В Национальном пресс-центре Республики Беларусь состоялась масштабная встреча с представителями СМИ председателя концерна «Белнефтехим» Игоря Ляшенко, посвященная развитию нефтехимического комплекса страны. В пресс-конференции участвовали также заместители председателя Игорь Бобырь и Виталий Павлов. Прежде всего Игорь Васильевич отметил, что продукцию предприятий концерна знают в 120 странах. «Почти половина белорусского экспорта — это поставки нашего концерна. За 2014 год положительное сальдо внешней торговли товарами предприятий концерна составило более 6,5 млрд долларов. На внешних рынках реализуется свыше 70% продукции, производимой нефтехимическим комплексом. На долю концерна приходится более четверти объема промышленного производства страны и пятая часть доходной части бюджета Беларуси, третья часть чистой прибыли, полученной за 2014 год народнохозяйственным комплексом Беларуси», — сообщил журналистам Игорь Ляшенко. Он уточнил, что в концерне «Белнефтехим» работают 85 тыс. человек, а средняя зарплата по данным за январь-февраль составляет 9 млн рублей. «Сегодня концерн добывает 1 млн 645 тыс. т нефти. Предприятия «Белоруснефти» участвуют в разработке месторождений в России, Эквадоре, Венесуэле. Деятельность в этом направлении у них успешна, — рассказал председатель концерна. — Белорусские НПЗ имеют высокий уровень глубины переработки нефти, высокое качество продукции, которое соответствует мировым стандартам. В 2015 году НПЗ должны переработать 23 млн т нефти. Этого объема хватит на полную загрузку мощностей. Среди нефтеперерабатывающих заводов стран СНГ белорусские являются лидерами по качеству и чистоте моторного топлива. Согласно требованиям Технического регламента ЕАЭС, с 1 января 2015 года все топлива, отпускаемые на внутренний рынок, соответствуют классу К-5». Руководитель «Белнефтехима» обратил внимание журналистов на то, что предприятию «Белоруснефть» и системе концерна принадлежат 547 АЗС из 815, действующих в нашей стране. Он отметил работу по транспортировке нефти: «Мы прокачиваем в год около 72 млн т нефти, а всего с момента существования системы нефтепроводов объем прокачки составил более 3 млрд т». Концерн — это не только «нефть и химия», но и 13 сельхозорганизаций, социальные объекты, которыми пользуются граждане нашей страны. На пресс-конференции было отмечено, что ежегодный рост финансово-экономических показателей концерна «Белнефтехим» достигается благодаря постоянному развитию организаций, модернизации производств, реализации программ перспективного развития. По мнению Игоря Ляшенко, основа стабильной работы концерна — это инвестиционные проекты и их своевременная реализация. За последние два года было осуществлено около 100 крупных инвестпроектов. Учитывая затраты на модернизацию, предприятия концерна заинтересованы в повышении эффективности продаж своей продукции. Компенсируя падение цен на нефть и нефтепродукты, они увеличили объем производства и, соответственно, экспорта такой продукции, как акрилонитрил, комплексные удобрения, фталевый ангидрид, полиамид, сжиженный газ и нетканые материалы. «Мы довольно оперативно диверсифицировали экспорт и увеличили продажи на премиальных рынках. В частности, за последний год предприятия концерна вышли на 17 новых рынков в Азии, Африке, Центральной и Южной Америке. В 3 раза вырос экспорт в области услуг сейсморазведки. Перед менеджментом предприятий стоит задача: не снижая эффективности, прежде всего за счет оптимизации своих затрат и увеличения продаж, максимизировать собственные средства, которые должны быть направлены на модернизацию. Только при выполнении этих задач мы сохраним лидирующие позиции в экономике нашей страны», — отметил председатель концерна «Белнефтехим». В ходе пресс-конференции председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко ответил на многочисленные вопросы журналистов. Журнал «Вестник Белнефтехима»: — Некоторое время назад существовал проект создания холдинговой компании на базе концерна. Какова перспектива этого проекта? Насколько он актуален? Или он уже отодвинут в сторону? Какие результаты могли бы быть после создания холдинга? — Создание холдинга на базе концерна относилось к одному из возможных вариантов развития. Технически он отработан, но