Нынешний март в Союзном государстве Беларуси и России был объявлен месяцем промышленного туризма. Возможности, которые он открывает, обсудили представители министерств спорта и туризма, промышленности, а также эксперты Белорусского института стратегических исследований (БИСИ), специалисты туристической индустрии Беларуси и России на международном семинаре, состоявшемся на базе ОАО «Минский тракторный завод».
По итогам ХХI Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь — 2023» Минский тракторный завод победил в номинации «Лучший объект промышленного туризма»
Почему этой сфере сегодня уделяется такое внимание? Как отметил директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров, промышленный туризм — один из инструментов адаптации к меняющимся геополитическим условиям и тесного сотрудничества с дружественными странами и партнерами. Это весьма перспективное направление, которое позволяет углубить интеграционные процессы и запустить новые форматы коммуникаций в рамках Союзного государства. Такой вид туризма не только усиливает продвижение отечественных предприятий, но и становится точкой роста для регионов, положительно сказывается на вовлеченности молодежи в развитие стран.
По словам заместителя министра спорта и туризма Беларуси Олега Андрейчика, в нашей стране промышленный туризм интенсивно развивается. В этой сфере занято более 130 организаций, имеющих необходимую базу и самое главное — мотивацию. В 2023 году их объекты посетили более 200 тысяч человек, что почти на треть больше, чем в 2022-м.
Для цивилизованного развития промтуризма в Беларуси имеется необходимая законодательная база.
Справка. Согласно постановлению Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 7 августа 2023 года № 36 «О ведении Единой классификации видов туризма в Республике Беларусь» определены 13 видов туризма: агроэкотуризм, активный, гастрономический, деловой, историко-культурный, лечебно-оздоровительный, медицинский, образовательный, охотничий, промышленный, религиозный, событийный, экологический.
В нашей стране утверждена Cтратегия развития туризма до 2035 года, где, как подчеркнул Олег Андрейчик, значимая роль отводится промышленному виду. Три года назад при Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь создана соответствующая национальная рабочая группа. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, согласно которому работникам организаций дается право вести экскурсионную деятельность на территории предприятия без аттестации.
— Уверен, именно промышленный туризм может придать дополнительный импульс развитию производственной базы страны, — отметил заместитель министра спорта и туризма. — Мы видим, что меняется структура, само отношение к этому виду туризма. Если раньше он носил в основном профориентационный характер, то сейчас подключились промоушен и познавательный аспект. Предприятия предлагают участие в мастер-классах, знакомство с технологиями производства, дегустацию выпускаемых продуктов питания и т.п. На мой взгляд, следующий шаг — создание совместных трансграничных проектов в сфере подготовки кадров, туристических маршрутов.
Один из участников конференции — директор проектов дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (Россия) Ольга Шандуренко сообщила, что в 2023 году российские предприятия посетили 1,2 миллиона туристов. Год назад Агентство стратегических инициатив подписало меморандум о сотрудничестве с БИСИ. Одной из точек соприкосновения стал проект развития промышленного туризма.
— Это системная работа. Мы хотим сформировать в рамках Союзного государства единое методологическое пространство для обмена опытом, внедрения решений, — уточнила Ольга Шандуренко. — В России создан профессиональный стандарт «Специалист по промышленному туризму», расписаны компетенции и навыки, которые требуются для такого работника. Мы приехали в Минск, чтобы поделиться своими наработками. Центр компетенции по промышленному туризму — это структурные площадки в регионах, на предприятиях, куда белорусские коллеги могут приехать, чтобы перенять наш опыт.
В программе семинара были не только круглый стол, пресс-конференция и мини-выставка туристических возможностей отечественных предприятий, но и экскурсии по музейно-промышленному центру трудовой славы МТЗ и производству. Собравшиеся смогли поучаствовать даже в сборке трактора Belarus.
ОПЫТ
На белорусских предприятиях можно увидеть, как получают стекловолокно, добывают нефть, собирают тракторы, делают шоколадные конфеты, создают ювелирные украшения, т.е. «пощупать» производство продукции широко известных белорусских брендов. О том, как это организовано, рассказывают участники форума.
Заместитель министра спорта и туризма Беларуси Олег Андрейчик:
— Предприятия концерна «Белнефтехим» — известные промышленные бренды нашей страны. Разумеется, у каждого завода свои особенности технологических процессов и соответствующие требования техники безопасности. Не везде разрешено проводить экскурсии для широкой аудитории, но можно оформлять специальные музейные помещения, создавать интерактивные макеты технологических процессов и т.п. Потенциал есть у всех.
Например, проект «Белоруснефти» предполагал развитие туризма через объекты придорожного сервиса, когда АЗС, в частности сеть придорожных кафе «Заўжды Цікава», становятся местом отдыха и туристическими информационными центрами, стартами многих маршрутов. Этот проект переживает второе дыхание, реализуется новая концепция. Наше министерство напрямую в нем не участвует, но, разумеется, помогает его продвигать.
Ведущий специалист по туризму ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович:
— Промышленный туризм на предприятии начали развивать в 2017 году. В то время мы проводили экскурсии один раз в день. Сейчас успешно действует музейно-промышленный центр ОАО «Минский тракторный завод», в котором работают пять человек. И сейчас экскурсии проходят с понедельника по субботу по четыре раза в день как для детей с 9-летнего возраста, так и для взрослых. Билеты стоят соответственно 10 и 20 рублей. Каждому гостю дарим брендированные сувениры.
В прошлом году предприятие посетило более 15 тысяч человек. Количество россиян, побывавших на МТЗ в качестве туристов, выросло за прошлый год на 199%.
Кроме того, разработаны дополнительные предложения — участие в сборке трактора, катание на технике по территории предприятия. Будем развивать эти и другие направления. Есть планы выйти с туристами за пределы завода, но для этого требуется аккредитация экскурсоводов.
Промышленный туризм для нас — популяризация бренда и рабочих профессий, а также повышение имиджа завода. То, что мы на этом еще и зарабатываем, — хороший бонус.
Специалист по экскурсионной работе ОАО «Стеклозавод «Неман» Елена Нагулевич:
— Мы были первыми, кто в 2021 году победил в номинации «Лучший объект промышленного туризма» на республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь». Промышленный туризм практикуется на стеклозаводе с 1980-х годов. Я, будучи инженером по образованию, занимаюсь им более десяти лет. Мы принимаем в неделю до 700 туристов по предварительной записи. В прошлом году на предприятии побывало больше 33,7 тысячи человек. Экскурсионные группы заезжают к нам, когда путешествуют по популярному маршруту Лида — Березовка — Новогрудок. У завода выгодное месторасположение — приграничная зона, где действует безвизовый режим для посещения нашей страны иностранцами.
За развитие промышленного туризма отвечают три человека, которые относятся к отделу кадров. Непосредственно я веду всю документацию, решаю организационные вопросы, работаю с группами. Кроме того, у нас есть специалист, который проводит только экскурсии, и тот, кто отвечает за финансовую сферу промышленного туризма на заводе. Стоимость детского билета 12 рублей, взрослого — 15 рублей. Посещение длится 1,5 часа. В магазине фирменной торговли при предприятии каждому гостю выдается подарок. Сегодня это конфетницы, деткам — сувениры в виде декоративных изделий, т.е. рыбок, цветочков и т.п.
Средства на них заложены в цену билета. После инструктажа по технике безопасности мы проводим группы по цеху хрусталя, показываем, как его выдувают, вырезают, все стадии обработки, потом перемещаемся в музей. Там рассказываем об истории завода, секреты мастеров.
Заведующий сектором туризма управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Игорь Назарчук:
— В Гомельской области таким видом туризма занимается около 20 предприятий. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Разумеется, у кондитерской фабрики «Спартак» экскурсии расписаны на два месяца вперед. Это предприятие в пятерке самых посещаемых объектов Гомельщины — более 12 тысяч туристов за год. На первом месте — Гомельский дворцово-парковый ансамбль, здесь бывает более 300 тысяч человек. В Речицком районе «Белоруснефть» проложила автобусно-пешеходный маршрут «Нефтяной». Это пример интересной, живой экскурсии, которая дает возможность побывать на площадке, где добывают нефть, пройти обряд посвящения в нефтяники и многое другое.
На мой взгляд, для организации такого вида туризма важно показать процесс производства, ведь это самая эффективная реклама выпускаемой продукции. Роль исполкома — поддержка и популяризация туризма. Например, мы разработали мобильное приложение gomel-travel.by, где собраны не только промпредприятия, оказывающие туруслуги, но и все туристические объекты и субъекты нашего региона. Приложение упрощает поиск и заказ услуг в этой сфере.
КАК У НАС
Начальник отдела информационной, культурно-массовой и спортивной работы ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Андрей Лазарев:
— В 2023 году мы провели 23 экскурсии. Предприятие посетили около 2,8 тысячи человек — школьники, учащиеся химико-технологического колледжа, гимназии, студенты Полоцкого государственного университета, ветераны производства, стоящие на учете в организации, специалисты близлежащих предприятий, дети заводчан, участники Молодежного форума, партнеры из Узбекистана. Экскурсии по заводу организует отдел информационной, культурно-массовой и спортивной работы. По сути, это общественная нагрузка, с которой справляются два-три человека. Кстати, я тоже провожу экскурсии. Они у нас бесплатные и организуются по согласованию с генеральным директором.
Начинаем мы с музея трудовой славы ОАО «ПСВ», рассказываем об истории и традициях предприятия, затем посещаем цеха. Показываем стекловаренную печь и демонстрируем технологическую цепочку: посетители видят, как рождается нить, создается полотно. По желанию гости заглядывают в магазин с нашей продукцией товаров народного потребления, в заводскую столовую.
В этом году мы провели уже несколько экскурсий для учащихся гимназии № 1 Новополоцка и работников культуры Полоцкого района. Традиционно ближе к лету поступают запросы от вузов, в начале учебного года — от школ. Обычно мы работаем со студентами университетов Полоцка, Витебска, Бреста, полоцкими и новополоцкими школьниками, представителями профсоюзов, высокопоставленными гостями, участниками форумов, а также с зарубежными делегациями, приезжающими в ОАО «Полоцк-Стекловолокно». На каникулах по просьбам наших работников проводим для их детей анимационную программу и экскурсию по предприятию.
Менеджер по организации мероприятий ДКиТ «Нефтяник» Евгений Бирилло:
— Компания «Белоруснефть» разработала и успешно внедрила промышленную туристическую программу. Маршрут «Нефтяной» — уникальный проект, который знакомит участников с историей и направлениями работы «Белоруснефти», с полным циклом добычи и переработки нефти. Экскурсия дарит возможность вживую увидеть буровую установку и насос-качалку, узнать, куда поступают нефть и газ для дальнейшей переработки, познакомиться с работой фотоэлектрической станции. Наш туристический маршрут — это и про комфорт, ведь, как любое яркое путешествие по любимой стране, он обязательно включает чашку бодрящего фирменного кофе на «зеленой» АЗС. Посещение музея, вкусный обед в баре «Черное золото», отдых в уютном санатории «Солнечный берег» на берегу Днепра — это лучшее завершение насыщенного и активного отдыха для белорусского туриста. Добавлю, что маршрут «Нефтяной» подбирается под запрос туриста — может быть как однодневным, так и более длительным, как с питанием, так и без. Корректировке поддаются все пункты путешествия. Нужно отметить и мощный профориентационный подтекст нашего проекта: участвовать в маршруте и знакомиться с нефтяными профессиями могут дети с 10-летнего возраста.
Начальник бюро по идеологической работе ОАО «Могилевхимволокно» Наталья Гончарова:
— В рамках промышленного туризма мы организуем посещение музейной экспозиции, посвященной истории создания и развития предприятия, а также выставочного зала с ассортиментом выпускаемой продукции, показываем видеофильм о «Могилевхимволокне» и знакомим с производством, на которое допускаем детей начиная с 7-го класса. Посетители могут увидеть технологии получения полиэфирного волокна, технических нитей, ПЭТ-преформ и т.д. Все услуги бесплатные.
На экскурсии к нам приезжают учащиеся учреждений образования не только Могилева, но и всего региона. Например, предприятие посещали участники экскурсионной республиканской акции «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». В ходе городского туристического проекта «Могилев индустриальный» в октябре — ноябре 2023 году мы провели 23 экскурсии для учеников школ, колледжей и университетов. Кроме того, организуем экскурсии для ветеранов предприятий нефтехимической отрасли, почетных гостей и делегаций.
Ведущий специалист по информационной работе отдела идеологической и социальной работы ОАО «Белшина» Ольга Рыжикова:
— Промышленный туризм начал развиваться в ОАО «Белшина» с осени 2017 года. Сегодня самые частые гости — бобруйчане. Много групп приезжает из Могилевской области. Были у нас туристы и из Минска, Бреста, Полоцка, Баранович, Гомеля.
Изначально мы ставили цель знакомить посетителей с предприятием, нашими достижениями и, конечно, с выпускаемой продукцией, что служит укреплению положительного имиджа бренда «Белшины». Сейчас в числе приоритетных задач промышленного туризма — и профориентация старшеклассников и учащихся колледжей. Юноши и девушки получают замечательную возможность увидеть производственный процесс изнутри, узнать подробности о профессиях, которые востребованы на заводе, и, возможно, выбрать одну из них для себя.
ФОТО Елизавета Лукашун, Марина Петраченко, Вячеслав Суходольский, Оксана Плесканёва, Маргарита Гацко