В условиях глобальных экологических вызовов и стремительного развития нефтехимической отрасли Беларусь, равно как и другие страны, сталкивается с необходимостью гармоничного сочетания экономических интересов и заботы о природе. В интервью с министром природных ресурсов и окружающей среды Сергеем Масляком мы обсудили, как с этими задачами справляется нефтехимическая отрасль, а также затронули вопросы, связанные с ключевыми инициативами по устойчивому развитию, мерами по охране экосистем, адаптацией к современным экологическим требованиям и международным стандартам.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
— Сергей Михайлович, как вы оцениваете потенциал Беларуси с точки зрения запасов полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья? Какой прирост по основным видам местных природных ресурсов наблюдается за последние годы?
— Ресурсы отечественной минерально-сырьевой базы сегодня позволяют полностью обеспечивать потребности страны. В недрах Беларуси выявлены 50 видов полезных ископаемых, а общее количество месторождений превышает 14 тысяч. У нас значительные запасы калийных и каменных солей, доломита, мела и мергельно-меловых пород, сырья для производства стройматериалов, торфа, сапропеля, подземных вод и, конечно, нефти.
Однако работа по восполнению минерально-сырьевой базы в стране не прекращается. Благодаря этому за 2021—2023 годы прирост промышленных запасов калийных солей достиг 388,19 миллиона тонн, кварцевого песка — 11,1 миллиона тонн, базальтов — 54,5 миллиона тонн, валунно-гравийно-песчаной смеси и песка — 21,1 миллиона кубометров.
Кстати, в 2023 году добыт 1 миллион 877 тысяч тонн черного золота. Таким образом, прирост запасов нефти промышленных категорий превысил 2,5 миллиона тонн (это максимальный показатель за последние 40 лет), что полностью компенсирует годовой уровень добычи углеводородного сырья. Извлекаемые запасы нефти на данный момент составляют 45,4 миллиона тонн, ресурсы оцениваются в 349,6 миллиона тонн.
Залог дальнейшего развития минерально-сырьевой базы Беларуси вижу в интенсификации работ по уже выявленным месторождениям полезных ископаемых, а также в проведении региональных геологических исследований, которые позволят получить комплексную информацию по всей территории страны. Это необходимо в том числе для более эффективного решения задач по обеспечению промышленного комплекса Беларуси собственным минеральным сырьем на долгосрочную перспективу. На это, в частности, указал 12 марта текущего года Глава государства во время совещания по вопросам состояния и развития отечественной минерально-сырьевой базы, в котором участвовало руководство концерна «Белнефтехим», а также предприятия «Белоруснефть».
Так, в рамках проведения региональных работ Научно-производственный центр по геологии в сентябре уже приступил в Сенненском районе Витебской области к бурению параметрической скважины Оршанская 101 глубиной 1,35 километра, что заодно позволит доизучить особенности геологического строения Оршанской впадины и ее перспективность как нефтеносной структуры.
Минприроды совместно с заинтересованными структурами сформировало план-график проведения до 2030 года геологоразведочных работ, который включает как обширное изучение недр, так и наращивание сырьевых баз для белорусских предприятий, чтобы обеспечить их бесперебойную работу. После согласования Правительством Республики Беларусь этот документ ляжет в основу соответствующей Государственной программы, цель — более полно раскрыть потенциал белорусских недр.
— Пару лет назад Минприроды анонсировало возможность перехода ОАО «Полоцк-Стекловолокно» на белорусское минеральное сырье — базальт. Насколько тема актуальна сегодня?
— Этот проект впервые был обозначен в 2020 году, когда Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь уже проводило работы по предварительному изучению месторождений базальтов и туфов. Достаточно серьезный объем этих полезных ископаемых был обнаружен на территории Пинского района. По результатам детальной разведки Новодворского месторождения в 2023 году подсчитаны промышленные запасы базальтов — их оказалось 54,5 миллиона тонн и туфов — 8,1 миллиона тонн.
Подготовлено технико-экономическое обоснование разработки этой территории. Перспективность освоения месторождения доказана. Предполагаемая годовая добыча — 250 тысяч тонн. Этого объема хватит для создания производств по выпуску минераловатных плит, базальтового волокна и элементов благоустройства. Проектов такого уровня в Пинском районе нет. Безусловно, мы заинтересованы в его реализации. Ведь это не только еще одно направление для импортозамещения (ежегодно наша страна использует 70—80 тысяч тонн привозного базальта), но и возможность создать дополнительные рабочие места в регионе.
По своим свойствам базальт находится между алюмоборосиликатным Е-стеклом и кремнеземом. Он не только обладает улучшенными механическими характеристиками, но и выигрывает у других композитных материалов по экологичности
В настоящее время Минприроды с учетом поручения Правительства занимается поиском потенциального инвестора, в том числе иностранного, для разработки Новодворского месторождения. Уточню, что оно включено в перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года № 44.
ГАРМОНИЯ
— Принято считать, что нефтехимические предприятия оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Но современные промышленные гиганты вопросам экологии придают особое значение, на каждом созданы соответствующие службы, а природоохранные мероприятия выходят в приоритет наравне с экономическими и производственными планами. Как бы вы прокомментировали ситуацию применительно к белорусским предприятиям?
— В последние годы, даже пару-тройку десятилетий, мы действительно наблюдаем значительные изменения в подходах к экологической ответственности со стороны промышленных предприятий.
В Беларуси проводится активная работа по интеграции экологических стандартов в производственные процессы. На крупных заводах внедряются и совершенствуются современные технологии, которые позволяют минимизировать выбросы загрязняющих веществ и эффективно использовать ресурсы. Экология стала неотъемлемой частью стратегического планирования промпредприятий.
Переход к современному устойчивому развитию предприятий поддерживается на государственном уровне. 29 мая текущего года Правительство утвердило Национальную стратегию развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Беларуси на период до 2035 года. Ожидается, что поэтапный переход к циркулярной экономике позволит трансформировать базовый принцип линейной модели «добывай, производи, выбрасывай» в принцип «добывай, производи, повторно используй».
Наше министерство в свою очередь проводит плановые выборочные проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, а также поддерживает инициативы по переходу на более чистые технологии.
Экология и экономика должны развиваться в гармонии, и мы продолжаем работать над тем, чтобы обеспечивать устойчивый прогресс отраслей промышленности. Уверен, совместными усилиями сможем достичь значительных результатов в улучшении экологической ситуации и обеспечении экологически безопасного будущего для нашей страны.
На выставке «Беларусь интеллектуальная» была представлена интерактивная карта «Перспективы совершенствования системы обращения с отходами». Эта разработка БелНИЦ «Экология» — картографическое изображение реализации Республикой Беларусь требований Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, а также концепции создания объектов по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов (ТКО) и полигонов для их захоронения. Минск, январь 2023 года
— Существуют полярные, но при этом вполне обоснованные мнения о зеленой повестке в целом и о декарбонизации в частности. Что скажете вы?
— Это важная и актуальная тема, особенно в контексте глобальных усилий по борьбе с изменением климата. Декарбонизация экономики в Республике Беларусь уже происходит, причем достаточно успешно. Приведу пример. Как одна из сторон Парижского соглашения Беларусь взяла на себя обязательство сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 35% от уровня 1990 года при экономическом росте с учетом сектора поглощения и без привлечения дополнительного финансирования. По данным 2022 года, сокращение выбросов уже превысило 39%. Если же рассчитывать это сокращение с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство», другими словами — поглощения выбросов лесами, то показатель практически равен 57%.
Для ускорения точечного сокращения выбросов парниковых газов по секторам экономики в стране формируется национальная система мониторинга и отчетности. С 2025 года вводится обязательная производственная отчетность субъектов хозяйствования по выбросам парниковых газов от их деятельности, что позволит планировать сокращение выбросов в различных секторах экономики, а также в дальнейшем обсуждать вопрос о введении углеродного налога либо создании системы квотирования выбросов парниковых газов.
