Поиск

Поток

ДЕПАРАФИНИЗАЦИЯ: УДАЧНЫЙ ОПЫТ

02 Марта 2018
ДЕПАРАФИНИЗАЦИЯ: УДАЧНЫЙ ОПЫТ

Получены новые виды товарного дизельного топлива

Запуск нового крупногабаритного оборудования высокого давления (реакторов депарафинизации) на обеих секциях установки гидроочистки дизельного топлива (УГДТ) позволил ОАО «Мозырский НПЗ» улучшить низкотемпературные свойства товарного дизельного топлива и внедрить более гибкую технологическую схему по переработке различных сортов нефти, обладающих повышенным содержанием парафинов.

Реакторы депарафинизации на МНПЗ

Благодаря использованию современных катализаторных систем при высоком парциальном давлении водорода в двух последовательно соединенных реакторах удалось достичь первоначально предусмотренных проектом показателей: получить дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы — 10 ppm (0,001% масс.), полициклических ароматических углеводородов — не более 2% масс. и цетановым индексом не менее 58. В качестве сырья может вовлекаться до 12% масс. дизельных фракций от процессов вторичной переработки нефти.

Задачи модернизации

Для сохранения и расширения рынков сбыта, выпуска конкурентоспособной и соответствующей современным мировым стандартам продукции специалистами завода было принято решение о проведении модернизации установки гидроочистки дизельного топлива.

Цель модернизации — снизить содержание парафинов и улучшить низкотемпературные свойства дизельного топлива, такие как температура помутнения и предельная температура фильтруемости. Улучшение низкотемпературных свойств и, как следствие, эксплуатационных характеристик дизельного топлива становится возможным за счет внедрения в технологическую схему дополнительного реактора депарафинизации.

СПРАВКА

С 2011 года в ОАО «Мозырский НПЗ» успешно эксплуатируется установка гидроочистки дизельного топлива (УГДТ), ставшая современной и технологичной заменой морально устаревших установок. На УГДТ реализована технология Prime-D компании Axens (гидроочистка дизельного топлива при высоком давлении).


Базовый проект модернизации выполнен поставщиком первоначальной технологии. Кроме внедрения новых реакторов, проектом предусмотрены увеличение производительности теплообменного оборудования, модернизация системы противоаварийной защиты, увеличение пропускной способности технологических трубопроводов, замена контактных устройств в колоннах.

Конструктивные особенности

Новые реакторы имеют сложную конструкцию — состоят из двух слоев катализатора с патентованными распределительными устройствами Equiflow. Они спроектированы специально под текущие условия эксплуатации установки (параметры процесса, производительность, состав сырья, требования к продукту). Первый слой представляет собой катализатор депарафинизации Hydex-G фирмы Clariant (Швейцария), в котором проходят целевые реакции.

Катализатор Hydex-G селективен в реакциях гидрокрекинга парафиновых углеводородов и позволяет снизить температурные показатели фильтруемости и помутнения гидроочищенного дизельного топлива на 12°С по сравнению с прямогонным. Второй слой представлен катализатором гидроочистки компании Axens и служит для окончательного удаления продуктов крекинга путем их гидрирования. Реакторы депарафинизации планируется использовать только в зимнее время, летом их будут отключать от технологической схемы.

Строительно-монтажные работы

Гугалинский Антон Вячеславович — заместитель главного инженера ОАО «Мозырский НПЗ»

Начаты на УГДТ в июле и завершены в конце ноября прошлого года. Большая и наиболее ответственная стадия монтажных работ по подключению новых реакторов пришлась на период проведения капитального ремонта объектов завода в сентябре — октябре 2017 года. В середине ноября началась активная подготовка установки к пуску в новом режиме.

Для проведения пусконаладочных работ и загрузки катализатора на предприятие прибыли специалисты зарубежных фирм. Пусконаладочные работы велись в круглосуточном режиме при тесном сотрудничестве специалистов и служб завода с представителями фирмы-лицензиара.

Поэтапный пуск

Пуск было решено проводить в два этапа. В режиме депарафинизации на минимальной производительности первой запущена секция 100, и 7 декабря достигнут показатель температуры помутнения дизельного топлива минус 14 °С. Аналогичный показатель для секции 200, которая в тот период работала в режиме гидроочистки, составлял всего минус 4 °С. Таким образом, целевые проектные показатели были достигнуты.

СПРАВКА

Технологическая схема состоит из двух идентичных параллельно работающих секций (секция 100 и 200) производительностью по сырью 1,5 млн т в год каждая. Получаемое гидроочищенное топливо является базовым для приготовления товарного дизельного топлива ДТ-Л-К5 сорт С, ДТ-З-К5 сорт F (для умеренного климата) по СТБ 1658-2015 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо дизельное. Технические условия».


После окончательной активации катализатора и нормализации технологического режима на секции 100 произвели пуск секции 200 в режиме депарафинизации. Во время пуска секции 200 учитывался опыт пуска секции 100 — и 15 декабря получено дизельное топливо ожидаемого качества (температура помутнения минус 16 °С).

Результат

29 декабря 2017 года начался опытный пробег секций 100 и 200 с новыми реакторами, а к 9 января 2018 года собрано достаточное количество данных для определения возможных объемов и качества выпускаемой продукции, режима нормальной работы оборудования и оптимальных технологических параметров.

Температура в реакторе депарафинизации была выведена на максимальное рабочее значение — и показатель температуры помутнения достиг минус 28 °С. Получены новые виды товарного дизельного топлива по СТБ 1658-2015 (для холодного зимнего климата): ДТ-З-К5 класс 0, ДТ-З-К5 класс 1, а также увеличено производство ДТ-З-К5 класс 2. Результаты опытного пробега указали на высокую активность катализатора. Значительное влияние на качественные и количественные показатели получаемого дизельного топлива оказало изменение компонентного состава сырья.

В будущем специалистам завода предстоит решить задачи по определению оптимального пути переработки имеющихся прямогонных керосиновых и дизельных фракций, дизельных фракций вторичных процессов.

ТЕКСТ Антон Гугалинский, заместитель главного инженера ОАО «Мозырский НПЗ» фото Игорь Малащенко

02 Марта 2018
5415
Рейтинг: 4