сегодня не рассматривается как основной. В нынешних реалиях мы видим, что существующая структура концерна «Белнефтехим» пока должна быть сохранена. Газеты «Рэспубліка», «СБ»: — Несколько дней назад цены на нефть на мировых рынках сорвались в достаточно крутое пике и в связи с тем, что запасы этого ресурса в США сейчас достигли рекордного уровня, прогнозируют снижение котировок чуть ли не до 20 долларов за баррель. Какие риски в этом случае будут нести наши нефтепереработчики и какова сейчас вообще ситуация в этой отрасли в связи с тем, что цены действительно упали очень низко в последнее время? — Падение цен, стоимости барреля (нефти), естественно, сказывается на доходности экспорта (нефтепродуктов). В ситуации при снижении цен до 20 долларов за баррель определяющим будет соотношение цены барреля и стоимости нефтепродуктов. Паритет цен — так называемый спред, который сохраняется сейчас, позволяет получать положительный результат. Если модель останется в таком виде, то результаты (работы НПЗ) должны остаться положительными. БелаПАН: — Заместитель премьер-министра Владимир Семашко в октябре прошлого года, выступая в парламенте, сказал, что мы имеем прибыль от перерабатываемой нефти порядка 30 долларов на тонне. Какая величина сейчас, после налогового маневра, и планируется ли какой-то вариант компенсации заводам этой потери в силу планируемой модернизации? Каковы реальные сроки увеличения глубины переработки нефти и какой экономический эффект мы можем получить? — По сравнению с цифрами, которые вы назвали, доходность НПЗ изменилась — на сумму порядка до 20 долларов (на тонне). Что касается компенсации для НПЗ, концерн не обращался по этому поводу (в правительство — ред.), потому что нам удается сохранять положительную работу наших нефтеперерабатывающих заводов, и в этих условиях средств хватает для проведения модернизации. Глубина переработки нефти должна увеличиться после завершения модернизации заводов — в 2016-м для «Нафтана», в 2017-м для Мозырского НПЗ. Величина доходов определяется стоимостью как самой нефти, так и, соответственно, пакета нефтепродуктов. В сегодняшних условиях увеличение глубины переработки нефти по завершению реконструкции НПЗ даст порядка плюс 250 млн долларов каждому нефтеперерабатывающему заводу в год. Журнал «Вестник Белнефтехима»: — В последние полтора года в концерне идет активный процесс экономической модернизации. Он сопровождается выделением отдельных подразделений и структур предприятий в юридические лица и переходом на аутсорсинг некоторых подразделений. Насколько эффективна эта практика? Как обеспечиваются социальные гарантии работников выделенных предприятий? И что ждет коллективы подразделений социальной сферы и других непрофильных активов предприятий? — 70% продукции, выпускаемой концерном, поставляется на экспорт. В этом мы не должны уступать своим конкурентам в экономической эффективности. В частности, при кредитовании предприятия учитывается такой немаловажный показатель, как выработка на одного работающего. Поэтому перевод служб на аутсорсинг, даже с позиций рассмотрения кредитоспособности предприятия — это однозначный плюс. Анализ структуры выведенных на аутсорсинг предприятий показал, что их возглавили, как правило — воспитанники самих предприятий, и абсолютное большинство из них демонстрируют хорошие экономические показатели. Перевод на аутсорсинг, считаю, положителен и с другой стороны. Это развивает предприимчивость, способствует тому, что люди понимают: их благосостояние зависит от их малого предприятия. Проводится здравая политика инвестирования и даже пересмотра заработной платы в сторону увеличения. Что касается социальной защищенности, то это право самого трудового коллектива. Абсолютное большинство работников являются членами профсоюза и имеют достойный социальный пакет. Социальную сферу не отправляют на аутсорсинг в безнадежном состоянии. Как правило, уходят уже с хорошим техническим состоянием и отрегулированной экономикой. Головное предприятие всегда окажет поддержку, если она понадобится. ТАСС: — Какова ситуация с поставками нефтепродуктов на российский и украинский рынки? Знаю, что возникали какие-то нюансы, их пришлось комментировать российской стороне. — Наша сторона тоже комментировала