Дальновидный выбор
— Корпоративную информационную систему современного производственного предприятия можно строить на основе программных продуктов различных производителей. Но практика показывает, что предложения компании «1С» оказываются доступнее дорогих западных аналогов, — рассказывает начальник управления информационных технологий (УИТ) Александр Льдов. — В чем их преимущество? Во-первых, лицензии стоят дешевле. Во-вторых, интерфейс изначально русскоязычный. В-третьих, фирма-производитель и организации-партнеры предлагают литературу, организуют обучение, обеспечивают надежную поддержку. А поскольку программы поставляются с открытым исходным кодом, каждая организация может дорабатывать их под свои требования. Оценив все достоинства партнерской программы компании «1С», управление информационных технологий ОАО «Могилевхимволокно» два года назад стало ее участником. Теперь наши IT-специалисты не только внедряют продукты семейства «Предприятие 8» в организации, но и оказывают услуги другим предприятиям. В настоящий момент те или иные программные продукты для управления ресурсами, относимые к классу ERP, есть на многих предприятиях концерна «Белнефтехим». Они позволяют держать под контролем производство, планировать продажи, закупки, ремонты, начислять заработную плату и многое другое. — В качестве ядра корпоративной информационной системы мы выбрали программный продукт «Управление производственным предприятием 8» с очень широким функционалом, соответствующим классу ERP. Внедрение начали с управления закупками и запасами материалов, чтобы потом шаг за шагом охватить большую часть функций управленческого и регламентированного учета, — продолжает Александр Льдов. — Этот метод называют технологией быстрого результата. В короткие сроки мы доработали и внедрили программу в подразделениях, на складах и в кладовых, подключая к информационной сети новые компьютеры и обучая сотрудников работе в системе. Сейчас на рынке есть продукты, которые соответствуют требованиям предприятий любого масштаба, в том числе крупных: «Управление холдингом», «Корпорация», «ERP Управление предприятием 2». Многие крупные российские компании давно и активно пользуются этими программами. — Почему хорошо, когда все находится в одном информационном пространстве? Потому что есть элемент масштабирования системы, — объясняет Александр Викторович. — Программный продукт класса ERP можно адаптировать под конкретное предприятие с численностью как в сто человек, так и в десятки тысяч. Несомненные удобства в работе обеспечивает «Документооборот», который позволяет не тратить время на беготню по кабинетам, а создавать, согласовывать и контролировать исполнение документов в электронном виде. В ОАО «Могилевхимволокно» этот продукт работает с 2010 года, но только в 2017-м широко внедрены цифровые подписи для внутренних документов. Пользователей научили создавать различные варианты движения документов, шаблоны типовых форм, использовать скан-копии. Это позволило отказаться от большого количества бумажных документов, сэкономить время и повысить исполнительскую дисциплину.Объединяя — властвуй
— Еще есть такой продукт, как «ТОИР Управление ремонтами и техническим обслуживанием», — продолжает начальник УИТ. — На любом предприятии существуют ремонтные службы, которые обслуживают производственные цеха. Они относятся к подразделениям главного механика, главного энергетика, главного метролога и по-разному ведут учет работ и материалов. Когда нужно запланировать осмотры, ремонты, провести контроль состояния, выделить материалы или средства, направить людей и, конечно же, контролировать все вышеперечисленное, помогает программа. Сегодня ею интересуются многие крупные предприятия нашей страны. Она позволяет сделать паспортизацию оборудования, систематизировать данные и технологическую документацию, просчитать графики плановых работ, спрогнозировать техническое состояние оборудования и в итоге оптимизировать затраты. Мы уже закупили для ОАО «Могилевхимволокно» этот инструмент и готовимся к его внедрению. Современные продукты легко интегрируются с интернет-технологиями, мобильными устройствами. То есть с ними можно работать в режиме онлайн, публиковать данные на сайтах или входить в программу с помощью приложения для телефона либо планшета. Например, специалист сможет прямо на месте с помощью мобильного устройства считать с установки инвентарный номер или штрих-код, загрузить измеренные параметры в базу, а руководитель — оперативно просмотреть все данные, даже фото или видеоматериалы для принятия правильного решения. Первыми продукты семейства «Предприятие 8» начали осваивать специалисты отдела внедрения корпоративной информационной системы под руководством Тамары Свиридовой. Здесь работают не только программисты и аналитики, но и администраторы серверов и баз данных, собрана команда специалистов по нормативно-справочной информации, основе любого программного продукта. — Деноминацию национальной валюты в информационной системе летом прошлого года мы провели своими силами, без привлечения подрядчиков, — делится Тамара Свиридова. — Это была кропотливая и серьезная работа, но мы справились и в первые же дни обеспечили бесперебойность системы при отгрузке готовой продукции и проведении платежей. Еще одна большая задача — это ведение электронных счетов-фактур. Их реквизиты для портала МНС заполняются автоматически по данным первичных учетных документов. Подписание и передача на портал выполняются из системы. В этом году мы доработали отчетность для сверки данных камерального контроля портала МНС и информации по счетам-фактурам в системе. С 4 июля планируется переход на использование в платежной системе Республики Беларусь международных номеров счета (IBAN) и банковского идентификационного кода (BIC). И мы к этому активно готовим нашу систему.Достаточное количество качества
Важнейшее направление работы предприятия — обеспечение качества готовой продукции. В соответствии с программой «Качество» управление информационных технологий внедрило на производстве органического синтеза специальное программное обеспечение в рамках корпоративной информационной системы ОАО «Могилевхимволокно», которое позволяет оперативно контролировать весь процесс выпуска полимера: от момента создания до отгрузки потребителю. Доступ к нему имеет персонал, участвующий в ведении технологического процесса. Решая задачу обеспечения контроля качества выпускаемой продукции, программа связала воедино три структурных объекта химического цеха, удаленные друг от друга территориально: пульт управления, химическую лабораторию и склад готовой продукции. — Программа отображает информацию в разрезе линий, потребителей, контрагентов, по секциям, смесям, партиям и силосам хранения, по любому качественному показателю, формирует отчеты, диаграммы и графики, хранит историю каждой партии полимера, — поясн яет ведущий инженер отдела внедрения корпоративной информационной системы УИТ Ирина Налбандова. — Мы решили не останавливаться на достигнутом, поэтому система качества организации на 2017 год включает продолжение работы по этой теме, — продолжает разговор начальник химического цеха Сергей Шейкин. Комментирует тему и главный технолог организации Вячеслав Боровиков: — Далеко не каждое, даже вновь создаваемое производство оснащено подобной системой контроля. Она позволяет оперативно получать достоверную и актуальную информацию о ходе наработки продукции, ее качественных характеристиках. Разработанное программное обеспечение минимизирует влияние человеческого фактора, дисциплинирует персонал и одновременно облегчает его работу. Технологи и производственники получили мощный инструмент, позволяющий повысить качество готовой продукции и управляемость производства. — Информационные технологии развиваются непрерывно и очень быстро, — подводит итог Александр Льдов. — Сегодня мы уже думаем над внедрением нового продукта — «Управление по целям и KPI», который позволит ориентировать специалистов на более результативную работу. Мы готовы к новым интересным проектам и открыты для сотрудничества со всеми организациями концерна «Белнефтехим». Александр ЕГОРОВ, фото автора