дешевое сырье и растущий спрос.

— Мы видим, что в Китае есть растущий спрос, в США и на Ближнем Востоке — дешевый метан. Все это создает предпосылки для развития нефтехимии, в т.ч. крупнотоннажной, — отметил аналитик. — Но в Европе мы наблюдаем обратную тенденцию, потому что там нет предпосылок по растущим рынкам и дешевому сырью.

Какой же выход для компаний в этой области? По мнению Вадима Головача, если крупнотоннажная химия не работает, остается прибегнуть к малотоннажной. Тенденция, которая будет преобладать в этой области, — производство мелких продуктов с особыми свойствами, с кастомизацией ассортимента, подбором свойств продуктов под потребности потребителя.


— Это предполагает достаточно тесную работу между производителями и потребителями, — убежден эксперт. — У некоторых компаний уже меняется организационная структура, формируются отделы, которые целенаправленно таргетируют продукты, обсуждают с клиентами необходимые свойства. Мы видим устойчивое увеличение инвестиций в данную отрасль. Для НПЗ это означает, что в регионах, которые находятся в зоне риска по потреблению, невозможно будет планировать развитие без учета нефтехимии.

 

 

В целом в связи с колебанием маржинальности компании уделяют внимание операционной эффективности производства. Это особенно актуально для тех, у кого нет премиального рынка сбыта нефтепродуктов. Если он есть, то НПЗ имеет премию и может позволить себе неэффективность некоторых процессов. Если премии нет и маржа минимальна (нефтепереработка — это довольно низкомаржинальный бизнес), то выход только один — быть лидером по сокращению издержек.

 

Белорусские перспективы

заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Олег Протасов


— Сегодня ОАО «Мозырский НПЗ» соответствует уровню большинства европейских нефтеперерабатывающих предприятий. Соотношение вторичных процессов к первичным составляет более 180%, что значительно выше среднеевропейского уровня. Внедренные и модернизируемые объекты позволяют перерабатывать нефть достаточно широкого спектра качества и выпускать ассортимент товарной продукции, соответствующий самым жестким мировым требованиям, — сообщил заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Олег Протасов.

 

Перспективы развития ОАО "Мозырский НПЗ"

Мозырский НПЗ работает в постоянно меняющихся условиях, зависящих от внешних факторов. На вызовы он отвечает повышением конкурентоспособности, модернизацией. Реконструкция производства направлена на снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции. Каждый предыдущий этап — это база для следующего уровня развития. С учетом выгодного географического положения около 80% продукции Мозырского НПЗ поставляется на экспорт единственным экспортером — ЗАО «Белорусская нефтяная компания».

Реализация нефтепродуктов ОАО "Мозырский НПЗ"

Как отметил заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергей Гриб, ключевой фактор, вызвавший во II квартале 2019 года снижение объемов экспортных поставок нефтепродуктов, — это сокращение переработки нефти на белорусских НПЗ, спровоцированное некачественным российским сырьем.

заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергей Гриб

цитата

— К концу 2019-го мы наверстаем снижение, которое отмечалось в середине года. За рубеж планируется поставить около 11 млн т нефтепродуктов, — уточнил Сергей Гриб.

 

В этом году структура экспортируемых белорусских нефтепродуктов осталась прежней. Заводы находятся в процессе модернизации, работают на прежнем оборудовании, поэтому и корзина нефтепродуктов пока не меняется. Структура экспорта тоже осталась традиционной — около30% составляют поставки в Украину, часть идет в направлении балтийских портов. В марте 2019-го начались первые поставки белорусских нефтепродуктов в российские порты Балтийского моря.

Рынки сбыта БНК

В следующем году ЗАО «БНК» планирует увеличить объемы поставок через Литву. В первую очередь, это связано с привлекательной тарифной политикой. Соответственно, объемы поставок в направлении Латвии и Эстонии немного уменьшатся.

Сергей Гриб уточнил, что украинским потребителям понравился новый продукт ОАО «Мозырский НПЗ» — бензин АИ-100-К5-Евро. Он пользуется популярностью. Объемы поставок небольшие, но находятся в премиальном сегменте.

экспорт в порты БНК
Caption

 


— Традиционно ЗАО «БНК» проводит в конце года конкурсы по реализации нефтепродуктов. Ряд из них у нас законтрактован, но основные продукты мы будем контрактовать в ноябре — декабре, — сообщил представитель ЗАО «БНК». — На мой взгляд, наибольший интерес у трейдеров вызовут масло смесевое и газойль гидроочищенный в связи с введением в январе 2020 года ограничений по содержанию серы в бункерном топливе. Эти продукты могут использоваться в качестве компонентов. У них низкое содержание серы, и, соответственно, спрос на них растет.

 

Экспорт в порты, БНК, прогноз 2020

— По содержанию серы в бункерном топливе наш основной ответ — это ускорение и завершение модернизации, ввод в действие коксовой установки, после которого производство мазута сократится в пять раз, — уточнил заместитель генерального директора ОАО «Нафтан» Сергей Хомич. — Но мы ожидаем, что потенциал мазута как котельного топлива сохранится в сфере энергетики. Бункерное топливо — это лишь часть потребления данного продукта.

заместитель генерального директора ОАО «Нафтан» Сергей Хомич

Прогнозируется, что после снижения цен на мазут в 2020—2021 годах они вновь начнут расти. Индекс экспортного паритета цен на мазут с содержанием серы 3,5% составит в среднем 361 доллар за тонну в 2025 году по сравнению со 176 долларами за тонну в 2020—2021 годах.

Сергей Хомич обратил внимание на прогноз о том, что ввод в действие установок вторичной переработки тяжелых нефтяных остатков (не только в Беларуси, но и других странах) может привести в ближайшем будущем к дефициту на рынке темных нефтепродуктов, в частности компонентов для производства битумов. Поэтому сейчас на заводе изучают «варианты ухода от привязки к мазуту при ценообразовании на битумы». К следующему сезону эта задача должна быть решена.

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая

 


 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

Рынок нефтепродуктов БНК Мозырский НПЗ Нафтан
12 Ноября 2019
5240
Рейтинг: 4