Эксперт по зеленой экономике кандидат экономических наук, доцент Надежда Батова представила результаты исследования, в котором направления циркулярной трансформации белорусских компаний оцениваются на основе данных проведенного ранее опроса работников малых, средних и крупных предприятий различных форм собственности в Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской, Могилевской областях и в Минске. Было выявлено, что на предприятиях недостаточно знаний о циркулярной экономике и передовых практиках ее применения в Беларуси, что ограничивает возможности их более широкого внедрения.
Наиболее распространенные элементы циркулярной экономики — это продажа отходов (вторичных ресурсов) другим предприятиям и применение вторичного сырья при производстве продукции. При этом циркулярные объекты хозяйствования повторно используют продукт для первоначальных или иных целей и перерабатывают его для создания нового сырья или изделий, в то время как традиционные (линейные) и переходные предприятия развивают сферу обслуживания (ремонта) продукта для продления срока его использования и жизненного цикла.
— В краткосрочной перспективе масштабной циркулярной трансформации белорусских предприятий не ожидается. Респонденты планируют расширять ассортимент продажи отходов другим предприятиям, не ограничиваясь традиционными вторичными материальными ресурсами; оптимизировать использование производственной мощности и полезных свойств продукции, а также развивать те элементы циркулярной экономики, которые уже внедрены на предприятиях, — отметила эксперт. — Общим для всех групп респондентов барьером при внедрении принципов циркулярной экономики является недостаток финансовых ресурсов. Это связано с тем, что большинство сотрудников предприятий полагает, что внедрение циркулярной экономики необходимо начинать на стадии проектирования и разработки продукта.
Хозяйствующие субъекты с традиционной (линейной) и переходной производственной моделью к числу основных барьеров отнесли отсутствие технологий и информации, прежде всего об успешно реализованных проектах, в то время как циркулярные предприятия основным барьером назвали отсутствие единой электронной базы данных о наличии отходов вторичных материальных ресурсов.
Надежда Батова считает, что на данном этапе необходимо популяризировать принципы циркулярной экономики и возможности перехода от линейной к циркулярной бизнес-модели, подчеркивая перспективы ее развития и преимущества для всех типов предприятий — традиционных (линейных), циркулярных и переходных.
Зеленое финансирование — это относительно новый вид деятельности для банков и финансовых компаний. Монетарные регуляторы, наднациональные финансовые институты и организации находятся в процессе создания единых норм, правил и рекомендаций в этой области. Эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра кандидат экономических наук, доцент Анастасия Лузгина в ходе нескольких семинаров объясняла особенности зеленого банкинга.
Инструменты зеленого финансирования начинают постепенно внедряться в законодательные нормы ряда государств. В то же время эксперт отметила, что регулирование сферы зеленых финансов в разных странах идет неравномерно и имеет свои особенности.
Источниками зеленых финансов могут быть банковские ресурсы, ресурсы других финансовых институтов, нефинансовых коммерческих учреждений, частных лиц, государства и некоммерческих организаций.
Одним из наиболее распространенных инструментов зеленого финансирования были названы климатические или экологические зеленые облигации. При выпуске данных ценных бумаг помимо таких характеристик, как купонный доход, цена, сроки обращения, учитывается и экологическая оценка проекта. Первым эмитентом такого рода облигаций стал Международный банк реконструкции и развития в 2007 году. Впоследствии эмитентами экологических облигаций стали выступать коммерческие и некоммерческие компании, государства, международные организации. Для унификации и стандартизации выпуска климатических облигаций в 2009 году была создана организация «Инициатива климатических облигаций» (Climate Bond Initiative). Анастасия Лузгина уточнила, что изначально выпуск климатических облигаций был направлен на финансирование проектов, связанных с изменением климата, а затем перечень расширился и в него стали включать разнообразные экологические проекты.
Оказывается, рынок зеленых облигаций стремительно растет. Если в 2016 году его объем оценивался в 81,6 млрд долларов, то в 2019-м он достиг 257,7 млрд. Среди сфер финансирования зеленых облигаций — транспорт, сельское и лесное хозяйство, строительство и промышленность, контроль и переработка отходов, энергетика, водные ресурсы.
