В марте 1954 года группа молодых жизнерадостных людей покинула вагон на железнодорожной станции Шатилки. Пассажирские поезда тогда делали в этом месте минимальную остановку — не больше нескольких минут. Рядом со станцией была маленькая одноименная деревня с 500-летней историей, река Березина и полесские красо́ты.
Приезд группы оказался судьбоносным. Молодых людей командировали для созидания новой жизни в Шатилках. Их профессиональным навыкам было суждено послужить всемирной известности белорусского уголка, который до их приезда считался забытым.
Это взгляд в прошлое ради близкого будущего. Во второе воскресенье августа в Беларуси отмечают значимый профессиональный праздник — День строителя. У всех работников нефтехимических предприятий, да и у каждого жителя страны есть повод для сердечных поздравлений созидателям. Своим умом, руками и трудом они заложили фундамент, осуществили сложнейший и крупногабаритный монтаж, возвели стены, крыши и позаботились о коммуникациях настоящего. Накануне праздника мастеров уместно вспомнить их заслуги, особенно актуально это в Год исторической памяти. Ведь летописи всех предприятий начинаются с рассказа о строителях.
Утро в палаточном городке. Июль 1958 года
На замену Плаксам
Там, где седьмой десяток лет растет Новополоцк и работает одна из крупнейших в Европе промышленных зон, в 50-е годы прошлого века располагалось около 30 деревушек. В Василевцах, например, было 8 частных деревянных домов, Середома объединяла 17 таких жилищ, Плаксы —15. Слободка была самой зажиточной — 23 дома и единственное на ближайшие селения общественное здание — рубленая школа с двумя классными комнатами… Между собой и с райцентром Полоцком деревни соединялись грунтовыми дорогами, которые в плохую погоду становились непроходимыми.
Начало строительных работ на площадке Полоцкого НПЗ. Май 1959 года
Те, кто бывает в Новополоцке сейчас, понимают, как за короткий период преобразился этот уголок Беларуси. В первую очередь благодаря строителям.
Весной 1958 года специально для этого был создан трест № 16 «Нефтестрой». Уже в начале июня работники предприятия начали создание Новополоцка. Впрочем, они тогда об этом и не думали. Просто в 13 км от Полоцка, рядом с рекой Западная Двина и деревней Слободка, установили брезентовую палатку (позже на том месте обосновался памятник событию). Между тем первая палатка Новополоцка использовалась не для проживания — она была штабом созидателей важного города. Меньше чем через пять лет на возведенном поблизости нефтеперерабатывающем заводе получили первый бензин. Старт результативной работы предприятия стал точкой отсчета новой для Беларуси отрасли.
Заслуги в этом строителей начинаешь оценивать еще выше, когда читаешь их воспоминания о начале грандиозного проекта. Вот что рассказывала одна из первостроителей Новополоцка Евгения Маркевич, которая участвовала в возведении первого общежития: «…Это была очень трудная работа. Гравий, щебенку, песок к ковшу подвозили тачками, нагружали вручную. Сами гасили известь, гашеную выбирали из глубокой ямы, носили ведрами. В яму вела лесенка, один человек наполнял ведра, другой — поднимал и носил в ковш. Цемент тоже носили ведрами. Многие не выдерживали, уезжали. Но приезжали каждый день новые. Жили по деревням. На работе обедали прямо на земле, потом соорудили стол. Ветер подует, а песок в суп…»
Эти воспоминания вошли в одно из юбилейных изданий «Нафтана». Составителем книги был Владимир Тетерук, в трудовой книжке которого помимо прочих есть запись о назначении директором (четвертым по счету) предприятия. Интервью с Евгенией Маркевич знаток истории НПЗ сознательно добавил к летописи возведения огромных установок, перерабатывающих нефть. Сразу очевидно, как рассуждал Почетный нефтехимик СССР Владимир Тетерук, работая над книгой. Для правильного взгляда на события сквозь призму времени важно помнить все.
Уже в 1962-м в строящемся поселке Полоцкий (в Новополоцк его переименовали в 1963-м) был клуб строителей. За несколько месяцев до получения первого бензина в клубе состоялся партийно-хозяйственный актив завода. В докладе первого директора НПЗ Олега Ктаторова «О готовности к пуску» были цифры, свидетельствующие о проделанной за четыре года работе:
— вынуто и вновь засыпано для подземных коммуникаций, сооружения фундаментов, подъездных путей, эстакад и очистных сооружений около 12 млн м³ земли;
— уложено 250 тыс. м³ сборного железобетона и 100 тыс. м³ монолитного бетона;
— смонтировано 55 тыс. тонн металлоконструкций, 62 тыс. тонн технологического оборудования;
— уложено 70 км железнодорожных путей;
— положено 1,5 млн м² дорог и площадок;
— смонтировано 150 км электрических кабелей;
— уложено 100 км водопроводных сетей и канализации;
— построены магазины, детские сады, школа, комбинат бытового обслуживания, баня, поликлиника для 10 тыс. жителей поселка Полоцкий.
Клуб, в котором первый раз публично прозвучала эта внушительная статистика, вскоре решено было расширить. Трест № 16 увеличил размер первого творческого очага Нефтеграда, и клуб превратился во Дворец культуры строителей. В 1967 году был возведен и Дворец культуры нефтяников. В 1976-м Полоцкий НПЗ переименовали в Новополоцкий.
Начав с палатки, строители в короткие сроки возвели на месте маленьких деревень город, количество жилья в котором уместно измерять в квадратных километрах. Эти удобства всегда делали работу на НПЗ еще более привлекательной.
Плаксы благодаря строителям остались в прошлом и в памяти. НПЗ, который сейчас все знают как ОАО «Нафтан», перешагнул более чем за полувековую историю отметку в 700 млн тонн переработанной нефти. Трест № 16 недавно отметил 64-й день рождения — равно как и Новополоцк, в котором сегодня живет около 100 тыс. человек.
Исторический факт
Если спросить у жителей Беларуси, какие ассоциации у них возникают при сочетании строительства с именем одного из советских руководителей Никиты Хрущева, многие вспомнят о многочисленных скромных, компактных, однако отдельных квартирах. Люди, знающие историю предприятий концерна «Белнефтехим», точно не ограничатся упоминаем только «хрущевок». В годы правления Никиты Сергеевича были осуществлены грандиозные проекты нефтехимической отрасли.
Новополоцкий НПЗ и Полоцкий завод «Стекловолокно» до сих пор служат яркими доказательствами этого. И не только они.
В результате дальновидных решений времен возникновения таких предприятий миллионы жителей Беларуси обрели достойное место работы и получили возможности для повышения качества жизни. В долгу перед партией и правительством они не остались.
Возвращаясь к заслугам строителей того времени, следует вспомнить еще один градообразующий проект.
На станции Шатилки поезд больше не останавливается
Вернемся к той самой группе молодых людей, которые вышли из поезда в полесской глубинке. С каждым их шагом в сторону деревни происходили фундаментальные изменения в жизни этого затерявшегося между Жлобином и Калинковичами уголка. Молодежь приехала строить новую ГРЭС.
Энергетика стала первой ступенью преображения. До этого в Шатилках, где жило около двух тысяч человек, с трудом держалось в прямом смысле на плаву лишь одно заметное производство: на речной верфи строили по устаревающей технологии деревянные баржи и дебаркадеры.
В 1954 году деревня стала меняться по плану, под которым стояли подписи высокопоставленных советских должностных лиц. Сейчас это город. Районный центр. Его улицы долгое время украшало отражение масштабных перемен, произошедших за несколько десятков лет. Там были установлены малые архитектурные формы и декоративные композиции, на которых название райцентра и его герб дополняло большими буквами напоминание о том, что вы находитесь в городе строителей, энергетиков, химиков, нефтяников и… юности. Речь о Светлогорске.
В декабре 1960 года там началось сооружение крупнейшего по европейским меркам того времени завода искусственного волокна. Четыре года спустя предприятие уже приступило к выпуску кордной ткани. В летописи бренда сообщается, что первые нити получили в новогоднюю ночь — вместе с началом 1965-го.
Так поселок Шатилки дал жизнь городу Светлогорску. Сейчас в нем живет больше 60 тысяч человек. Давно переименовали и железнодорожную станцию. Сейчас поезда регулярно делают остановку возле вокзала «Светлогорск на Березине».
Самое известное предприятие города — ОАО «СветлогорскХимволокно». После ввода в строй завода искусственного волокна строители еще не раз помогали расширить производство. На предприятии хорошо помнят их вклад в свои экспортные возможности. Продукция из Светлогорска востребована больше чем в 40 странах.
Продолжение следует…
Эхом деятельности Хрущева на посту руководителя СССР стало появление в Бобруйске Белорусского шинного комбината. Первую продукцию предприятие выпустило в 1971 году — уже после ухода Никиты Сергеевича с должности. В 1968 году стартовало нынешнее ОАО «Могилевхимволокно», а в 1970-м запустили предприятие на западе Беларуси, которое сейчас все знают как ОАО «Гродно Азот».
А вот предложение о строительстве нефтеперерабатывающего завода на Полесье впервые прозвучало еще при Хрущеве — это было в 1963 году на XXIII съезде КПСС. Правда, реализовали проект уже при следующем генсеке: Леонид Брежнев продолжил способствовать развитию нефтехимической отрасли в БССР.
Генеральным подрядчиком строительства НПЗ стал трест № 6 «Мозырьнефтехимстрой». На этот раз обошлось без обитания в палатках и возведения нового города. Однако несколько деревень понадобилось переселить. Митьки, Провтюки, Кустовница и Михалки уступили свои территории под строительство стратегически важного завода. 16 октября 1971 года на подготовленной площадке произошло знаменательное событие — первый кубометр бетона залили в основание будущего комплекса ЛК-6У № 1. В 16 часов 40 минут 30 января 1975 года на этой установке получили первый полесский бензин. Однако нефтепереработчики в Мозыре и сейчас не спешат расставаться со строителями. Для созидателей постоянно находится работа на предприятии: процесс реконструкции и модернизации непрерывен.
Со временем нефтехимическая отрасль Беларуси приросла собственными строителями. 14 августа профессиональный праздник будут отмечать открытые акционерные общества «СРСУ-3 г. Новополоцк», «Химремонт», «Ремспецстрой», «ГИАП». У каждого работника отрасли есть повод поздравить их и других строителей. Ведь здесь рассказано лишь о малой части их заслуг.
Концерн
Работникам концерна «Белнефтехим» тоже есть за что благодарить строителей. Кабинеты, залы для совещаний и переговоров расположены в многоэтажном здании на столичном проспекте Дзержинского. Решение Минского горисполкома о его возведении было принято 28 октября 1982 года. Акт о приемке подписали 11 мая 1986-го. На фото 2008 года видно, как выглядело здание, когда в нем разместился «Белнефтехим». Потом концерн снова обратился к строителям, и те потрудились над изменением интерьеров и внешнего вида.
Жажда новых свершений
Фотографии со стройплощадок Полоцкого НПЗ (ныне — ОАО «Нафтан») и, собственно, города, которому он дал жизнь, нам предоставил Музей истории и культуры Новополоцка. Слово — директору учреждения Владимиру Беляеву:
— Новополоцк, один из самых молодых городов Беларуси, — сам по себе является памятником трудовому подвигу строителей, всех тех молодых парней и девушек, которые в июне 1958 года начали прибывать на всесоюзную ударную комсомольскую стройку, чтобы среди лесов и болот прокладывать дороги, возводить мощные технологические установки, строить «город молодости, город мечты».
Неслучайно посетителей городского музея у входа встречает фраза одного из первостроителей города Романа Осипова: «Я знаю три материала, из которых в такой короткий срок строятся города, — это металл, бетон и дружба».
Там, где еще недавно тянулась прибрежная пустошь, комсомольско-молодежные бригады прокладывали дороги, строили общежития и производственные объекты. От людей требовалась огромная самоотдача. Осознавая это, первостроители работали самозабвенно: жажда новых свершений жила в душе у каждого, кто возводил город нефтехимии. В современном Новополоцке, начиная от городского музея и заканчивая названиями городских улиц, памятных знаков и мемориальных досок, увековечены их имена — Петр Блохин, Олег Ктаторов, Виктор Еронько, Павел Денисов, Артур Безлюдов, Аркадий Козлов, Валентина Заборонько, Галина Сергун и многие другие.
Сама экспозиция музея передает дух того времени, когда эти молодые, но сильные духом люди возводили свою мечту. Это можно увидеть в инсталляции, которая показывает бытовые условия того времени, в фотографиях, показывающих строительство первых общежитий, Дома культуры, политехнического института, больницы и, конечно, нефтеперерабатывающего завода.
Одной из многих «фишек» музея, посвященных строительству города, является настоящий ковш первого экскаватора, который теперь гордо возвышается у входа на постаменте. А самая главная достопримечательность, свидетельствующая о самоотверженном труде строителей, — это единственный в Беларуси макет города, выполненный в масштабе 1:160. Здесь можно увидеть и самую длинную в стране улицу, и многочисленные зеленые парковые зоны посреди городской застройки, и школы, и поликлиники, и все то, что появилось благодаря строителям.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, архивы Музея истории и культуры Новополоцка и газеты «Химики» ОАО «СветлогорскХимволокно»