К системе межведомственного электронного документооборота (СМДО) в Беларуси подключено более 16 тыс. абонентов. В 2024 году через нее отправлено 16 млн документов. СМДО дает пользователю возможность экономить время, снижать расход бумажных носителей и быть уверенным в защищенности персональных данных.
ИТОГИ
Подробностями на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь поделился директор Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Роман Градусов. По его словам, СМДО пользуются не только государственные органы и организации, но и другие субъекты хозяйствования, ведь система доступна и удобна для электронной коммуникации с огромным количеством контрагентов.
Одна из основ безопасности электронного правительства — электронная аутентификация. С июля 2014 года в Беларуси издано более 2,5 млн сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП), и ежедневно их количество увеличивается более чем на 1,5 тыс. Для регистрации пользователей, выпуска сертификатов открытых ключей и выдачи средств ЭЦП создана сеть из 47 точек оказания таких услуг во всех областных и крупных районных центрах.
В сентябре 2024 года на базе Национального центра электронных услуг запущен в работу крупнейший в стране регистрационный центр на 30 рабочих мест, из которых восемь предназначены для оказания мобильных услуг с выездом к подписчику. Таким способом оказано уже более 1 тыс. услуг по выдаче сертификатов электронной цифровой подписи. В нынешнем году планируется открыть еще один крупный регистрационный центр в столичном БЦ «Порт», расположенном в микрорайоне Уручье, а также начать развитие инфраструктуры регистрационных центров во всех регионах страны.
В рамках реализации Государственной программы цифрового развития Беларуси на 2021 — 2025 годы продолжается разработка инфраструктуры облачной ЭЦП, которая позволит подписывать электронные документы онлайн с использованием мобильных устройств без применения физических носителей.
— В нынешнем году планируем создать единую систему управления деятельностью регистрационных центров, в которой будут отображаться функционал ведения, планирования, статистика и работа всех точек оказания услуг, централизация актуальной информации в режиме реального времени о предварительной записи на получение или продление сертификата ЭЦП, — уточнил Роман Градусов.
Он отметил, что носителями сертификатов электронной цифровой подписи в том числе являются новые удостоверения личности — так называемые ID-карты. Уже выпущено более 430 тыс. ID-карт с записанными на них сертификатами открытого ключа ЭЦП, что позволяет ее обладателям авторизоваться в различных информационных системах и ресурсах, включая единый портал электронных услуг.
Ежедневно количество ID-карт в стране увеличивается примерно на 300 штук. Ожидается, что вскоре появится возможность биометрической идентификации, в том числе с использованием мобильных устройств.
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
Одно из ключевых направлений деятельности НЦЭУ — разработка и оказание новых электронных услуг государственным органам и организациям, частному бизнесу и гражданам.
Например, если в 2022 году на едином портале электронных услуг (ЕПЭУ) появилось более 40 новых сервисов, то в 2024-м их количество превысило 150. С января 2025 года на ЕПЭУ размещены уже 34 новых сервиса — в сферах страхования, налогообложения, гражданства и миграции, жилищного права, охраны природы. Всего на портале доступно примерно 700 различных услуг.
— В основном они относятся к административным процедурам, когда заявителю (физическому или юридическому лицу) выдается документ. В нашей стране административных процедур очень много — свыше 1,5 тысячи. Существует амбициозный план по максимуму перевести их в цифровой формат, упростить и сократить клиентский путь, — подчеркнула начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Караневич. — На данном этапе из всех административных процедур оцифровано около 450. В 2025 году предусмотрено перевести в электронный формат еще 190.
Заказ и получение электронных услуг происходят, как правило, через личный кабинет. На едином портале он заведен на каждого гражданина Республики Беларусь, о котором имеется информация в Регистре населения. Сегодня на ЕПЭУ уже активировано более 330 тыс. личных кабинетов.
Для активации можно использовать логин-пароль, аккаунт Google или Apple, электронную цифровую подпись или ID-карту. Кроме того, с октября 2024 года реализована возможность еще одного способа — с помощью уникального идентификатора. Через него предоставляется весь спектр услуг, которые находятся на едином портале, за исключением тех, где требуется подписание документов, в частности заявления для прохождения административных процедур. Уникальный идентификатор, который позволяет системе узнать личность, физическому лицу выдают бесплатно через службу «одно окно» на основании соответствующего заявления и предъявления удостоверения. Такая аутентификация тоже позволяет активировать кабинет и использовать его в дальнейшем для получения тех или иных услуг.
