Белорусский производитель грузовых шин ОАО «Белшина» и французский — компания Michelin исподволь конкурируют. При идентичном уровне качества продукции (что подтверждают многочисленные независимые эксперты) первый привлекает покупателей ценой, второй — историей бренда. Между тем в цехах и того, и другого предприятия даже оборудование установлено одинаковое, в частности вулканизационные прессы китайской компании Himile. Кроме того, во многом схожи и применяемые технологии. При этом на постсоветском пространстве «Белшина» остается абсолютным монополистом по выпуску линейки цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 25—29 дюймов.
Сейчас на предприятии, на заводе крупногабаритных шин (КГШ), готовятся к полномасштабному производству радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром 25—29 дюймов. Эта инновационная продукция предназначена для эксплуатации в карьерах и в смешанном цикле на шарнирно-сочлененных самосвалах, фронтальных погрузчиках и бульдозерах. Данный инвестиционный проект — национального масштаба, курируется на самом высоком уровне. Для удобства реализации проект разбит на три пусковые очереди.
— Всего два года назад за заводе КГШ на месте установки современного сборочного оборудования находился промежуточный участок хранения обрезиненных кордов. Чтобы освободить площадку под объекты инвестпроекта, этот участок «подвинули» — перенесли на другую территорию, затем переделали поточно-транспортную систему, — рассказывает директор завода КГШ Павел Луцкевич. — Сегодня два сборочных комплекса ЦМК шин с посадочным диаметром 25—29 дюймов уже в строю. В работу они были запущены поочередно: первый совместно с китайскими специалистами — в июне 2020 года, второй полностью самостоятельно — в мае 2021-го. Здесь происходит сборка новых ЦМК шин. Пять типоразмеров мы уже поставили на серийное производство, и они заслуженно пользуются спросом как в Беларуси, так и в Российской Федерации, Казахстане. Их берут для карьерной техники — бульдозеров, самосвалов, которые работают в горнорудной и добывающей отраслях. Пробную партию впервые отправили в Монголию, но, правда, пока не заручились обратной связью.
На данный момент, по словам директора, завод КГШ вступает в активную фазу второго этапа производства новой линейки шин. В стадии освоения находятся еще десять новых типоразмеров. Из них по восьми заключены договоры на эксплуатационные испытания, в свою очередь из этих восьми три уже эксплуатируются в реальных условиях на карьерах в Беларуси, другие три внедрены, то есть работают и показывают неплохие результаты, две модели шин (самые большие —29,5R29) в настоящее время проходят испытания в стенах опытно-исследовательского цеха.
— Для того, чтобы получить полную картину по качественным характеристикам продукции, здесь, как правило, применяют различные методики испытаний, — поясняет Павел Луцкевич. — С помощью специального оборудования создаются реальные условия эксплуатации шин в искусственных условиях. Когда получим положительные результаты, сможем приступить к выпуску опытно-промышленной партии. По остальным вопросам все логистические цепочки, все технологические процессы уже апробированы и отработаны, все нюансы «доточены».
Ровно год назад на предприятии произошло знаменательное событие — запуск на заводе КГШ вулканизационного пресса на 117 дюймов, приобретенного в рамках реализации инвестпроекта вместе с десятью новыми пресс-формами. В работах по монтажу оборудования были задействованы не только белорусские (белшиновские) специалисты, но и представители компании Himile. В назначенное время 11 июля на новом вулканизационном прессе впервые в истории ОАО «Белшина» была свулканизована шина 29,5R29 BEL-305. Следующими стали 29,5R29 BEL-379 и 20,5 R25 BEL-374.
— Согласно бизнес-плану ОАО «Белшина» на 2022 год объем производства радиальных ЦМК шин 25—29 дюймов должен составить 8 300 единиц продукции, — продолжает директор завода КГШ, — потом планируем увеличить этот показатель до 16 695 штук. Следующий, финальный, этап предполагает выпуск 26 619 шин в год. Мощности, которыми мы на сегодня уже располагаем, позволяют производить такое количество новых ЦМК шин. Выше — проблематично, придется наращивать мощности вулканизационных прессов.
