Директор — главный редактор журнала «Вестник Белнефтехима» Александр Шичков — профессиональный химик: базовое высшее образование получил на химфаке БГУ. Он как никто другой знает, что химические преобразования лежат в основе практически любого процесса — как приготовления кофе и выпечки блинов, так и издания средства массовой информации и развития наукоемкой отрасли.
— Александр Николаевич, правда, что даже на примере приготовления блюд из самых органически чистых продуктов можно прочитать лекцию по химии?
— Безусловно. И речь не столько о чистоте продуктов, сколько о законах химии. Например, горячо любимый мной эспрессо, приготовленный в кофемашине, получается с пенкой, а в гейзерной кофеварке — не менее вкусный и еще более насыщенный, но, к сожалению, без оной. Все просто. В первом случае вода продавливается помпой через молотый кофе с постоянной температурой 90—94 °С, а во втором — проходит через него за счет давления собственного перегретого пара, и ее температура поднимается уже выше 100 °С. Таким образом, в колбе гейзерной Bialetti согласно уравнению Менделеева-Клапейрона (уравнению состояния идеального газа) начинает работать закон Шарля. То есть в замкнутом объеме при повышении давления паров растет и температура, при которой силы поверхностного натяжения на поверхности пузырьков пены ослабевают, не давая ей сохраниться. Отсюда и разный вид кофе «сверху», приготовленного разными способами.
Кроме того, с точки зрения физической химии можно объяснить, почему одни блины получаются пышными или тонкими и ажурными, а другие — плотными и клеклыми. В тесте происходит процесс химического распада крахмала на декстрины с образованием пузырьков углекислого газа. В тонких блинах остается только след этих пузырьков, дающий ажур, а в толстых они запекаются внутри, придавая пышность. Я, кстати, блины люблю и тонкие ажурные, и толстые пышные. Сам с удовольствием часто стою дома у плиты и вдохновенно готовлю. Это легко, когда понимаешь, как, что и почему происходит на сковороде или в кастрюле.
— С чего для вас начиналась химия как дисциплина, как наука?
— С понимания того, что только через химию «можно познать сокрытую природу тел». Эти слова Ломоносова — объяснение нашего интереса к химии.
Если кому-то химия кажется сложной и непонятной, то это иллюзия. Просто нужно с самого начала, с первых школьных тем разобраться, как устроена Периодическая система химических элементов Менделеева — это самая лучшая шпаргалка по любым вопросам. А дальше все будет легко и понятно.
Что касается лично меня, то, признаюсь, в 1970-е я старшеклассником запускал во дворе фейерверки и ракеты, собранные по собственному «рецепту». Моим «салютам» завидовали все мальчишки, и каждый из них хотел со мной дружить. А я уже понимал, что химия — великая наука и знаний из школьной программы явно не хватает для того, чтобы вникнуть в нечто более сложное, нежели реакции в самоделках.
— То есть любовь к химии — это, простите за каламбур, та самая химия чувств?
— Скорее всего, да. Но в то же время никакая наука не в силах детально ее объяснить. Одно неоспоримо — в основе и физиологии, и психологии лежат химические процессы, постичь суть которых человечеству еще предстоит.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, что чем глубже погружаешься в химию, тем больше делаешь микрооткрытий для себя. Как следствие, возникают всплески в выработке дофамина, количество которого пропорционально усиливает ощущение счастья.
— Как вы пришли в журналистику, в частности в журнал «Вестник Белнефтехима»?
— После окончания БГУ работал на «Интеграле». Потом служил. Был в первом составе Службы безопасности Президента. Занимался аналитикой по вопросам строительства Союзного государства на квотной должности от Республики Беларусь — там приходилось много писать, я даже состоял в Союзе журналистов России. Потом 10 лет посвятил гостиничному делу. В 2019-м поменял сферу деятельности и пришел заместителем главного редактора в «Вестник Белнефтехима», а в 2022-м возглавил его. Теперь я им живу.
Не могу сказать, что это уж совсем новое направление. Раньше мне доводилось редактировать даже методические пособия по химии на белорусском языке для студентов БГТУ. Но в «Вестнике Белнефтехима» все по-другому — это ежедневная работа, это высочайшее качество во всем, и быть частью классной команды профессионалов — повод для гордости.
Никогда бы не подумал, что образование химика мне поможет не чувствовать себя чужаком в информационном пространстве. По крайней мере, поддержать разговор на профессиональные темы с руководителями и специалистами нефтехимических предприятий затруднений не вызывает, и термины вроде «ректификация», «крекинг», «полимеризация» и «адсорбция» с «абсорбцией» в ступор не вводят.
За это время я понял, что производственная и научная журналистика (а у «Вестника Белнефтехима» статус производственного научно-практического журнала) — новостной жанр. Но мы не просто делимся с читателями новостями о технологиях, внедряемых на предприятиях, о разработках ученых, а облекаем это в доступную форму. Материал должен быть не только интересен профессионалам-нефтехимикам, но и понятен экономистам, айтишникам, работникам социальной сферы.
Приятно встречать в нефтехимической отрасли тех, с кем познакомился когда-то давно и до сих пор так или иначе поддерживаю отношения. Это, например, академик Сергей Кимович Рахманов, доктор химических наук Александр Викторович Бильдюкевич, Василий Васильевич Костюкевич, который долгое время возглавлял ОАО «СветлогорскХимволокно». Интересно, что и до моего прихода в журнал интервью с этими людьми и их портреты не раз украшали его страницы. Став главным редактором, я постарался по-новому раскрыть их личности.
— В чем отличие журнала «Вестник Белнефтехима» от других СМИ?
— В том, что он уникальный: второго такого издания — с таким статусом, с таким бэкграундом в Беларуси нет.
«Вестник Белнефтехима» фокусируется на специфических аспектах нефтехимии, включая технологии, исследования, разработки, аналитические обзоры, что привлекает к нему внимание не только отраслевых профессионалов и ученых, но и представителей смежных видов деятельности, бизнесменов и даже студентов. Это большая ответственность и предполагает глубокое содержание материалов.
Как правило, журнал акцентирует внимание на событиях и достижениях именно белорусской нефтехимической отрасли, что позволяет читателям быть в курсе отечественных тенденций и инициатив. В то же время — раскрывает суть экспортного потенциала предприятий, демонстрирует их достижения, востребованные на международных выставках.
Наш журнал знают и уважают не только в отрасли — мы сотрудничаем с различными государственными, включая министерства и диппредставительства, а также частными организациями, что позволяет делать эксклюзивные материалы и интервью. Мы гордимся, когда наши публикации цитируют другие издания, в том числе зарубежные.
— К каким предметным областям вы относите тематическую направленность журнала и какие рубрики могли бы выделить как основные?
— С момента создания журнала периодически формируется определенный набор постоянных рубрик. В то же время мы ищем новые интересные для читателей направления в нашей области знаний. Некоторые рубрики появляются и исчезают, а некоторые прочно занимают место в колонтитуле. Мы всегда прислушиваемся к мнению коллег и, главное, специалистов и профессионалов нефтехимической отрасли. Как и любое актуальное направление деятельности, журнал развивается, с каждым годом появляется все больше интересных публикаций.
Хочу поблагодарить за поддержку руководство концерна «Белнефтехим» и за понимание и сотрудничество — директорский корпус предприятий и организаций.
— Во всем мире наблюдается сокращение рынка печатных изданий. Планируется ли перевести на электронные выпуски «Вестник Белнефтехима»?
— Отвечу банально: время покажет. Ведь мир меняется с каждым днем, и то, что вчера казалось фантастическим, становится обыденным сегодня. Мы, безусловно, держим руку на пульсе и ищем новые эффективные направления работы с аудиторией.
Несмотря на общие тенденции в мире, связанные с сокращением рынка печатных изданий, наш журнал сохраняет свою целевую аудиторию и продолжает выполнять важную миссию в информировании специалистов и профессионалов в области нефтехимии. С одной стороны, мы понимаем, что с переводом части контента в электронный формат сможем расширить эту аудиторию и сделать информацию более доступной для читателей. В то же время не сбрасываем со счетов ценность печатного издания для многих наших подписчиков и, по крайней мере, в ближайшие несколько лет будем выпускать его в традиционном формате. В любом случае коллектив редакции стремится к тому, чтобы «Вестник Белнефтехима» оставался актуальным и востребованным ресурсом.
— Мы начинали интервью с законов химии в части приготовления еды. А какой из них, по-вашему, применим к изданию журнала?
— В химии есть интересная область или, точнее, отдельная наука — физическая химия. Она соединяет несколько направлений и использует законы физики и математики для описания химических процессов и явлений. Толкование любого из них может быть понятно не всем, в том числе нам с вами. Поэтому скажу образно: всегда есть исходные вещества и продукты реакции, которые, кстати, в зависимости от пути реакции и условий ее проведения могут быть неодинаковы как по природе, так и по качеству. Так вот совокупность большого числа факторов — природа участников, их концентрация, температура в системе, сила давления и тому подобное (а в случае приготовления еды еще и внутренний настрой) — это и есть то, что определяет, как говорят технологи, «выход» продукта и его качество. Кажется, к изданию любого СМИ это описание вполне подходит.
— И, если использовать такой литературный прием, как кольцевая композиция, ответьте на вопрос: что общего между выпечкой блинов, изданием журнала и развитием нефтехимической отрасли?
— По сути, я сказал об этом чуть выше, а дальше все зависит от «повара» в широком смысле — будь то кулинарные изыски, журнал или нефтехимическая продукция. Главным во всех случаях остается человек — его нацеленность на результат, мотивированность и добросовестность. А еще творческий подход — вот что объединяет три разных процесса. Чтобы создать уникальные блюда, можно экспериментировать с рецептами, добавляя различные начинки или специи. Для привлечения внимания читателей журналисты проявляют креативность в подаче материала, используя разные форматы и стили. А к созданию новых нефтехимических продуктов и улучшению процессов приводят инновации и смелые решения в области технологий и управления.
ФОТО Виктория Вертинская, открытые источники