В далекие 1960-е годы Татьяна, «без пяти минут» выпускница школы, вместе с подружками-односельчанками с замиранием сердца слушала рассказы тех, кто занимался в Могилевском училище химиков. Оказывается, его выпускникам обещали работу на химзаводе, объявленном Всесоюзной комсомольской стройкой, в молодом Светлогорске!
И девчонки мечтали уехать в этот город и стать химиками. Но прежде всего им был необходим паспорт гражданина СССР, а получить его в 50—60-е годы жителям сельской местности было очень непросто. Тем не менее отец Татьяны смог выхлопотать для дочери заветный документ, в шутку именуемый сельчанами «вольной». И 18-летняя Татьяна покинула родную Стасевку, что на Бобруйщине, отправившись навстречу своей мечте — в еще только строящийся на Березине город Светлогорск.
— Когда я устроилась в этом городе, меня переполняли радость, гордость, волнение! — вспоминает Татьяна Яковлевна.
— Заводскую проходную я перешагнула 3 июля 1964 года. Для меня это одна из самых памятных дат в биографии! Карьера Татьяны Кравченко началась с должности съемщика крутильно-тростильного цеха. Прежде, чем приступить к работе, девушка прошла стажировку на Калининском химзаводе. Затем практический опыт, полученный в Калинине, она закрепила курсом теории, который начинающим химикам читала заместитель начальника химического цеха Антонина Ермолаевна Кузьмина. Однако крутильный цех, в котором предстояло трудиться Татьяне Яковлевне, в то время был практически пуст.
— Осенью 1964 года наладчики приступили к монтажу первой машины КО-228И, — рассказывает ветеран, — а мы, молодежь, отмывали полы, убирали строительный мусор. Монтажное оборудование все прибывало, и уже к декабрю, ближе к сроку пуска, обстановка в цехе изменилась. Однако та самая первая кордная нить, наработанная в первую историческую для завода ночь на 1 января 1965 года, не годилась для обработки в крутильном цехе. Она была, как говорят профессионалы, аморфная. Да и наладилось все не сразу. Поначалу работать было очень тяжело, мы сильно уставали. Что не удивительно, ведь за смену доводилось переносить в общей сложности около четырех тысяч килограммов волокна. И на первых порах работа у меня не очень спорилась. Из-за этого часто бывало стыдно перед напарницами — более опытными и сильными.
Тем не менее начальник смены Екатерина Петровна Тулякова заметила старательность и способность Татьяны все схватывать на лету, и начала допускать молодую девушку к работе на крутильных машинах. Для нее это был хороший стимул, и она старалась. А в 1965 году девушка поступила на вечернее отделение Светлогорского индустриального техникума (ныне колледжа), что стало для нее маленькой личной победой. По признанию самой Татьяны Яковлевны, только в 1966 году она ощутила себя полноценным химиком. Это было счастливое время — работа на заводе, о которой так мечтала, учеба... С окончанием вечернего отделения индустриального техникума (кстати, выпуск, в котором училась она, был первым) у молодого химика наметились положительные перемены в карьере. Учитывая отличные организаторские способности и хорошее знание производства, весной 1967 года ее перевели на должность инструктора производственного обучения второй кордной очереди. А с 1970-го специалист в течение пятнадцати лет трудилась исполняющей обязанности начальника смены крутильного цеха. Работа для Татьяны Яковлевны была делом всей жизни. Она ни разу не пожалела, что выбрала своей судьбой именно светлогорский химзавод.
— Это моя судьба, моя жизнь. Я никогда не думала оставить завод. Именно здесь, в Светлогорске, я получила работу, образование, именно здесь я состоялась как химик — здесь исполнилась моя мечта, — подчеркивает Татьяна Яковлевна. За эти годы она стала опытным специалистом. И в конце 1980-х перешла в прядильный цех № 2 инженером-технологом качества продукции. Летом 1987 года производство полиэфирной текстильной нити, третий год действующее в Светлогорском объединении «Химволокно», переименовали в Завод полиэфирной текстильной нити. Татьяне Яковлевне Кравченко предложили должность начальника смены в цехе горячей вытяжки и текстурирования № 1 (ЦГВиТ-1).
— Я согласилась, — продолжает химик, — но уже через месяц думала, что вернусь обратно. После порядка, который был в прядильном цехе № 2 и на производстве, и в коллективе, на новом рабочем месте я столкнулась с обратным. На завод пришла молодежь, которая, как и мы поначалу, была без опыта работы, но перенимать его, внимать советам, соблюдать субординацию не желала. Полгода ушло на наведение порядка в коллективе. Спасибо за это начальнику цеха Михаилу Борисовичу Харькову, который всегда и во всем помогал и поддерживал меня. Дело в том, что порядок и дисциплина — это основные качества, которые Татьяна Яковлевна Кравченко считает необходимыми в любой работе. «Старалась сама соответствовать, того же требовала и от коллектива» — добавляет она.
С возрастом сменный график работы, непростые производственные будни давались все труднее. Поэтому в конце 1980-х Татьяна Яковлевна перешла в цех сортировки и упаковки старшим мастером ОТК, а через несколько лет — контролером ОТК дневной смены. 30 мая 2001 года она ушла на заслуженный отдых, но с предприятием не рассталась.
Сегодня Татьяна Яковлевна Кравченко — заместитель председателя Совета ветеранов ОАО «СветлогорскХимволокно». Семейную династию продолжает ее младший сын Михаил. Он трудится в цехе нетканых материалов, на площадях которого в далекие 1960-е и начиналось производство будущего ОАО «СветлогорскХимволокно».
Елена ВОЛОДИНА, фото автора