эти события. Что касается поставки нефтепродуктов на российский рынок, за январь-февраль мы выполнили свои обязательства по объемам. В марте, когда ситуация с экономикой поставок изменилась, мы воспользовались поправкой в договоренностях, предусматривающей их приостановку в случае снижения доходности у белорусской стороны до проведения консультаций и выработки каких-то дополнительных мер. Поставки на Украину идут. Продажами мы занимаемся через торги на электронной площадке, и, соответственно, как украинские, так и любые другие покупатели приобретают эти объемы, выиграв их на торгах. Газета «Белорусы и рынок»: — Игорь Васильевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о финансовых результатах работы НПЗ в условиях налогового маневра. По январю-февралю уже можно сказать, какова рентабельность заводов. Прокомментируйте, пожалуйста, тот факт, что в России сейчас активно обсуждается возможность корректировки налогового маневра. В частности, речь идет о том, чтобы заменить налог на добычу полезных ископаемых налогом на финансовый результат. Как белорусская сторона относится к данному вопросу? В этой связи, условия распределения экспортных пошлин на нефтепродукты определены текущим годом. Понадобятся ли нам переговоры в следующем году, с учетом нынешней цены на нефть, по распределению экспортных пошлин на нефтепродукты? — Мы работаем в таких условиях, когда вынуждены покупать нефть и нефтепродукты и их продавать. Поэтому обнародование точных цифр экономического результата так или иначе может сказываться как на цене поставок, так и на продажах. Повторюсь, результаты положительные, но они ухудшились. Такая же ситуация отмечается и у наших коллег в России. О переговорах по поводу налогового маневра. И мы, и наши коллеги с нефтеперерабатывающих российских заводов тоже отмечают, что в условиях падения цены барреля, снижения стоимости пакета нефтепродуктов, экономическое давление очень ощутимо и сказывается на результатах работы НПЗ. Поэтому все, кто занимается коммерцией, понимают, что в этих условиях лучше было бы провести корректировку. Что касается 2016-го года, то переговоры надо будет проводить, но в весенне-летний период. — Второй блок вопросов касается эффективности экспорта нефтепродуктов. В частности, замечательный пример — вхождение в проект БКТ «Беларуськалия». По аналогии с этим проектом сейчас обсуждается проект привязки собственности в одном из терминалов в прибалтийском порту — в Клайпеде или Риге. Как идет этот процесс? — Белорусская нефтяная компания рассматривает вопрос вхождения в собственность терминалов в рамках маркетинговой стратегии продвижения своей продукции вплотную к потребителям. Переговорный процесс ведется, в нем, естественно, изучаются различные модели, процесс находится в рабочем состоянии. Завершится ли в этом году — все будет зависеть от двух сторон, как в любом бизнесе: одни хотят получить по одной цене, вторые — продать по другой цене и плюс еще «приданое». Процесс идет, и находится в рабочем состоянии. Рейтер: — Уточните, сколько поставлено в Россию дизтоплива и бензинов в январе-феврале? Вы сказали, в марте поставки были приостановлены до проведения консультаций. Значит ли это, что в данном месяце вообще не было поставок или они были существенно снижены? При каких условиях Беларусь может эти поставки возобновить? Какие условия будут выдвигаться белорусской стороной на консультациях? — В марте поставок не было. При условии возвращения экономической эффективности они будут возобновлены. За январь-февраль в Россию отгружены бензины в объеме примерно 140 тыс. т. По дизельному топливу вопрос не ставится. Российская сторона проявляет интерес только к поставке бензина. БелТА: — В прошлом году была озвучена цифра в размере примерно 2,5 млрд долларов, которые поступят в бюджет Беларуси от зачисления экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти. Ситуация поменялась, и эти цифры, наверно, корректировались. Уточните, пожалуйста, все-таки какой объем пошлин Беларусь может получить в свой бюджет по итогам года? — Сколько получит белорусская сторона, зависит от стоимости барреля. Зависимость математическая, практически пропорциональная. — Теоретически, наверное, уменьшится? — Исходя из того, что расчет производился на цену барреля в диапазоне от 100 до 110 долларов, а сегодня рабочий диапазон — от 50 до 60 долларов, то, видимо, логично, что уменьшится. Бизнес-Новости: — Какова сегодня средняя цена нефти, которую покупают белорусские НПЗ, по сравнению с ценой в декабре? На сколько она выросла в связи с новым налоговым маневром? Из общего объема нефтепродуктов, реализуемых в России, какая доля продается на бирже, а какая — вне ее рамок? В связи с нестабильной ситуацией по закупке валюты для импортеров нефтепродуктов украинские эксперты утверждали, что это очень не нравится белорусским поставщикам. И, возможно, в связи с этим многие белорусские поставщики перейдут на спот в Украине. Насколько это реально? — Стоимость нефти, покупаемой в Российской Федерации, определяется по достаточно сложной формуле. Попробую для вас ввести такое простое понятие, как коэффициент ее стоимости к мировой цене. Сегодня он составляет примерно 0,7 — из-за налогового маневра. В предыдущий период этот коэффициент был несколько меньше. Что касается поставок в Украину, БНК, которая профессионально занимается продажами, старается минимизировать свои риски, т. к. она отвечает за финансовый результат. Поэтому БНК, исходя из складывающихся хозяйственных условий, выбирает методы, обеспечивающие наилучший финансовый результат. О продажах в РФ на бирже. В прошлом году эта цифра составляла примерно 47%, в этом году — порядка 27%. ПРАЙМ: — Как будет меняться цена на автомобильное топливо на белорусском рынке? Каков ваш прогноз продаж топлива на внутреннем рынке в 2015 году по сравнению с 2014-м? — Цена на нефтепродукты рассматривается концерном исходя из цен, складывающихся в окружающих нас странах, и с учетом цены нефти, которую мы покупаем. Среди соседних стран мы находимся на втором месте после РФ. Во всех остальных странах цифры существенно отличаются от наших (в большую сторону). Цены на топливо будут изменяться в зависимости от нюансов, связанных со стоимостью нефти или другими условиями. Понятно, что это динамичный процесс. — То есть теоретически можно сказать, что стоимость автомобильного топлива может снизиться? — Если стоимость барреля, как предположил ваш коллега, упадет до 20 долларов, естественно, она понизится. Сократившаяся часть потребления топлива на внутреннем рынке — это порядка 20—24%, — приходится на закупки «транзитчиков». Это люди, которые ведут свой бизнес и определяются с покупками там, где им удобнее. В нынешней ситуации они предпочитают заправиться на территории России, проехать транзитом через Республику Беларусь и, дозаправившись, убыть дальше в своем направлении. Но главное — чтобы они были удовлетворены качеством топлива, которым заправляются. Портал tut.by: — Автомобилисты хотели бы понять, почему у нас не работает анонсированная привязка розничной цены топлива к курсу доллара. То есть с января цены не повышаются, несмотря на то, что курс «пляшет» и стоимость индикативного литра 92-го даже не близка к стоимости доллара. — Анонсированная привязка стоимости топлива к одному доллару (это касалось 92-го бензина, так называемого индикатива) в большей мере относилась к периоду, пока стоимость нефти была выше 75 долларов за баррель. Естественно, в изменившихся условиях мы перешли на другой механизм определения этой стоимости, адекватно привязываясь к странам вокруг нас и к стоимости барреля нефти, которую мы закупаем. — То есть мы уже не гонимся за одним долларом за один литр 92-го бензина? — За ним никто никогда не гнался. Была определена схема, чтобы потребители знали: если стоимость барреля находится в таком-то диапазоне, то стоимость топлива будет укладываться в соответствующие пределы. В связи с более существенными изменениями формула, естественно, работает в другом измерении. Газета «Шинник»: — В мире примерно 1 500 шинных заводов. Многие рынки сбыта закрыты для поставок белорусских шин высокими ввозными пошлинами. Планирует ли концерн «Белнефтехим» выступить инициатором введения таких пошлин в Беларуси и странах ЕАЭС для импортируемых шин? — Концерн «Белнефтехим» уже обратился в соответствующие межправительственные органы с тем, чтобы данный вопрос рассматривался как можно в более короткий срок. Вы абсолютно правильно заметили, что многие страны, входящие в ВТО, и страны АСЕАН, и Бразилия, имеют очень высокие заградительные пошлины. Концерн «Белнефтехим» полагает, что продукция не только белорусских, но и российских производителей должна быть адекватно защищена. Тем более что и белорусским, и российским предприятиям приходится работать в более сложных условиях, чем странам Юго-Восточной Азии — это расходы на транспортировку, стоимость каучука. Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Игорь Бобырь: — Сегодня реализуется инициатива российских шинных компаний, поддержанная «Белшиной», — организация антидемпингового расследования против китайских шин. Оно уже начато в Российской Федерации и в нашем союзе. Надеемся, что в ближайшее время расследование закончится в положительную для нас сторону. Газеты «Рэспублика», «СБ»: — Уже началась посевная компания. Будут ли в этом году полностью закрыты потребности агросектора в дизельном топливе? Не предвидятся ли сложности с оплатой за дизтопливо? Сегодня в стране наметился кризис неплатежей, растет дебиторская задолженность… — Вы слышали, что нефть мы получаем в том объеме, который позволяет осуществить 100-процентную загрузку наших мощностей. Соответственно, технических вопросов снабжения сельхозорганизаций я не вижу. Что касается финансирования этих закупок, то за это отвечают другие профильные ведомства. Думаю, тут будет все хорошо. Газета «Вестник Нафтана»: — Нынешний год объявлен Годом молодежи. Сегодня на предприятиях концерна трудится уже третье поколение нефтепереработчиков, химиков. Нынешняя молодежь — это третья часть от 85 тысяч работников. За что вы можете похвалить и поругать молодые кадры предприятий концерна? — Похвалить могу за то, что они патриоты, за то, что хорошо работают на предприятиях концерна, их труд заметен. Особенно мне приятно видеть, в частности, в руководстве «Нафтана», очень много инициативной молодежи. Ругать, наверно, не за что. Могу только призвать быть еще более инициативными, напористыми. Таковы сегодня современные требования и реалии, окружающие нас, — нужны знания, знания и еще раз знания. И здоровые семьи. Газета «Белорусы и рынок»: — Одна из приоритетных задач вашего предшественника — это снижение перекрестного субсидирования внутри отрасли. Как решается эта задача? — Внутриконцерновская поддержка предприятий отрасли применяется как стимулирующая мера, ускоряющая экономическую и техническую модернизацию. Чтобы руководитель перед своим коллективом чувствовал, что ему со своей командой надо большее рвение проявлять, чтобы сохранить финансовый результат, чтобы полностью закрывать нужды своего трудового коллектива и иметь деньги на реконструкцию. Эти вопросы рассматриваются на технико-экономических советах концерна, данные параметры тщательно отслеживаются, и они сбалансированы. — Насколько востребованы инвесторы для наших предприятий? Заявлены огромные, масштабные инвестиционные проекты. В частности, речь шла о «Гродно Азоте», предполагалось, что будет выставлен на продажу пакет акций. Насколько это актуально сегодня? Почему так сложно войти со своими инвестпроектами в нашу нефтехимическую отрасль? Во всяком случае, за последнее время это никому не удалось. — Требования, предъявляемые к инвестору, абсолютно четко сформированы главой нашего государства. Они абсолютно правильные. Инвестором может прийти владелец собственного сырьевого ресурса, имеющий специализацию в этом бизнесе, финансовые средства, подписавший графики реализации этих проектов и четко их выполняющий. К сожалению, по совокупности этих критериев пока не подошел ни один. Но работа ведется, и думаю, что она увенчается успехом. «Гродно Азот» приступил к реализации инвестиционного проекта — строительству большого азотного комплекса. Здесь ситуация такая, что на любом этапе строительства любой инвестор, если он выполняет изложенные требования, может прийти и работать. — За счет каких источников планируется завершить модернизацию белорусских НПЗ? — Классически: за счет собственных и заемных средств. Газета «Белорусы и рынок»: — Как идет создание единого рынка нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС? Какие надежды вы связываете с появлением такого рынка? — Как компания, ведущая производственно-коммерческую деятельность, мы хотели бы в рамках Единого экономического пространства иметь равные условия доступа к сырьевому ресурсу, без каких-либо ограничений. Ведь это и было положено в основу этого экономического союза. — А смысл привлечения казахстанской нефти, остается ли он для нас в рамках ЕАЭС? — Если конъюнктура рынка изменится, то смысл может быть. Вы понимаете, что прокачка нефти со стороны Казахстана — это дополнительные транспортные расходы. Но в случае необходимости такой вариант может быть рассмотрен. Портал tut.by: — ГУБЭП МВД сообщило о том, что концерну было поручено расторгнуть контракт на поставку подведомственному предприятию дорогостоящего оборудования. Речь шла о 14 млн долларов. Как заявил представитель ГУБЭП, эффект от этого контракта был туманен, никем не просчитан. Что это за история, что за предприятие, что за контракт и насколько адекватны упреки силовиков в сторону концерна и его подведомственных предприятий? Как такой контракт мог быть заключен? — В рамках своей компетенции скажу, что концерн «Белнефтехим» внимательно рассмотрел представленные материалы. Мы обратили внимание тендерной комиссии «Нафтана» на то, что предполагалось закупить катализатор у компании, которая является всего лишь дилером производителя. Понимая, что сумма закупки значительная, и в случае, если катализатор не выйдет на технические параметры либо возникнут какие-нибудь другие нюансы, при покупке у дилера замена или какие-то технические изменения могут занять более долгий срок, чем непосредственно у производителя. Мы рекомендовали конкурсной комиссии пересмотреть результаты конкурса и заключить (контракт) исключительно с производителем. Экономический эффект вызывает у нас меньше сомнений, потому что это переход на другой уровень технологии, катализатор совсем с другими рабочими параметрами. МИА «Россия сегодня», «Спутник» (Беларусь): — Сегодня практически все российские компании, которые занимаются поставками нефти на белорусские НПЗ, находятся под санкциями Евросоюза и США. Это Газпромнефть, Роснефть и так далее. Возникают ли в связи с этим проблемы с поставками, финансированием? В том числе я имею в виду и тот факт, что среди акционеров Мозырского НПЗ — российская компания, которая тоже косвенно находится под санкциями. Эти компании испытывают трудности с заемными средствами. Соответственно, у них появляются проблемы в экономической деятельности. Сказывается ли это на Беларуси, которая является их партнером? — На Мозырском НПЗ присутствует инвестор, доля акций которого составляет 42,5%. В сегодняшней фазе совместной работы российская сторона не обязана привлекать кредитные ресурсы. У самого Мозырского НПЗ, как самостоятельного хозяйствующего субъекта, в этой части вопросов нет, ни в самостоятельном привлечении ресурсов, ни в привлечении оборудования. С российской стороной мы за нефть рассчитываемся преимущественно в российских рублях. — С какого времени идут расчеты в российских рублях? В связи с тем, что в России девальвация национальной валюты, не возникает ли предложений перейти обратно на доллары или евро? — Предложений не возникает. Абсолютное большинство расчетов производится в российских рублях. Цена на нефть устанавливается в твердой валюте, но, естественно, с пересчетом по курсу. Газета «Белорусы и рынок»: — Вы говорили, что общая прокачка нефти достигает 72 млн т. Как с транзитом, каковы здесь тенденции? Есть ли возможность (у нас же одна труба пустая в направлении стран Балтии) увеличить наш транзит, тем паче, что когда-то работала труба Одесса—Броды. Может быть, эту веточку направить на повышение объема транзита через Беларусь? — Вам хорошо известно, что Беларусь может в этом процессе предоставить техническую возможность. Но собственником прокачиваемой нефти является российская сторона и потребители, которые находятся западнее от нас. Технически мы готовы. Объем транзита за последнее время незначительно снижается. Портал tut.by: — Какую долю в розничной стоимости топлива занимают налоги и акцизы? — Примерно 60% стоимости топлива приходится на стоимость нефти и порядка 25—30% — на налоги. Подготовлено к печати пресс-секретарем концерна «Белнефтехим» Мариной КОСТЮЧЕНКО и Светланой САБИЛО, фото Виктории Анискевич-Колпоцкой, Валерия Василевича и Игоря Малащенко