Зеленые облигации считаются достаточно низкорискованным финансовым инструментом, который пользуется спросом среди институциональных инвесторов, таких как банки, пенсионные фонды, инвестиционные компании. Преимущества зеленых облигаций по сравнению с обычными долговыми инструментами способствуют их активному внедрению. Особенно это хорошо видно в странах Северной Европы, которые в 2019 году занимали 7% мирового и 19% европейского рынка зеленых облигаций. Среди наиболее популярных сфер инвестирования отмечают проекты, направленные на развитие альтернативных источников энергии, низкоуглеродного транспорта, повышение энергоэффективности.
Вторым инструментом зеленого финансирования являются зеленые инвестиционные счета и инвестиционные портфели. В качестве примера было приведено возможное внедрение в России индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) третьего типа. Эксперт уточнила, что с 2015 года россияне могут открывать ИИС 1-го типа и получать налоговые вычеты, а также ИИС 2-го типа и освобождаться от налога на доход физических лиц при условии, что денежные средства будут находиться на счете не менее трех лет. Несмотря на то, что данный вид накоплений пока не получил широкого распространения, Центральный банк Российской Федерации изучает возможность введения третьего варианта ИИС с минимальным периодом инвестирования десять лет. Средства данных фондов можно будет направлять на инфраструктурные и зеленые проекты, сроки окупаемости которых достаточно большие.
СПРАВКА
Зеленый банкинг (экологически чистый банкинг, этичный банкинг, устойчивый банкинг) — это деятельность, связанная с повышением эффективности внутренних банковских процессов, комплексным использованием физической инфраструктуры и информационных технологий, а также реализацией профессиональной деятельности банка с учетом достижения Целей устойчивого развития и минимизации экологических рисков.
Деятельность зеленого банка можно разделить на несколько основных направлений:
— Если рассматривать корпоративный сектор, то в финансовом мире функционирует не одна инвестиционная площадка, специализирующаяся на устойчивых проектах. Например, американская платформа EarthFolio предлагает инвесторам формировать портфели, имеющие социальную, управленческую или экологическую направленность. Инвестиционная корпорация OpenInvest также осуществляет работу в сфере ответственного инвестирования. Для работы на электронной площадке OpenInvest инвестору необходимо только открыть брокерский счет, зачислить туда средства и указать направления инвестирования (защита окружающей среды, социальное равенство и т.д.). Формированием инвестиционного портфеля и его управлением занимаются финансовые советники посредством технических возможностей, которые предлагает платформа, — сообщила Анастасия Лузгина.
Зеленое кредитование — это еще один элемент зеленого финансирования. Например, зеленая ипотека представляет собой кредитование жилья, которое соответствует определенным экологическим стандартам. Такого рода кредиты могут выдаваться на строительство (покупку) нового жилья, относящегося к энергоэффективным объектам. Заемщик может привлечь средства на реконструкцию жилого строения для повышения класса экологичности своего дома (квартиры).
Развитию такого рода финансирования в Европе способствует Инициатива энергетически эффективных ипотек (Energy efficient mortgages initiative — EEMI).
В рамках данной инициативы разработан план действий (EeMAP) по развитию рынка зеленой ипотеки. Часто стоимость заемных ресурсов в рамках экологического кредитования более низкая по сравнению с традиционными кредитными инструментами, поскольку такого рода займы считаются менее рискованными для банков как минимум по двум причинам. Во-первых, более экологическое и энергоэффективное жилье сокращает коммунальные расходы, а значит, повышает возможность заемщиков осуществлять выплаты по кредиту вовремя. Во-вторых, такое жилье более привлекательно и, соответственно, его стоимость обычно выше.
Необходимо понимать, что основная часть жилья, которая будет использоваться в 2050 году, уже построена. С учетом новых экологических стандартов европейским странам необходимо постепенно осуществлять модернизацию существующего жилого фонда в размере 1—3% ежегодно. В данном процессе должно быть заинтересовано прежде всего население. Было подсчитано, что при повышении класса энергоэффективности жилья с С до В за 30 лет его эксплуатации каждая семья Дании может сэкономить до 24 тыс. евро.
Вопросы энергоэффективности, в том числе в жилищной сфере, важны и для Беларуси. Развитие финансирования строительства зеленого жилья и зеленой реконструкции действующего жилого фонда должно стать одним из приоритетов банковского кредитования недвижимости. Однако для его популяризации и развития может понадобиться внесение изменений в законодательство, предусматривающих финансирование банками зеленых проектов с учетом их более низких рисков. Отсутствие таких регуляторных изменений на данный момент является определенным барьером для развития зеленой ипотеки, в том числе в европейских странах. Налоговые льготы или государственная поддержка такого рода проектов также способствовали бы становлению данного направления.
Зеленое кредитование не ограничивается только сферой жилищного строительства. Банковские кредиты, предназначенные для финансирования устойчивых проектов, применяются также в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг.
СПРАВКА
ICMA — это некоммерческая международная ассоциация, которая представляет интересы компаний — членов ассоциации из 62 стран на международных рынках капитала.
Как отметила эксперт, ссылаясь на ICMA, при переходе к устойчивой глобальной экономике важно обеспечить соответствующее финансирование социальных и экологических мероприятий. Во многом это может быть достигнуто за счет развития рынка зеленых, социальных и устойчивых облигаций. На сайте ассоциации можно ознакомиться с перечнем эмитентов облигаций из разных стран и обзорами экспертных организаций по каждому выпуску. Например, среди российских эмитентов социальных и зеленых облигаций можно выделить ОАО «Российские железные дороги», банк «Центр-Инвест», «Совкомбанк», ОО «Транспортная концессионная компания», компанию «Коммерческая недвижимость» ФПК «Гарант-Инвест».
К зеленым финансовым инструментам относятся также специальные банковские карты. Например, российский «Почта банк» предлагает оформить к сберегательному счету банковскую карту «Зеленый мир». При оплате картой за каждые потраченные 4 тыс. российских рублей банк финансирует посадку одного дерева в каком-либо национальном парке страны. Одновременно клиенту приходит электронный сертификат с указанием места нахождения посаженных деревьев.
Продукты в области цифровизации, такие как интернет и онлайн-банкинг, тоже можно считать инструментами зеленого банкинга. Благодаря дистанционному банковскому обслуживанию сокращается бумажный документооборот, что снижает потребление бумаги во время транзакций. Также клиенты реже посещают банковские отделения, что отражается на частоте пользования личным и общественным транспортом и, следовательно, сокращает выбросы углекислого газа в атмосферу.
Некоторые банки и финансовые институты предлагают специальные приложения и другие инструменты, которые помогают инвесторам работать на рынке устойчивого финансирования. Анастасия Лузгина сделала, в частности, следующий вывод:
— В мировой практике наблюдается постоянный рост интереса к инструментам зеленого инвестирования. Более того, в условиях активных процессов в области цифровизации экономики происходит сращивание информационных продуктов и классических инструментов зеленого банкинга. Тем не менее многие финансовые институты только начинают знакомиться с возможностями устойчивого (экологического) менеджмента и существующими экологическими инструментами. В связи с этим выработка единых принципов, стандартов и правил работы в области зеленого финансирования и экологического менеджмента в банках на национальном и международном уровнях будет иметь решающее значение для развития данного направления.
В нашей стране направление зеленого банкинга находится на ранних этапах формирования. Однако на государственном и корпоративном уровнях уже предпринимаются определенные шаги в данном направлении.
В декабре 2016 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1061 утвержден Национальный план мероприятий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь до 2020 года. Мероприятия в рамках данного плана были реализованы по таким направлениям, как органическое сельское хозяйство, экологический туризм, энергоэффективное строительство, развитие электротранспорта, умных городов и др.
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года
предлагалось до 2020 года усилить бюджетно-финансовые и налоговые механизмы, стимулирующие развитие зеленой экономики, развивать зеленое строительство, электротранспорт, работать над снижением уровня выбросов парниковых газов, созданием системы управления экологическими рисками, адаптацией социально-экономического развития к изменениям климата и т.д.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы намечено следующее: повышение уровня энергоэффективности во всех секторах экономики, введение в эксплуатацию жилья только в энергоэффективном исполнении, разработка стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата.
