В преддверии Дня экономиста с заместителем председателя концерна «Белнефтехим» Светланой Гуриной мы поговорили об особенностях работы экономического блока нефтехимической отрасли, а также о благотворительности и немного о личном.
ЭФФЕКТ
— Светлана Григорьевна, одним из наиболее ярких в Послании нашего Президента белорусскому народу и Национальному собранию в прошлом году был экономический блок. Главный тезис: стратегическое условие суверенитета и независимости Беларуси — это прежде всего экономика. Как вы оцениваете экономическую составляющую в деятельности нефтехимической отрасли?
— Нефтехимический комплекс занимает около 18% объемов промышленного производства в стране, поэтому любое решение, которое принимается, и любой план, который формируется, непременно учитывают общереспубликанский эффект. То есть мы просчитываем влияние тех или иных мероприятий как на эффективность работы наших предприятий, так и в целом экономики.
Если говорить об экономической составляющей для нефтехимической отрасли, то подчеркну, что за всеми успехами, цифрами и показателями стоят, в первую очередь, люди — квалифицированные, грамотные, компетентные, ответственные, творческие, думающие. Именно люди и их идеи дают возможность повышать эффективность использования имеющихся ресурсов и потенциала, получать прибыль и осваивать инвестиции, словом, развиваться.
— На ваш взгляд, все ли задачи, поставленные перед нефтехимической отраслью в Программе социально-экономического развития страны на 2021 — 2025 годы, достижимы?
— Такой глобальный документ, как Программа социально-экономического развития страны, разрабатывается не без участия в том числе концерна «Белнефтехим». Соответственно, цели и задачи республиканской программы формируются исходя из отраслевых возможностей и потенциала, таким же образом определяется и доводится для исполнения ряд показателей по всем направлениям — от производства, реализации, в том числе на экспорт, до финансовых результатов и финансовой устойчивости.
Задачи не обсуждаются — они выполняются. И мы в этом году работаем неплохо, с основными доведенными параметрами справляемся. У концерна «Белнефтехим» есть четкая просчитанная стратегия развития, направленная на то, чтобы увеличивался доход предприятий и они могли минимизировать риски, возникающие на внешнем контуре.
Отмечу, что последние несколько лет характеризуются быстрой изменчивостью, что особенно прочувствовала на себе наша отрасль. Ни один год не похож на другой. Но, думаю, нефтехимики справятся с поставленными задачами! Мы ведь не только смотрим вперед, но и заглядываем за горизонт планирования. Белорусская нефтехимическая продукция отличается высоким качеством — это общепризнанный факт. И мы способны выпускать ее в достаточно больших объемах для того, чтобы и в Беларуси все ниши занять, и экспортные направления развивать. Наши удобрения, полиэфирные волокна, шины, изделия на основе стекловолокна, топливные и многие другие продукты всегда были и остаются востребованными на зарубежных рынках. Время возможностей мы стараемся использовать эффективно.
АДАПТИВНОСТЬ
— Экономия ресурсов, уменьшение затрат на производство и реализацию продукции — неизменные приоритеты для отрасли, и положительные результаты, как вы подчеркивали в одном из прежних интервью, достигаются благодаря гибкому планированию. Адаптивность — это по-прежнему ключ к успеху? А как бы вы отнеслись к пересмотру приоритетов?
— Я бы даже сказала, что наши приоритеты лежат в более высокой плоскости, чем, например, экономия ресурсов. Миссия концерна «Белнефтехим» заключается в слогане «Объединяя лучшее». Так вот, объединяя лучшее, мы обеспечиваем экономическую безопасность страны по многим направлениям. В первую очередь стараемся, конечно, удовлетворять запросы страны, потребителей на внутреннем рынке, всех наших контрагентов в нефтехимических продуктах по достаточно приемлемым ценам. Это и есть наш ключевой приоритет.
Если говорить про адаптивность, то это наша повседневная работа. Ведь ни один план не живет своей собственной жизнью и не становится после подписания застывшей категорией. При наличии четкого годового плана мы и на каждый месяц определяем повестки, в которых многие моменты уточняются и корректируются в зависимости от складывающейся ситуации и изменений, которые происходят на рынке, на предприятиях, а также других факторов, определяющих нашу экономику. То есть любой план приходится адаптировать. Поэтому практикуется и краткосрочное, и среднесрочное планирование.
Кстати, у нас в отрасли предприятия, учитывая производственные программы, прогнозируемые финансовые потоки и так далее, разрабатывают на месяц несколько планов, выбирая затем самый оптимальный. Это тоже про адаптивность экономики.
— Сейчас все руководители сетуют на обострение конкуренции на внешних рынках. А экономике конкуренция идет во благо или, наоборот, ломает сложившиеся модели?
— Конкуренция, особенно добросовестная, всегда идет только на пользу экономике. Это наша жизнь, это условия, в которых мы должны успешно выполнять поставленные задачи, а также стимул все время совершенствоваться, повышать уровень собственной конкурентоспособности, снижать издержки, корректировать структуру производства.
На этапах разработки и защиты бизнес-плана мы часто обсуждаем с руководством предприятий, насколько их позиции устойчивы по сравнению с конкурентами. Причем даже пытаемся условия, в которых работают те или иные конкуренты, примерить на себя — на предприятия отрасли, чтобы понимать, в чем наши сильные и слабые стороны.
В то же время ситуация на рынке сегодня складывается такая, что конкуренция побуждает его участников не только кого-то обгонять, но и выстраивать взаимовыгодные связи, дополняя друг друга. Предприятия нефтехимической отрасли такой возможностью тоже пользуются.
— Стратегия формирования цен на моторное топливо, которая в народе получила название «копеечка», оправдывает себя? Какие еще были варианты и почему они не подошли?
— Если рассматривать этапы реализации ценовой политики концерна «Белнефтехим» в разрезе времени, то потребители наверняка еще помнят и периоды, когда цены на топливо повышались на определенный процент. Его величина, как сейчас «копеечка» в неделю, тоже формировалась в качестве компромиссного решения исходя из условий работы производителей нефтепродуктов и ситуации на рынке.
До «копеечки» мы прорабатывали разные варианты, изучали опыт соседних стран и даже Китая. Пытались примерить на себя и формульное ценообразование. Мониторили этот метод, решали, насколько он для нас приемлем. Остановились на «копеечке», так как решили, что это наиболее щадящий и предсказуемый по отношению к потребителям способ поднимать цену.
Мы понимаем, что большинство механизмов, привязанных к ежеминутной конъюнктуре рынка (а нефтяной — очень волатильный бизнес), доставляет определенные неудобства покупателям топлива на АЗС, нарушает схему их текущего планирования расходов на приобретение топлива. Поэтому постарались минимизировать негативные реакции. Одна копейка — это примерно 0,4% повышения цены, и мы заранее объявили, что в ближайшие восемь недель топливо будет по чуть-чуть дорожать ровно на столько. Это своеобразный способ демпфирования изменения цен на внутреннем рынке. Мне кажется, потребители нас понимают.
Похожий механизм, кстати, используется в РФ, где цены на топливо на АЗС меняются, но тоже незначительно.
NEWSLETTER
— Слово «экономика» женского рода, «экономист» (феминитив, как правило, не образуется) — мужского. Что в вашей работе и профессии превалирует — женское или мужское начало?
— Экономист — это гибкая профессия, которая в первую очередь учитывает цель и имеющиеся для ее достижения возможности. Успеха в ней достигают и мужчины, и женщины.
Экономика и экономист — это, скорее, некий симбиоз, химическая реакция, которая используется для синтеза новых соединений и получения нужного результата.
— А как в профессию пришли вы?
— Для начала окончила Белорусский технологический институт имени С.М. Кирова по специальности «Инженер-химик-технолог». Потом решила получать второе высшее образование — на этот раз экономическое. Спрóсите, почему? Наверное, это была область, в которой мне не хватало знаний на тот момент. А я такой человек, что люблю во всем разбираться досконально. Так, получив еще одну профессию, я пришла экономистом в концерн «Белнефтехим».
Химик — очень творческая профессия, и знания, полученные в институте, очень помогают мне сегодня в работе. Ведь экономика и анализ деятельности предприятий включают и понимание того химико-технологического процесса, который там происходит с точки зрения расходования ресурсов.
— Какие качества вам присущи?
— Упрямство. Настойчивость. Целеустремленность. Трудоголизм…
— Для работы это хорошо или плохо?
— Если бы было просто упрямство, то, наверное, это не очень хорошо. Но когда упрямство и настойчивость сочетаются со справедливостью и открытостью — это другое дело. Я, например, если уверена в своем мнении, буду его отстаивать. Но если слышу в ответ, что не учла определенные нюансы, то не отмахнусь, а буду об этом думать и все перепроверять. Мне надо через себя пропустить второе мнение, чтобы понять, я действительно права или нет. Если нет — не боюсь в этом признаться и изменить первоначальное решение.
— Наверняка ваш день начинается с новостей. Какие источники информации выбираете? Традиционные СМИ, интернет?
— В любви к новостям я человек жадный. Поэтому просматриваю все ресурсы, на которые хватает времени. В Telegram подписана на «Пул Первого», БелТА, «Нефтехимию» и ряд других белорусских каналов, которые подают проверенную достоверную информацию.
У россиян читаю аналитику, особенно связанную с нефтяной тематикой. Как, наверное, и большинство, интересуюсь и мировыми новостями, чтобы быть в курсе глобальных событий и изменений.
Люблю бумажные газеты, журнал «Вестник Белнефтехима», издания других ведомств. Ведь мы все так заняты своим делом, что можем и не знать, что происходит совсем рядом. А откроешь журнал — и узнаешь, что «свое дело» есть у каждого, сколько всего нужного и полезного делается в этот момент, какие замечательные люди у нас в отрасли и в других сферах работают!
РАСЧЕТ В ТАКОМ ДЕЛЕ? ТОЛЬКО ЧУВСТВА!
— Благотворительность для концерна «Белнефтехим» — это про экономию или… про чувства?
— Я думаю, что благотворительность — это в первую очередь осознание того, что если мы не будем в ней участвовать, то, по сути, переложим эту задачу только на плечи государства. Но наше общество от этого богаче не станет.
Мы с вами уже говорили про плановый подход к работе. Он подразумевает в том числе и то, что каждый год на этапе разработки бизнес-планов организации оценивают свои возможности для участия в благотворительности. Когда возникает необходимость в оказании спонсорской помощи, остается решить уже только организационные вопросы: оформить все в соответствии с законодательством и оперативно выделить деньги. Такая система сочетает в себе, по-моему, экономию и чувства.
В 2023 году на благотворительные цели концерн перечислил около 30 миллионов рублей. Нефтехимическая отрасль много помогает спортивным организациям, физическим лицам, выделяет средства на проведение значимых мероприятий, восстановление и поддержку историко-культурных объектов. Как видите, это не про экономику и экономию, а как раз про чувства.
— Что пожелаете коллегам в День экономиста?
— Традиционно — крепкого здоровья. А еще — чтобы у экономистов всегда были планы на долгосрочную перспективу и видение, как их реализовать. Молодым специалистам хотела бы пожелать быть любознательными в своей профессии. Потому что только тот человек, который глубоко интересуется отраслью, в которой работает, становится профессионалом.
Дорогие коллеги, новых идей вам и их воплощения в жизнь. А главное — чтобы работа приносила удовлетворение!
ФОТО из архива Светланы Гуриной, Елизавета Лукашун, архив журнала