Поиск

Поток

«БЕЛОРУСНЕФТЬ»: ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР — ДВИЖЕНИЕ

28 Октября 2021
Игорь Рубан

Игорь Рубан

Мировые тренды и региональные особенности рынков нефти и газа анализировали в Минске участники VIII Международной отраслевой конференции «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОИЗВОДСТВО, ТРЕЙДИНГ, РОЗНИЦА».

VIII Международная отраслевая конференция «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОИЗВОДСТВО, ТРЕЙДИНГ, РОЗНИЦА»

 

В этот раз форум собрал более 200 делегатов, представляющих 70 компаний из 13 стран. На деловой площадке обсуждались аспекты развития глобальных рынков энергоресурсов: нефти, газа и электроэнергии. Особое внимание на форуме уделено теме трейдинга. Традиционно интерес участников был прикован к нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси, принципам продвижения продукции на мировых рынках.

цитата

— Конференция — это возможность встретиться покупателям и продавцам, обсудить текущие проблемы, а также долгосрочные перспективы, — отметил заместитель генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников, задавая тон дискуссиям.

 

Перспективы развития нефтепереработки в мире и в Республике Беларусь на форуме обсуждались совместно с топ-менеджерами Мозырского НПЗ и ОАО «Нафтан». Именно эти предприятия оказали поддержку в проведении мероприятия организаторам — РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания». Рассматривали участники конференции и роль Беларуси как хаба нефтепродуктовой торговли Восточной Европы. Особое внимание было уделено рынку Украины. Дискуссии о динамике и особенностях его развития прошли в off-line и on-line-форматах.

Отдельным блоком на конференции прошло обсуждение развития сетей АЗС в Республике Беларусь, задач, мировых трендов, особенностей и принципов программы лояльности на примере «Белоруснефти».

заместитель генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников

 

Акценты бизнеса

— В развитии АЗС «Белоруснефть» акцент сегодня делается на сопутствующем бизнесе: ритейле, общественном питании и дополнительных услугах, — обозначил задачи предприятия Сергей Каморников.

Рынок эволюционирует. Если ранее основной объем продаж в сети приходился на оптовый сегмент, то сейчас многие юридические лица переходят на обслуживание через АЗС. Через розничную автозаправочную сеть реализуется почти 70% всех нефтепродуктов.

В целом розничный рынок развивается с явным доминированием государственной системы нефтепродуктообеспечения под брендом «Белоруснефть». Чуть больше 20% приходится на российские сети вертикально-интегрированных нефтяных компаний, остальную часть поделили около десяти независимых операторов. 

По итогам текущего года емкость рынка нефтепродуктов в Беларуси оценивается на уровне 4,18 млн т, при этом через «Белоруснефть» будет реализовано около 3 млн т.

По структуре сети у всех игроков в Беларуси сложилась похожая ситуация: более половины автозаправочных станций старше 10 лет, что заставляет постоянно проводить реконструкцию и модернизацию объектов. В инвестиционные планы «Белоруснефти» также входят развитие объектов сопутствующего сервиса и логистики, общественного питания и цифровизация всех процессов.

Текущее состояние розничного рынка нефтепродуктов Бееларуси

 

Сопутствующая торговля

Оценивая торговлю сопутствующими товарами на АЗС, Сергей Каморников отметил, что на сегодня товарооборот сети «Белоруснефть» составляет около 170 млн долларов в год. При этом валовый доход постоянно увеличивается. Задача состоит в том, чтобы к 2025 году довести долю выручки до 10%.

цитата

— Не за горами тот период, когда половина всего дохода, который мы зарабатываем в розничном сегменте, будет приходиться на сопутствующую торговлю, а не на торговлю нефтепродуктами, — прогнозирует заместитель директора. — Увеличение валового дохода сегодня происходит за счет расширения торговых площадей, а это почти 30 тыс. м2, и за счет роста эффективности — валовый доход с одного квадратного метра торговой площади только за последние 4 года увеличился в 1,5 раза — до 150 долларов.

Сергей Каморников утверждает, что это происходит благодаря централизации и автоматизации процессов. Положительная динамика прослеживается по всем категориям товаров. Проводится анализ показателей по сравнению с коллегами в России и Украине.

 

Общепит

Параллельно «Белоруснефть» развивает систему общественного питания. Поставлена достаточно амбициозная задача — нарастить в среднесрочной перспективе выручку в этом сегменте до 3,5% с текущего показателя в 1%.

Достичь этого планируется решением нескольких задач. Прежде всего, путем четкого форматирования всех имеющихся объектов торговли в зависимости от площади и оснащенности оборудованием.

Под каждый формат определены индивидуальные ассортимент продукции, система продвижения, реклама и меню.

 

Нефть & Кофе

Драйвером продаж и роста выручки в «Белоруснефти» остается кофе. Именно этот напиток является вторым самым продаваемым ресурсом в мире после нефти — ежедневно реализуется около 2 млрд чашек.

В сети «Белоруснефть» валовый доход от продажи кофе составляет около 20% — это самый маржинальный и оборачиваемый продукт. Продажи кофе в сети постоянно растут, и стоит задача зарабатывать на реализации ароматного напитка в год до 10 млн долларов.

Нефть добывается не просто, но и продажи кофе — не простой вид бизнеса. Тем не менее в «Белоруснефти» по итогам этого года планируют «выравнять» добычу нефти в Беларуси в баррелях (12,7 млн) и реализацию кофе в чашках (12,1 млн.), а в следующем году показатели реализации кофе увеличить до 14,3 млн чашек.

 

Его величество Клиент

Точкой роста в «Белоруснефти» считают маркетинг и коммуникации. Предприятие успешно следует тренду персонализации подхода к каждому клиенту, концентрируясь на подборе индивидуального пакета услуг. Работа ведется по многим направлениям, сбор информации о клиенте осуществляется по всем доступным каналам: от данных в чеках до анализа интенсивности покупок, активности клиента в акциях, его личных предпочтений и реакций. Принцип омниканальности коммуникаций взят за основу работы с клиентом. Здесь задействованы и социальные сети, и мессенджеры, и электронная почта. Следующим шагом станет переход к электронной торговле.

внедрение системы оценки лояльности клиентов "Белоруснефть"

 

В борьбе за лояльность

Относительно недавно в «Белоруснефти» начали использовать индекс NPS — насколько клиент готов рекомендовать другим приобретение в сети товаров и услуг. Пока есть определенное отставание по этому показателю от лидеров рынка: WOG (Украина) в 2019 году NPS — 63%, «Газпромнефть» (Россия) в 2019 году NPS — 59%. У «Белоруснефти» индекс NPS оценивается сейчас на уровне 55%. Сергей Каморников подчеркнул, что показатель станет целевым для оценки KPI работников.

 

 

Пилотные проекты

«Белоруснефть» совместно с компанией VDS организовала реализацию сопутствующих товаров в модульных торговых павильонах, которые могут автономно устанавливаться на территории автозаправочных станций. В Гомельской области уже действуют три таких модуля. На следующий год запланировано расширение данного направления по всей сети «Белоруснефть».

— Это соответствует мировым трендам с точки зрения минимизации объектов, индивидуализации личного пространства, — считает Сергей Каморников. — Формат может быть использован без привязки к автозаправочной станции. Пока используются объекты на 25 м2 торговой площади, а в ближайшее время планируются к размещению павильоны на 50 м2. Весомым аргументом становится и заявляемый срок эксплуатации в 25 лет.

Новым направлением стала выдача интернет-заказов через автозаправочные станции «Белоруснефть». Сегодня в процесс вовлечены более 100 АЗС. «Для нас это тестирование бизнес-направления и возможный шаг к созданию собственно маркетплейса», — резюмирует Сергей Каморников.

С открытием первого магазина «Цікаvы» в Гродно в «Белоруснефти» изучают новое направление деятельности — формат «магазин у дома». Уже в 2022 году планируется открыть несколько таких объектов в Минске.

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая

 

 

 

Белоруснефть Конференция РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА АЗС НПЗ Трейдинг БНК Сергей Каморников
28 Октября 2021
2690
Рейтинг: 4