Поиск

Поток

РЫНОК ДЕМОНСТРИРУЕТ МЕТЕОЗАВИСИМОСТЬ

13 Ноября 2017

Кайма из стилизованных васильков на информационных буклетах, вышивка на белоснежных рубашках представителей ПО «Белоруснефть» 
— с таким национальным колоритом началась работа V Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница». Минский форум собрал почти 350 специалистов из 20 стран. Информационную площадку для представителей 169 отечественных и зарубежных компаний и учреждений организовали ПО «Белоруснефть» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания» при поддержке отечественных НПЗ (ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан»). Форум начался с рассмотрения рынков энергоресурсов, их состояния и перспектив, а закончился посещением крупнейшей в стране нефтебазы в Фаниполе.
Тенденции и перспективы
Развитие мирового нефтяного рынка и рынка Центральной Европы проанализировал старший редактор Platts Ник Коулмэн. Он отметил стабильный спрос на сырую нефть в этом году. Это способствует росту цены, что хорошо для нефтеперерабатывающих заводов. Но добыча сланцевой нефти в США увеличивается на протяжении большей части этого года, прибавляя по 100 тыс. баррелей в сутки ежемесячно. По словам эксперта, в августе в США насчитывалась 1 071 континентальная буровая установка, то есть почти вдвое больше, чем год назад. Рост добычи нефти в Соединенных Штатах сопровождается увеличением ее поставок за рубеж. Развитие мирового нефтяного рынка и рынка Центральной Европы проанализировал старший редактор Platts Ник Коулмэн
Китай
Ник Коулмэн и прежде участвовал в конференциях ПО «Белоруснефть» и всегда подробно рассматривал ситуацию в нефтепереработке КНР. В этом году эксперт отметил, что Китай столкнулся со значительным замедлением темпов спроса. Если в первом квартале он составлял 700 тыс. баррелей в сутки, то в третьем — 385 тыс. — Есть разные мнения о развитии экономики Китая. Некоторые эксперты предупреждают о грядущих проблемах в этой стране в связи с ростом невозвратных кредитов и пробуксовывания реформ. Китай — сложный, непредсказуемый рынок, в том числе из-за отсутствия прозрачной информации о нефтезапасах и госконтроля за импортом-экспортом нефти, — сообщил Ник Коулмэн. — Однако в то время, когда темпы роста спроса на нефть в КНР замедлились, импорт сырой нефти в стране продолжает расти. Причина: сокращение объемов добычи в Поднебесной. За восемь месяцев текущего года они упали почти на 5% по сравнению с тем же периодом 2016-го, а чистый импорт поднялся на 12%. Как утверждает эксперт, независимые, то есть не принадлежащие государству, китайские нефтеперерабатывающие заводы располагают довольно большими производственными мощностями. Возможно, они составляют 25% нефтепереработки этой страны. Интересный факт: с января по август 2017 года импорт сырой нефти независимыми НПЗ вырос до 82% по сравнению с прошлым годом и за восемь месяцев составил 64 млн т. — Иногда мы видим попытки властей Китая замедлить динамику в этом независимом нефтеперерабатывающем секторе. Они говорят, что частные НПЗ переманивают персонал и забирают долю рынка, — сказал аналитик. — Но мы понимаем, что увеличение числа независимых китайских НПЗ неизбежно. Их «аппетит» более диверсифицирован, в отличие от государственных НПЗ, то есть независимые переработчики берут сырую нефть из разных точек мира.
Европа, Азия, Африка
Что касается Европы, то, по мнению старшего редактора Platts, продолжается процесс диверсификации поставок «в сторону ухода от российской нефти». Недавно в Гданьске польский НПЗ получил партию канадской сырой нефти. По словам владельца компаний группы Lotos, около 25% сырья сегодня нероссийского происхождения. Компания получает сырую нефть из таких регионов, как Ближний Восток (Курдистан), Западная Африка (Нигерия). Ник Коулмэн прокомментировал также резкое снижение потребления российской нефти в пользу иранской в Турции: — Посмотрим, куда приведет эта ситуация, ведь на Иран могут вновь наложить санкции… Среди тенденций, которые отметил эксперт, — изменение ситуации на рынке дизельного топлива в Европе. В странах Запада падает спрос на этот вид топлива из-за сокращения продаж автомобилей с дизельными двигателями. — Еще одна мировая тенденция: независимо от того, какая ситуация сложится с дизельным транспортом, мы ожидаем увеличения спроса на дистилляты со стороны судоходной промышленности, — уточнил старший редактор Platts. — Во всем мире скоро вступят в силу новые правила, устанавливающие предельный уровень серы в топливе для судов. Мы полагаем, что судоходство будет использовать топливо с дистиллятом. И этот факт будет важен для нефтепереработчиков. Кстати, еще одним способом соблюдать новое требование может стать переработка сортов нефти с более низким содержанием серы, как, например, из Конго и Ливии. Ник Коулмэн отметил также, что Россия проделала долгий путь модернизации своих НПЗ и является лидером в борьбе за качество, однако сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны новых нефтеперерабатывающих мощностей.
Влияние Харви
Вице-президент по нефти и нефтепродуктам России, стран СНГ и Балтии Argus Media (Россия) Виктор Парно проанализировал изменения маржи нефтепереработки в этом году и назвал основные причины. По словам эксперта, в этом году маржа выросла в Европе, но осталась ниже средней за последние пять лет.Вице-президент по нефти и неф- тепродуктам России, стран СНГ и Балтии Argus Media (Россия) Виктор Парно проанализировал изменения маржи нефтепереработки в этом году и назвал основные причины Виктор Парно объяснил, почему ураган, обрушившийся на побережье Мексиканского залива США в конце августа — начале сентября, ощутимо затронул и нефтепереработку. Дело в том, что в этом регионе расположено до четверти перерабатывающих мощностей США. Из-за Харви многие НПЗ были полностью или частично остановлены. Соответственно, в стране возник дефицит нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного бензина — основного топлива, потребляемого в стране. Увеличились арбитражные поставки в пострадавшие районы из других регионов. Это подстегнуло цены на нефтепродукты в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе и, соответственно, привело к росту маржи переработки. Однако уже в конце сентября многие НПЗ в районе Мексиканского залива были запущены, и переработка вышла на уровни, которые наблюдались до стихийного бедствия. С улучшением ситуации маржа нефтепереработки начала снижаться. Виктор Парно объяснил рост маржи в текущем году относительно прошлого: — Спрос на автобензин значительно вырос в США и Западной Африке. В Европе мы наблюдаем тенденцию перехода потребления с дизтоплива на бензин, что также постепенно сказывается на ценах. Маржа производства автобензина выросла более чем на 16%. Серьезное влияние на цены и маржу переработки оказывал рост спроса на бензин в Индии. В 2016 году спрос увеличился на 15%, в нынешнем — на 7%. Аналитик уточнил, что по сравнению с другими нефтепродуктами маржа производства нафты выросла незначительно. Она осталась в отрицательных значениях. Несмотря на увеличение спроса на автобензин, на нафту как на компонент для блендинга автомобильных бензинов, в этом году он был довольно низким. Летом спрос несколько оживился со стороны европейского и азиатско-тихоокеанского нефтехима. Это было связано с сокращением поставок сжиженного газа из США, который являет альтернативным сырьем для нефтехимических предприятий, и снижение его поставок вызвало рост интереса к закупкам нафты. Эксперт не обошел вниманием и рынок керосина. — Мы видим очень хороший рост маржи — более 20%, — отметил Виктор Парно. — Глобальный спрос на авиационный керосин уже который год увеличивается. Международная авиационная ассоциация прогнозирует, что в 2017 году он составит 4,9%. Поставки авиакеросина на рынки Европы и США осуществляются из Азиатско-Тихоокеанского региона, где его производство превышает спрос. В Европу авиакеросин поставляется из стран Персидского залива. По словам эксперта, прибыльность выпуска дизельного топлива в текущем году увеличилась на 21%. Избыток предложения на глобальном рынке дизтоплива сохраняется. Поставки ДТ в Европу из США и России выросли, а из стран Персидского залива несколько сократились в связи с ростом спроса на этот продукт в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эксперт уточнил, что маржа производства мазута поднялась с минус 11,5 долларов за баррель в 2016 году до минус 7 долларов за баррель в нынешнем. Виктор Парно считает важным фактором модернизацию российских НПЗ, которые повышают глубину переработки и сокращают производство мазута. С января по август 2017 года объем производства мазута в России сократился на 900 тыс. т, но глобальный спрос на мазут увеличился по сравнению с прошлогодним. Особенно явно эта тенденция проявлялась в странах Персидского залива, где было знойное лето и мазут, который используют для генерации электроэнергии, потребляли в значительных количествах. Отмечен также рост поставок прямогонного мазута из России в США, где этот продукт используют для переработки на вторичных процессах.
