Поиск

Поток

БУДЬ В ТРЕНДЕ!

01 Декабря 2016

ЗАО «Белорусская нефтяная компания» настойчиво стремится расширить продажи на премиальных рынках соседних стран. Каковы же тенденции на топливных рынках стран Балтии, Польши и Украины?

Балтийский вектор

Как было заявлено на Международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница», стабильный рынок стран Балтии для белорусского нефтетрейдера является одним из приоритетных. В последние годы здесь отмечался ежегодный рост потребления топлива. В 2015-м он составил около 7%. В нынешнем году ожидается, что объемы останутся на прежнем уровне. По итогам первого полугодия 2016 года потребление на рынке стран Балтии составило 1,58 млн т, что соответствует аналогичному периоду 2015 года. Структура топлива, используемого на внутреннем рынке этих стран, весьма красноречива: 73% занимает дизтопливо, 15% — бензин, по 6% приходится на газ и авиатопливо. Причем ежегодное потребление дизельного топлива оценивается на уровне более 3 млн т. При этом наибольший объем дизтоплива приходится на Литву — около 1,4 млн т ежегодно, что составляет 44% общего потребления, на Латвию — 1 млн т, Эстонию — около 0,7 млн т. PresentationДоля ООО TransBaltic Oil в импорте дизельного топлива на рынке Литвы составляет примерно 23%, Латвии — около 10%. Поскольку собственного производства в Латвийской Республике нет, ежегодный импорт дизтоплива в эту страну — около 1,4 млн т, автомобильного бензина — 200 тыс. т. По мнению председателя правления ООО TransBaltic Oil Виктора Краснянского, с учетом текущих тенденций в 2016 году можно ожидать значительного снижения импорта бензина — почти на 7% и более существенного сокращения ввоза дизтоплива — примерно на 12%. Падение объемов импорта в Латвию окажет влияние преимущественно на уменьшение реэкспорта в третьи страны. PresentationПотребление на внутреннем латвийском рынке стабильно — около 1 млн т дизтоплива и 200 тыс. т автобензина. Сохраняется общеевропейская тенденция по увеличению доли топлива в общей структуре потребления. Среди его основных поставщиков в Латвию в первом полугодии текущего года выделяются Литва (45% рынка), Финляндия (около 30%), Россия (14%), Беларусь (11%). Рост поставок из Российской Федерации составляет около 6% относительно аналогичного периода прошлого года, из Литвы прирост достиг 2%, объем поставок из Беларуси сократился на 6%. Как отметил председатель правления ООО TransBaltic Oil Виктор Краснянский, в сфере розничной торговли на рынке стран Балтии отмечается устойчивая тенденция к поглощению и слиянию, ребрендингу, а также работа на условиях франчайзинга.

Польские тенденции

По словам председателя правления Beloil Polska Sp. z o.o. Сергея Кузавкова, за прошлый год потребление основного вида топлива — дизельного — в Польше достигло примерно 12,4 млн т, в первом полугодии 2016 года — около 6,5 млн т, что примерно на 600 тыс. т превышает потребление в первом полугодии 2015 года. Наибольший удельный вес на рынке занимает дизтопливо — 56%. На бензин приходится 22%, сжиженный газ — 12%, реактивное топливо — 5%, мазут — 2%. Что касается импорта, то, по официальным данным, его основной объем составляет сжиженный газ (54%), на втором месте дизтопливо (34%), затем бензин (8%). Презентация PowerPointВ целом за прошлый год Беларусь поставила в Польшу дизтоплива почти 232 тыс. т (12,3%), Россия — 252,5 тыс. т (13,4%), Германия — 960,8 тыс. т (51%). Основным поставщиком бензина в Польшу выступает Словакия с удельным весом 51,2%, что составляет 204,3 тыс. т. На втором месте Германия, удельный вес которой достигает 32,5%, или 130 тыс. т. За прошлый год в Польшу импортировано в целом более 2 млн т сжиженного газа. Основные поставщики — Россия (53%), Казахстан (21,7%) и Беларусь (10%). Ожидается, что в текущем году Beloil Polska Sp. z o.o. в два раза нарастит поставки на европейский рынок. По словам Сергея Кузавкова, в последнее время на топливном польском рынке произошли существенные изменения. Прежде всего они связаны с теми решительными мерами, которые предпринимает новое правительство Польши по наведению порядка на рынке нефтепродуктов. Одно из таких решений — создание Министерства энергетики, которому переданы функции управления энергетическим рынком. До этого регулированием занималось Министерство экономики. С октября прошлого года жесткие меры, вплоть до ареста, начали применять к тем, кто занимался нелегальным ввозом топлива из Германии, а также со стороны Литвы и Латвии. Презентация PowerPointПроизошли ощутимые изменения в топливном польском законодательстве. Прежде всего в подходе к уплате НДС на внутреннем рынке ЕС. Если раньше НДС можно было заплатить условно до 25-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, то теперь — в течение пяти дней с даты поставки. Кстати, большинство «серых» схем базировалось именно на неуплате НДС. В ближайшее время в Польше должен быть опубликован нормативный акт, который конкретизирует, какие именно виды деятельности, связанные с энергетическим рынком, подпадают под концессионирование. Изменения коснутся также импортеров сжиженного газа. Если в прошлом году они были освобождены от уплаты налога в размере 10 млн злотых (2,5 млн евро), то в 2016-м им тоже придется заплатить этот налог, если они хотят осуществлять поставки сжиженного газа из-за пределов Польши на ее территорию. Презентация PowerPointВ июле 2016 года в стране были приняты «топливный» и «энергетический» пакеты, которые ужесточают условия деятельности в том числе и легальных компаний. Они связаны с вопросами выполнения NCW (национального целевого показателя по добавлению в топливо биокомпонентов), а также создания и содержания обязательных запасов топлива. Фирмы-импортеры и производители топлива 50% своих обязательств по выполнению NCW с января 2017 года должны будут реализовывать путем обязательного добавления биокомпонентов в топливо. Еще одно существенное событие на топливном рынке Польши: в феврале 2016 года ОАО «Лукойл» официально объявило о продаже около 100 своих АЗС, расположенных в Польше.

Сжиженный газ как хит продаж

Директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн отметил, что Украина — это такой рынок нефтепродуктов, где борьбаза клиента и объемы идет каждую секунду, где никто не может расслабиться, потому что его нишу сразу захватит другой. Что происходит с топливом в Украине? За последние три года более чем на треть упало потребление автомобильного топлива, на 11% —дизтоплива. В то же время увеличилась реализация сжиженного газа, поскольку он стал более экономичным топливом, что весьма актуально в условиях кризиса. Как выразился Сергей Куюн, сжиженный газ — хит последних сезонов. Ожидается, что в нынешнем году его потребление составит 1,3 млн т. Это преимущественно автомобильный газ. Его объемы выросли почти в 1,5 раза. В 2016 году в Украине будет продано больше сжиженного газа, чем бензина. По этому показателю Украина обогнала Польшу, Турцию и другие традиционные рынки-лидеры по потреблению этого энергоресурса. PowerPoint PresentationЕсли раньше газ поступал в Украину из России, Казахстана и Беларуси, то теперь в основном из Литвы, Польши, Италии, Румынии, Швеции, Египта. Низкая цена позволяет везти его через полсвета. Как отметил эксперт, потребитель ищет то, что дешевле. В Украине он нашел сжиженный газ. Однако цены на него уже начали расти, и потребление сразу стало снижаться. Сказались и сезонные колебания. Ожидается, что ажиотаж будет спадать, рынок утрясется. Белорусских экспортеров Сергей Куюн обнадежил весьма оптимистичным прогнозом: — Есть все предпосылки считать, что в нынешнем году белорусы могут повторить успех и исторический рекорд по поставкам топлива в Украину, который был установлен в 2012 году, когда поставки составили 4,2 млн т. Но это было при рынке в 10 млн т светлых нефтепродуктов, то есть составляло 40%. В этом году рынок ощутимо меньше — примерно 7,5 млн т. По итогам восьми месяцев есть все шансы, что белорусы поставят даже больше, чем в рекордном 2012 году. Но пока это не факт. Имеются проблемы с загрузкой белорусских заводов. Белорусам не стоит забывать, что рынок очень диверсифицирован. Помимо Беларуси осуществляются поставки с украинских НПЗ, из Литвы, Польши. Конечно, нас выручает море. Это бронепоезд, который стоит на запасном пути. Когда возникают проблемы, начинаются поставки танкерами. Они дороже, но они есть.PowerPoint Presentation Относительно украинской нефтепереработки картина вырисовывается плачевная. В 2016 году на этом рынке предприняты серьезные действия для вытеснения фальсификата — введены ставки акцизного сборана компоненты топлива, которые использовались для кустарного производства. Как сказал Сергей Куюн, был убит экономический смысл кустарного производства бензина. Это сразу же сказалось на объемах фальсификата. В основном подделкам был подвержен бензин, соответственно, высвободившаяся часть рынка нуждалась в легальных поставках. Белорусы как самый близкий и приоритетный источник заняли эту нишу. Украинский эксперт отметил, что ООО «БНК-Украина» тоже активно участвовало в продвижении законодательных инициатив и получило свой приз в виде наращивания поставок. — Цивилизованный и красивый подход, — отметил аналитик. По мнению директора ООО «Консалтинговая группы А-95» Сергея Куюна, повышение налога на сжиженный газ в Украине неизбежно. Об этом свидетельствует и опыт европейских стран. — Популярность газа обусловлена его дешевизной, а она, в свою очередь, тем, что в Украине довольно низкий налог на сжиженный газ. Это сделало свое дело. Думаю, недалек тот час, когда налог будет скорректирован. Но при этом уже никто не станет демонтировать автомобили, переоборудованные под сжиженный газ. Он все равно будет выгоднее бензина даже тогда, когда цены поднимутся. Можно сказать, что большие объемы потребления сжиженного газа сцементированы в Украине на долгие годы. На мой взгляд, по сжиженному газу белорусы недорабатывают. Ваши поставки — это плод консервативной, неагрессивной сбытовой политики. Компания не берет на себя повышенные риски, не участвует в программах поставки крупным госпотребителям, таким как железная дорога, Министерство обороны. Что дальше? Полагаю, у белорусов существует возможность для роста, повышения эффективности продаж.

Украинская специфика

PowerPoint PresentationГенеральный директор ООО «БНК-Украина» Виталий Калугин, в свою очередь, подчеркнул: — Мы четко понимаем и осознаем важность украинского рынка. Да, он интересный, но в то же время непредсказуемый, высокорисковый. Рынок Украины отличается от соседних тем, что находится в постоянной трансформации. Мы впервые услышали, что наша маркетинговая стратегия консервативна. Возможно, мы осторожны, но есть причины, которые заставляют нас действовать таким образом. С чем мы сталкиваемся в Украине? С нестабильной политической и экономической ситуацией, девальвацией гривны, резкими валютными колебаниями, увеличением налоговой нагрузки, наличием теневого рынка и контрабанды, отсутствием должного контроля за поставками нефтепродуктов, сокращением объемов потребления светлых нефтепродуктов, коррупцией, незаконной конкуренцией. Слайд 1Мы пытаемся адекватно реагировать на эти вызовы и отвечать на них, а также проповедовать определенные ценности. Мы выходим на рынок не только с продуктом. За нами стоят усилия людей. Да, мы консервативны, но предложили стабильное ценообразование. Это очень важно в условиях сжатия рынка, платежеспособности населения и предприятий. Как результат, ООО «БНК-Украина», несмотря на сложности, остается надежным поставщиком белорусских нефтепродуктов, постоянно присутствующим на рынке Украины. Светлана САБИЛО

 

01 Декабря 2016
891
Рейтинг: 4