Как продвигается наращивание экономического сотрудничества в рамках большого евразийского партнерства? Какие практические шаги сделаны навстречу друг другу? Что принесет Беларуси сближение с азиатскими странами в рамках различных интеграционных структур? Об этом наш разговор с кандидатом исторических наук Ольгой Лазоркиной, аналитиком Белорусского института стратегических исследований.

— Ольга Игоревна, какие точки роста для сближения стран существуют в рамках международных структур?
— На мой взгляд, логистика — одна из точек роста, которая позволяет использовать потенциал Союзного государства, ЕАЭС и ШОС, поскольку входящие в эти организации страны, несомненно, заинтересованы в освоении альтернативных маршрутов.
Постоянное членство Беларуси в ШОС дает возможность участвовать во всех ее мероприятиях. Мы знаем, что костяк ШОС — это группа великих держав, которые активно развивают взаимоотношения и стараются максимально задействовать малые и средние страны. Такие государства, как Россия, Китай, Индия, нацелены на то, чтобы пересмотреть прежде всего зависимость от Запада в логистике и выстроить новые пути, которые помогли бы их экономикам быть конкурентоспособными.
Мы видим, что Российская Федерация активно восстанавливает и расширяет международный транспортный коридор «Север — Юг». Он открывает Беларуси дорогу для торговых отношений с такими странами ШОС, как Россия, Индия, Иран, а также транзитными государствами. Речь идет об альтернативе традиционному морскому маршруту через Суэцкий канал, на преодоление которого обычно требуется 30—45 суток. МТК «Север — Юг» в несколько раз сокращает логистическое плечо из РФ в Иран. Кстати, это уже подтверждено на практике: в начале ноября первый грузовой поезд прибыл по международному транспортному коридору в сухой порт Априн недалеко от Тегерана. Путь пролегал по территории России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и занял всего 13 дней. Для Беларуси МТК «Север — Юг» — один из важных логистических проектов, что связано с ключевой важностью для страны торговли с Россией, Индией и Ираном.
Еще одна точка роста — финансовая сфера. Международные структуры, в которых участвует Беларусь, идут по пути создания собственных банков и фондов. И в ШОС, и в БРИКС финансовая составляющая, как и логистика, — в числе приоритетов.
— В чем сильные стороны финансовых проектов, которые реализуются в рамках ШОС и БРИКС?
— Во-первых, образующиеся банки вкладывают средства в развитие инфраструктуры, в том числе логистической, потому что в ее расширении заинтересованы все страны — участники интеграционного процесса.
Второй важный момент заключается в том, что на евразийском пространстве последовательно идут по пути дедолларизации, увеличивая во внешнеэкономических расчетах долю национальных валют. В Союзном государстве она уже превышает 90%. Страны, входящие в ШОС и БРИКС, тоже поэтапно движутся в этом направлении.
Появление альтернативных валют будет иметь значение для всех малых и средних стран. Однако дедолларизация — не первостепенный вопрос. Придать ему особую важность хотят в информационном пространстве наши оппоненты. На самом деле мы готовы сотрудничать с западными финансовыми институтами. Но взаимодействие станет по-настоящему продуктивным, когда у нас будет сформирована своего рода подушка безопасности, которая необходима для самостоятельного развития — технологического, финансового, энергетического и т.д. Однако прежде необходимо пройти стадию институциализации. Сейчас именно этот процесс наблюдается на «дальней дуге», и мы принимаем в нем непосредственное участие.
— Уточните, пожалуйста, на каком этапе находится процесс создания общих рынков энергоресурсов?
— Энергетика — тема номер один для Евразийского экономического союза. В ходе сложных переговоров, которые ведутся по поводу создания единых энергетических рынков достаточно длительное время, точки соприкосновения находятся. По моему мнению, эта тема уже вышла за рамки ЕАЭС. Доступ к энергоресурсам и формирование не единых, а общих рынков стал приоритетной задачей для ШОС и БРИКС. Работа над ее решением поднимает взаимодействие на новый уровень интеграции и позволяет реализовывать проекты в различных сферах.

Когда высшие должностные лица и эксперты говорят о сильных сторонах создания общих рынков энергоресурсов и призывают к устранению политических моментов, возникает тема технологического суверенитета. Такая повестка запущена в рамках Союзного государства, и теперь она плавно перемещается в Евразийский экономический союз, далее — в ШОС и БРИКС.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2024 и 2025 годах обозначил актуальность развития искусственного интеллекта, а его внедрение на производстве связано с энергозатратами иного уровня. В современном мире политический контекст и сложности, с которыми мы сталкиваемся, постепенно отступают на второй план. Важно сделать шаг вперед ради будущего наших государств.
На мой взгляд, 29-я Международная нефтегазовая выставка и конференция ADIPEC в Абу-Даби, которая состоялась в начале ноября, обозначила актуальность общих проектов в нефтехимической промышленности, в частности развитие и внедрение низкоуглеродных технологий на уровне региональной рыночной интеграции.
— Вы видите потенциал или практические возможности для расширения регионального сотрудничества?
— На мой взгляд, существует и то, и другое. Например, Беларусь смогла заявить о себе в конце октября на Международном муниципальном форуме БРИКС — 2025, который собрал в Санкт-Петербурге мэров, губернаторов и предпринимателей из различных регионов России и муниципальных органов управления стран БРИКС+. В нем участвовали представители 75 стран. Обсуждалась максимально прикладная для Беларуси тема развития больших и малых городов. Речь шла не только о градостроительстве, инфраструктуре, но и о цифровизации, искусственном интеллекте, экологии, инновациях и муниципальной дипломатии. Минский городской Совет депутатов во главе с председателем Артемом Цураном активно участвовал в сессиях, касающихся инвестиционного сотрудничества между городами. Оно у нас до недавнего времени развивалось в рамках ЕАЭС, но теперь получило импульс и на диалоговой площадке БРИКС. Это уже качественно иной опыт, потому что мы не зациклены только на евразийском континенте, а погружаемся в специфику населенных пунктов Латинской Америки и Африки.
Еще одна возможная точка приложения сил — проведение в Минске молодежного форума представителей столиц стран БРИКС, который предложила организовать Беларусь. Речь идет не просто об обмене опытом, а о выстраивании образа нашего будущего. В этом направлении Беларуси тоже есть что предложить.

Не будем забывать о Содружестве Независимых Государств. Нам важно сохранить СНГ, ведь его брендом стало множество интеграционных форматов. Каждое из государств должно найти для себя подходящую нишу. Именно такое международное интеграционное объединение позволяет реализовывать различные проекты на основе национальных интересов.
ФОТО Елизавета Лукашун, открытые источники