Заглядывая в будущее
— Если говорить о будущем, то мы считаем, что самые серьезные перемены на глобальном рынке произойдут в 2020 году, когда вступит в силу ужесточение требований к бункерному топливу, — подчеркнул эксперт. — Это приведет к значительному снижению спроса на мазут и одновременно к большому спросу на средний дистиллят. По приблизительным оценкам, глобальный спрос на мазут в 2020 году в целом упадет примерно на 150 млн т. Это составит около 85% общего объема мазута, потребляемого для бункеровки судов. Остальную часть, вероятно, будут смешивать со средними дистиллятами для доведения содержания серы до требуемых 0,5%. Анализируя тенденции на мировом рынке сжиженного углеводородного газа (СУГ, или LPG),  эксперт по рынку сжиженного углеводородного газа Thomson Reuters Дамир Хальметов уточнил, что мировое потребление СУГ составляет около 300 млн т, при этом примерно 100 млн т перевозится морскими танкерами.Эксперт по рынку сжиженного углеводородного газа Thomson Reuters Дамир Хальметов На поставщиков из ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии приходится 70—80% экспорта из этого региона. Их доля стабильна, поставки направляются в основном в азиатские страны. Летом 2017 года они достигли рекордного значения — 4 млн т в месяц и держатся на этом уровне уже несколько месяцев. В последнее время активно увеличивались поставки сжиженного углеводородного газа из России в Украину. В 2016-м прирост составил примерно 70%. Почему? Все просто: цены на этом рынке были выше, чем на других направлениях и даже на внутреннем российском рынке. Почти во все периоды 2016 года поставки на украинский рынок были наиболее маржинальными.Основные регионы импорта СУГ в мире в 2014-2017гг.. — В апреле российская Федеральная служба по техническому и экспортному контролю внесла СУГ в список товаров, экспорт которых возможен лишь с разрешения этой службы. В результате с мая 2017 года его получила только компания «Роснефть». Куда же ушла часть объемов? На белорусские газонаполнительные станции, — пояснил Дамир Хальметов. Аналитик напомнил, что с 2012—2013 годов значительными темпами начали расти зарубежные поставки СУГ из США. В последние несколько лет ежегодный прирост экспорта составляет 20—25%. В 2015-м он находился на уровне 15 млн т СУГ, в 2016-м — 20 млн т. Ожидается, что в 2017 году экспорт достигнет 25—27 млн т, а в ближайшие несколько лет увеличится до 30 млн т и более. Куда идет СУГ из США? В течение последних нескольких лет происходит переориентация поставок — нарастает доля экспорта в Азию. Кстати, ураган в Мексиканском заливе отразился и на экспорте СУГ: он сократился, а цены соответственно выросли. Дамир Хальметов назвал прогнозные ожидания развития рынка СУГ в России в 2017—2022 годах. В частности, производство СУГ вырастет на 19% благодаря расширению ГПЗ «Сибура» в Тобольске (плюс 0,7 млн т в 2017 году) и другим новым проектам («Роспан» — 1,2 млн т в 2018 году, Амурский ГПЗ — 1,7 млн т в 2021 году и др.). Экспорт увеличится на 24% в основном в 2017—2019 годах. Ключевые направления экспорта останутся такими же, как в прошлом году (европейский топливный хаб Амстердам — Роттердам — Антверпен (ARA), Восточная Европа, Турция). Первые железнодорожные отгрузки в Китай и танкерные поставки через российские дальневосточные порты возможны в 2017 и 2018—2019 годах соответственно.Прогноз развития рынка СУГ в Росси в 2017-2022 гг.. Ожидается, что потребление СУГ в России увеличится на 16%, прежде всего в транспортном и нефтехимическом сегментах. После 2020 года, когда будет запущен «Запсибнефтехим» «Сибура» в Тобольске, компания снизит экспорт примерно на 1,5 млн т, сохранит загрузку терминала по перевалке СУГ в Усть-Луге (мощность терминала — 2,4 млн т в год), в то время как поставки в Польшу и Турцию могут снизиться. О нефтепереработке, рынке нефтепродуктов в Беларуси и опыте зарубежных стран в трейдинге и ретейле читайте в следующем номере. Светлана САБИЛО, фото Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ      

 

13 Ноября 2017
948
Рейтинг: 4