Поиск

Поток

День электротранспорта во второй раз состоялся в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень»

03 Августа 2021
Александр Шичков

Александр Шичков

Главный редактор

Около 4 тыс. электромобилей колесят сегодня по дорогам Беларуси. К услугам их владельцев — 450 ЭЗС, а к концу года их будет примерно 600. Акцент сейчас делается на увеличение мощности зарядных станций до 350 кВт, что позволит за 10 мин зарядить батарею для 300 км пробега. Эти данные были озвучены в День электротранспорта, который во второй раз состоялся в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень». Здесь работала площадка, где демонстрировали достижения предприятий, разрабатывающих, производящих, обслуживающих и эксплуатирующих электротранспорт. Также в рамках мероприятия эксперты рассмотрели актуальные вопросы реализации Комплексной программы развития электротранспорта на 2021—2025 годы.

Открытие выставки электротранспорта в "Великом камне"

Первым с приветственным словом к участникам и гостям праздника обратился министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич:

— Министерство энергетики совместно с парком «Великий камень» проводит День электротранспорта второй раз. Но в отличие от прошлого года сегодня это не только выставка электротранспорта, где можно увидеть последние разработки наших предприятий и ученых, но и дискуссии с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также крупнейших коммерческих компаний. Открытый формат диалога позволяет всесторонне обсудить ключевые тенденции и перспективы развития и расширения рынка электротранспорта в нашей стране. Прошлый год наглядно показал, что ведущие мировые державы начали движение к глобальной электрификации транспорта: в мире было продано около 3 миллионов электромобилей, их общее количество достигло 10 миллионов единиц. Динамично развивается и обновляется парк городского электротранспорта, а это качественно новые подходы и возможности в сфере обслуживания населения и сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Республика Беларусь также заинтересована в повышении уровня электромобильности. Для этого у нас создаются все условия, принимаются стимулирующие меры. В стране, по последним данным, имеется около 4 тысяч электромобилей. Только за первое полугодие 2021 года в Беларусь ввезено более 2 тысяч авто — это больше, чем за весь 2020-й. Также растет объем электроэнергии, потребляемой электрозаправочными станциями: за пять месяцев он составил 3,8 миллиона киловатт в час, рост — 23% к соответствующему периоду прошлого года. Важно, что на электротранспорт переходят не только граждане, но и предприятия. РУП «Гомельэнерго» первым из энергоснабжающих организаций реализовало пилотный проект по оснащению своего автопарка электромобилями. Сейчас рассматривается возможность приобретения и использования такого транспорта другими организациями системы Министерства энергетики.

Тему продолжил глава администрации парка «Великий камень» Александр Ярошенко. Он отметил, что День электротранспорта — знаковое событие как для страны, так и для особой экономической зоны, созданной под Минском согласно Межправительственному соглашению между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь. Так, из 81 зарегистрированного в парке резидента восемь участвуют в разработке и реализации проектов, связанных с электротранспортом. Развивать эту отрасль планируют еще несколько будущих резидентов и инвесторов. Александр Ярошенко выразил надежду на то, что День электротранспорта станет традиционным, а количество участников — таким, что для размещения экспонатов понадобится не демонстрационная площадка, а территория всего «Великого камня».

министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич

Главным событием деловой программы мероприятия стал круглый стол «Перспективы развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры в Беларуси» с участием представителей Министерства промышленности, Министерства энергетики, РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», других компаний.

Первый заместитель министра промышленности Беларуси Сергей Гунько рассказал о работах, которые проводятся в системе Минпрома, и поделился видением ближайших и перспективных задач в развитии электротранспорта:

— Мы понимаем, что основным потребителем электротранспорта являются пассажирские грузоперевозки. Это «Белкоммунмаш» и МАЗ, которые вышли на рынок строительства пассажирского электротранспорта, представив троллейбусы классического исполнения и с автономным ходом. Последние себя хорошо зарекомендовали, и наша стратегия в дальнейшем будет ориентирована именно на такие модели. Этот рынок мы полностью обеспечиваем, поскольку в прошлом году в Жодино ввели в эксплуатацию производственную площадку мощностью 300 единиц в год новой техники. Теперь совместно с двумя минскими предприятиями можем выпускать более тысячи машин с максимальным применением отечественной элементной базы без ухудшения технических характеристик. Что касается электробусов, то здесь у нас лидер — «Белкоммунмаш», применяющий быструю зарядку. Но не менее эффективна и концепция МАЗа, основанная на использовании источников питания большей емкости и с более длинной зарядкой.

По словам Сергея Гунько, на рынке грузового электротранспорта активной деятельностью отличается Минский автомобильный завод, который разрабатывает машину для ритейл-сетей грузоподъемностью до 10 т, и к концу года первые опытные экземпляры будут отправлены на испытания. МАЗ также разрабатывает коммерческий грузовик, но меньшей грузоподъемности — до 6 т. На шасси электрического микроавтобуса планируется сделать развозные модели. Есть у Минпрома намерения организовать производство и легкового автотранспорта. Уже имеются договоренности с заводом «БЕЛДЖИ» о поставке первой тысячи электромобилей, собранных в Китае. Таким образом можно будет предварительно изучить спрос на них среди белорусов. Что касается зарядной инфраструктуры, то в стране есть четыре компании, которые производят зарядные станции и поставляют их как на внутренний рынок, так и, например, в Российскую Федерацию.

цитата

— Хочу отметить главное: в Республике Беларусь к концу года будут созданы все условия для производства электрического транспорта, в том числе грузового и коммунального. Как представитель государственного органа скажу, что мы разрабатываем проект Указа Президента Республики Беларусь о льготах юридическим лицам, которые будут использовать электрический транспорт, — резюмировал Сергей Гунько.

Электромобиль

 

Выступление заместителя генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Андрея Котика носило прикладной характер:

— Еврокомиссия приняла решение о снижении выбросов, и к 2035 году Европа откажется от двигателей внутреннего сгорания. И вполне вероятно, что вскоре мы не сможем покупать авто с ДВС. Здесь возникает естественный вопрос: зачем нам электромобиль, а тем более дорогой? Но давайте задумаемся: в глобальном потеплении 20% вины лежит на автотранспорте. Вроде ледники от нас далеко, но мне как представителю предприятия, в структуре которого есть сельское хозяйство, известно, что мы не получаем тот урожай, который могут давать наши земли, потому что не хватает влаги. С другой стороны, представим, что весь транспорт в мире переведен на электротягу. Это ни много ни мало 5 триллионов киловатт-часов — цифра колоссальная. Анализ динамики роста количества электротранспорта показывает, что на рынок уже приходит масс-сегмент, значит, потребление энергии будет расти многократно. Соответственно, появятся автомобили, доступные для потребителя. Наша страна двигается в нужном направлении.

цитата

Сегодня мы располагаем 450 ЭЗС, а к концу года их будет примерно 600. Наблюдается повышение комфортности эксплуатации электрокаров за счет сокращения времени зарядки. Поэтому делается акцент на увеличение мощности зарядных станций до 350 киловатт, что позволит за 10 минут зарядить батарею для 300 километров пробега. Идет большая работа с проектными институтами по определению локаций ЭЗС и по энергетической составляющей, поскольку необходимы соответствующие сети. И все должно сочетаться с маршрутами движения автомобилей. Это особенно сложная проблема для городов, поскольку там нужно ставить комплексы как для автомобилей, так и для электробусов. Первый такой комплекс будет запущен в июле 2022 года в Минске.  

электромотоциклы

 

О стратегии содействия развитию электротранспорта в стране рассказал заместитель министра энергетики Денис Мороз:

— Нужно отметить один из важнейших аспектов в сегодняшней ситуации на энергетическом рынке — это ввод в эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС. В 2022 году планируется запуск всей электростанции на полную мощность, которая будет обеспечивать 40% потребности республики в электроэнергии. А это около 4,5 миллиарда кубических метров природного газа, который мы покупаем. Его несжигание позволит снизить выброс парниковых газов на 7 миллионов тонн. Кроме того, это будет стимулировать рост потребления электричества. Одним из серьезных направлений как раз и является развитие электротранспорта.

Минэнерго активно участвует в создании соответствующей сетевой структуры. За 2012—2020 годы потребление энергоресурсов удвоилось, а в 2021-м ожидается рост еще на треть по сравнению с 2020-м.Это четко иллюстрирует динамику процесса. Минэнерго помогает «Белоруснефти» развивать инфраструктуру зарядных станций, предоставляя для них электрическую энергию. Но, как отметил Денис Мороз, желательно делать это с минимальными затратами, поскольку присутствует прямая связь со стоимостью зарядки. В Министерстве энергетики проведена актуализация загрузки мощностей всех подстанций. Это делается для того, чтобы любые инвесторы (не только «Белоруснефть») видели, где есть резерв мощности, и могли планировать строительство своих ЭЗС. 

— Что касается участия Министерства энергетики в развитии этого вида транспорта, то мы используем его с 2019-го, — продолжил спикер. — Уже можно сказать, что эксплуатационные расходы электрокаров в 3—4 раза ниже, чем автомобилей с ДВС. Это достаточно серьезный показатель, поэтому наш выбор очевиден. Следует отметить, что законодательство требует совершенствования в части регулирования использования юридическими лицами электротранспорта: отнесение затрат по зарядке, нормирование расхода электричества и некоторые другие. Также существенным неудобством в данном контексте является большая зависимость эксплуатационных характеристик автомобиля от климатических условий, в частности в холодное время года. Но прогресс не стоит на месте, технологии развиваются, появляются новые предложения. Можно быть уверенным, что со временем многие проблемы будут успешно решены.

В целом участники презентационных и деловых встреч в «Великом камне» сошлись во мнении: популяризация электротранспорта как перспективного и экологически чистого должна стать не разовой акцией, а повседневным делом заинтересованных структур, их топ-менеджеров и персонала. Тем более, что с вводом в промышленную эксплуатацию первого энергоблока Белорусской атомной электростанции появляются дополнительные возможности для развития этого направления.

 

ФОТО Елизавета Блашко

 

  

 

"Великий камень" Электротранспорт Минэнерго Виктор Каранкевич Минпром Сергей Гунько Белоруснефть Андрей Котик
03 Августа 2021
2238
Рейтинг: 4