— Интерес граждан, бизнеса, государственных организаций к использованию личных кабинетов на портале, получению услуг онлайн растет, — отметил Роман Градусов. — Если в 2022 году через личный кабинет оказано чуть больше 76 миллионов услуг, в 2023-м — около 128 миллионов, то в 2024-м их количество превысило 142 миллиона. В этом году ежемесячно оказывается примерно 11 миллионов услуг.
Справка. Количество доступных услуг зависит от способа авторизации в личном кабинете. Допуск к большинству электронных сервисов, представленных на площадке ЕПЭУ, осуществляется с помощью строгой идентификации — электронного ключа или ID-карты.
СОВРЕМЕННЫЕ ВИЗЫ
НЦЭУ совместно с МИД завершил длительный проект по предоставлению через ЕПЭУ электронных въездных виз в Республику Беларусь. Аналогичная практика применяется во многих странах, в том числе в России.
По словам Светланы Караневич, такая услуга стала доступна после внесения изменений в Визовые правила Республики Беларусь. С 20 марта 2025 года иностранные граждане 67 государств могут въезжать в нашу страну по электронной визе.
Услуга предоставляется владельцам обычных паспортов. Достаточно создать личный кабинет на сайте «E-Паслуга» (в том числе через мобильное приложение «Е-Паслуга»), указав адрес электронной почты или телефон, аккаунт в Google или Apple, и подать визовую заявку. Она будет рассматриваться в течение семи календарных дней. На данном этапе электронные визы выдаются на срок не более 30 суток для таких целей, как деловая поездка, участие в спортивных, культурных, научных, образовательных мероприятиях и стажировках, частные дела, туризм. Предусмотрен и консульский сбор.
ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
С 2024 года на едином портале электронных услуг, включая мобильное приложение «Е-Паслуга», можно создавать цифровые образы документов — ID-карты, биометрического вида на жительство в Республике Беларусь, паспорта, страхового свидетельства государственного социального страхования, водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства. Эта технология внедрена для того, чтобы не нужно было носить с собой и предъявлять по месту требования бумажные документы.
— Список цифровых образов документов будет пополняться в зависимости от востребованности. Он призван облегчить гражданам взаимодействие с уполномоченными органами для решения различных вопросов, — рассказал заместитель директора по информационным технологиям Национального центра электронных услуг Егор Воронов. — Цифровой образ может быть использован в транспорте, поликлинике, а также при создании новых документов.
Для удобства передачи цифровых образов к «Е-Паслуге» добавлен сервис «Е-скан». Это специальное программное обеспечение, которое позволяет сканировать QR-коды, сформированные на цифровых образах документа, для передачи на устройство другого человека. Сервис поддерживает сканирование решений, выданных через ЕПЭУ, на основании 28 административных процедур, доступных сегодня. Речь идет о предъявлении QR-кода или идентификатора административного решения уполномоченному органу.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Как отметил Роман Градусов, в 2025 году оказание отдельных услуг планируется организовать не по заявительному, как сейчас, а выявительному принципу. Например, когда у человека сложились определенные обстоятельства и данные об этом находятся в соответствующих информационных ресурсах государства, определенные услуги ему будут предлагаться по принципу уведомления о возможности их получения.
Важное направление в развитии сервисов — идентификация личности и облачная ЦП.
— Одна из серьезных задач, которые мы ставим перед собой, реализуется в настоящее время — это архитектурная и технологическая унификация при создании различных информационных ресурсов и систем. В рамках Государственной программы цифрового развития Беларуси на 2021 — 2025 годы проводятся соответствующие мероприятия. Один из таких комплексных сервисов, которые мы сейчас развиваем, — это система консультирования граждан по услугам, оказываемым на ЕПЭУ, и по административным процедурам в электронном виде. Уже создана соответствующая инфраструктура. Она будет использовать интерактивного помощника с элементами искусственного интеллекта, что упростит взаимодействие.
ФОТО Национальный пресс-центр Республики Беларусь