— Абсолютно правильно. В нашей уже сложившейся производственной практике две реперные даты — День нефтяника и Новый год. И если вторая дата больше ассоциируется с выполнением годовых производственных планов, то ко Дню нефтяника всегда хочется преподнести подарки в виде открытия новых залежей углеводородов. В этом году с подарками у нас все в порядке!
— Стратегическими и основными задачами геологической службы являются выявление и освоение новых месторождений, а также интенсификация разработки действующих. Важнейшими задачами для нас остаются восполнение ресурсной базы углеводородов и повышение уровня добычи нефти. Для их достижения необходимо активное проведение поисково-разведочных работ, внедрение новых технологий и разработка месторождений трудноизвлекаемых запасов.
Несмотря на то, что работы по поиску и разведке новых залежей рискованные и высокозатратные, ежегодное инвестирование в это направление постоянно увеличивается. За последние пять лет мы увеличили объем полевых сейсморазведочных работ 3D со 180 до 380 квадратных километров, проходка при строительстве поисково-разведочных скважин выросла с 6 до 38 тысяч метров горных пород. Данная практика себя полностью оправдывает, поскольку позволяет в последующем более корректно оценивать ресурсную базу предприятия и планировать добычу нефти на средне- и долгосрочную перспективу.
— От идеи до реализации любого технологического процесса проходит в среднем 3—5 лет. И геологоразведка не является исключением. Для того чтобы геологу поставить на карте точку для строительства будущей поисково-разведочной скважины, необходимо пройти длительный и весьма сложный путь подготовительных камеральных работ, состоящих из следующих этапов:
— С учетом геологической особенности формирования Припятского бассейна и незначительных его размеров ресурсная база имеет свои ограничения. Наша задача заключается в повышении качества выработки всех видов остаточных запасов нефти. Здесь в первую очередь вопрос стоит в технологических прорывах в развитии нефтегазодобывающего оборудования. Внедрение и развитие инновационного оборудования для интенсификации добычи нефти позволили во многих районах мира пересмотреть подходы к освоению ресурсной базы, сделать рентабельной разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Нашей целью является адресная работа со всеми видами остаточных запасов в регионе для вовлечения их в разработку и достижения максимальных значений коэффициента нефтеизвлечения. Поэтому говорить о каком-то пределе на долгую перспективу, я считаю, весьма преждевременно.
— Наука сама по себе является системой знаний о закономерностях в развитии природы. Научная деятельность направлена на получение и систематизацию объективных знаний о действительности. Это делается путем сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. Современная наука, по существу, опирается на проведение лабораторных экспериментов, логические выводы и математическое моделирование процессов. В каждой такой цепочке или уравнении существует ряд неизвестных, которые могут приводить к погрешности или в конечном итоге к формированию риска. Поэтому геологоразведка является весьма рискованной наукой!
Надеюсь, я смог ответить на ваш непростой вопрос?
— В бильярде есть такое выражение: «Правильно ударенный шар мимо лузы не пройдет». Такой подход и в геологоразведке. Ни одна поисково-разведочная скважина не пробурена зря. Мы всегда получаем от бурения или прямые подтверждения, или керновый и геолого-геофизический материал, помогающий принять решение, куда нам двигаться дальше.
— Наука рассматривает разные теории происхождения нефти. В последнее время в СМИ часто упоминается об альтернативных источниках возникновения углеводородов, в том числе об их возобновляемости. Самый главный критерий в этом вопросе как раз не битва ученых (кто прав, кто не прав), а результат работ. Как показывает практика, выигрывает тот, кто активно внедряет в производство самые высокотехнологичные инновации и смелые решения.
Особенностью остаточных извлекаемых запасов нефти является постоянное ухудшение их качества. Применяемые традиционные технологии разработки месторождений уже не позволяют увеличить темпы их отбора и тем более коэффициент извлечения нефти. Для ряда категорий трудноизвлекаемых запасов пока отсутствуют технологии рентабельной разработки.
Объективная реальность обусловливает необходимость разработки, адаптации и внедрения комплекса усовершенствованных и новых технологий для повышения темпов отбора и эффективности выработки трудноизвлекаемых запасов нефти.
— Позволю себе ответить на данный вопрос немного иначе. Это показатель, отражающий представления геологов об истинных условиях формирования залежей нефти и наиболее эффективных способах выработки запасов. Естественные условия залегания нефти неизменны, глубина формирования представлений об этих условиях — процесс познаний.
Геология месторождений Припятского прогиба достаточно разнообразна и характеризуется различными осложняющими факторами. Это и большие глубины залегания, сложная тектоническая обстановка, массивные соляные купола, высокая расчлененность и неоднородность коллекторов, сильная фациальная изменчивость по площади и многие другие параметры, которые не добавляют оптимизма. Тем не менее в процессе познания нам удается разгадывать тайны природы и ежегодно получать за счет доразведки 15—20% суммарного годового прироста запасов.
— В Российской Федерации можно выделить два значимых факта. Во-первых, приобретение в декабре 2019 года с аукциона для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья Южно-Тыдэоттинского лицензионного участка недр. Это позволит нарастить как ресурсную базу нашей компании «Янгпур», так и ее добычной потенциал.