Специалисты знают, что одна шина вулканизуется от двух часов до пяти с половиной. Для увеличения объемов производства одного пресса будет недостаточно. Поэтому сейчас, по словам Павла Луцкевича, в стадии контрактно-договорной работы находится закупка еще семи вулканизационных прессов на 117 дюймов для вулканизации новых моделей ЦМК шин. Ожидается, что до конца года вопрос будет решен положительно.
Об особенностях и принципиальных отличиях радиальных ЦМК шин от других похожих предложений на рынке рассказывает ведущий инженер завода КГШ Владимир Михнёв:
— Эти шины представляют собой новое поколение продукции на шинном рынке. В качестве армирующего материала здесь применяется металлокорд, благодаря чему шина приобретает более конкурентоспособные эксплуатационные свойства. Например, за счет более высокой износостойкости и меньшей деформации при движении и нагреве она становится долговечнее. Кроме того, шины с металлокордом отличаются рядом преимуществ, в числе которых увеличение толщины протектора, что обусловливает длительный срок службы (в среднем подобные шины «бегают» в два раза дольше традиционных); уменьшение сопротивления качению, а это, в свою очередь, влияет на повышение топливной экономичности автомобиля; отличные показатели по теплостойкости и теплопроводности. Еще один плюс — способность выдерживать предельные нагрузки: наши шины не деформируются и сохраняют качественные характеристики даже на самых сложных участках.
Самой удачной на сегодня моделью на заводе называют радиальную ЦМК шину 18.00R25. Она способна пройти даже 96 тысяч км, но в любом случае меньше 50 тысяч км — никак. Все зависит от условий эксплуатации: ведь ездить можно по камням, а можно по песку. Для сравнения: диагональная шина такого же исполнения — 18.00R25 — максимум может пройти 36—39 тысяч км. И еще одна параллель: точно такая же, как белорусская, радиальная ЦМК шина 18.00R25, но производства Michelin «берет» от 50 до 100 тысяч км в зависимости от условий эксплуатации. Это к вопросу о конкуренции двух компаний.
Кстати, в рамках инвестиционного проекта ОАО «Белшина» помимо установки сборочного и вулканизационного оборудования предусмотрен и монтаж сверхточной системы контроля качества.
— Это общемировая практика, а не наше ноу-хау, — делится Владимир Михнёв. — Все выпускаемые нами шины проходят 100-процентный контроль качества на внутренние дефекты. Метод неразрушающего контроля позволяет видеть малейшие нарушения в структуре продукции, невидимые глазом. Подчеркну: текстильные шины такому контролю не подвергаются — это делается только для ЦМК.
Монтажом и поверкой рентгенотелевизионного комплекса «Филин-292» на заводе КГШ занимались представители российской компании — производителя «ТЕСТРОН».
— Для удобства использования и повышения производительности контроля мы разработали и выпускаем несколько вариантов универсальных автоматизированных рентгенотелевизионных комплексов для применения в различных отраслях промышленности, в том числе шинной, — говорит помощник руководителя проектов компании «ТЕСТРОН» Александр Рыбаков. — По требованию заказчика, как и в случае с «Белшиной», мы дорабатываем конструкцию базовых установок для решения конкретных задач.
Представители компании «ТЕСТРОН» — производителя оборудования неразрушающего контроля: помощник руководителя проектов Александр Рыбаков, программист Илья Купенин, специалист по настройке рентгена Павел Конов
По словам Владимира Михнёва, за время пробных проверок качества новых ЦМК шин скрытые дефекты не выявлены. Однако это не повод ослабить контроль. Шина от «Белшины» должна быть идеальна во всем.
В целом говорить об экономической эффективности инвестиционного проекта по производству радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром 25—29 дюймов можно будет после ввода в эксплуатацию всего комплекса оборудования. Но уже сейчас не приходится сомневаться в том, что шины с указанным посадочным диаметром высоко востребованы на мировом рынке, а специалисты ОАО «Белшина» авторитетно подтверждают техническую возможность и готовность предприятия выпускать дефицитную инновационную продукцию.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая