Единственным представителем нашей страны на масштабном форуме «Автоматизация HR. Технологии, тренды, эффективность», который проходил в Москве в инновационном центре «Сколково», был директор Международной Бизнес-Академии «Белоруснефть» Юрий Колесник. С топовыми экспертами в HR и IT он обсуждал, как искусственный интеллект трансформирует процессы подбора и управления, как компании переходят от теории к реальной цифровой трансформации, каким будет HR через пять лет, а также делился кейсами и достижениями в этих сферах компании «Белоруснефть». Одно из направлений мы и обсудили во время интервью.
— Юрий Николаевич, как искусственный интеллект и современные IT трансформируют корпоративное бизнес-образование?
— В последние годы информационные технологии влияют на развитие практически всех бизнес-процессов. Это мировой тренд, и сфера образования тоже ему следует. В «Сколково» во время конференции участники делились «цифровыми» кейсами и инструментами, которыми уже пользуются в работе, и прогнозировали механизмы будущего, чтобы быть к ним готовыми.
Для компании «Белоруснефть» цифровизация — еще один шаг к усилению эффективности. И касается это технологий не только нефтедобычи, но и управления персоналом, социальной работы и, конечно, обучения и развития работников — их у нас 27 тысяч.
В стратегии развития Международной Бизнес-Академии «Белоруснефть» можно выделить несколько основных направлений в области цифровизации.
Одно из них касается, например, разработки новых уникальных курсов по развитию цифровых компетенций, в том числе связанных с кибербезопасностью, с различными сервисами и так далее. Эти инструменты помогают выстраивать работу и даже быт более системно, упорядоченно и эффективно.
Отдельного внимания заслуживает проект «Школа искусственного интеллекта», в рамках которого предлагается около десяти различных курсов. Мы создаем их для разных целевых аудиторий: маркетологов, специалистов по внешнеэкономической деятельности, топ-руководителей. Например, недавно проводили обучение для руководителей предприятий Гомельского областного Союза нанимателей, который возглавляет директор Гомельского химического завода Дмитрий Черняков. Кроме того, организовывали семинары для веб-программистов о том, как с помощью ИИ быстро и эффективно создавать сайты.
Уверен, сегодня как специалисту, так и рабочему уже недостаточно владеть только профессиональными компетенциями и разбираться исключительно в своей области. Ситуация на рынке кардинально изменилась. Драйвером этих перемен стал COVID-19, который в период пандемии заставил нас активно осваивать онлайн-форматы для общения и обучения — Zoom, Skype и другие сервисы. А сейчас, в 2025 году, главным катализатором развития стало появление нейросетей и искусственного интеллекта. Это неуклонно ведет к еще более глубокой автоматизации и цифровизации всех бизнес-процессов. В результате людям, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, рано или поздно придется осваивать ИИ и цифровые сервисы.
При этом важно понимать: человека заменит не искусственный интеллект, а другой человек, который научится управлять искусственным интеллектом. ИИ — это мощный инструмент, но конечный результат всегда требует участия работника. Нейросеть может создать основу, но затем специалист должен все «вычистить», исправить ошибки и адаптировать под конкретные задачи.
В том числе об этом мы говорили на семинаре для руководителей кадровых служб организаций концерна «Белнефтехим». Хочу поблагодарить концерн за приглашение выступить на семинаре и за поддержку наших инициатив — это придает уверенность в том, что мы на верном пути. Моя глобальная цель, чтобы МБА «Белоруснефть» стала ведущим провайдером образования для работников нефтехимических предприятий страны. Это наш осознанный и разумный шаг для того, чтобы вместе успешно развиваться.
— Какие инструменты ИИ или IT-платформы вы с коллегами активно используете в корпоративном образовательном процессе?
— Искусственный интеллект помогает в проектировании учебно-программной документации, в разработке учебного контента и презентаций, в том числе сценариев деловых игр, а также интерактивных дистанционных курсов. С помощью ИИ мы генерируем изображения и видео, делаем транскрибацию голосовых сообщений.
В образовательном процессе широко используются корпоративные информационные ресурсы компании «Белоруснефть». В социальной сети i.neft.by, куда имеют доступ только сотрудники, размещены учебные материалы и около 100 видеоуроков для самостоятельного изучения, рассчитанные на представителей различных профессий, а также тесты для контроля знаний.