В проекте Национального плана действий по развитию зеленой экономики в Беларуси до 2025 года перечислены основные элементы системы зеленого финансирования, включая субъекты (государственные органы, финансирующие организации, инвесторы), инструменты (зеленые облигации, кредиты, займы, страховые и лизинговые продукты) и средства (рейтинги, индексы, методики, базы данных).
Что касается реакции финансовых институтов на зеленый тренд, то, как отметила аналитик, ряд белорусских банков постепенно начинает самостоятельно реализовывать инициативы в области зеленого банкинга. В частности, ОАО «Белинвестбанк» утвердило экологическую и социальную стратегию, совершило сделки по зеленому финансированию в рамках программы GTFP Climate Start Trade, провело ряд мероприятий в области экологии. Банк планирует выпустить зеленые облигации, учредить акселератор зеленых проектов, а также продолжить зеленое финансирование и выстроить совершенно новые подходы к взаимодействию с клиентами и партнерами.
«Приорбанк» ОАО создало новый вид потребительского кредита, предоставляемого только для оплаты зеленых товаров, которые способствуют сокращению потребления тепла и электроэнергии, а также водных ресурсов.
В ОАО «Банк развития» разработана программа для финансирования экологических проектов микроорганизаций, малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей по льготной ставке, равной 50% ставки рефинансирования, увеличенной на 3%, при финансировании через банки-партнеры.
В рамках международного сотрудничества в области зеленых финансов была названа Программа финансирования устойчивой энергетики в Беларуси (BelSEFF), которая реализована белорусскими банками при поддержке ЕБРР. В качестве еще одной зеленой инициативы отмечен опыт ЗАО «МТБанк», которое заключило соглашение с международной финансовой организацией NEFKО (Nordic Environment Finance Corporation) о финансировании энергоэффективных проектов.
ОАО «БНБ-Банк» совместно с Северной экологической финансовой корпорацией реализовало программу по предоставлению заемных ресурсов для юридических и физических лиц на приобретение электро- и гибридных автомобилей, устройств для них, а также способствовало развитию соответствующей инфраструктуры путем установления зарядных станций.
Кроме того, некоторые банки начинают комплексно внедрять в свою деятельность основы экологического менеджмента. Например, как уточнила эксперт, в отчете об устойчивом развитии Raiffeisen Bank International за 2019 год, в состав которого входит «Приорбанк» ОАО, отмечено, что группа институтов планирует помимо финансирования зеленых проектов сократить выбросы CO2 в атмосферу к 2025 году на 35%, а к 2050 году — на 65%. Также в отчете содержатся данные о более экономном использовании воды, сокращении бумажного документооборота и потребляемой электроэнергии.
— Финансовые учреждения Беларуси уже применяют ряд элементов зеленого банкинга. Вместе с тем процессы формируются неравномерно и в основном базируются на инициативах самих банков либо являются результатом международного сотрудничества. С учетом того, что вопросы экологии, изменения климата становятся все более актуальными для каждой страны, видится целесообразным предложить рекомендации для стимулирования формирования рынка зеленых финансов и развития экологического менеджмента в банках Республики Беларусь. В частности, принять поддерживающее регулирование (правила) работы с зелеными инструментами, внедрить стимулы для популяризации зеленой банковской деятельности, в том числе привлекательные процентные ставки по зеленым кредитам, налоговые льготы для компаний и населения, участвующих в реализации зеленых проектов, субсидирование процесса верификации зеленых облигаций, проведение учебных мероприятий по зеленым финансам, — сказала эксперт. — Требуется создание соответствующей среды для развития зеленых финансов, включая введение дополнительной секции на Белорусской валютно-фондовой бирже для обращения зеленых корпоративных и государственных облигаций, расширение возможностей зеленого инвестирования для мелких инвесторов. Необходимо разработать руководящие принципы по управлению климатическими и экологическими рисками, внедрить правила зеленого менеджмента в банках, а также расширить международное сотрудничество. Разумеется, актуальна разработка методологии и (или) стратегии (концепции) развития сферы зеленых финансов Республики Беларусь. Такая работа требует формирования новых подходов, определений, правил, которые находятся в компетенции различных министерств и ведомств.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая