Поиск

Поток

Юрий Колесник: «ИИ заменит только того, кто не научится им управлять»

22 Сентября 2025
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

Единственным представителем нашей страны на масштабном форуме «Автоматизация HR. Технологии, тренды, эффективность», который проходил в Москве в инновационном центре «Сколково», был директор Международной Бизнес-Академии «Белоруснефть» Юрий Колесник. С топовыми экспертами в HR и IT он обсуждал, как искусственный интеллект трансформирует процессы подбора и управления, как компании переходят от теории к реальной цифровой трансформации, каким будет HR через пять лет, а также делился кейсами и достижениями в этих сферах компании «Белоруснефть». Одно из направлений мы и обсудили во время интервью.

— Юрий Николаевич, как искусственный интеллект и современные IT трансформируют корпоративное бизнес-образование? 

— В последние годы информационные технологии влияют на развитие практически всех бизнес-процессов. Это мировой тренд, и сфера образования тоже ему следует. В «Сколково» во время конференции участники делились «цифровыми» кейсами и инструментами, которыми уже пользуются в работе, и прогнозировали механизмы будущего, чтобы быть к ним готовыми.

Для компании «Белоруснефть» цифровизация — еще один шаг к усилению эффективности. И касается это технологий не только нефтедобычи, но и управления персоналом, социальной работы и, конечно, обучения и развития работников — их у нас 27 тысяч.

В стратегии развития Международной Бизнес-Академии «Белоруснефть» можно выделить несколько основных направлений в области цифровизации.

Одно из них касается, например, разработки новых уникальных курсов по развитию цифровых компетенций, в том числе связанных с кибербезопасностью, с различными сервисами и так далее. Эти инструменты помогают выстраивать работу и даже быт более системно, упорядоченно и эффективно.

Отдельного внимания заслуживает проект «Школа искусственного интеллекта», в рамках которого предлагается около десяти различных курсов. Мы создаем их для разных целевых аудиторий: маркетологов, специалистов по внешнеэкономической деятельности, топ-руководителей. Например, недавно проводили обучение для руководителей предприятий Гомельского областного Союза нанимателей, который возглавляет директор Гомельского химического завода Дмитрий Черняков. Кроме того, организовывали семинары для веб-программистов о том, как с помощью ИИ быстро и эффективно создавать сайты.

Уверен, сегодня как специалисту, так и рабочему уже недостаточно владеть только профессиональными компетенциями и разбираться исключительно в своей области. Ситуация на рынке кардинально изменилась. Драйвером этих перемен стал COVID-19, который в период пандемии заставил нас активно осваивать онлайн-форматы для общения и обучения — Zoom, Skype и другие сервисы. А сейчас, в 2025 году, главным катализатором развития стало появление нейросетей и искусственного интеллекта. Это неуклонно ведет к еще более глубокой автоматизации и цифровизации всех бизнес-процессов. В результате людям, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, рано или поздно придется осваивать ИИ и цифровые сервисы.

При этом важно понимать: человека заменит не искусственный интеллект, а другой человек, который научится управлять искусственным интеллектом. ИИ — это мощный инструмент, но конечный результат всегда требует участия работника. Нейросеть может создать основу, но затем специалист должен все «вычистить», исправить ошибки и адаптировать под конкретные задачи.

В том числе об этом мы говорили на семинаре для руководителей кадровых служб организаций концерна «Белнефтехим». Хочу поблагодарить концерн за приглашение выступить на семинаре и за поддержку наших инициатив — это придает уверенность в том, что мы на верном пути. Моя глобальная цель, чтобы МБА «Белоруснефть» стала ведущим провайдером образования для работников нефтехимических предприятий страны. Это наш осознанный и разумный шаг для того, чтобы вместе успешно развиваться.

— Какие инструменты ИИ или IT-платформы вы с коллегами активно используете в корпоративном образовательном процессе?

— Искусственный интеллект помогает в проектировании учебно-программной документации, в разработке учебного контента и презентаций, в том числе сценариев деловых игр, а также интерактивных дистанционных курсов. С помощью ИИ мы генерируем изображения и видео, делаем транскрибацию голосовых сообщений. 

В образовательном процессе широко используются корпоративные информационные ресурсы компании «Белоруснефть». В социальной сети i.neft.by, куда имеют доступ только сотрудники, размещены учебные материалы и около 100 видеоуроков для самостоятельного изучения, рассчитанные на представителей различных профессий, а также тесты для контроля знаний. 

На корпоративной информационно-коммуникационной платформе join.it.beloil.by ежедневно проводится обучение в формате онлайн, в котором удаленно участвуют работники «Белоруснефти» как подразделений в нашей стране, так и в Российской Федерации, а также специалисты других предприятий. 

Огромный эффект дает комплексная оценка и цифровизация компетенций. Например, в рамках проекта «Безопасная эксплуатация электроустановок» мы оцениваем электротехнический персонал, даем заключение об уровне профессиональных и социально-личностных навыков, определяем вероятность небезопасного поведения и склонность работников к риску. А в рамках проекта «Школа супервайзера» корректируем профессиональные, личностные и управленческие компетенции специалистов топ-уровня. 

То есть ИИ помогает нам в решении рутинных задач при организации обучения, но основным провайдером, повторю, остается человек — эксперт в своей области.

— Какие основные трудности возникают при внедрении ИИ-решений у МБА «Белоруснефть»?

— В техническом плане — это ограниченный доступ к передовым ресурсам: многие ведущие международные ИИ-сервисы и платформы у нас заблокированы либо их использование сопряжено с такими дополнительными сложностями, как необходимость включения VPN, верификация через иностранные номера телефонов и так далее, что создает значительные операционные трудности и снижает желание их использовать. Да, есть альтернативные цифровые решения, но на данный момент они несколько уступают в функциональности, точности и удобстве. Это создает технологический разрыв и снижает эффективность внедрения.

Кроме того, отмечу организационные и кадровые вызовы. Бывает, что некоторые сотрудники и даже руководители проявляют скепсис, недоверие и нежелание менять привычные рабочие процессы. Типичные реакции: «это ерунда», «у нас нет на это времени», «мы всегда делали так и перестраиваться не будем». Это, считаю, страх перед новыми технологиями: людям свойственно настороженно относиться к тому, что они не до конца понимают.

Вот здесь опять-таки важно правильно позиционировать ИИ — не как замену человеку, а как инструмент-помощник, который высвобождает время для более сложных и творческих задач.

— Какую манеру предполагает общение с ИИ, например с ассистентом DeepSeek: сухо и по делу, вежливо и с уточнениями, на ты или на вы? Ведь ИИ, с одной стороны, — не человек, то есть не испытывает эмоций, не рефлексирует, с другой — считается, что ИИ умнее нас, значит, с ним следует быть осторожным… 

— Вы правы: искусственный интеллект — не человек, а всего лишь инструмент, имеющий доступ к огромной базе знаний — по сути, ко всей информации, накопленной в интернете за последние десятилетия.

Интернет, кстати, для нас относительно молодое явление. В Беларусь он пришел в середине 1990-х. Я, да и не только я, помню времена, когда не было ни домашнего интернета, ни компьютеров, ни смартфонов. Потом появился интернет, но был очень медленным и дорогим. Тем не менее это направление успешно развивалось, современная молодежь жизнь — да что там, день! — не представляет без интернета, у многих в мобильниках безлимитные трафики, а айтишники продолжают творить чудеса. И за какие-то 30 лет в сеть было вброшено колоссальное количество информации, и далеко не вся она достоверная — это большая «мусорка», которую необходимо фильтровать и анализировать. В таких вопросах ключевая роль отводится людям — ИИ остро нуждается в человеческом аналитическом и критическом мышлении. Иначе нас ждут печальные последствия, как в том случае, где семья отравилась грибами, положившись на советы приложения для их распознавания.

Или еще одна история, которой поделился коллега. Он заказал в нейросети иллюстрацию на тему «Защита курсовой». И получил «картину маслом»: курятник с перепуганными «клушами», а на переднем плане — огромная сова с ружьем, которая их заслоняет. Защита кур совой — искусственный интеллект добросовестно выполнил задачу. Но разве на такой результат рассчитывал заказчик? У программистов есть правило: «Что на входе, то и на выходе». Это применимо и к работе с ИИ. Важно задавать вопросы, содержащие исчерпывающую информацию, а не надеяться, что компьютер додумает все за вас. Ведь мы не можем знать наверняка, что именно он додумает. По сути, мы только начинаем изучать ИИ и понимать, как он себя поведет. 

Что касается формата общения с ИИ, то, я уверен, он важен, поскольку система учится на наших запросах и взаимодействиях. Если мы задаем нелогичные или хамские вопросы, то и ответы будем получать соответствующие. Лично я стараюсь общаться с ИИ вежливо, как правило, на ты, но без панибратства, всегда здороваюсь и прощаюсь. Запросы формулирую четко и конкретно. Например: «Разработай, пожалуйста, учебную программу на восемь часов для такой-то категории работников». В процессе диалога уточняю детали и в конце непременно благодарю за помощь. Когда так общаешься, то и ИИ отвечает в том же стиле.

Кстати, «искусственный интеллект» — не совсем корректный перевод английского термина Artificial Intelligence (AI). Если слово artificial с натяжкой еще можно интерпретировать как «искусственный», хоть это и не совсем так, то слово intelligence — совсем не «интеллект» в его русском понимании, а «умственные качества, состоящие из способности учиться на опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать и использовать абстрактные концепции и знания для манипулирования средой». То есть речь всего лишь о роботах, «заряженных» энергией всего интернета.

На рекламном стенде МБА «Белоруснефть» — маркетолог Андрей Сыс и инженер по подготовке кадров 2 категории отдела по обучению работников нефтяного блока Светлана Лялеко. Речица, 7 августа 2025 года

— Вспомнила песню из фильма «Приключения Электроника», снятого, между прочим, в 1979 году: «Позабыты хлопоты, остановлен бег: вкалывают роботы, а не человек»…

— Пророчество сбывается. В 2025 году один из последних мировых трендов заключается в том, что в крупных компаниях начинают внедрять нейросотрудников — виртуальных помощников, ассистентов, обученных и настроенных на решение вопросов по определенным компетенциям. Это могут быть нейроюристы, нейропсихологи, нейромаркетологи и даже нейроруководители. В отличие от традиционных чат-ботов с заготовленными сценариями они способны обрабатывать неструктурированные данные, анализировать контекст, генерировать уникальные решения и действовать в рамках делегированных им полномочий автономно. Нейросотрудники работают 24/7, они не подвержены человеческому фактору (усталости, эмоциям) и позволяют перераспределить дорогостоящий человеческий ресурс на задачи, требующие креативности и стратегического мышления.

Нейросотрудника можно «обучить» на внутренней базе знаний компании, законодательных актах, кейсах и предыдущей переписке, создав уникального эксперта, который говорит на одном языке с бизнесом. Это мощный актив, он трансформирует операционную деятельность, меняет привычные роли сотрудников и выводит конкуренцию на уровень скорости принятия решений и глубины работы с данными.

— Вы постоянно подчеркиваете, что все учебные программы, курсы, презентации, которые предлагает МБА «Белоруснефть», создают сами преподаватели. Расскажите об их и своем бэкграундах.

— У меня более чем 20-летний опыт преподавательской деятельности в Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого. Я кандидат технических наук. С 2023 года работаю в системе РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».

Коллектив МБА «Белоруснефть» — это высококвалифицированные специалисты, лучшие! Наши преподаватели — не только сильные теоретики, но и практики с глубоким пониманием современных тенденций в своей области. Мы постоянно инвестируем в их развитие, обеспечивая доступ к лучшим образовательным программам. Наши преподаватели практически в совершенстве владеют современными инструментами и форматами обучения, эффективно работают в смешанном формате: проводят онлайн-стримы и оффлайн-уроки.

Мы практикуем инновационный подход к обучению. Модель «Лектор — пассивный слушатель» — не наш случай. Философия обучения в МБА «Белоруснефть» основана на принципе активного усвоения знаний: чем больше «студент» вовлечен в процесс, тем выше результат. На занятиях мы стремимся к интерактиву: дискуссиям, практическим заданиям, тестам и проектной работе. При этом мы открыты к диалогу и всегда приветствуем, когда коллеги из других подразделений или работники других предприятий хотят присоединиться к нашим образовательным программам.

Наш относительно небольшой, но сплоченный коллектив из 40 человек — это команда энтузиастов, которые умеют создавать качественные обучающие продукты, отвечающие современным вызовам.

ФОТО Елизавета Лукашун, Наталья Нияковская

Международной Бизнес-Академия «Белоруснефть» Юрий Колесник ИИ
22 Сентября 2025
227
Рейтинг: 4