Во-вторых, это уверенный темп роста добычи компании. С гордостью могу констатировать, что в России добыча углеводородного сырья в 2019 году составила 34,2% от уровня добычи на территории Беларуси. К 2026 году в России планируется достичь такого же уровня добычи, как в белорусском регионе.
В Украине с 2012 года дочернее предприятие ООО «Сервис Ойл» зарекомендовало себя как высококвалифицированный и многопрофильный сервисный подрядчик. Сфера его деятельности — строительство, капитальные и текущие ремонты нефтяных и газовых скважин, выполнение операций по гидроразрыву пласта, сейсморазведочные работы 3D, колтюбинговые услуги и др.
С начала производства работ выполнено 165 операций по гидроразрыву пласта, 187 ремонтов скважин с применением комплекса гибких насосно-компрессорных труб, пробурено пять высокотехнологичных скважин, шесть скважин восстановлены методом бурения бокового ствола, выполнены сейсморазведочные работы 3D на семи участках общей площадью 874 квадратных километра.
Филиал РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в Эквадоре — АО «Сервис Ойл Эквадор Эквасервойл С.А.» — с 2014 года реализует проект разработки действующего нефтяного актива Армадильо. За истекший период нам удалось пробурить 11 скважин, построить объекты собственной инфраструктуры, добыть более двух миллионов баррелей нефти. Благодаря работе геологической службы открыты две новые залежи нефти, что позволило увеличить общий ресурс месторождения на 120%. Также разработана стратегия развития предприятия на ближайшую перспективу, предусматривающая строительство дополнительных поисково-разведочных скважин для наращивания ресурсной базы и добычного потенциала актива.
— Если говорить о перспективе, то стратегически мы видим расширение перечня своих услуг и форм работы на украинском и российском рынке, а также углубленную интеграцию на нефтесервисном рынке Индии.
На украинском рынке мы представлены большим спектром нефтесервисных услуг, таких как бурение новых скважин, боковых стволов, проведение гидроразрыва пластов, колтюбинговые технологии, сейсморазведочные работы 3D, и другими сопутствующими услугами. В перспективе рассчитываем на налаживание в Украине партнерства в добыче углеводородов. Это позволит усилить наше присутствие у южных соседей путем создания мощного кластера, охватывающего широкий спектр компетенций — от качественного сервиса до реализации нефти и газа.
На российском рынке важным видится стратегическое партнерство с ПАО «Газпромнефть» в проекте «Фортуна». В настоящий момент активно прорабатывается концепция альянса между «Белоруснефтью» и «Газпромнефтью» по разработке зрелых активов в Западной Сибири. Это позволит нам нарастить свое присутствие не только с технологическим сервисом, но и с научным со стороны нашего корпоративного центра — БелНИПИнефть. Сотрудники института уже доказали свой профессионализм при подготовке комплексного проекта разработки Холмогорского месторождения компании АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».
Что касается рынка Индии, то он видится весьма привлекательным в рамках сотрудничества с двумя государственными компаниями Oil Indiа и ONGC. У нас имеется опыт взаимодействия с этими компаниями в камеральных и исследовательских работах, которые были выполнены институтом БелНИПИнефть. Однако перед научным центром стоит задача как расширения спектра услуг, так и поиска возможностей организации собственного технологического нефтяного сервиса.
— Для меня как для главного геолога одной из основных задач является обеспечение прироста запасов за счет открытия новых месторождений нефти и газа, что позволяет уверенно смотреть в будущее и настраивать на это свой коллектив. Поэтому гордость в первую очередь вызывает геологическая служба предприятия, благодаря усердному труду которой в этом году было открыто три новых месторождения нефти с общим приростом геологических запасов более четырех миллионов тонн нефти. И это не просто красивые цифры выполнения плана для годовой статистики. Главное в том, что результаты бурения и открытие новых залежей увеличивают перспективы и ресурсный потенциал Центральной структурной зоны Припятского прогиба. В 2020 году завершаются работы на Макановичско-Великоборском участке, по результатам которых будет уточнено геологическое строение и намечены дальнейшие геологоразведочные исследования на Азерецко-Хобнинской тектонической ступени.
В целом в пределах Центральной структурной зоны за 2020—2023 годы планируется пробурить более десяти поисково-разведочных скважин. Это позволит с уверенностью строить дальнейшие планы по наращиванию ресурсной базы нашего региона.
Отдельно необходимо отметить концептуальное и технологическое переоснащение Центра исследования керна на базе института БелНИПИнефть. В настоящий момент можно с гордостью сказать, что мы создали высокотехнологичный Центр по изучению керна, который способен решать любые геологические задачи в сфере литологии, петрофизики, геохимии, геомеханики и другие узконаправленные исследования. Данный центр по своей функциональной оснащенности и научному потенциалу входит в пятерку лучших кернохранилищ на постсоветском пространстве.
На вторую часть вашего вопроса ответ всегда один: «Все получится!» Желание, уверенность и профессионализм обеспечивают самую надежную базу для развития.
— Конечно, за возможности. В чем они заключаются? Возможность познания профессии, обучения и совершенствования своих как профессиональных, так и личностных качеств, возможность выбора сферы деятельности, реализации научных и производственных идей, реализации себя как специалиста и руководителя, открытия новых рубежей, а самое главное — за возможность заниматься любимым делом.
ФОТО Вячеслав Суходольский