Поиск

Поток

Профессор Галина Пироговская более 40 лет разрабатывает удобрения

07 Марта 2024
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Технологическое решение проблемы сбалансированности минерального питания сельскохозяйственных культур заключается в применении при их возделывании новых форм комплексных удобрений, в том числе с добавками микроэлементов, биологически активных веществ. Научными разработками в этой сфере занимается Институт почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, в частности лаборатория новых форм удобрений и мелиорантов. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор главный научный сотрудник, до недавнего времени заведующая лабораторией Галина Пироговская посвятила такому непростому делу более 40 лет.

— В Беларуси уровень плодородия почв намного вырос по сравнению с 70-ми годами прошлого века за счет применения минеральных и органических удобрений, современных наукоемких технологий возделывания сельхозкультур. Содержание фосфора, калия, гумуса в почве увеличилось. Наша лаборатория совместно с Гомельским химическим заводом и БГТУ разработала 84 марки комплексных гранулированных и жидких минеральных удобрений, — рассказала Галина Пироговская. — В то же время сотрудничаем мы не только с ОАО «Гомельский химический завод», но и с другими производителями: ОАО «Гродно Азот», ОАО «Доломит», УП «АзотХимФортис», ООО «Белагроферт», ЗАО «Органик фарминг Бел», ООО «Агроминерал».

Уход за яровыми зерновыми культурами в ходе вегетационных опытов при разработке комплексных удобрений. 1970 год

— Галина Владимировна, когда вы рассказываете о своей работе, у вас горят глаза. Вы с энтузиазмом ездите в многочисленные командировки, участвуете в конференциях. Профессиональное выгорание — это явно не про вас?

— Мне нравится моя работа. Некоторые ученые всю жизнь занимаются одной проблемой, а у нас каждые три-пять лет новые темы. Перестроиться, вникнуть в решение задачи, получить желаемый результат — это же так интересно! Поэтому я, наверное, и помню все цифры за каждые три года исследований. Разумеется, когда перехожу к другому направлению, переключаюсь на новую информацию. Но при необходимости вспоминаю давние данные, например, отвечая на многочисленные вопросы специалистов сельского хозяйства, когда они проходят курсы повышения квалификации.

Последние пять лет мне довелось заниматься интереснейшими фундаментальными и прикладными исследованиями. В частности, разработкой новых форм азотных удобрений пролонгированного срока действия с добавками отечественных ингибиторов и биоразлагаемых связующих, полученных на основе растительного масла. А также созданием органоминеральных удобрений на основе птичьего помета и отходов производства, гранулированных серосодержащих удобрений из фосфогипса. Еще одно направление — исследования, связанные с водорастворимым кремнием.

— По поводу удобрения из гранулированного птичьего помета: если в стране много отходов птицефабрик, то зачем ученым мучиться с фосфогипсом и кремнием?

— Мы сейчас стараемся работать с отходами или добавками, которые имеются в Беларуси. Уточню, почему занимаемся фосфогипсом. Дело в том, что в Беларуси 90% почв на пашне и 87% на сенокосах и пастбищах имеют низкое и среднее содержание серы.

А она необходима для повышения урожайности рапса, картофеля, зерновых озимых и яровых культур, которые возделывают в нашей стране.

Мне пришлось более 20 лет изучать возможности применения фосфогипса в качестве мелиоранта для улучшения плодородия почв. Но сейчас поставлена задача создать серосодержащее удобрение. Уже удалось гранулировать фосфогипс в лабораторных условиях за счет модифицированных добавок. Сегодня изучаем его эффективность по сравнению с другими серосодержащими удобрениями.

Кстати, докторскую диссертацию в 2000 году я защитила по медленнодействующим удобрениям. Но тогда были совершенно другие связующие. Многие из них сейчас запрещены, например карбамидоформальдегидная смола, в связи с экологическими требованиями. Теперь для получения азотных удобрений пролонгированного срока действия используем отечественный ингибитор и связующие, которые безопасны для почвы, растений и окружающей среды. В последние годы мы сотрудничаем с УП «АзотХимФортис» и еще с одним предприятием, которые разработали отечественные ингибиторы нитрификации.

Вопросами создания кремнийсодержащих удобрений в Беларуси вообще никогда не занимались. Считалось, что в стране много валового кремния, а ведь водорастворимого, доступного растениям, мало. В последние три года в рамках проекта по фундаментальным исследованиям мы изучали поступление водорастворимого кремния с атмосферными осадками, нахождение его доступных подвижных форм для растений в почвах разного гранулометрического состава, а также потери его при вымывании из слоя почв глубиной 1,0 — 1,5 метра. Это делалось для того, чтобы понять, нужны ли в Беларуси кремнийсодержащие удобрения, ведь в отходах

РУПП «Гранит» в Микашевичах и на Гомельском химзаводе много Si. Мы установили, что на дерново-подзолистых и даже торфяных почвах кремния, доступного для растений, очень мало, а он влияет на урожайность, качество продукции и плодородие почв.

В лаборатории новых форм удобрений и мелиорантов с Виталием Лапой. 2020 год

— Академик Виталий Витальевич Лапа, который вместе с вами занимается научной деятельностью в Институте почвоведения и агрохимии уже полвека, говорит, что за прошедшие годы вы ничуть не изменились ни внешне — такая же миниатюрная и хрупкая, ни в отношении к работе — по-прежнему активная и стремительная. Расскажите немного о себе. Откуда у вас тяга к науке, к разработкам минеральных удобрений?

— Я из многодетной семьи. Родители — учителя. Выросла на Припяти, сколько себя помню, люблю природу. Интерес к науке возник еще в детстве. Мы жили в Лунинецком районе, недалеко от Микашевичей. Почва в нашей местности песчаная, бедная, хороших урожаев в личном подсобном хозяйстве мы не получали. Но когда отец стал посыпать грядки гранитным отсевом, то есть отходами, которые получали при разработке месторождения, мы заметили, что стали собирать больше картофеля и других возделываемых культур. Меня это впечатлило.

Когда вышла замуж, ездила на родину мужа к его родителям в Шацк, что в Пуховичском районе Минской области. Там суглинистая почва, и мы с 25 соток накапывали больше картофеля, чем с 40 соток у себя на Брестчине. Мой интерес к научным исследованиям в этой сфере укрепился.

В 1972 году я окончила географический факультет БГУ по специальности «Почвоведение». Со второго курса проходила практику в Институте почвоведения и агрохимии. Завершив учебу в вузе, пришла сюда на работу.

Профессор Галина Пироговская более 40 лет разрабатывает удобрения
4 курс БГУ. 1971 год
Профессор Галина Пироговская более 40 лет разрабатывает удобрения
Студенческие выходные. 1971 год

Кстати, мои первые научные исследования в области разработки новых форм удобрений и мелиорантов были посвящены гранитному отходу. Из научной литературы я узнала, что во многих странах его используют в качестве мелиорантов. Мы изучали также эффект от внесения фосфогипса в качестве мелиоранта в Гомельской области. Тогда установили, что, к сожалению, необходимы очень большие дозы его внесения — 30 — 40 тонн на гектар, чтобы улучшить состояние плодородия дерново-подзолистой песчаной почвы. У меня и патенты есть по гранитному отсеву, но очень давнишние.

Кандидатскую диссертацию на тему «Изменение дерновых заболоченных почв в Беларуси под влиянием длительного периода осушения» защитила я в 1983 году на основе изучения объектов, расположенных на Полесье, в Чучевичах Брестской области, около мелиоративных каналов, которые прокладывали еще по распоряжению Радзивилла. Этот объект исследований находился в 25 км от деревни, а там — сплошной лес. Хорошо, что заботливый муж сам возил меня туда, и я могла спокойно раз в месяц отбирать пробы, наблюдать за уровнем грунтовых вод, химическим составом вод и почв. Кроме того, один осушенный в 1902 году объект находился в Браславском районе на дерново-подзолистой среднесуглинистой почве. Мне удалось пообщаться с людьми, осуществлявшими осушение! Было очень интересно, но и работу делать — тяжело физически.

Профессор Галина Пироговская более 40 лет разрабатывает удобрения
Профессор Галина Пироговская более 40 лет разрабатывает удобрения

С декабря 1997-го по июль 2006-го работала заведующей сектором оптимизации агрохимических свойств почв, затем до декабря 2022 года — заведующей лабораторией новых форм удобрений и мелиорантов.

— Как вы находили время для диссертаций при такой занятости в институте?

— Вечера посвящала домашним делам, а научной работой занималась по ночам. Тогда у меня было много энергии, для сна хватало трех часов. Муж делал карьеру в своей сфере, а я исследованиями занималась. Мы друг другу не мешали. Вырастили двух сыновей, между ними разница восемь лет. Когда уезжала в командировку, старший, бывало, забирал из детского сада брата, даже сам готовил еду. С нами, кстати, 19 лет жила моя свекровь. Мужа, к сожалению, не стало девять лет назад.

В прошлом году я отметила 75-летие. Сегодня называю себя счастливой бабушкой (у меня два внука и три внучки) и продолжаю работать, вернее, заниматься любимым делом — делом всей жизни. 

С внучкой Софией. 2021 год

На мою научную деятельность большое влияние оказала доктор биологических наук почвовед Татьяна Александровна Романова. Под ее руководством еще студенткой я проходила практику на Днепровско-Бугском канале и до 1980 года работала в секторе, который она возглавляла. Татьяна Александровна очень хороший педагог и ученый. У нее я научилась многому, в том числе быстро работать. Сейчас профессору Романовой 98 лет, но она все так же продолжает писать статьи, рецензии, выступает на конференциях.

— А когда вы начали заниматься лизиметрическими исследованиями?

— В 1980 году меня перевели в отдел окультуривания легких почв и закрепили ответственной за лизиметрической станцией. Это мое детище уже более 40 лет. Я была среди тех, кто отбирал почвенные разрезы для этой станции по всей стране.

Наша станция единственная во всей Беларуси. Она крайне необходима при разработке технологий применения удобрений под сельскохозяйственные культуры.

Лизиметры — это 48 железобетонных колодцев, заполненных наиболее распространенными типами почв разного гранулометрического состава. Там есть дерново-подзолистые легкосуглинистые, связно-, рыхлосупесчаные, песчаные, торфяные, торфянисто-глеевые, дерновые. Уникальность лизиметров в том, что почва в них уложена так же, как там, откуда была взята, — пахотный горизонт, подстилающая, почвообразующая, материнская породы.

Уже 43 года мы изучаем поступление и потери макроэлементов — азота, фосфора, калия и мезоэлементов — серы, натрия и других, а с 2006 года — еще и микроэлементов (цинка, меди, бора, кобальта). Исследуем в поверхностных и грунтовых водах накопление тяжелых металлов, признанных ВОЗ одними из наиболее опасных загрязнителей (фтор, бром, литий). На станции проводятся три лизиметрических опыта. Один со стандартными удобрениями, другой — с новыми формами удобрений, третий — с монокультурой многолетних бобово-злаковых травосмесей. Применяем разные дозы удобрений, изучаем потери и поступления элементов питания. Во втором лизиметрическом опыте есть лизиметры под чистый контроль, где 43 года вообще не применяли удобрения. В третьем опыте на дерново-глеевых, торфянисто-глеевых и торфяных почвах низинного типа изучаем, как срабатывается торф, а также потери минеральных веществ при вымывании в окружающую среду и т.п. Это очень интересные исследования.

На основе 35-летних данных в 2018 году издана моя монография «Поступление, потери элементов питания растений в системе «атмосферные осадки — почва — удобрение — растение». В ней опубликованы нормативы потерь всех макроэлементов питания в вышеуказанной системе для разных типов почв Беларуси. В 2023 году я обобщила результаты исследований за последние пять лет. В результате собрана вся информация за 40 лет работы лизиметрической станции.

Эти данные имеют научно-практическую ценность, поскольку на их основе мы даем рекомендации сельскохозяйственным предприятиям. Наш институт подготовил все необходимые материалы для того, чтобы НАН Беларуси внесла нашу лизиметрическую станцию в список национального достояния страны.

— Какие темы, связанные с минеральными удобрениями, наиболее актуальны для вас в этом году?

— Основная задача — продолжить работы по фосфогипсу. В 2023 году он внесен в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь. Следовательно, можно искать технологические способы его внесения. Мы проводим опыты на легкосуглинистых, рыхлосупесчаных почвах, изучаем возможность применения фосфогипса в чистом виде — как рассыпном, так и гранулированном. Исследования продолжатся и в этом году. Если получим хорошие гранулированные технологичные удобрения, то приступим к разработке техдокументации, сделаем токсиколого-гигиеническую оценку удобрений и почвы. После этого будем договариваться с ЗАО «Органик фарминг Бел» о том, чтобы создавать производство в опытно-промышленном и промышленном масштабах.

Опытные образцы гранулированной доломитовой муки, полученные в ООО «Агроминерал». 2024 год

Вторая важная тема — «Разработка составов грануляции пылевидной доломитовой муки и изучение ее эффективности в действии и последействии по сравнению с известными известковыми мелиорантами». Опытные образцы гранулированной доломитовой муки мы уже получили на ООО «Агроминерал». Продолжим апробацию отечественных добавок, которые, надеюсь, позволят нам гранулировать доломитовую муку с требуемыми физико-химическими свойствами.

ФОТО Елизавета Лукашун, Виктория Анискевич-Клопоцкая, личный архив Галины Пироговской

Галина Пироговская НАН Беларуси Институт почвоведения и агрохимии Удобрения
07 Марта 2024
8767
Рейтинг: 4