Для снижения углеродного следа промышленный сектор, включая нефтехимический, также проводит определенные реформы, в том числе модернизацию оборудования и переход на более чистые технологии.
ОТХОДЫ И ДОХОДЫ
— Насколько нефтехимические предприятия Беларуси успешны в части вторичной переработки отходов?
— Лицензии на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1—3 классов опасности и обезвреживания отходов, имеет ряд предприятий нефтехимической отрасли, в том числе открытые акционерные общества «Гродно Азот», «Могилевхимволокно», «Завод горного воска», «Лакокраска», «СветлогорскХимволокно» и другие.
Эксплуатируемые нефтехимическими предприятиями объекты по использованию и обезвреживанию отходов зарегистрированы в соответствующих реестрах. Это, например, объекты ОАО «Белшина» по использованию собственных отходов производства — «полиэтилена (пленки, обрезков)», «резинотканевых отходов», «отходов невулканизированных резиновых смесей на основе каучука общего назначения», «отходов пропитанного корда» и так далее. Кроме того, ОАО «Гродно Азот» и ОАО «СветлогорскХимволокно» эксплуатируют объекты обезвреживания ртутьсодержащих отходов (отработанных ртутных ламп, люминесцентных трубок, ртутных термометров и т.д.).
Вместе с тем напомню, что при переработке на Гомельском химическом заводе фосфорсодержащего сырья образуется большое количество такого отхода, как фосфогипс, который не нашел широкого применения и накапливается в отвалах предприятия. По оценке на конец 2023 года, объем накопления этого отхода достиг 25,5 миллиона тонн. Для решения проблемы Гомельский химзавод предпринял ряд мер.
Так, в 2015 году реализован проект «Реконструкция второго отделения цеха фосфорной кислоты с доведением мощности до 220 тыс. тонн 100% P₂O₅ и переводом на полугидратный режим экстракции». Данная технология позволила снизить норматив образования фосфогипса с 4,3 тонны до 3,895 тонны на 1 тонну 100% P₂O₅. В 2022 году на предприятии освоена технология получения аммонизированного суперфосфата, основанная на вовлечении отходов фосфогипса (в виде пульпы) в процесс производства удобрений для нужд сельского хозяйства.
В целом тенденция снижения объемов образования отходов фосфогипса уже сложилась: в 2021 году это было 918,13 тысячи тонн, в 2022-м — 879 тысяч тонн, в 2023-м — 733,58 тысячи тонн.
Кроме того, Гомельский химический завод ежегодно поставляет фосфогипс по заявкам предприятий строительной отрасли (для производства мелиорантов и использования в цементной промышленности) и агрохимического комплекса (в качестве кальцийсеросодержащего удобрения, сырья для приготовления компостов). В 2020—2023 годах было отгружено 27,7 тысячи тонн отходов.
Концерн «Белнефтехим» совместно с заинтересованными структурами провел ряд работ по изучению возможных вариантов решения проблемы переработки отходов фосфогипса. Результаты научно-исследовательской работы подтвердили эффективность использования искусственного гипсового камня, полученного на основе фосфогипса, обеспечивающего выпуск цемента по характеристикам, соответствующим требованиям ГОСТ. Сегодня уже разработаны сырьевые составы получения искусственного гипсового камня для производства портландцемента, а Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания» занята организацией соответствующего производства.
Для решения проблемы в части накопления фосфогипса наше министерство предложило концерну «Белнефтехим» совместно с НАН Беларуси рассмотреть вопрос о производстве новых форм удобрений и мелиорантов для сельского хозяйства, а также использовании отходов в промышленности.
В рамках выполнения протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь по вопросу «О повышении эффективности системы обращения с отходами производства и потребления, а также о принимаемых мерах по максимальному извлечению вторичных материальных ресурсов и их вовлечению в хозяйственный оборот» концерн «Белнефтехим» совместно с ОАО «Гомельский химический завод» и НАН Беларуси по согласованию с Минприроды обеспечивает разработку и утверждение плана мероприятий по минимизации объемов образования и накопления отходов фосфогипса на 2025—2026 годы.
Терриконы, образовавшиеся в результате деятельности Гомельского химического завода, расположены на западной окраине областного центра. Белые горы состоят преимущественно из отходов производства экстракционной фосфорной кислоты
МИССИИ ВЫПОЛНИМЫ
— Какое участие в международной экологической деятельности принимает Республика Беларусь?
— Минприроды — активный участник всех процессов, происходящих в настоящее время на международной арене, по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов. Беларусь эффективно сотрудничает с другими странами в рамках Союзного государства, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Объединенных Наций, Всемирной метеорологической организации, ЮНЕСКО, Международной организации гражданской авиации, Международного агентства по атомной энергии, Глобального экологического фонда и так далее.
Голос белорусского природоохранного ведомства отчетливо звучит в штаб-квартирах международных организаций и на мероприятиях международных конвенций. Беларусь всегда выступала одним из «законодателей» международных правил в области охраны окружающей среды. Мы продолжаем выполнять эту роль и в новых геополитических реалиях.
Так, в настоящее время представители Минприроды, МИД совместно с коллегами из более чем 170 государств — членов Программы ООН по окружающей среде принимают участие в работе Межправительственного комитета по ведению переговоров о международном юридически обязательном документе против загрязнения пластиком, включая морскую среду. Ожидается, что благодаря совместным усилиям всех членов данного комитета будет принят один из важнейших международных актов в области охраны окружающей среды со времен Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы по сохранению биоразнообразия.
Белорусская делегация традиционно участвует в работе ежегодных конференций сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также Всемирного саммита по борьбе с изменением климата, где обсуждаются такие важные вопросы, как доступ к финансовым механизмам и технологиям по сокращению выбросов парниковых газов, требования к определяемым на национальном уровне вкладам и отчетности по их выполнению, национальные планы по адаптации и требования к отчетности по их выполнению и другие.
Весьма плодотворно Минприроды работает в Год качества. В рамках 60-й сессии Вспомогательных органов Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая проходила в июне в Бонне, состоялась многосторонняя оценка национальной отчетности Республики Беларусь. Результаты работы нашей страны по сокращению выбросов парниковых газов, презентованные в этом докладе, были положительно оценены участниками мероприятия.
Большое внимание мы уделяем деятельности на площадках Союзного государства, СНГ и ЕАЭС, где вырабатываются региональные нормы, призванные регулировать сотрудничество в областях внедрения принципов зеленой экономики, экономики замкнутого цикла и низкоуглеродной экономики, борьбы с пластиком, управления водными ресурсами, особо охраняемыми природными территориями, сохранения, восстановления и мониторинга редких, находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира с ареалом обитания на территории государств — участников СНГ.
— Как осваивается китайское направление?
— В этом плане новой площадкой для Минприроды стала Шанхайская организация сотрудничества, государства-члены которой все чаще включают вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в повестку дня, справедливо рассматривая природоохранную тематику в качестве одного из важнейших компонентов устойчивого развития и обеспечения своей безопасности. И мы намерены принимать деятельное участие в формировании экологической повестки ШОС: совместно с нашими партнерами будем вносить свой вклад в развитие взаимодействия в рамках этой организации.
В числе эффективных инструментов работы на данном треке назову ряд основополагающих документов — Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, План по реализации Концепции сотрудничества государств — членов ШОС в области охраны окружающей среды на 2025—2027 годы, Совместные подходы государств — членов ШОС по решению экологических проблем, План совместных действий по реализации программы «Зеленый пояс» ШОС на 2024 — 2026 годы.
К слову, когда в августе Премьер Государственного совета КНР Ли Цян посещал Минск, было подписано Соглашение о создании Совместного Белорусско-Китайского центра по сотрудничеству в области геологических наук при Научно-исследовательском центре Китай-ШОС. Участниками соглашения стали НПЦ по геологии (это подчиненная Минприроды организация) и Сианьский центр Китайской геологической службы Министерства природных ресурсов КНР. Торжественное открытие запланировано на ближайшее время. Этот центр будет способствовать углублению практического сотрудничества и станет площадкой не только для обмена опытом и лучшими практиками, но и для развития инновационных технологий, применения новых научных подходов во благо обеих стран.
Также в ходе указанного визита подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области «зеленого» и низкоуглеродного развития между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики. Документом предусматривается широкий ряд направлений сотрудничества, среди которых смягчение последствий изменения климата, борьба с загрязнением пластиком, экономика замкнутого цикла и многие другие.
В июле в нашем министерстве побывал заместитель министра природных ресурсов КНР Чэнь Чэньчжао. Мы обсудили с коллегой вопросы, связанные в основном с геологоразведкой, развитием минерально-сырьевой базы, добычей полезных ископаемых, в том числе трудноизвлекаемых. Итогом встречи стала договоренность о разработке и последующем подписании меморандума о сотрудничестве между нашими ведомствами, и соответствующая работа уже ведется.
На полях XXVIII Белорусского энергетического и экологического форума о достижениях и планах БелНИЦ «Экология» министра проинформировал директор Георгий Санин. Минск, октябрь 2024 года
— С какими еще странами Минприроды выстраивает конструктивный диалог?
— По широкому спектру вопросов охраны окружающей среды, включая сотрудничество в областях гидрометеорологии, управления трансграничными особо охраняемыми природными территориями, управления водными ресурсами, разведки полезных ископаемых и так далее, Республика Беларусь эффективно взаимодействует, конечно, с Российской Федерацией и ее регионами.
В настоящее время, например, совместно с Росгидрометом готовится программа Союзного государства Беларуси и России, направленная на развитие гидрометеорологической деятельности в условиях изменения климата, а также на мониторинг загрязнения окружающей среды сопредельных территорий Союзного государства с использованием ГИС-технологий, спутниковых наблюдений. Кроме того, совместно с Государственной корпорацией «Росатом» разрабатывается проект по обеспечению экологической безопасности в области обращения с отходами и вторичными ресурсами на территории Союзного государства. От их реализации мы ожидаем прорывных решений.
Направления взаимодействия по природоохранной тематике расширяем с Азербайджаном, Венесуэлой, Зимбабве, Казахстаном, Монголией, Таджикистаном, Экваториальной Гвинеей и рядом других государств. Договоренности подписать меморандумы о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов достигнуты с Катаром и Пакистаном. В развитие Меморандума о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством по вопросам изменения климата и окружающей среды Объединенных Арабских Эмиратов в области охраны окружающей среды 2020 года планируем подписать соответствующую дорожную карту.
— Концерн «Белнефтехим» и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды — это коллеги, деловые партнеры, соперники, противники или..? Как по десятибалльной системе вы бы оценили и охарактеризовали взаимоотношения двух структур?
— Это прежде всего деловое сотрудничество. Даже больше — мы партнеры, поскольку работаем в смежных отраслях и нацелены на получение общего результата во благо всей страны. От успешной деятельности одного зависит эффективность работы другого.
Я благодарен предприятиям и руководству концерна «Белнефтехим» за взаимопонимание и поддержку в решении вопросов, связанных с развитием нашей отрасли.
Оценка по десятибалльной системе может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств и контекста взаимодействия. Я бы поставил взаимоотношениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и концерна «Белнефтехим» 9 из 10 — и только потому, что совершенству нет предела.
ФОТО Елизавета Лукашун, Наталья Нияковская, сайт Минприроды, открытые источники