Поиск

Поток

Evergreen по-белорусски: о чем мечтают «Песняры»

28 Октября 2025
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

Он мог бы стать нефтяником, но судьба распорядилась иначе. Художественный руководитель Белорусского государственного ансамбля «Песняры» Роман Козырев — потомственный музыкант, для которого был предрешен другой путь. В интервью нашему изданию он рассказал о том, что в коллективе тем не менее есть собственный «нефтяной» эксперт, что заправки «Белоруснефти» — это стандарт безупречного сервиса на белорусских дорогах, почему творческий процесс нельзя поставить на конвейер и как сохранить «частичку национального ДНК» в цифровую эпоху.

— Роман, как часто и где вы сталкиваетесь с нефтехимической продукцией?

Evergreen по-белорусски: о чем мечтают «Песняры»

— Каждый день. Где-то читал, что восемь из десяти окружающих нас предметов состоят из продуктов переработки нефти. А самый яркий пример — сеть АЗС «Белоруснефть». Возвращаясь, допустим, из гастрольных поездок по России, на территории нашей страны мы первым делом ищем автозаправочные комплексы с надписью «Белнефтехим — Белоруснефть», чтобы не только заправить авто, но и выпить отличный кофе, спокойно отдохнуть и насладиться сервисом очень высокого, я бы даже сказал, мирового уровня. Это настоящий стандарт качества — как топлива, так и обслуживания. «Белоруснефть», по крайней мере по версии нашего ансамбля, — номер один в стране. Мы много путешествуем, нам есть с чем сравнивать. Лучшего мы пока не встречали.

Кроме того, один из наших музыкантов — Олег Железняков — уроженец Речицы и даже когда-то работал в «Белоруснефти». Но он, как и многие из нас, потомственный музыкант, поэтому ушел в творчество. Однако до сих пор тепло рассказывает о «нефтянке». 

— Вы родом из Гомеля — города «Белоруснефти». Неужели никогда не хотелось нарушить династию музыкантов и стать нефтяником?

— Нет, в нашей семье было предопределено, что дети, а у меня еще двое братьев, пойдут по музыкальной стезе. Было очевидно, что у нас есть талант, и грех не развивать этот дар — так считали и родители, и наши педагоги. Так что с детства и по сей день моя жизнь неразрывно связана с музыкой. Я окончил музыкальную школу, затем Гомельское музыкальное училище имени Соколовского, а в 2001 году — Белорусский государственный университет культуры по специальности «Эстрадное фортепиано». Так что другого пути для меня, в принципе, и быть не могло.

А вот стать частью такого легендарного коллектива, как «Песняры», — об этом я даже не думал, ведь начинал как академический музыкант. Но в 2003 году мне неожиданно предложили пройти отбор, и в итоге мою кандидатуру одобрила специальная комиссия. В ее составе были бывшие участники ансамбля, представители Министерства культуры и, конечно, семьи Владимира Мулявина.

— В нефтехимической отрасли есть понятие «производственная цепочка»: от сырья до готового продукта. Как выглядит «творческая цепочка» создания концертного номера в «Песнярах»?

— Если говорить о песне, то все начинается с идеи, рожденной вдохновением. Его может вызвать что угодно: картина, случайная фраза, строчка из другой песни или даже реакция зала. Иногда авторы присылают диктофонные демо-записи, и в них можно услышать то самое «зерно», за которое цепляешься, чтобы создать что-то свое.

Творчество — это все-таки не конвейерное производство, поэтому «творческую цепочку» нельзя четко спрогнозировать: невозможно сказать, какая работа станет хитом, а какая останется личным переживанием. Все решают случай и эмоции, витающие в воздухе. Творческие люди по своей натуре импульсивны и непредсказуемы, а их жизнь похожа на качели: взлеты сменяются затишьем.

Яркий пример — история «Песняров». Ансамблю уже 56 лет, за это время было все: и триумфы, и трагедии. Через группу прошло более 60 музыкантов, и каждый внес свой вклад в ее развитие. Сейчас коллектив переживает, на мой взгляд, второе рождение, обретая современное звучание. Наша миссия — продолжать нести белорусскую культуру, традиции, заложенные Владимиром Мулявиным, и хранить эту «частичку национального ДНК», как сказал после нашего концерта председатель концерна «Белнефтехим» Илья Икан, для следующих поколений.

— Управлять большим коллективом сложно. Если провести параллель с промышленностью, то как вы выстраиваете свою «систему менеджмента качества»? Как обеспечиваете слаженную работу «творческого цеха» и поддерживаете высокий стандарт на каждом концерте?

— Руководство таким коллективом — это всегда поиск баланса: в какие-то моменты необходимы твердость и жесткая дисциплина, в другие — максимальная гибкость и понимание.

У нас очень плотный и плавающий рабочий график, эмоциональная атмосфера на гастролях постоянно меняется, важно чувствовать и деликатно нивелировать эти колебания. Мы много времени проводим вместе и уже больше, чем коллеги, — стали настоящей творческой семьей: крестили детей друг у друга, понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Эта глубокая человеческая связь — основа всего. Поэтому у меня как худрука, слава Богу, нет необходимости «топать ногой» или «стучать кулаком по столу». Рядом со мной профессионалы высочайшего класса: прекрасно образованные, многие — потомственные музыканты и артисты с большой буквы, которые прошли такие престижные конкурсы, как «Славянский базар в Витебске», Национальный конкурс молодых исполнителей белорусской эстрадной песни в Молодечно. Все они беззаветно любят свое дело. И это касается не только артистов на сцене, но и работников технической группы, которые сопровождают нас на всех концертах, и офисных сотрудников. Всего в штате 17 человек.

Наша сила — в этом единстве и в нашей истории. Огромная заслуга Владимира Мулявина в том, что он сохранил ансамбль как государственный, сделал его национальным достоянием, а не передал бренд в частные руки. Мы бесконечно благодарны за поддержку Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко, который был знаком с Мулявиным и высоко ценит его творчество. Благодаря Главе государства Мулявин получил здание, в котором мы сейчас работаем. А наше главное наследие — легендарная студия самого Владимира Георгиевича и оборудование, которое он лично выбирал и часть которого мы используем до сих пор. Неоценимую поддержку государства мы чувствуем до сих пор. Это позволяет с уверенностью смотреть в будущее.

— У вас есть любимые песни из репертуара «Песняров» или других исполнителей?

— Одну выделить сложно, но есть композиции, которые вызывают особые ассоциации, например «Вераніка» на стихи Максима Богдановича, музыку к которым написал Игорь Лученок — близкий друг и соратник Владимира Мулявина. В этом произведении есть яркое фортепианное соло. И с ним связана трогательная история, в которой участвовал мой педагог — великолепный джазовый пианист, композитор и аранжировщик Аркадий Эскин. Он, кстати, тоже когда-то работал в «Песнярах».

Я тогда только начинал творческую карьеру. На одном из концертов Аркадий Борисович вышел на сцену и вместо заболевшего музыканта исполнил «Вераніку» в своей неповторимой джазовой обработке. Это было потрясающе! И теперь каждый раз, когда мы поем «I зноў пабачыў я сялібы, дзе леты першыя прайшлi…», я вспоминаю своего Учителя и тот концерт. 

Вообще, люблю практически весь репертуар «Песняров». Особое удовольствие — заново открывать для себя и публики песни, которые давно не играли. Возвращаешься к ним и думаешь: «Как же это гениально!»

— На концерты коллег ходите?

— Конечно. Мы постоянно ищем вдохновение за пределами коллектива. Прошлой зимой были на выступлении Владимира Преснякова в Минске. Часто бываем на филармонических концертах классической музыки. А недавно, например, с удовольствием посетили международный фестиваль живой музыки LET’S JAZZ в столичном парке Горького. Даже, участвуя в совместных, массовых, праздничных мероприятиях, мы всегда с интересом смотрим, как работают другие артисты. Для нас это бесценный опыт и постоянный творческий заряд.

— Какая самая необычная сцена, на которой доводилось выступать «Песнярам»?

— Назову, скорее, фрагмент одного концерта. Летом, в июле, мы выступали с сольной программой в Ялте. Во время концерта в зале неожиданно погас свет — отключилось абсолютно все: микрофоны, инструменты, аппаратура, иллюминация. Это в районе Ливадии произошел энергосбой, и все побережье, включая концертный зал «Юбилейный», погрузилось во тьму. Публика, конечно, зашумела, люди начали свистеть и включать фонарики на телефонах… Мы вышли на авансцену, и я попросил зал на несколько минут успокоиться. В звенящей тишине мы исполнили а капелла наш знаменитый «Полонез Огинского». После этого зал буквально взорвался овациями. Мы пытались продолжить концерт, но было уже бессмысленно — накал эмоций достиг пика, и сыграть что-то лучше мы бы уже не смогли. Такие моменты запоминаются на всю жизнь.

— Что может послужить отказом от выступления? Бывало такое?

— Нет, ни разу. Мы — люди абсолютно не капризные. Если приняли приглашение и приехали, то выходим на сцену всегда с огромным удовольствием и дарим праздник любому залу. Те, кто слушает и любит ансамбль «Песняры», — это достаточно серьезная публика с хорошим вкусом, и мы отвечаем тем же — абсолютной профессиональной надежностью и искренностью. 

— Искусство, как и технологии, не стоит на месте. Как цифровая эпоха изменила стиль взаимодействия «Песняров» с аудиторией?

— Ключевой момент — активный выход в социальные сети. Когда я пришел к руководству ансамблем, мы целенаправленно начали развивать это направление. Соцсети сегодня — это мощный рупор, особенно для молодежи. А для нас принципиально важно обновлять и расширять свою аудиторию, чтобы каждое новое поколение знало и любило «Песняров». Поэтому мы представлены на всех популярных платформах: регулярно публикуем разнообразный контент о коллективе, его деятельности и даже досуге, общаемся с подписчиками, комментируем их посты про нас, отвечаем на комментарии у нас на страничках… Очень интересно смотреть на свои же концерты глазами зрителей, подмечать, какие наши песни чаще попадают в любительские видеоролики.

Так что мы дорожим своей репутацией не только на сцене, в среде творческих людей, но и в цифровом пространстве. Это важная часть нашей деятельности, и мы идем в ногу со временем.

— О чем мечтают музыканты «Песняров» и их худрук?

— Прежде всего, о новых хитах — песнях, которые народ будет подхватывать с первой ноты, как легендарные «Вологда», «Молодость моя — Белоруссия» или «Беловежская пуща». Хотя замечу, что наше вокальное прочтение «Полонеза Огинского» уже стало историческим: в год премьеры, это был 2018-й, оно набрало на YouTube более миллиона просмотров и вошло в топ-5 самых популярных интерпретаций произведения в мире.

Нам бы очень хотелось, чтобы таких вечных, неувядающих хитов — evergreen, как говорят в Америке, — стало больше и чтобы с нашим поколением музыкантов «Песняров» тоже ассоциировались песни, которые навсегда войдут в историю ансамбля. Я часто повторяю, что у каждого времени должны быть свои «Песняры».

Важно, чтобы у наших ребят всегда было вдохновение. Мы все пишем музыку — и я, и Сергей Горбацкий, и Олег Железняков. В этом году готовим две премьеры и надеемся, что новые песни понравятся публике. Уверен, впереди наших любимых зрителей ждут и другие хиты.

ФОТО Маргарита Дробышевская, Елизавета Лукашун, предоставлены ансамблем «Песняры»

«Песняры» Роман Козырев
28 Октября 2025
58
Рейтинг: 4