На корпоративной информационно-коммуникационной платформе join.it.beloil.by ежедневно проводится обучение в формате онлайн, в котором удаленно участвуют работники «Белоруснефти» как подразделений в нашей стране, так и в Российской Федерации, а также специалисты других предприятий.
Огромный эффект дает комплексная оценка и цифровизация компетенций. Например, в рамках проекта «Безопасная эксплуатация электроустановок» мы оцениваем электротехнический персонал, даем заключение об уровне профессиональных и социально-личностных навыков, определяем вероятность небезопасного поведения и склонность работников к риску. А в рамках проекта «Школа супервайзера» корректируем профессиональные, личностные и управленческие компетенции специалистов топ-уровня.
То есть ИИ помогает нам в решении рутинных задач при организации обучения, но основным провайдером, повторю, остается человек — эксперт в своей области.
— Какие основные трудности возникают при внедрении ИИ-решений у МБА «Белоруснефть»?
— В техническом плане — это ограниченный доступ к передовым ресурсам: многие ведущие международные ИИ-сервисы и платформы у нас заблокированы либо их использование сопряжено с такими дополнительными сложностями, как необходимость включения VPN, верификация через иностранные номера телефонов и так далее, что создает значительные операционные трудности и снижает желание их использовать. Да, есть альтернативные цифровые решения, но на данный момент они несколько уступают в функциональности, точности и удобстве. Это создает технологический разрыв и снижает эффективность внедрения.
Кроме того, отмечу организационные и кадровые вызовы. Бывает, что некоторые сотрудники и даже руководители проявляют скепсис, недоверие и нежелание менять привычные рабочие процессы. Типичные реакции: «это ерунда», «у нас нет на это времени», «мы всегда делали так и перестраиваться не будем». Это, считаю, страх перед новыми технологиями: людям свойственно настороженно относиться к тому, что они не до конца понимают.
Вот здесь опять-таки важно правильно позиционировать ИИ — не как замену человеку, а как инструмент-помощник, который высвобождает время для более сложных и творческих задач.
— Какую манеру предполагает общение с ИИ, например с ассистентом DeepSeek: сухо и по делу, вежливо и с уточнениями, на ты или на вы? Ведь ИИ, с одной стороны, — не человек, то есть не испытывает эмоций, не рефлексирует, с другой — считается, что ИИ умнее нас, значит, с ним следует быть осторожным…
— Вы правы: искусственный интеллект — не человек, а всего лишь инструмент, имеющий доступ к огромной базе знаний — по сути, ко всей информации, накопленной в интернете за последние десятилетия.
Интернет, кстати, для нас относительно молодое явление. В Беларусь он пришел в середине 1990-х. Я, да и не только я, помню времена, когда не было ни домашнего интернета, ни компьютеров, ни смартфонов. Потом появился интернет, но был очень медленным и дорогим. Тем не менее это направление успешно развивалось, современная молодежь жизнь — да что там, день! — не представляет без интернета, у многих в мобильниках безлимитные трафики, а айтишники продолжают творить чудеса. И за какие-то 30 лет в сеть было вброшено колоссальное количество информации, и далеко не вся она достоверная — это большая «мусорка», которую необходимо фильтровать и анализировать. В таких вопросах ключевая роль отводится людям — ИИ остро нуждается в человеческом аналитическом и критическом мышлении. Иначе нас ждут печальные последствия, как в том случае, где семья отравилась грибами, положившись на советы приложения для их распознавания.
Или еще одна история, которой поделился коллега. Он заказал в нейросети иллюстрацию на тему «Защита курсовой». И получил «картину маслом»: курятник с перепуганными «клушами», а на переднем плане — огромная сова с ружьем, которая их заслоняет. Защита кур совой — искусственный интеллект добросовестно выполнил задачу. Но разве на такой результат рассчитывал заказчик? У программистов есть правило: «Что на входе, то и на выходе». Это применимо и к работе с ИИ. Важно задавать вопросы, содержащие исчерпывающую информацию, а не надеяться, что компьютер додумает все за вас. Ведь мы не можем знать наверняка, что именно он додумает. По сути, мы только начинаем изучать ИИ и понимать, как он себя поведет.
Что касается формата общения с ИИ, то, я уверен, он важен, поскольку система учится на наших запросах и взаимодействиях. Если мы задаем нелогичные или хамские вопросы, то и ответы будем получать соответствующие. Лично я стараюсь общаться с ИИ вежливо, как правило, на ты, но без панибратства, всегда здороваюсь и прощаюсь. Запросы формулирую четко и конкретно. Например: «Разработай, пожалуйста, учебную программу на восемь часов для такой-то категории работников». В процессе диалога уточняю детали и в конце непременно благодарю за помощь. Когда так общаешься, то и ИИ отвечает в том же стиле.
Кстати, «искусственный интеллект» — не совсем корректный перевод английского термина Artificial Intelligence (AI). Если слово artificial с натяжкой еще можно интерпретировать как «искусственный», хоть это и не совсем так, то слово intelligence — совсем не «интеллект» в его русском понимании, а «умственные качества, состоящие из способности учиться на опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать и использовать абстрактные концепции и знания для манипулирования средой». То есть речь всего лишь о роботах, «заряженных» энергией всего интернета.
На рекламном стенде МБА «Белоруснефть» — маркетолог Андрей Сыс и инженер по подготовке кадров 2 категории отдела по обучению работников нефтяного блока Светлана Лялеко. Речица, 7 августа 2025 года
— Вспомнила песню из фильма «Приключения Электроника», снятого, между прочим, в 1979 году: «Позабыты хлопоты, остановлен бег: вкалывают роботы, а не человек»…
— Пророчество сбывается. В 2025 году один из последних мировых трендов заключается в том, что в крупных компаниях начинают внедрять нейросотрудников — виртуальных помощников, ассистентов, обученных и настроенных на решение вопросов по определенным компетенциям. Это могут быть нейроюристы, нейропсихологи, нейромаркетологи и даже нейроруководители. В отличие от традиционных чат-ботов с заготовленными сценариями они способны обрабатывать неструктурированные данные, анализировать контекст, генерировать уникальные решения и действовать в рамках делегированных им полномочий автономно. Нейросотрудники работают 24/7, они не подвержены человеческому фактору (усталости, эмоциям) и позволяют перераспределить дорогостоящий человеческий ресурс на задачи, требующие креативности и стратегического мышления.
Нейросотрудника можно «обучить» на внутренней базе знаний компании, законодательных актах, кейсах и предыдущей переписке, создав уникального эксперта, который говорит на одном языке с бизнесом. Это мощный актив, он трансформирует операционную деятельность, меняет привычные роли сотрудников и выводит конкуренцию на уровень скорости принятия решений и глубины работы с данными.
— Вы постоянно подчеркиваете, что все учебные программы, курсы, презентации, которые предлагает МБА «Белоруснефть», создают сами преподаватели. Расскажите об их и своем бэкграундах.
— У меня более чем 20-летний опыт преподавательской деятельности в Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого. Я кандидат технических наук. С 2023 года работаю в системе РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».
Коллектив МБА «Белоруснефть» — это высококвалифицированные специалисты, лучшие! Наши преподаватели — не только сильные теоретики, но и практики с глубоким пониманием современных тенденций в своей области. Мы постоянно инвестируем в их развитие, обеспечивая доступ к лучшим образовательным программам. Наши преподаватели практически в совершенстве владеют современными инструментами и форматами обучения, эффективно работают в смешанном формате: проводят онлайн-стримы и оффлайн-уроки.
Мы практикуем инновационный подход к обучению. Модель «Лектор — пассивный слушатель» — не наш случай. Философия обучения в МБА «Белоруснефть» основана на принципе активного усвоения знаний: чем больше «студент» вовлечен в процесс, тем выше результат. На занятиях мы стремимся к интерактиву: дискуссиям, практическим заданиям, тестам и проектной работе. При этом мы открыты к диалогу и всегда приветствуем, когда коллеги из других подразделений или работники других предприятий хотят присоединиться к нашим образовательным программам.
Наш относительно небольшой, но сплоченный коллектив из 40 человек — это команда энтузиастов, которые умеют создавать качественные обучающие продукты, отвечающие современным вызовам.
ФОТО Елизавета Лукашун, Наталья Нияковская